Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста методами Б.Блума: "Ромашка Блума", "Кубик Блума", авторские игровые методы "Что такое хорошо и что такое плохо?", технология "Говорящая стена".
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
АУ «Институт развития образования» провел расширенное заседание учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по теме «Новое пространство развития дошкольного образования», в котором приняла участие наш педагог Т.А. Викторова.
Татьяна Анатольевна поделилась опытом, с коллегами округа, по применению современных методов из своей практики: «Методы Блума как инструмент формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста». Речь пойдет о инновационных методах «Ромашка Блума», «Кубик Блума», «Загадка дня», «Говорящая азбука», а метод «Говорящая стена» является авторским.
В настоящее время это является одним из интересов профессиональной деятельности педагога.
Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические методы и технологии. И я считаю необходимым поделиться не только методами Блума, но и другими методами, которые работают в моей практике и вместе составляют комплекс методов, направленных на развитие и формирование функциональной грамотности у моих воспитанников. Они взаимодополняют друг друга, не нагружая образовательный процесс и не перегружая образовательное пространство, и процесс достижения цели становится эффективнее.
- Методами развития критического, аналитического мышления является Таксономия Бенджамина Блума.
Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – И строится по принципу «от простого к сложному».
Таксономия Блума служит педагогу своеобразным навигатором: с её помощью удобно и легко выстраивать как отдельные занятия, так и целые программы, находить нужные задачи и инструменты оценивания под каждый этап обучения. В основу положены три психологических области: когнитивная, аффективная и психомоторная, но мы, педагоги-дошкольники адаптировали его методы под наши задачи и эффективно применяем.
«Ромашка Блума» - в классическом ее исполнении состоит их 6-ти лепестков. На каждом лепестке обозначены вопросы. Всего видов тоже 6. Самый простой вопрос основан на знаниях и отвечает на вопрос Что? Кто? Когда? Как? следующий вопрос уточняющий, который отвечает на вопросы Правильно ли я поняла…? И т.д. Для того чтобы заинтересовать детей в эту игру и получить образовательный эффект, я модифицировала ромашку и с одной стороны, для себя разместила вопросы, а для детей, вместо вопросов сделала картинки в виде вопросов – символов. Картинки - вопросы мы выбирали с детьми и они по ним хорошо ориентируются и самостоятельно играют.
2. Структура Кубика состоит, в классическом исполнении, из вопросов и читается слева направо и сверху вниз. Но, сложность заключается в том, что дети не могут сами проследить принцип «от простого к сложному» так при бросании кубик выпадает на разные грани. Фантазия педагогов-дошкольников не иссякает, и коллеги придумывают тематические кубики, что, конечно удобно в использовании.
Я раскладываю кубики в нужном мне центре, дети обращают на него внимание и мы с ним играем, при этом использую разные формы: индивидуальную, подгрупповую или фронтальную.
В своей практике я активно использую эти методы на протяжении всей образовательной недели и предлагаю следующие рекомендации:
Старайтесь использовать Ромашку Блума в разных вариациях: цветная картинка для фронтальной работы, ч/б рисунок каждому ребенку для индивидуальной работы, преобразование вопросов в обычную таблицу - кубик Блума.
Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести примеры.
Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний.
Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребенка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.
Вопросы-интерпретации также используйте дозировано. Они должны быть заданы тогда, когда ответ действительно интересно услышать и он даст образовательный эффект (будет не просто тренировкой фантазии).
Можно в Ромашку Блума играть с игральным кубиком, передавая ход, а можно детям выбрать себе номер лепестка и при выпадении числа на кубике ребенок отвечает на вопрос.
Таксономии играют большую роль в теории обучения. С их помощью можно изучить, интерпретировать любое слово, любую проблему, любую тему, тем самым повышая функциональную грамотность воспитанников. Дети не только получают знания. Но используют их в своей детской деятельности, а педагог получает обратную связь.
Они еще важны, потому что позволяют детям:
Получать целевые знания.
- Задавать вопросы, и тем самым расширяя кругозор.
- Искать ответы на возникающие вопросы.
- Решать проблемные ситуации.
- Учат коммуницировать.
- Позволяют применять знания и обогащать опыт.
