Конспект занятий по экологическому воспитанию с элементами опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Макарова Наталия Ивановна

Путешествие в страну чудес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию с элементами опытно- экспериментальной деятельности в средней группе на тему «Путешествие в Страну знаний»

(с экологическими экспериментами)


Цель. Закреплять умения проводить опыты с водой с участием взрослых. Продолжать знакомить детей со свойствами воды.
Формировать знания о круговороте воды в природе.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. Расширять знания о родном крае.


Материал: на каждого ребенка - клеёнка на стол, три-четыре сосуда различной формы, формочка для песка, сухой песок, по два одинаковых стаканчика на каждого ребёнка, молоко, ложечки, термометр, горячая вода, глобус,

силуэт «Земной шар», кисти, каски, салфетки

Ход занятия.

Дети входят в зал. Рассаживаются полукругом на стулья.
Воспитатель.

Ребята сегодня утром в нашу группу залетел воздушный шарик. в нем что-то есть, давайте посмотрим. Здесь загадка, давайте её отгадаем.

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять.                                 (Вода)
        

Верно. Вы угадали. Мы с вами рисовали дождик, ручейки, море. (Обращает внимание на выставку детских рисунков) Какого цвета вода на ваших рисунках?
(Воспитатель показывает детям глобус, и предлагает им сесть).

- Кто знает, что это такое? (Ответы детей)
- Правильно это глобус. Глобус- это модель Земли. Слово глобус обозначает шар.
        Наша планета Земля – огромный шар, который летает в космосе вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг себя. (Показывает макет «Солнечная система») Облетела Земля вокруг Солнца - прошёл год. Повернулась вокруг себя – прошли сутки, т.е. день и ночь.
        

Какие цвета вы видите на глобусе? Какого цвета на глобусе больше? (Синего)

Что обозначено на глобусе синим цветом? (Синей цвет-вода, реки, моря и океаны).

Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный - голубой. Это потому, что синего цвета действительно на нём намного больше, чем жёлтого, белого, зелёного, коричневого.

Ребята, где сегодня вы видели воду? (Видели! Она течёт из крана, это снег, лёд. А ещё мы видели воду в аквариуме, в чашке, в лейке и т.п.) Верно! Вы очень внимательны!

Ребята, я знаю, что вы еще и любознательны. Я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к Профессору воды, и стать его учениками. Хотите? Давайте сядем с вами в лодку и поплывем, рассекая водную гладь, в страну Знаний. В путь!

Дети читают чистоговорку.

( Слышится спокойное  журчание воды. Входит Профессор )

Профессор. Вы  слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька - замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить;
Без воды нам не прожить!

- Здравствуйте, мои дорогие ученики. Сегодня я расскажу вам о воде. Для этого нам надо вооружиться вниманием и терпением.

Профессор показывает опыт 1.
( Профессор выполняет опыты за столом перед «лабораторными» столами, на которых работают дети)
Профессор. У меня есть три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной. Надо заполнить их водой. (Привлекает к   помощи  детей. Предлагает  детям пройти  к «лабораторным»  столам и налить воду в колбочки, мензурки)
Какую форму приняла вода? (Круг, цилиндр, прямоугольник и т.д.).

( Сначала высказываются дети  и в заключении подводит вывод Профессор)

Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода  течет. Вода -  жидкость.

Профессор показывает опыт 2.

Профессор вызывает ребёнка и предлагает ему насыпать в формочку песок, затем пересыпать его из формочки в ведёрко, а потом насыпает горкой на специальный поднос.
Посмотрите, песок тоже меняет форму. Неужели он жидкость? А вы как думаете?

Вывод: Песок не течет. Из песка можно строить песочные фигурки.

Профессор показывает опыт 3.

Давайте, с помощью опыта определим, что же такое песок? И отличается ли он от воды?

Опрокинем стакан с водой. Что происходит? (Вода растеклась.) А что будет, если опрокинуть ведёрко с песком? (Песок ложится горкой)
        Вывод: Вода и песок  разные вещества: вода – жидкое вещество, песок – сыпучее вещество. Лежит себе горкой и не собирается рассыпаться.

Профессор показывает опыт 4.

Теперь необходимо определить какого цвета вода? Как вы считаете?
Давайте проделаем ещё один опыт. На столах стоят по два одинаковых стакана: в одном – вода, в другом – молоко. Опустите чайные ложечки в стаканы. Что вы видите?
(В стакане с водой ложечка видна, а в стакане с молоком – нет)
        

Вывод: Воду и молоко можно налить. Вода и молоко - жидкость. Но вода – прозрачная, а молоко – непрозрачное, белого цвета.

