Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста методами Б.Блума: "Ромашка Блума", "Кубик Блума", авторские игровые методы "Что такое хорошо и что такое плохо?", технология "Говорящая стена".
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Анатольевна Викторова

АУ «Институт развития образования» провел расширенное заседание учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  по теме «Новое пространство развития дошкольного образования», в котором приняла участие наш педагог Т.А. Викторова.

Татьяна Анатольевна поделилась опытом, с коллегами округа, по  применению современных методов из своей практики: «Методы Блума как инструмент формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста». Речь пойдет о инновационных методах «Ромашка Блума», «Кубик Блума», «Загадка дня», «Говорящая азбука», а метод «Говорящая стена» является авторским.

В настоящее время это является одним из интересов профессиональной деятельности педагога.

 

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические методы и технологии. И я считаю необходимым поделиться не только методами Блума, но и другими методами, которые работают в моей практике и вместе составляют комплекс методов, направленных на развитие и формирование функциональной грамотности у моих воспитанников. Они взаимодополняют друг друга, не нагружая образовательный процесс и не перегружая образовательное пространство, и процесс достижения цели становится эффективнее.

  1. Методами развития критического, аналитического мышления является Таксономия Бенджамина Блума.

Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – И строится по принципу «от простого к сложному».

Таксономия Блума служит педагогу своеобразным навигатором: с её помощью удобно и легко выстраивать как отдельные занятия, так и целые программы, находить нужные задачи и инструменты оценивания под каждый этап обучения. В основу положены три психологических области: когнитивная, аффективная и психомоторная, но мы, педагоги-дошкольники адаптировали его методы под наши задачи и  эффективно применяем.

 «Ромашка Блума» -  в классическом ее исполнении состоит их  6-ти лепестков. На каждом лепестке обозначены вопросы. Всего видов тоже 6. Самый простой вопрос основан на знаниях и отвечает на вопрос Что? Кто? Когда? Как? следующий вопрос уточняющий, который отвечает на вопросы Правильно ли я поняла…? И т.д. Для того чтобы заинтересовать детей в эту игру и получить образовательный эффект, я модифицировала ромашку и с одной стороны, для себя разместила вопросы, а для детей, вместо вопросов сделала картинки в виде вопросов – символов. Картинки - вопросы мы выбирали с детьми и они по ним хорошо ориентируются и самостоятельно играют.

2. Структура Кубика состоит, в классическом исполнении, из вопросов и читается слева направо и сверху вниз. Но, сложность заключается в том, что дети не могут сами проследить принцип «от простого к сложному» так при бросании кубик выпадает на разные грани. Фантазия педагогов-дошкольников не иссякает, и коллеги придумывают тематические кубики, что, конечно удобно в использовании.

Я раскладываю кубики в нужном мне центре, дети обращают на него внимание и мы с ним играем, при этом использую разные формы: индивидуальную, подгрупповую или фронтальную.

В своей практике я активно использую эти методы на протяжении всей образовательной недели и предлагаю следующие рекомендации:

Старайтесь использовать Ромашку Блума в разных вариациях: цветная картинка для фронтальной работы, ч/б рисунок каждому ребенку для индивидуальной работы, преобразование вопросов в обычную таблицу - кубик Блума.

Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести примеры.

Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний.

Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребенка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.

Вопросы-интерпретации также используйте дозировано. Они должны быть заданы тогда, когда ответ действительно интересно услышать и он даст образовательный эффект (будет не просто тренировкой фантазии).

Можно в Ромашку Блума играть с игральным кубиком, передавая ход, а можно детям выбрать себе номер лепестка и при выпадении числа на кубике ребенок отвечает на вопрос.

Таксономии играют большую роль в теории обучения. С их помощью можно изучить, интерпретировать любое слово, любую проблему, любую тему, тем самым повышая функциональную грамотность воспитанников. Дети не только получают знания. Но используют их в своей детской деятельности, а педагог получает обратную связь.

Они еще важны, потому что позволяют детям:

Получать целевые знания.