- Чувствовать себя успешным, уверенным, любознательным и активным.
- Осуществляет саморазвитие.
Для педагога:
- Правильно ставить образовательные цели и выстраивать обучение на всех возрастных этапах.
- Выбирать инструменты для оценки.
- Видеть результат обучения.
- Вовремя заметить уровень сформированных знаний, навыков и умений с возможностью коррекции.
- Получение удовлетворения.
- Новые планы и перспективы.
3. Метод «Загадка дня» - используется в утренний период времени, для создания настроя детей на вид деятельности или нацеливание детей на тему образовательной недели. Она бывает в виде ребуса, алгоритма, загадки, задачи. Отгадывая, которые, ребенок узнает, что ему предстоит сегодня узнать и чем заниматься. Свой вариант ребенок пишет на полоске бумаги с одной стороны, а свое имя с другой. Это необходимо для придания уверенности ребенка в целях ошибок при написании отгадки и моего контроля.
На утреннем круге мы с ребятами обсуждаем ответы и находим правильные. Важным моментом для меня является то, как дети мыслят и правильно ли записали свой ответ. И таким образом я выстраиваю индивидуальную работу.
4. Метод «Говорящая азбука». Суть метода в том, что погружаясь в тему образовательной недели, ребенок наполняется знаниями, и все свои знания записывает в табличку- азбуку - слова на определенную букву. В этом нам помогают и родители. Тем детям, которые не умеют писать, помогают родители, они пишут печатными буквами слово и ребенок перепечатывает его. Этот метод позволяет расширять словарный запас детей, переводить слова из пассивного словаря в активный. В этом методе закрепляется и правильность написания букв, слова, а так же умение писать на вертикальной поверхности, что в школе детям очень пригодится.
Правила по работе с методами:
-Обязательно анализировать ответы детей.
-Не критиковать детей за написанное.
-Не исправлять самостоятельно.
5. В основе метода «Говорящая стена» положена проектная технология трех вопросов: что я знаю? Что я хочу узнать? И как узнать?
В понедельник, на утреннем круге, после использования метода «Загадка дня», дети узнают тему образовательной недели и мы выясняем, что они знают, что хотят узнать, где будем искать ответы на вопросы?
Каждый день, дети, получая новую информацию по теме недели, зарисовывают или записывают интересные для себя открытия, в конце недели, дети достают лепестки и рассказывают о полученных знаниях, с помощью Ромашки, мы подводим итоги.
Важным моментом является то, как дети зарисовывают свои знания и записывают. Дети владеют методом «Кодирования текста» по технологии ОТСМ-ТРИЗ, а так же в рамках работы по авторской программе «Раз словечко - два словечко» имеют навыки печатания, к которой прилагается методический комплекс Речь + в которую входит детская типография. Работа с типографией выстраивается индивидуально и малыми подгруппами. Это учит правильному изображению букв и повышает стремление детей к началу самостоятельного чтения и печатания.
Заканчиваем образовательную неделю рефлексией: дети стикером выбирают тот вид эмоций, который они испытывали в течение недели получая знания или испытывали в настоящее время рассказывая о добытых знаниях и объясняют свой выбор.
Рекомендации по применению методов для развития функциональной грамотности у детей дошкольного возраста для педагогов:
- Следуйте правилам и принципам методов.
- Вовлекайте родителей.
- Начинайте работу с понятной для Вас темы.
- Изучайте опыт педагогов-новаторов и крутые практики.
- Распространяйте свой результативный опыт, дайте возможность другим педагогам у Вас учиться!
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Методы, которые применяет педагог в своей работе, должны быть понятными, легко интегрированными в образовательное пространство не нагружая его.
Такие методы, как «Загадка дня», «Говорящая азбука», Таксономия Бенджамина Блума, «Говорящая стена» подходят под любой вид образовательной темы, ситуации, проблемы и направлены на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_bluma_v_razvitii_funktsionalnoy_gramotnosti_uchashchihsya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АУ «Институт развития образования» провел расширенное заседание учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по теме «Новое пространство развития дошкольного образования», в котором приняла участие наш педагог Т.А. Викторова.
