Опытно - экспериментальная деятельность в средней группе "Огород на подоконнике".
опыты и эксперименты (средняя группа)
МКДОУ Детский сад «Солнышко»
Опытно – экспериментальная деятельность в средней группе
«Огород на подоконнике».
Воспитатели: Сизова Г.А.
2024 г.
Актуальность
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста.
Дети средней группы, наблюдая и участвуя в процессе экспериментальной деятельности на мини-огороде, получат новые знания и у них появится устойчивый интерес к новой деятельности.
Цель: создание условий для познавательного развития детей через опытно – экспериментальную деятельность и организацию наблюдений за объектами живой природы.
Задачи:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Методы и приёмы : наблюдение, рассматривание, практические трудовые действия, сравнение, заполнение фиксационных карт, тематические прогулки.
Предполагаемый результат опытно – экспериментальной деятельности
• Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
• Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
• Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.
• Дети научаться вести наблюдения.
ХОД ПРОЕКТА
I этап – Подготовительный
1) Выбор темы
Во время работы в природном уголке дети замечают стаканчик с семенами и луковицы, и тут же у них возникает вопрос: «Что это за семечки? Зачем тут лежит лук?». Мой ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород, например на нашем окне, очень удивил детей. А от лука можно получить зеленые перышки уже сейчас. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «Как посадить эти семечки?» «Как можно вырастить урожай на нашем окне?» Отсюда и возникла тема огорода на окне «Огород на подоконнике».
Были заданы вопросы:
Что знаем? | Что хотим узнать? | Как можем найти ответы? |
| 1.Где растут растения? 2.Откуда берутся растения? 3.Как посадить семечко? 4.Как правильно ухаживать за растениями? 5.Как появляются корешки? 6.Из чего состоят растения? |
|
На основе детских высказываний спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.
Мероприятия
- Разработан перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности.
- Изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения за луком.
- Изготовить шапочки – овощи для инсценировки «Хороводная - Огородная».
- Оформление уголка с дидактическими играми, коллекцией семян, книжками-самоделками, картотекой потешек. Сделать подборку стихов и загадок об овощах.
- Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)
- Разбивка огорода на подоконнике.
- Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Работа с родителями
- Родительское собрание «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».
- Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
- С помощью родителей собрать коллекцию семян.
- С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек.
- Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
II этап – Исследовательский
- Проведение мероприятий перспективного плана проекта (элементарные научные сведения) НОД по изучению культурных растений в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей (чтение художественной литературы, беседы, игровые обучающие ситуации, ситуативные разговоры, рассказы, образовательные ситуации, рассматривание репродукций, составление рассказов, пересказы).
- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений. Дети наблюдали за ростом растений, проводили эксперименты и опыты с последующим фиксированием результатов.
- Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей.
- В процессе реализации проекта были использованы разные виды игр с детьми: дидактические, настольные, строительные, театрализованные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, игры драматизации.
Реализация проекта
Мини-проект «Все начинается с семечка»
Роли: исследователи, изобретатели, дизайнеры.
Конечный продукт: Создание коллекции семян.
Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.
Мини-проект «А мы семя сеяли…»
Роли: огородники, садоводы, исследователи.
Конечный продукт: Посев семян.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.
Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!»
Роли: огородники, изобретатели, рассказчики, слушатели, дизайнеры, исследователи.
Конечный продукт: Выращенный лук, рассказы детей о своих наблюдениях, о проделанной дома работе. Фотовыставки.
Действия вне детского сада: предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди. Совместно с детьми дома посадить лук и украсить тару.
Мини-проект «Огородная наука» (в течение всего проекта)
Роли: лаборанты, исследователи
Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает кабачок, перец, салат, а так же сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло.
Действия вне детского сада: порекомендовать родителям дома посадить семечко для дальнейшего наблюдения за ним. Привлекать детей к ухаживанию за комнатными растениями.
Мини-проект «Создание книжек малышек» совместно с родителями (создать дома книжки-малышки про овощи)
Роли: создатели, исследователи, оформители, рассказчики, слушатели.
Конечный продукт: создание книжек-малышек «Мои любимые овощи», «Сборник стихов про овощи», «Загадки на грядках», Сказка репка.
Действия вне детского сада: предложить родителям дома рассмотреть дома книги, рассказав об их разнообразии (бывают книги со сказками, стихами, загадками).
Мини-проект «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
Роли: садоводы, огородники, исследователи.