  1. Задавать вопросы, и тем самым расширяя кругозор.
  2. Искать ответы на возникающие вопросы.
  3. Решать проблемные ситуации.
  4. Учат коммуницировать.
  5. Позволяют применять знания и обогащать опыт.
  6. Чувствовать себя успешным, уверенным, любознательным и активным.
  7. Осуществляет саморазвитие.

Для педагога:

  1. Правильно ставить образовательные цели и выстраивать обучение на всех возрастных этапах.
  2. Выбирать инструменты для оценки.
  3. Видеть результат обучения.
  4. Вовремя заметить уровень сформированных знаний, навыков и умений с возможностью коррекции.
  5. Получение удовлетворения.
  6. Новые планы и перспективы.

3. Метод «Загадка дня» - используется в утренний период времени, для создания настроя детей на вид деятельности или нацеливание детей на тему образовательной недели. Она бывает в виде ребуса, алгоритма, загадки, задачи. Отгадывая, которые, ребенок узнает, что ему предстоит сегодня узнать и чем заниматься. Свой вариант ребенок пишет на полоске бумаги с одной стороны, а  свое имя с другой. Это необходимо для придания уверенности ребенка в целях ошибок при написании отгадки и моего контроля.

На утреннем круге мы с ребятами обсуждаем ответы и находим правильные. Важным моментом для меня является то, как дети мыслят и правильно ли записали свой ответ. И таким образом я выстраиваю индивидуальную работу.

4. Метод «Говорящая азбука». Суть метода в том, что погружаясь в тему образовательной недели, ребенок наполняется знаниями, и все свои знания записывает в табличку- азбуку - слова  на определенную букву. В этом нам помогают и родители. Тем детям, которые не умеют писать, помогают родители, они  пишут печатными буквами слово и ребенок перепечатывает его. Этот метод позволяет расширять словарный запас детей, переводить слова из пассивного словаря  в активный. В этом методе закрепляется и правильность написания букв, слова, а так же умение писать на вертикальной поверхности, что в школе детям очень пригодится.

Правила по работе с методами:

-Обязательно анализировать ответы детей.

-Не критиковать детей за написанное.

-Не исправлять самостоятельно.

5. В основе метода «Говорящая стена» положена проектная технология трех вопросов: что я знаю? Что я хочу узнать? И как узнать?

В понедельник, на утреннем круге, после использования метода «Загадка дня», дети узнают тему образовательной недели и мы выясняем, что они знают, что хотят узнать, где будем искать ответы на вопросы?

 Каждый день, дети, получая новую информацию по теме недели, зарисовывают или записывают интересные для себя открытия, в конце недели, дети достают лепестки и рассказывают о полученных знаниях, с помощью Ромашки, мы подводим итоги.

Важным моментом является то, как дети зарисовывают свои знания и записывают. Дети владеют методом «Кодирования текста» по технологии ОТСМ-ТРИЗ, а так же в рамках работы по авторской программе «Раз словечко - два словечко» имеют  навыки печатания, к которой прилагается методический комплекс Речь + в которую входит детская типография. Работа с типографией выстраивается индивидуально и малыми подгруппами.  Это учит правильному изображению букв и повышает стремление детей к началу самостоятельного чтения и печатания.

Заканчиваем образовательную неделю рефлексией: дети стикером выбирают  тот вид  эмоций, который они испытывали в течение недели получая знания или испытывали в настоящее время рассказывая о добытых знаниях и объясняют свой выбор.

Рекомендации по применению методов для развития функциональной грамотности у детей дошкольного возраста для педагогов:

 - Следуйте правилам и принципам методов.

 - Вовлекайте родителей.

 - Начинайте работу с понятной для Вас темы.

 - Изучайте опыт педагогов-новаторов и крутые практики.

 - Распространяйте свой результативный опыт,  дайте возможность другим педагогам  у Вас учиться!

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

 Методы, которые применяет педагог в своей работе, должны быть понятными, легко интегрированными в образовательное пространство не нагружая его.

Такие методы, как «Загадка дня», «Говорящая азбука», Таксономия Бенджамина Блума, «Говорящая стена» подходят под любой вид образовательной темы, ситуации, проблемы и направлены на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АУ «Институт развития образования» провел расширенное заседание учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  по теме «Новое пространство развития дошкольного образования», в котором приняла участие наш педагог Т.А. Викторова.

