Технология «интеллект-карты» в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как средство речевого развития
статья (подготовительная группа)

В статье описано определение речемыслительной деятельности, его компонентная структура. Способом активизации речемыслительной деятельности выбрана интеллект-карта, описано ее определение, влияние на активизацию речемыслительной деятельности, представлена положительная динамика, по итогам проведенной коррекционно-развивающей работы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «интеллект-карты» в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как средство речевого развития

Стрельцова Галина Николаевна

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, речевое развитие, интеллектуальные карты.

Введение  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на обеспечение возможностей получение качественного дошкольного образования каждого ребенка, равных стартовых возможностей при поступлении в школу. Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении показал, что из года в год возрастает количество детей с различными нарушениями речи. Речь является одним из основных условий полноценного развития ребенка. Поэтому перед педагогами образовательных  учреждений в связи с требованиями к образованию, возникающими проблемами в обучении детей возникает необходимость в поиске и разработке новых образовательных технологий коррекционно-развивающего обучения, которые позволят не только исправить эти нарушения, но и будут способствовать формированию познавательных интересов и любознательности, самостоятельности.

Под общим недоразвитием речи (сокращенно, ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, которые предполагают нарушение формирования всех компонентов речевой системы (фонематической, лексической, грамматической), при условии сохранности развития слуха и интеллекта в пределах возрастной нормы [2]. Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдаются свои индивидуальные особенности в развитии. Так, к пяти годам дети с речевым развитием в пределах нормы овладевают основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строят не только простые, но и сложные, распространенные предложения. У детей пяти-шести лет с общим недоразвитием речи при сохранном интеллекте и нормальном слухе наблюдается значительное отклонение уровня сформированности лексико-грамматических средств языка.  Речевые нарушения негативно влияют на развитие познавательной сферы, на адекватность поведение и социализацию ребенка в обществе. Воспитанникам свойственна пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Нарушение самореализации обусловлено недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер.

Возникающие затруднения в  работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием вызывают необходимость поиска вспомогательных средств, новых методов и способов  обучения, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний. Одним из методов структуризации программного материала, формирования представления о мире, закреплению знаний, а также логического развития выступают интеллектуальные карты.  В своей работе мы используем интеллект-карты не только как метод  развития познавательных процессов, но и развития речи.

Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Англоязычное словосочетание «mind maps» дословно переводится как «карта ума» («map» – карта, «mind» – ум).  Интеллектуальная карта – это простой и в тоже время уникальный способ  обработки и запоминания информации. Использование данной технологии для обучения детей дошкольного возраста предложено кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, а также разработаны рекомендации по их применению в работе с детьми. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова) [1].

Рассмотрим основные особенности применения интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Интеллектуальные карты в работе с детьми дошкольного возраста необходимо наполнять различными символами и рисунками (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном на образы, пространственные структуры), а стрелками показывать отношения между рассматриваемыми понятиями.

Составление интеллектуальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста предполагает определенный порядок [1]:

  1. Лист располагается горизонтально. В центре листа размещается главная идея.
  2. Выделяются основные понятия по главной теме («Мозговой штурм» – подбор ассоциаций по теме). Каждую мысль писать надо печатными заглавными буквами, разборчиво, при этом сопровождать каждое звено символами и иллюстрациями.
  3. Первичные ответвления обозначать разными цветами. Ветви детализируются, добавляются картинки, символы.
  4. После составления карты дети называют картинки, изображённые на карте для уточнения и закрепления представлений по изучаемой теме.

Работа строится с учетом того, что педагог не просто объясняет новый материал, а создает условия, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Воспитатель выступает не только в качестве источника информации, а становится помощником в познавательно-исследовательской деятельности детей.  Процесс создания интеллект-карт может проходить за одно занятие или продолжаться в течение продолжительного времени в рамках изучаемой темы дополняться новой информацией, по завершению тематического блока занятий проводится обобщение изученного по уже готовой карте. Работу над картой можно проводить всей группой, подгруппами, индивидуально. К составлению карт также привлекаются родители.

В практике работы с детьми с общим недоразвитием речи мы используем интеллектуальные карты для речевого развития детей в следующих направлениях:

  1. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
  2. Закрепление и обобщение материала.
  3. Развитие связной речи. Составление рассказов.

Использование интеллект-карт для развития лексико-грамматической стороны речи предполагает закрепление у детей навыков  звукового анализа, обучение умению выделять главную мысль, пополнение активного и пассивного словаря.