Татьяна Анатольевна поделилась опытом, с коллегами округа, по применению современных методов из своей практики: «Методы Блума как инструмент формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста». Речь пойдет о инновационных методах «Ромашка Блума», «Кубик Блума», «Загадка дня», «Говорящая азбука», а метод «Говорящая стена» является авторским.
В настоящее время это является одним из интересов профессиональной деятельности педагога.
Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические методы и технологии. И я считаю необходимым поделиться не только методами Блума, но и другими методами, которые работают в моей практике и вместе составляют комплекс методов, направленных на развитие и формирование функциональной грамотности у моих воспитанников. Они взаимодополняют друг друга, не нагружая образовательный процесс и не перегружая образовательное пространство, и процесс достижения цели становится эффективнее.
- Методами развития критического, аналитического мышления является Таксономия Бенджамина Блума.
Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – И строится по принципу «от простого к сложному».
Таксономия Блума служит педагогу своеобразным навигатором: с её помощью удобно и легко выстраивать как отдельные занятия, так и целые программы, находить нужные задачи и инструменты оценивания под каждый этап обучения. В основу положены три психологических области: когнитивная, аффективная и психомоторная, но мы, педагоги-дошкольники адаптировали его методы под наши задачи и эффективно применяем.
«Ромашка Блума» - в классическом ее исполнении состоит их 6-ти лепестков. На каждом лепестке обозначены вопросы. Всего видов тоже 6. Самый простой вопрос основан на знаниях и отвечает на вопрос Что? Кто? Когда? Как? следующий вопрос уточняющий, который отвечает на вопросы Правильно ли я поняла…? И т.д. Для того чтобы заинтересовать детей в эту игру и получить образовательный эффект, я модифицировала ромашку и с одной стороны, для себя разместила вопросы, а для детей, вместо вопросов сделала картинки в виде вопросов – символов. Картинки - вопросы мы выбирали с детьми и они по ним хорошо ориентируются и самостоятельно играют.
2. Структура Кубика состоит, в классическом исполнении, из вопросов и читается слева направо и сверху вниз. Но, сложность заключается в том, что дети не могут сами проследить принцип «от простого к сложному» так при бросании кубик выпадает на разные грани. Фантазия педагогов-дошкольников не иссякает, и коллеги придумывают тематические кубики, что, конечно удобно в использовании.
Я раскладываю кубики в нужном мне центре, дети обращают на него внимание и мы с ним играем, при этом использую разные формы: индивидуальную, подгрупповую или фронтальную.
В своей практике я активно использую эти методы на протяжении всей образовательной недели и предлагаю следующие рекомендации:
Старайтесь использовать Ромашку Блума в разных вариациях: цветная картинка для фронтальной работы, ч/б рисунок каждому ребенку для индивидуальной работы, преобразование вопросов в обычную таблицу - кубик Блума.
Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести примеры.
Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний.
Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребенка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.
Вопросы-интерпретации также используйте дозировано. Они должны быть заданы тогда, когда ответ действительно интересно услышать и он даст образовательный эффект (будет не просто тренировкой фантазии).
Можно в Ромашку Блума играть с игральным кубиком, передавая ход, а можно детям выбрать себе номер лепестка и при выпадении числа на кубике ребенок отвечает на вопрос.
Таксономии играют большую роль в теории обучения. С их помощью можно изучить, интерпретировать любое слово, любую проблему, любую тему, тем самым повышая функциональную грамотность воспитанников. Дети не только получают знания. Но используют их в своей детской деятельности, а педагог получает обратную связь.
Они еще важны, потому что позволяют детям:
Получать целевые знания.
- Задавать вопросы, и тем самым расширяя кругозор.
- Искать ответы на возникающие вопросы.
- Решать проблемные ситуации.
- Учат коммуницировать.
- Позволяют применять знания и обогащать опыт.
- Чувствовать себя успешным, уверенным, любознательным и активным.
- Осуществляет саморазвитие.
Для педагога:
- Правильно ставить образовательные цели и выстраивать обучение на всех возрастных этапах.
- Выбирать инструменты для оценки.
- Видеть результат обучения.
- Вовремя заметить уровень сформированных знаний, навыков и умений с возможностью коррекции.