Конечный результат: Выращенные растения.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи и фрукты на даче в огороде, какие инструменты им в этом помогают.
Перспективный план мероприятий
№ | Мероприятия | Цели | ||
Познавательное развитие | ||||
1 | Наблюдение 1. «Выращиваем лук». | Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки. | ||
2 | Наблюдение 2. «Выращиваем лук». | Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий — воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании и связывать ее с тем, что все луковицы находятся в разных условиях: одна луковица — в самых хороших (есть свет, тепло, вода), поэтому она лучше всех проросла, у нее более длинные корни и зелень, у другой есть тепло и влага, но нет света, она тоже хорошо проросла, но только листья загнутые и желтые; третья имеет влагу, свет, но сидит в холоде она почти совсем не проросла; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы. | ||
3 | Наблюдение 3. «Выращиваем лук». | Цель: учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени, корней), связывать их с условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры, пользуясь трафаретами; отмечать истекшую неделю в календаре «полоской времени». | ||
4 | Наблюдение 4. «Выращиваем лук». | Цель: учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать, их с неодинаковыми условиями жизни, зарисовывать луковицы с натуры. | ||
5 | Наблюдение 5. «Выращиваем лук». | Цель: развивать в детях наблюдательность — умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. | ||
6 | Беседа исследование. «Узнаем, какая земля». | Цель: выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется. | ||
7 | Опыт – эксперимент « Вода и растения». | Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений. | ||
8 | Опыт – эксперимент «Солнце и лучок». | Цель: определить роль солнца в жизни растений. | ||
9 | Опыт – эксперимент «Человек и лучок». | Цель: выявить насколько луку, необходим уход человека. | ||
10 | Наблюдения: «Растут ли наши растения?» | Цель: учить детей замечать изменения в росте и развитии растений . | ||
11 | Дидактическая игра «Путаница» | Цель: уточнить знания детей о частях растений. | ||
12 | Беседа «Все начинается с семечка» | Цель: расширять знания детей об особенностях строения и роста растений; развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность; воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. | ||
13 | Беседы: «Что такое «Огород на окне», «Какие растения можно вырастить на окне». | Цель: познакомить детей с понятием «огород на окне»; развивать и поддержать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; учить детей ставить перед собой цель. | ||
14 | Игровая обучающая ситуация «Карлсон выращивает овес на крыше» | Цель: учить детей сеять и выращивать овес; уточнить их представление об условиях, необходимых для роста растений; воспитывать доброжелательное отношение к переживаниям персонажа. | ||
15 | Рассказ «Лук от семи недуг» | Цель: показать значимость лука для здоровья человека. | ||
16 | Игровая обучающая ситуация «Чиполино помогает выращивать лук» | Цель: уточнить представления детей о том, что для проращивания луковиц нужны такие же условия, которые необходимы всем растениям для роста и развития (питательная почва, вода, тепло, свет); напомнить о том, что в зеленом луке много витаминов, которые необходимы всем людям, особенно в конце зимы; развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения в состоянии растений. | ||
17 | Наблюдение «Такие разные корни и ростки» | Цель: побуждать к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов, учить делать зарисовки в листке наблюдений. | ||
18 | Наблюдение « Первые всходы». | Цель: развивать у детей наблюдательность; учить отражать в лепке ростки растений. Учить детей выявлять изменения, которые произошли с посеянными семенами; дать детям понятие о процессе испарения влаги (понаблюдать капельки воды, образовавшиеся под плёнкой); развивать творческие способности детей при передаче в лепке первых всходов. | ||
19 | Рассматривание « Первые признаки роста. Помощь Айболита». | Цель: продолжать учить детей оценивать по внешнему виду состояние растений (зарисовки); воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними; воспитывать бережное отношение к растениям, понимание, что они живые организмы, которым необходимы хорошие условия жизни; отражать рост растений с помощью зарисовок. | ||
20 | Образовательная ситуация «Домовёнок Кузя поручил вырастить укроп, петрушку и салат» | Цель: вызвать интерес к выращиванию растений; понимать смысл написанного текста; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. | ||
21 | Ситуативный разговор «Овощи и фрукты» | Цель: учить узнавать овощи и фрукты по цвету, величине, вкусу, называть их, различать по внешнему виду; формировать представление о характерных признаках некоторых овощей, их цвете - знакомство с формами овощей и фруктов. | ||
22 | Ситуативный разговор «Таблетки растут на грядке» | Цель: продолжать знакомить с овощами; познакомить с понятием витамины; вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь. | ||
