Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы
методическая разработка (окружающий мир, средняя группа) по теме
«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения» так считает Т.А.Куликова. Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка, заставляют его активно стремиться к познанию. Они побуждают его к самостоятельному углублению знаний.
Я считаю, что значимость экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа и синтеза, сравнивать и классификации.
Хочу отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Воображение, знание об окружающем мире ребенка расширяет границы собственного опыта детей. И именно, познавательное развитие, позволяет ребенку самовыразиться, самореализоваться, тем самым способствует становлению собственного духовного «Я» и высшего «Я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_zanyatiy_po_opytno.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности
детей средней группы
№ | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Наглядно – дидактический материал | Словарь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 1 | Сбор семян на огороде (семена укропа) | Учить детей правильно работать на огороде при сборе семян |
| Пакеты для семян | Семена, урожай, осень. |
Занятие № 2 | Волшебница вода | Уточнить представления о различных свойствах природных явлениях (снег, лед, сосулька, облака) Развивать наблюдательность, умение сравнивать. |
| Емкости со льдом, со снегом, стаканчики с водой, клеенка на столы, лупы, ложечки, карандаши, чистые листы бумаги. | Твердая вода. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 3 | Вода | Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. | Опыты:
| Стаканчики с водой, с молоком, ложки, термос с горячей водой, стекло, соломинки, термометр для воды, клеенка на столы. | Прозрачная, непрозрачная, термометр. |
Занятие № 4 | Вода в твоем доме | Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу. |
| Глобус, бутылка, трубочка, воронка, вата, клеенка для стола. | Водопровод, фонтан, фильтр. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 5 | Воздух | Познакомить со свойствами воздуха и способы его обнаружения. Помочь детям понять, что загрязнения воздуха влияет на здоровье человека. |
| Стаканчики с водой, трубочки, баночки пустые, резиновая груша, воронка, Аквариум с рыбками. | Невидимый, загрязнение воздуха. |
Занятие №6 | Ветер – невидимка | Закрепить знания детей о природном явлении – ветер, о его особенностях и значении для человека, и окружающего мира. Учить детей устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы. |
| Мисочки с водой, кораблики с парусом, веера, вертушка – змей, мельница, лист бумаги. | Невидимка, мельница, парусник, воздушный змей, поток воздуха. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 7 | Раздувайся, пузырь. | Познакомить детей с ролью воздуха в жизни человека. |
| Иллюстрации, Лимон, апельсин, духи. | мельница, вентилятор, автомобильная шина, надувная лодка, пылесос, свисток, музыкальные инструменты |
Занятие № 8 | Почва | Показать, что в почве есть воздух, а при сжимании воздух «уходит», что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, необходимость соблюдения правил поведения на отдыхе. |
| Камушки, песок, глина, земля, баночки с водой, воронки, | Песок, глина, почва, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 9 | Камни | Показать разнообразие камней в природе, отличительные признаки, их свойства. Формировать навыки наблюдательности. |
| «Ящик ощущений», емкости с водой, лупы, коллекция камней. | |
Занятие № 10 | Песок | Познакомить с особенностями песка. Определить, как свойства песка проявляются в повседневной жизни. |
| Стаканчики с песком, ложечки, палочки, мелки, баночки. | Кристаллики, «сыпучий», песчинка, частички. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 11 | Живое или неживое | Доказать детям, что растения – тоже живая природа. |
| Комнатное растение, лук, картофель. | Росток, стебель, корни. |
Занятие № 12 | Продлить жизнь растению цветника. | Пронаблюдать влияние факторов среды на жизнедеятельность растения. Увидеть, что человек может реально помочь растению. |
| Цветочные горшки, дренаж, земля, ножницы, вода. | Клумба, цветет. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие №13 | Огород на окне | Уточнить представления о том, что из луковицы – репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия. |
| Баночки с водой, лук – репка, альбом, карандаши. | Благоприятные условия. |
Занятие №14 | Секрет фасолинки | Дать представления о состоянии семени, готового к посадке. Познакомиться с ролью и значением корня для растения. Познакомить с процессом посадки. |
| Земля, песок, вода. Мерная емкость, совки, ящик для посадки, лейки, семена фасоли. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 15 | В ожидании весны. | Закрепить знания детей о жизненном цикле растений. |
| Веточки деревьев и кустарника, вазочка с водой, альбом, карандаши. | Почки. |
Занятие № 16 | Почему зерно сеют в землю. | Организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах. |
| Емкость с проросшими семенами (овес, пшеница) пинцет, лупы, альбом, карандаши. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 17 | Зеленый детский сад. | Дать понятие рассада, представление об ее пикировании (пересадка в отдельные горшки). Закрепить знания о строении растения, об условиях необходимых для его нормального роста и развития. |
| Рассада астры, земля, совки, горшочки. | Рассада, пикирование. |
Занятие № 18 | Весна нам поручила вырастить укроп. | Закрепить знание детей о разнообразии семян овощных культур. Воспитывать любознательность, желание экспериментировать и участвовать в опытной работе. |
| Письмо от Весны, лупы, семена укропа, лопата, грабли, лейки, вода. | Укроп. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 19 | Домашние животные | Продолжать знакомство детей с домашними животными, средой обитания, их внешнем видом. Развивать интерес к животному миру. | Загадки о домашних животных. Описание внешнего вида и среды обитания по желанию.