- Получение удовлетворения.
- Новые планы и перспективы.
3. Метод «Загадка дня» - используется в утренний период времени, для создания настроя детей на вид деятельности или нацеливание детей на тему образовательной недели. Она бывает в виде ребуса, алгоритма, загадки, задачи. Отгадывая, которые, ребенок узнает, что ему предстоит сегодня узнать и чем заниматься. Свой вариант ребенок пишет на полоске бумаги с одной стороны, а свое имя с другой. Это необходимо для придания уверенности ребенка в целях ошибок при написании отгадки и моего контроля.
На утреннем круге мы с ребятами обсуждаем ответы и находим правильные. Важным моментом для меня является то, как дети мыслят и правильно ли записали свой ответ. И таким образом я выстраиваю индивидуальную работу.
4. Метод «Говорящая азбука». Суть метода в том, что погружаясь в тему образовательной недели, ребенок наполняется знаниями, и все свои знания записывает в табличку- азбуку - слова на определенную букву. В этом нам помогают и родители. Тем детям, которые не умеют писать, помогают родители, они пишут печатными буквами слово и ребенок перепечатывает его. Этот метод позволяет расширять словарный запас детей, переводить слова из пассивного словаря в активный. В этом методе закрепляется и правильность написания букв, слова, а так же умение писать на вертикальной поверхности, что в школе детям очень пригодится.
Правила по работе с методами:
-Обязательно анализировать ответы детей.
-Не критиковать детей за написанное.
-Не исправлять самостоятельно.
5. В основе метода «Говорящая стена» положена проектная технология трех вопросов: что я знаю? Что я хочу узнать? И как узнать?
В понедельник, на утреннем круге, после использования метода «Загадка дня», дети узнают тему образовательной недели и мы выясняем, что они знают, что хотят узнать, где будем искать ответы на вопросы?
Каждый день, дети, получая новую информацию по теме недели, зарисовывают или записывают интересные для себя открытия, в конце недели, дети достают лепестки и рассказывают о полученных знаниях, с помощью Ромашки, мы подводим итоги.
Важным моментом является то, как дети зарисовывают свои знания и записывают. Дети владеют методом «Кодирования текста» по технологии ОТСМ-ТРИЗ, а так же в рамках работы по авторской программе «Раз словечко - два словечко» имеют навыки печатания, к которой прилагается методический комплекс Речь + в которую входит детская типография. Работа с типографией выстраивается индивидуально и малыми подгруппами. Это учит правильному изображению букв и повышает стремление детей к началу самостоятельного чтения и печатания.
Заканчиваем образовательную неделю рефлексией: дети стикером выбирают тот вид эмоций, который они испытывали в течение недели получая знания или испытывали в настоящее время рассказывая о добытых знаниях и объясняют свой выбор.
Рекомендации по применению методов для развития функциональной грамотности у детей дошкольного возраста для педагогов:
- Следуйте правилам и принципам методов.
- Вовлекайте родителей.
- Начинайте работу с понятной для Вас темы.
- Изучайте опыт педагогов-новаторов и крутые практики.
- Распространяйте свой результативный опыт, дайте возможность другим педагогам у Вас учиться!
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Методы, которые применяет педагог в своей работе, должны быть понятными, легко интегрированными в образовательное пространство не нагружая его.
Такие методы, как «Загадка дня», «Говорящая азбука», Таксономия Бенджамина Блума, «Говорящая стена» подходят под любой вид образовательной темы, ситуации, проблемы и направлены на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук - инновационная технология по формированию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
В статье представлен опыт работы воспитателя по систематизации и закреплению детьми полученных начальных математических знаний через использование технологии Лепбук....
Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Использование предложенных матриц позволит педагогу организовать воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста по формированию у них предпосылок функциональной грамотности таким ...
Выступление для педагогов ДОО Республики Адыгея: "Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста"
Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста...
Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Данный материал представляет собой доклад на педагогическом совете и освещает основные вопросы формирования функциональной грамотности у дошкольников....
Профессиональное совершенствование деятельности педагогических работников. Практический конструктор моделирования образовательного пространства. «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Повышение компетенции педагогов по теме «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»...
Основы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста так как она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах...
«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...