23 | Наблюдение «Сначала цветок, а потом – плод» | Цель: познакомить детей с помидором, обратить внимание детей на его цветочки и плоды (мелкие и более крупные), вызвать желание наблюдать за растением. | ||
24 | Ситуативный разговор «Что любит помидор» | Цель: познакомить детей с элементарными правилами ухода за растениями. | ||
25 | Ситуативный разговор «Незрелый вкусный овощ». | Цель: заинтересовать детей удивительной информацией об огурце. | ||
26 | Дидактическая игра «Вершки и корешки» | Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плод) | ||
27 | Беседа «Вкусно и полезно» | Цель: формировать представления о пользе овощей и фруктов; учить отвечать на вопросы полным ответом. | ||
28 | Дидактическая игра «Узнай по вкусу, узнай по цвету» | Цель: уточнить понятия овощи и фрукты. | ||
27 | Образовательная ситуация «Вот какой огород! » | Цель: уточнить знания детей о культурных и декоративных растениях; продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растении; формировать умение делать простейшие выводы - практическая деятельность. | ||
29 | Игровая ситуация «Сварим из овощей суп» | Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия. | ||
30 | Дидактическая игра «Давайте попробуем!» | Цель: дать детям знания: овощи нужно есть, они вкусные и полезные; чтобы быть здоровым, надо каждый день есть овощи, перед едой овощи надо мыть, чистить. | ||
Социально – коммуникативное развитие | ||||
1 | Беседа, рассказ «Овощи и фрукты – полезные продукты». Витамины в овощах и фруктах. | Цель: способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор детей; формировать представление о важности и пользе фруктов и овощей; обогащать словарный запас; развивать устную речь. | ||
2 | Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: сюжет «Овощной отдел». | Цель: формировать умение в ходе игры придерживаться сюжета, способствовать развитию игровых действий; учить детей строить взаимодействие со сверстниками, играть дружно, принимать во внимание желания товарищей. | ||
3 | Театрализованная игра «Пых». | Цель: учить детей активно участвовать в игре, изображать характерные особенности героев; развивать творческие способности, воспитывать интерес к театрализованной игре. | ||
4 | Беседа с детьми «Витамины полезны для здоровья» | Цель: уточнить и обобщить представления о пользе витаминов для здоровья; закрепить знания об овощах и фруктах, учить определять их на вкус. | ||
5 | Дидактическая игра «Что мы готовим на обед» Дидактическая игра «Урожай» | Цель: воспитывать интерес у детей к еде, которую они едят; повторить название овощей. Цель: закрепить знания детей, связанные со сбором урожая, учить различать по внешнему виду овощи и фрукты. | ||
6 | Игра – упражнение «Овощи на грядке» | Цель: учить детей использовать свои знания об овощах. | ||
7 | Беседа «Польза овощей и фруктов» | Цель: уточнять знания об использовании овощей и фруктов в пищу, о приготовлении овощных, фруктовых салатов. | ||
8 | Ситуативный разговор «Чудо – овощи, что можно приготовить из овощей» | Цель: познакомить с плодами овощных культур. Закрепить знание о месте их произрастания- огород; закрепить умение описывать овощ по характерным признакам; закрепить знания о способах их приготовлениях; учить детей проявлять гостеприимство; принимать участие в элементарных трудовых процессах. | ||
9 | Игровая ситуация «Купим овощи для салата, купим фрукты для компота» | Цель: учить в самостоятельной игре передавать сюжет из нескольких действий. | ||
10 | Дидактическая игра «Кто скорее соберет» | Цель. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность. | ||
11 | Дидактическая игра «Что сажают в огороде» | Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки. | ||
12 | Игра – драматизация «Чудесное лукошко» | Цель: закрепить ранее полученные знания на тему овощи и фрукты. | ||
13 | Сюжетно – ролевая игра «На даче» | Цель: Учить детей выполнять в игре ролевые действия. Воспитывать доброжелательность, формировать умение ладить с товарищами в совместной игре. | ||
14 | Игровая ситуация «Вот веселый огород, что здесь только не растет!» | Цель: показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека. | ||
Речевое развитие | ||||
1 | Рассматривание овощей, выращиваемых на «огороде» | Цель: познакомить детей с овощами, которые растут на нашем «огороде»; дать знания о том, что растения нуждаются в уходе; закрепить с детьми названия знакомых овощей; воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать. | ||
2 | «Расскажем домовёнку Кузе, как мы сеяли семена» | Цель: развивать умение при помощи моделей рассказывать об условиях, необходимых для роста и развития растения, устанавливать причинно-следственные связи. | ||
3 | Работа в огороде на окне: описание культурных растений. | Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ о культурном растении на окне; развивать связную речь, воспитывать любовь к природе. | ||
4 | Рассматривание «Выращивание лука на перо». | Цель: предложить детям рассмотреть луковицы, рассказать, как сажают лук, ухаживают за ним, какие изменения произошли со времени прошлого наблюдения. | ||