Татьяна Анатольевна поделилась опытом, с коллегами округа, по  применению современных методов из своей практики: «Методы Блума как инструмент формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста». Речь пойдет о инновационных методах «Ромашка Блума», «Кубик Блума», «Загадка дня», «Говорящая азбука», а метод «Говорящая стена» является авторским.

В настоящее время это является одним из интересов профессиональной деятельности педагога.

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические методы и технологии. И я считаю необходимым поделиться не только методами Блума, но и другими методами, которые работают в моей практике и вместе составляют комплекс методов, направленных на развитие и формирование функциональной грамотности у моих воспитанников. Они взаимодополняют друг друга, не нагружая образовательный процесс и не перегружая образовательное пространство, и процесс достижения цели становится эффективнее.

  1. Методами развития критического, аналитического мышления является Таксономия Бенджамина Блума.

Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – И строится по принципу «от простого к сложному».

Таксономия Блума служит педагогу своеобразным навигатором: с её помощью удобно и легко выстраивать как отдельные занятия, так и целые программы, находить нужные задачи и инструменты оценивания под каждый этап обучения. В основу положены три психологических области: когнитивная, аффективная и психомоторная, но мы, педагоги-дошкольники адаптировали его методы под наши задачи и  эффективно применяем.

 «Ромашка Блума» -  в классическом ее исполнении состоит их  6-ти лепестков. На каждом лепестке обозначены вопросы. Всего видов тоже 6. Самый простой вопрос основан на знаниях и отвечает на вопрос Что? Кто? Когда? Как? следующий вопрос уточняющий, который отвечает на вопросы Правильно ли я поняла…? И т.д. Для того чтобы заинтересовать детей в эту игру и получить образовательный эффект, я модифицировала ромашку и с одной стороны, для себя разместила вопросы, а для детей, вместо вопросов сделала картинки в виде вопросов – символов. Картинки - вопросы мы выбирали с детьми и они по ним хорошо ориентируются и самостоятельно играют.

2. Структура Кубика состоит, в классическом исполнении, из вопросов и читается слева направо и сверху вниз. Но, сложность заключается в том, что дети не могут сами проследить принцип «от простого к сложному» так при бросании кубик выпадает на разные грани. Фантазия педагогов-дошкольников не иссякает, и коллеги придумывают тематические кубики, что, конечно удобно в использовании.

Я раскладываю кубики в нужном мне центре, дети обращают на него внимание и мы с ним играем, при этом использую разные формы: индивидуальную, подгрупповую или фронтальную.

В своей практике я активно использую эти методы на протяжении всей образовательной недели и предлагаю следующие рекомендации:

Старайтесь использовать Ромашку Блума в разных вариациях: цветная картинка для фронтальной работы, ч/б рисунок каждому ребенку для индивидуальной работы, преобразование вопросов в обычную таблицу - кубик Блума.

Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести примеры.

Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний.

Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребенка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.

Вопросы-интерпретации также используйте дозировано. Они должны быть заданы тогда, когда ответ действительно интересно услышать и он даст образовательный эффект (будет не просто тренировкой фантазии).

Можно в Ромашку Блума играть с игральным кубиком, передавая ход, а можно детям выбрать себе номер лепестка и при выпадении числа на кубике ребенок отвечает на вопрос.

Таксономии играют большую роль в теории обучения. С их помощью можно изучить, интерпретировать любое слово, любую проблему, любую тему, тем самым повышая функциональную грамотность воспитанников. Дети не только получают знания. Но используют их в своей детской деятельности, а педагог получает обратную связь.

Они еще важны, потому что позволяют детям:

Получать целевые знания.

  1. Задавать вопросы, и тем самым расширяя кругозор.
  2. Искать ответы на возникающие вопросы.
  3. Решать проблемные ситуации.
  4. Учат коммуницировать.
  5. Позволяют применять знания и обогащать опыт.
  6. Чувствовать себя успешным, уверенным, любознательным и активным.
  7. Осуществляет саморазвитие.

Для педагога:

  1. Правильно ставить образовательные цели и выстраивать обучение на всех возрастных этапах.
  2. Выбирать инструменты для оценки.
  3. Видеть результат обучения.
  4. Вовремя заметить уровень сформированных знаний, навыков и умений с возможностью коррекции.
  5. Получение удовлетворения.
  6. Новые планы и перспективы.