Профессор показывает опыт 5. (выполняет только взрослый)

Теперь рассмотрим ещё одно свойство воды. Вода имеет температуру. Температура бывает не только у больного. Например, я сегодня совершенно здоров, но, если подержу под мышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть у всего и у воды тоже.

У меня два стакана: в красном – горячая вода, в синем - холодная вода.
Какая температура у воды?

(Профессор    измеряет   термометром  температуру воды. Показывает  детям, что температура  на  термометре в красном стакане повышается – столбик  поднимается  вверх, а  в синем стакане – опускается.)

Вывод: Краны с горячей водой отмечают красным цветом, краны с холодной водой отмечают синим цветом.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Дети  выкладывают в нужном порядке (на время) карточки с изображениями дождя капель, реки, моря, льда, тучи, облака, пара.

(Туча – капля – лужа - море, море – пар - облако - дождь и т.д.)


        Проводится игра «Ходят капельки по кругу».

Водящий – тучка. Дети «превращаются» в капельки и становятся в плотный круг вокруг водящего. По сигналу «дождь» – выполняют прыжки «кап-кап» ( капает дождь из тучки), затем по сигналу водящего «ручеек» - становятся в цепочку и медленно двигаются змейкой («текут»). По сигналу « море» - двигаются парами «змейкой» со звуком «Ш». По сигналу «тучка» дети вновь становятся в плотный круг вокруг водящего.

Профессор: Вот так ходят капельки по кругу.

Профессор. Итак, мои дорогие ученики. Мы с вами узнали что: вода – жидкость, она прозрачная и у неё есть температура. А как вы думаете, что произойдет с водой, если она попадет на мороз. (Ответы детей)

Профессор показывает опыт 6.

( предлагает детям цветные льдинки)

Ребята, потрогайте лед и скажите: теплый он или нет (холодный); твердый или мягкий? (твердый). Ребята, а как вы думаете, лед прозрачный или нет? ( Выслушать  ответы   детей. Показывает  лед с сюрпризом внутри ).

Вывод: Лед - холодный и твердый. Лед  - прозрачный, т.к. сквозь него видно предмет.

Вода станет твёрдой, замёрзнет: превратиться в твёрдое вещество – лёд. Снег и лёд – это тоже вода, только в твёрдом состоянии.

Профессор: Назовите источники воды для современного человека. ( Водопроводный кран, родник, море, дождь, снег, т.д.)

- Какую воду использует человек для приготовления пищи? ( Пресную, из крана, колодца, очищенную через фильтр)

- Много ли в нашем городе родников, рек? Назовите их. (Дети называют, в это время на мультимедиа установке идет показ слайдов)

Рисование (по сырому листу бумаги) «Раскрасим земной шар».

( Дети  большой   кистью  покрывают силуэт земного шара водой.  Затем наносят  разноцветные  мазки.)

Воспитатель: Планета будет цвести разными цветами, если будет вода!

Песня «Синяя вода»

Профессор: Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!

Мои ученики, посмотрите вокруг себя, если увидите что-то интересное,  неизведанное, то обращайтесь ко мне. До новых встреч в Стране знаний!

Воспитатель: Ребята, пришло время, возвращаемся в детский сад! (Дети возвращаются «на лодке»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «Кому нужна вода?» для средней группы

Цель: развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни. Задачи: создать условия для исследовательской активности д...

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «Мы здоровыми растём» в средней группе

Цель: Формировать навыки здорового образа жизни. Задачи: Закреплять знания детей по теме, активизировать словарь,   воспитывать интерес к произведениям К. Чуковского. Закреплять навыки ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «Воздух, какой он?» в средней группе

Цель: расширить знания детей о свойствах воздуха. Задачи: Дать представление о том, что воздух везде – вокруг нас и внутри нас, воздух занимает место и обладает свойствам...

Конспект НОД по экологическому воспитанию Тема: «Домашние и дикие животные» для средней группы (4-5 лет)

Образовательная (-ые) область (-и): познавательное развитиеТема занятия: дикие и домашние животныеВозрастная группа: средняя группа (4-5 лет)Цель:Перспективная: продолжать формировать интерес к живой ...

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Природа в опасности» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием элементов драматизации и ИКТ.

Экологическое воспитание и образование детей - актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечеств...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Эколята — друзья и защитники природы» в средней группе

Цель: воспитание экологической культуры. Задачи: Образовательные: - Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; - Формировать убеждение о бесценно...