5 | «Рассказывание русской народной сказки «Репка» | Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками; учить понимать содержание сказки, запоминать героев и их действия; учить пересказывать содержание сказки вместе с воспитателем и драматизировать её; подражать героям сказки; воспитывать любовь к сказкам, желание самим пересказывать сказки. | ||
6 | Рассматривание репродукции картины И. Михайлова «Овощи и фрукты» | Цель: учить детей эмоционально откликаться на произведение, использовать в речи обобщающие понятия «овощи», «фрукты»; воспитывать интерес к живописи, познакомить с выразительными средствами, использованными художником. | ||
7 | Дидактическая игра «Во саду ли в огороде» | Цель: пополнить словарь детей новыми существительными на тему «фрукты и овощи». | ||
8 | Познавательный рассказ «Урожай». | Цель: систематизировать и дополнить знания детей об овощах, учить различать их, характеризовать их качества; рассказать детям о выращивании овощных культур. | ||
9 | Дидактическая игра «Что где растет?» | Цель: уточнять знания детей о месте произрастания овощей и фруктов, активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия. | ||
10 | Рассказывание по набору игрушек «Жили – были овощи» | Цель: активизировать лексику детей на основе углубления знаний об овощах, которые растут под землей и над землей; формировать навыки самостоятельного связного рассказывания по набору игрушек (муляжи овощей и фруктов). | ||
11 | Пересказ «Что растёт на огороде» | Цель: учить пересказывать сказку «Пых» (при педагогической поддержке); называть качественные характеристики предмета; правильно произносить существительные в родительном падеже; развивать коммуникативные навыки: участие в общей беседе, слушание собеседника, взрослого, не перебивая их; закрепить умения употреблять в активном словаре названия овощей. | ||
12 | Составление рассказа «Мои любимые овощи» | Цель: развивать навыки составления рассказа из опыта детей; активизировать названия овощей, закрепить обобщающее понятие «овощи» | ||
13 | Пересказ сказки «Репка» | Цель: формировать представление о том, что такое народные сказки; формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща по «цепочке»; развивать внимание, память; воспитывать умение друг друга, внимательно следить за повествованием. | ||
14 | Беседа «Польза овощных соков для детского организма». | Цель: формировать представления о пользе овощей; развивать умения различать и называть органы чувств, формировать представления об их роли в организм и о том, как их надо беречь. | ||
15 | Чтение стихотворения – песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку» | пер. шотл. И. Токмаковой. Цель: формировать интерес и потребность в чтении; воспитывать умения слушать фольклорную песенку, эмоционально воспринимать ее; создавать условия для разучивания наизусть небольшой песенки; развивать умение вести диалог с педагогом. | ||
16 | Инсценирование русской народной сказки «Репка» | Цель: доставить удовольствие от восприятия знакомой сказки; привлекать к воспроизведению диалогов между персонажами сказки; активизировать речь детей. | ||
17 | Чтение художественной литературы | Е. Бехлерова «Капустный лист» Потешка «Огуречик, огуречик...» Сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», украинская сказка «Колосок», Э.Хогарт «Мавин и его знаменитый кабачок», Я.Тайц «Послушный дождик», В.Сутеев «Яблоко» | ||
Художественно-эстетическое развитие | ||||
1 | Рисование «Лопата и грабли» | Цель: учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий; рисовать предметы крупно, располагая изображения по всей поверхности листа; развивать речь и мышление. | ||
2 | "Золотые подсолнухи" (аппликация из цветной бумаги и семян) | Цель: учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов; продолжать формировать аппликативные умения. | ||
3 | Рисование с натуры «Первые всходы» | Цель: учить рисовать с натуры первые всходы, передавая особенности строения, окраски и размещения в пространстве. | ||
4 | Рисование «Мы садили огород… (лук, горох)» | Цель: продолжать учить детей рисовать нетрадиционными методами (штампом, кистью руки, пальцем); развивать у детей чувство цвета, ритма (при рисовании листьев гороха); воспитывать аккуратность при работе с красками, желание рисовать. | ||
5 | "Во саду ли, в огороде (грядка с капустой и морковкой) (сюжетная лепка по мотивам сказки "Пых") | Цель: учить лепить морковку и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей: морковка в форме конуса с кудрявым хвостиком, капуста из ленты, свёрнутой в вилок (в форме бутона); показать, что разные овощи (репу и свеклу) можно лепить одним способом, так как они похожи по форме. | ||
6 | Лепка "Что растет у нас на грядке" | Цели: закреплять знания об обобщенных словах (овощи); продолжать учить лепить круглые и овальные формы. | ||
7 | Аппликация из заготовленных частей предмета «Лучок» | Цель: учить детей составлять целое из двух частей; закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист, прижимая тряпочкой; продолжать знакомить с желтым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием; развивать память; учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации. | ||