3. Метод «Загадка дня» - используется в утренний период времени, для создания настроя детей на вид деятельности или нацеливание детей на тему образовательной недели. Она бывает в виде ребуса, алгоритма, загадки, задачи. Отгадывая, которые, ребенок узнает, что ему предстоит сегодня узнать и чем заниматься. Свой вариант ребенок пишет на полоске бумаги с одной стороны, а  свое имя с другой. Это необходимо для придания уверенности ребенка в целях ошибок при написании отгадки и моего контроля.

На утреннем круге мы с ребятами обсуждаем ответы и находим правильные. Важным моментом для меня является то, как дети мыслят и правильно ли записали свой ответ. И таким образом я выстраиваю индивидуальную работу.

4. Метод «Говорящая азбука». Суть метода в том, что погружаясь в тему образовательной недели, ребенок наполняется знаниями, и все свои знания записывает в табличку- азбуку - слова  на определенную букву. В этом нам помогают и родители. Тем детям, которые не умеют писать, помогают родители, они  пишут печатными буквами слово и ребенок перепечатывает его. Этот метод позволяет расширять словарный запас детей, переводить слова из пассивного словаря  в активный. В этом методе закрепляется и правильность написания букв, слова, а так же умение писать на вертикальной поверхности, что в школе детям очень пригодится.

Правила по работе с методами:

-Обязательно анализировать ответы детей.

-Не критиковать детей за написанное.

-Не исправлять самостоятельно.

5. В основе метода «Говорящая стена» положена проектная технология трех вопросов: что я знаю? Что я хочу узнать? И как узнать?

В понедельник, на утреннем круге, после использования метода «Загадка дня», дети узнают тему образовательной недели и мы выясняем, что они знают, что хотят узнать, где будем искать ответы на вопросы?

 Каждый день, дети, получая новую информацию по теме недели, зарисовывают или записывают интересные для себя открытия, в конце недели, дети достают лепестки и рассказывают о полученных знаниях, с помощью Ромашки, мы подводим итоги.

Важным моментом является то, как дети зарисовывают свои знания и записывают. Дети владеют методом «Кодирования текста» по технологии ОТСМ-ТРИЗ, а так же в рамках работы по авторской программе «Раз словечко - два словечко» имеют  навыки печатания, к которой прилагается методический комплекс Речь + в которую входит детская типография. Работа с типографией выстраивается индивидуально и малыми подгруппами.  Это учит правильному изображению букв и повышает стремление детей к началу самостоятельного чтения и печатания.

Заканчиваем образовательную неделю рефлексией: дети стикером выбирают  тот вид  эмоций, который они испытывали в течение недели получая знания или испытывали в настоящее время рассказывая о добытых знаниях и объясняют свой выбор.

Рекомендации по применению методов для развития функциональной грамотности у детей дошкольного возраста для педагогов:

 - Следуйте правилам и принципам методов.

 - Вовлекайте родителей.

 - Начинайте работу с понятной для Вас темы.

 - Изучайте опыт педагогов-новаторов и крутые практики.

 - Распространяйте свой результативный опыт,  дайте возможность другим педагогам  у Вас учиться!

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

 Методы, которые применяет педагог в своей работе, должны быть понятными, легко интегрированными в образовательное пространство не нагружая его.

Такие методы, как «Загадка дня», «Говорящая азбука», Таксономия Бенджамина Блума, «Говорящая стена» подходят под любой вид образовательной темы, ситуации, проблемы и направлены на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук - инновационная технология по формированию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

В статье представлен опыт работы воспитателя по систематизации и закреплению детьми полученных  начальных математических знаний  через использование технологии Лепбук....

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Использование предложенных матриц позволит педагогу организовать воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста по формированию у них предпосылок функциональной грамотности таким ...

Выступление для педагогов ДОО Республики Адыгея: "Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста"

Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста...

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Данный материал представляет собой доклад на педагогическом совете и освещает основные вопросы формирования функциональной грамотности у дошкольников....

Основы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста так как она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах...

«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...