Сравнивать, что больше по размеру – комок козьего пуха Сравнивать, что легче, что тяжелее. А если взять комок побольше? Тепло ли козе в шубке? Как это проверить? | Шерсть, пух, весы. Картинки с изображением животных. | |
Занятие № 20 | Животные нашего леса. | Закрепить знания о животных, воспитывать любовь, доброе отношение к ним. Воспитывать интерес к жизни животных, развивать наблюдательность. | 1.Рассказ воспитателя о среде обитания животных умеренного пояса. 2.Вспомнить русские народные, сказки про жителей леса. 3.Опыт: Легко или трудно заметить мышку? Что бы вы посоветовали кошке, если она не хочет остаться голодной? Кто хочет быть внимательнее (быстрее): кошка или мышка? | Картинки с изображением животных, мышка- игрушка или комочек серой ткани с привязанной к нему веревочкой. | Охота, голодный, сытый. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 21 | Животные пустыни. | Помочь детям понять, как приспосабливаются животные к жизни в пустыне. |
| Песок, картинки с изображением обитателей пустыни (верблюд, ящерица, змея, черепаха и т.д.) | Пустыня, жвачка, горб, шерсть, караван. |
Занятие № 22 | Царство Зимы. | Познакомить детей с животными полярных поясов, с условиями жизни вечного холода. Закреплять знания о животных. |
| Картинки с изображением обитателей полярных поясов. | Вечная мерзлота. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 23 |
Удивительные животные. | Развивать интерес к животным, желание узнать о животных разных климатических поясов. Воспитывать любовь к животным. |
| Картинки с изображением животных. | Синий кит, кашалот, жираф, слон, броненосец, утконос. |
Занятие № 24 | Такие разные кошки. | Воспитывать интерес к животному миру, к среде обитания, и их внешнему виду. Развивать память, воображение. |
| Блюдечко с молоком, чашка, кусок наждачной бумаги. Бумага, различные изобразительные средства. Картинки с изображением животных. | Кошка, лев, тигр, рысь, леопард. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 25 | Что я знаю о себе | Учить осознавать себя как человека, чувствовать свой организм, тело, свои возможности. |
| Помада, бумага, фото детей. | Человек, люди. |
Занятие № 26 | Взрослые и дети | Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание подражать в достойном поведении. |
| Фото родителей, дедушек, бабушек. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 27 | Будь стройным. | Показать детям, что скелет человека подвижен. Объяснить, что необходимо следить за осанкой, прививать любовь у физическим упражнениям. |
| Модель человека из проволоки (скелет). | Скелет, позвоночник. |
Занятие № 28 | Сердце бывает слабым и сильным. | Смоделировать работу здорового, сильного, тренированного и слабого, не тренированного сердца. |
| Прозрачные трубочки, слабый раствор марганцовки (кровь) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 29 | Как мы дышим. | Познакомить детей с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека. Показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающий объем легких. |
| Оборудование: банки, спички, блюдце, бумага. | Легкие, дыхание, органы. |
Занятие № 30 | Чем мы слышим. | Дать детям представления об органах слуха человека. Учить, при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закреплять знания о правилах ухода за ушами. |
| Музыкальные инструменты. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 31 | Для чего человеку кожа | Помочь детям понять, что кожа – это природная одежда и хорошая защита. |
| Советы Доктора Айболита. Аптечка (бинт, вата, йод). Художественная литература. | Марганцовка, чумазый, грязнуля. |
Занятие № 32 | Подружись с зубной щеткой. | Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Познакомить детей с методами ухода за зубами. |
| Стоматолог, Зубная щетка, зубная паста. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 33 | Витамины укрепляют организм. | Познакомить с понятием «витамины», закреплять знания о необходимости витаминов для человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины. |
| Оборудование: 4 чашки (1 – с солью, 2 – лимон, 3 – сок, 4 – сахар). Зажми нос и попробуй каждую | Витамины |
Занятие № 34 | Смотри во все глаза. | Дать представления о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям. Привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. |
| Плакат для игры. Правила охраны зрения. | Глаза, зрение. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Занятие № 35 | Наше настроение. | Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей. Формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций. |
| Пиктограммы, чистый лист бумаги, краски, зеркало. | Радость, грусть, спокойствие, настроение, обида, злость, удивление, страх, печаль, равнодушие. |
Занятие № 36 | Как понять друг друга. | Учить понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения. |
| «Встреча» Б. Заходер. | Мимика, интонация, жесты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности, (средняя группа) ТЕМА : "Красивое платье для водички”
1. Расширять представление детей о воде. 2. Закрепить понятие свойства воды - умеет течь, жидкая, жидкость, не имеет формы, но может занимать форму в которую она попадает, бесцветная, но может пр...
перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности. средняя группа
Планирование разработано на год поблочно. Указаны название опыта, цель, материал....
План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы
Пояснительная запискаОсобое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная ...
План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.С помощью взрослого и самос...
План по опытно-экспериментальной деятельности средней группы
План по опытно-экспериментальной деятельности средней группыМесяцТемы игр-экспериментированийПервая неделяВторая неделяТретья неделяЧетвёртая неделяСентябрьПутешествие с капель...
Опытно-экспериментальная деятельности средней группы
Дошкольный возраст – наиважнейшее время в жизни каждого ребенка. Познавательно-исследовательская деятельность в ходе развития личности имеет не меньшее значение, чем собственно НОД. Экспериментировани...
Кружок по опытно-экспериментальной деятельности. средняя группа
Задачи:Познавательные· расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей·...