8 | Рисование «Помидорка, огурец» | Цель: развивать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы; закреплять умение набирать краску на кисть; развивать речь и мышление. | ||
9 | Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» | Цель: формировать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из бумаги в виде квадратов и прямоугольника, срезая углы способом закругления; развивать координацию движений обеих рук; закреплять умение аккуратно наклеивать изображения; учить правильно держать кисть; располагает изображение по всему листу. | ||
10 | Конструирование «Домики для овощей» | Цель: продолжать знакомить детей с напольным строительным материалом; учить сооружать постройки по образцу; формировать умение соотносить размеры построек с размерами овощей (помидор, огурец). | ||
11 | Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла …» | Цель: вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре; продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке. | ||
12 | "Заюшкин огород" (капуста и морковка) (сюжетная аппликация) на основе незавершенной композиции). | Цель: учить создавать аппликативные изображения овощей: морковку - способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту - способом обрывной и накладной аппликацией; вызвать интерес к составлению коллективной композиции. | ||
13 | "Выросла репка - большая - пребольшая" (коллективная обрывная аппликация) | Цель: учить детей создавать образ репки в технике обрывной аппликации: разрывать полоски бумаги желтого и оранжевого цвета на кусочки и приклеивать мозаично на готовый силуэт или в пределах заданного контура; разрывать бумагу зеленого цвета на кусочки, пытаясь передать форму листьев; вызвать желание работать группой, чтобы получилась большая - пребольшая репка. | ||
14 | Лепка "Репка на грядке". | Цель: вызвать у детей интерес к созданию образов по мативам знакомых сказок. Учить лепить репку: создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка сплющивать и оттягивать хвостик; моделировать листья и крепить к основной форме; показать возможность создания композиции на бруске пластилина (грядке). | ||
15 | Аппликация «Овощной магазин» | Цели: научить раскладывать и наклеивать различные «овощи» на полосках в виде цепочки на расстоянии один от другого; повторить названия цвета и формы овощей; закрепить умение пользоваться кистью и клеем. | ||
Презентация проекта
- Фотовыставка «Посадили мы лучок»
- Фотовыставка «Садоводы – огородники»
- Фотовыставка «Наш весёлый огород»
- Развлечение «В огород мы пойдем»
III этап – Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Результаты мониторинга по проекту «Наш весёлый огород»
5 баллов: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.
4 балла: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.
3 балла: Ребенок называет растения только с помощью взрослого. Интерес ситуативен. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Ухаживает за растениями только с помощь взрослого.
2 балла: Ребенок не знает названия растений. Не проявляет интерес. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания ухаживать за растениями нет.
1 балл: Ребенок отказывается от всех поручений, не проявляет интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Использованная литература:
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
- Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
- Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
- Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
- Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
- Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
- Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»
- Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
- Сигимова М.Н. Познание мира растений.
- Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»
- Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»
- Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.
- Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 1985.
Выводы: Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы
«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...
Конспект занятий по экологическому воспитанию с элементами опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Путешествие в страну чудес....
Опытно - экспериментальная деятельность в средней группе.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок нач...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему "воздух"
Занятие направлено на расширение представлений детей о воздухе и ознакомление с его свойствами....
Непосредственно образовательная деятельность по экологическому развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Спасение рыбки»
Цель НОД:Развивать познавательно - исследовательскую активность детей, формировать навыки экспериментирования с водой, вызвать желание заботиться о подводном животном мире....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».Цель: Продолжить знак...