Использование технологии моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Использование технологии моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей [3].
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста [15]. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольника. А у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
«Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним». Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Как отмечает Р. М. Линёва [18, с. 286] формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. Также приём наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
Моделирование состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод его на знаково-символический язык;
— работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
- знакомство с графическим способом представления информации;
- развитие умения дешифровки модели;
- формирование навыка самостоятельного моделирования.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.
Метод наглядного моделирования можно использовать при нарушении слоговой структуры слова, при формировании лексико-грамматического строя речи, при подготовке к обучению грамоте, при формировании связной речи.
При нарушении слоговой структуры слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.
При формировании лексико-грамматического строя речи метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
При подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:
- познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
- научить интонационно, выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
- от синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически, изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
—отработать навык послогового чтения.
При формировании связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ;
— усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
—обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Она может использоваться при пересказе, составлении рассказа по сюжетной картине и серии сюжетных картин, рассказа-описания пейзажной картине, фрагментарном рассказывании по пейзажной картине, логопедической сказки, рассказа-описания, творческого рассказа, творческой сказки по силуэтам изображения [22, c. 326].
О. В. Жукова отмечает, что использование такого метода как наглядное моделирование [9, с. 212.], помогает ребёнку с общим недоразвитием речи составить логически завершённый рассказ. Следовательно, можно описать преимущества использования наглядного моделирования в работе со старшими дошкольниками с ОНР III уровня следующим образом: во-первых, дошкольник с ОНР быстро устаёт и из-за этого теряет интерес к занятию, а наглядное моделирование помогает этого избежать, так у ребёнка дольше сохраняется работоспособность; во-вторых, использование наглядности облегчает процесс запоминания и усвоения материала; в-третьих, с помощью наглядного моделирования детям помогаем увидеть главное, учим систематизировать полученные знания.
Выводы по I главе
В этой главе мы описали особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в норме и у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируя процедуру составления рассказа по серии сюжетных картинок у старших дошкольников без речевой патологии и детей с общим недоразвитием речи III уровня, и выявили отличия. Дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня испытывают трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин в определении логической последовательности, изложения, обусловленные неумением детей расположить картинки в нужном порядке. Сам рассказ в этом случае сводится к перечислению предметов или действий, изображенных на картинках. Нарушается последовательность в передаче событий, пропуск существенных для содержания моментов, многочисленные повторы, трудности подбора слов.
Мы изучили особенности формирования навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок старших дошкольников (6-7 лет) детей с ОНР III. Отметили важность тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей групп. Пришли к выводу, что использование серии сюжетных картин в обучении детей составлению рассказа является важным условием при организации и проведении коррекционных занятий. И пришли к выводу, что применение таких методов при обучении пересказу детей с общим недоразвитием речи III уровня действительно улучшают коррекционную работу, облегчают дошкольникам составление связного, логически-завершённого текста. Также мы отметили, что использование метода наглядного моделирования в обучении детей является важным условием при организации и проведении коррекционных занятий. И пришли к выводу, что применение такого метода при обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин детей с общим недоразвитием речи III уровня действительно улучшают коррекционную работу, облегчают дошкольникам составление связного, логически-завершённого текста. Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...
Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Технология. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей дошкольного возраста. В чем заключается её актуальность: - в том, что практическая деятельност...
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...