Использование дидактических игр при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профессией врача
статья (старшая группа)
Статья посвящена исследованию актуальной проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессией врача через использование дидактических игр. Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поняв значимость труда, у детей возникает чувство гордости за результаты трудовой деятельности своих близких родственников и людей вообще. Дети получают возможность расширить словарь и уточнить знания о профессиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр при ознакомлении детей старшего
дошкольного возраста с профессией врача
Мосина Евгения Сергеевна
Студент Дзержинского педагогического колледжа,
РФ, Дзержинск
Аннотация
Статья посвящена исследованию актуальной проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессией врача через использование дидактических игр. Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поняв значимость труда, у детей возникает чувство гордости за результаты трудовой деятельности своих близких родственников и людей вообще. Дети получают возможность расширить словарь и уточнить знания о профессиях.
Ключевые слова: мир профессий, игра, ФГОС ДО, врач, ребенок, труд.
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в
процессе профессионального самоопределения личности. В настоящее время
проблема формирования представлений дошкольников о мире профессий
недостаточно разработана в педагогической науке. Несмотря на это, всем
понятна важнейшая роль представлений у дошкольников о людях разных
профессий.
Именно в это время происходит активная социализация детей,
накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе
- сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. В современном
мире профессий стало очень много. И все время появляются все новые и
новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире
профессий. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не
понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать
социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Расширение знаний о профессиях позволяет детям понять и принять
мир взрослых, сформировать интерес к труду, у ребёнка зарождается мечта о
собственном будущем. Поняв значимость труда, у детей возникает чувство
гордости за результаты трудовой деятельности своих близких родственников
и людей вообще.
Для детей старшего дошкольного возраста основным видом
деятельности является игра. Через игру ребенок познает мир, приучается к
труду, потому что игра и труд неразрывно связаны между собой. Ребенку
мало знаний о профессии, чтобы их закрепить — нужно поиграть.
Актуальность исследования состоит в том, чтобы познакомить детей
старшего дошкольного возраста с профессиями, а также важностью
профессии врача через дидактическую игру.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования) значимость
трудового воспитания дошкольников подчеркивается в области социально –
коммуникативное развитие: «Формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества». [1]
В соответствии с программой «От рождения до школы», в старшей
группе воспитатель ставит перед собой следующие задачи: расширять
представления детей о труде взрослых, результатах их труда, его
общественной значимости; формировать бережное отношение к тому, что
сделано руками человека; прививать детям чувство благодарности к людям
за их труд. [3]
Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство
формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное
средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения
с людьми. Дети получают возможность расширить словарь и уточнить
знания о профессиях.
Высокую значимость трудового воспитания в становлении личности
дошкольника отмечало большинство выдающихся педагогов таких как: А.С.
Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.И. Логинова, Ж.Ж. Руссо, И.Г.
Песталоцци, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Я.А. Коменский и другие.
В. И. Логинова делала акцент на содержании труда, предлагала
знакомить детей с продуктами деятельности представителей разных
профессий, воспитывать уважительное отношение к труду. [5]
Т. С. Комарова, Л .В. Куцакова, Л. Ю. Павлова отмечали, что важно
знакомить детей со спецификой труда людей конкретного региона страны.
[2]
В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» рассказывает
о том, как шестилетки с увлечением выращивают цветы и 8 Марта дарят их
мамам, бабушкам, воспитательницам. Это и самим детям приносит радость и
вселяет веру в то, что и они способны радовать других. [4]
Игровую деятельность рассматривали такие ученые как: А.В.
Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская,
Л.В. Артемова, С.Л. Новосёлова, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко и другие.
В детских садах формирование представлений о мире труда и
профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и
систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора
профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано
с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст
можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для
профессионального самоопределения в будущем.
В старшем дошкольном возрасте представления ребёнка о профессиях
ограничены достаточно небогатым жизненным опытом – он знает о работе
мамы и папы, воспитателя, профессиях летчика, водителя, продавца и еще
немногих. Знания эти порой ограниченны и поверхностны.
Однако, ориентация в безграничном мире человеческих занятий
является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Важность профессий медицинского профиля для развития в ребенке
гуманности, человеколюбия неоспоримы.
Важно дать понять детям, что врач - добрый и милосердный, потому
что дело, которым он занимается, облегчает страдания больного и спасает
его от смерти. Нужно научить детей относиться к врачам с уважением.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Текст: электронный // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.): официальный сайт. – 2013. – URL :
- Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2009. - 68 с. - ISBN отсутствует. – Текст : непосредственный.
- Нечаева, В.Г. Трудовое воспитание в детском саду / В. Г. Нечаева. Москва : Просвещение, 1961. - 179 с. - ISBN отсутствует. – Текст : непосредственный.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев : Радянська школа, 1974. – 287 с. – ISBN отсутствует. – Текст : непосредственный.
- Трудовое воспитание в детском саду / В. Г. Нечаева. – Москва : Просвещение, 1961. - 179 с. - ISBN отсутствует. – Текст : непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями. «Знакомим с профессиями». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Знакомство детей с различными видами труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представление о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, ф...
на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями, «Все работы хороши, все профессии важны!».
1. Совершенствование воспитательного и образовательного процесса по расширению, и уточнению представлений о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результата...
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями
Картотека дидактических игрпо ознакомлению детей дошкольного возрастас профессиями...
Использование дидактического синквейна при ознакомлении детей дошкольного возраста с прфессиями
В практике работы дошкольных образовательных учреждений при ознакомлении дошкольников с профессиями используются разные методы и приемы. Одним из таких приемов является дидактический синквейн.Си...
Перспективный план по использованию дидактических игр для ознакомления дошкольников среднего возраста с художественной литературой
Перспективный план по использованию дидактических игр для ознакомления дошкольников среднего возраста с художественной литературой...
«Взаимодействие с родителями по ознакомлению детей раннего возраста с профессиями (шофёр, повар, врач)»
Семья – это то, пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. Одной из основ...
Педагогический проект "Знакомство детей раннего возраста с профессией врача»
У детей раннего дошкольного возраста нет чётких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых. Не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий: не ч...