Интеллектуальные карты применяются для  закрепления и обобщения изучаемого материала согласно тематическим неделям, в рамках общей темы. Воспитателем обозначается тема занятия, дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме. К каждому существительному подбираются слова-признаки. Также ребята могут к каждому существительному подбирать слова-признаки и слова-действия, а затем по составленной интеллект-карте составляют предложения, рассказы.

Воспитатель в своей работе детьми старшего дошкольного возраста использует интеллект-карт для развития связной речи, составления рассказов. Воспитанники учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, отвечать на вопросы распространенными предложениями, увеличивать активный словарный запас.

В данном направлении возможны несколько вариантов реализации технологии  «интеллект-карты»:

  •  Дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект-карты, заранее составленной педагогом. Воспитатель читает рассказ по схеме, разбирает с детьми непонятные слова, задает вопросы по содержанию рассказа, а дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями.
  •  Дети с помощью педагога составляют интеллект-карты по заданному рассказу, затем, после работы с текстом, пересказывают его.
  •  Дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу, дополняя его своим содержанием, затем пересказывают его.
  •  Дети самостоятельно, составляют рассказ и одновременно моделируют его по частям. Воспитатель обозначает тему, дети составляют рассказ, интеллектуальную карту по нему, по составленной интеллект-карте пересказывают его.

Успешность применения интеллект-карт для формирования связной речи зависит от учета педагогом факторов: опора на зрительные образы в работе с интеллектуальными картами; отслеживание плана высказывания, представленного в каждой ветви карты; создание условий для возникновения желания у ребенка рассказать о том, что на карте представлено наглядно и понятно. 

Работа педагога с применением интеллект-карт для создания условий для речевого развития детей старшего дошкольного возраста предполагает определенные этапы внедрения и реализации данной технологии обучения. В возрастной группе от 5 до 6 лет дети знакомятся с интеллект-картой. Сначала это должны быть небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, с простой для восприятия классификацией учебного материала. Воспитатель предлагает детям рассмотреть готовую карту на известную им тему, объясняет ее структуру, назначение. Воспитанники узнают, что о любом предмете и явлении действительности  можно рассказать с помощью рисунков и символов, представленных в определенной последовательности. Особое внимание детей важно обращать на главную тему, размещенную в центре листа. Дети учатся составлять предложения по ответвлениям на карте. Когда дети познакомятся с интеллект-картами, то наступает следующий этап – составление рассказа по готовой карте. Воспитатель по необходимости помогает наводящими вопросами. При этом необходимо, что педагог обладает способностью поддержать любую инициативу детей, поддерживать интерес к картам. Самым сложным является переход к самостоятельному составлению интеллект-карт детьми.

Особую сложность для детей с общим недоразвитием речи при составлении описательного рассказа – определение последовательности для воспроизведения ранее полученных представлений. Решению данной проблемы способствует применение интеллект-карт.  Так, старшие дошкольники с ОНР учатся описывать игрушки, предметные и сюжетные картины, явления природы, составлять  рассказы из собственного опыта жизни. Такая работа с интеллектуальными картами способствует формированию у ребёнка элементарных представлений о структуре и функциях описательного рассказа.

Таким образом, применение интеллект-карт при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи способствует не только интеллектуальному развитию, формированию исследовательской деятельности, но и широкие возможности для реализации программных задач обучения по речевому развитию воспитанников. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Этот метод ценен тем, что является универсальным способом познания окружающего мира, что реализует принцип преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.              

Опыт применения методики показал, что данная технология является очень эффективной для детей с нарушением речи, так как всех этапах работы осуществляется опора на наглядность, моделирование изучаемой информации, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи, познавательных интересов. В результате применения интеллектуальных карт реализуется деятельностный подход к обучению: ребёнок не просто усваивает готовую информацию, но и учится работать с ней.

Литература

  1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 7. – С. 34-37.
  2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. –  144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

Презентация комплексной коррекционно-развивающей программы для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Получение детьми с ОВЗ полноценного образования — од­но из обязательных условий их успешной со­циализации Опираясь на теоретические данные в об­ласти нейропсихологии, детской пс...

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье описано определение речемыслительной деятельности, его компонентная структура. Способом активизации речемыслительной деятельности выбрана интеллект-карта, описано ее определение, влияние на а...