Психологическое обеспечение преемственности на этапе дошкольного образования
материал
Психологическое обеспечение преемственности на этапе дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_obespechenie_preemstvennosti_na_etape_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный семинар
Психологическое обеспечение преемственности на этапе дошкольного образования
Педагог-психолог
Иванова Мария Алексеевна
2023г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
(СЛАЙД 2) «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер
(СЛАЙД 3) Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребенка.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
(СЛАЙД 4) Я расскажу о психологической готовности воспитанников.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
- Мотивационная готовность, для ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной роли – роли школьника, он имеет положительные представления о школе, и у него есть желание учиться, чтобы узнать и уметь много нового.
- Интеллектуальная готовность, уровень развития внимания, памяти, речи, мыслительных операций (большой словарный запас, умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, обобщать, и т.д.)
Будущий первоклассник должен: уметь мыслить аналитически, устанавливать связи между предметами и их свойствами, причиной и следствием; иметь запас знаний, необходимых для обучения в первом классе; уметь ориентироваться в пространстве, знать, как возвращаться с прогулки по двору домой, как пройти в школу, до магазина.
Развитие мышления, речи и памяти должны соответствовать его возрасту. Для успешного обучения у ребенка нужно поощрять любознательность, он должен стремиться получать новые знания.
- Коммуникативная готовность (социальная), готовность к общению, умение строить отношения со взрослыми и со сверстниками.
- Эмоционально - волевая готовность, умение управлять своим поведением и поступками, эмоциональным состоянием в соответствии с принятыми нормами поведения дома, в д/саду, в гостях. Способность подчинить «Хочу» «Надо».
(СЛАЙД 5) Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:
· В дошкольном детстве ребенок мало играет и общается со сверстниками;
· Имеет маленький запас знаний об окружающем мире, не заинтересован и не любопытен;
· Ребенок тревожный и имеет низкую самооценку;
· Присутствуют логопедические проблемы, которые не удаются решить к началу школьного обучения;
· Не любит занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.
(СЛАЙД 6)
Формы осуществления преемственности педагога - психолога
1. Взаимодействие с педагогами:
В начале учебного года я приглашаю наших воспитателей подготовительных групп, для того чтобы рассказать, как подготовить детей к школе. В чём заключается готовность ребёнка к школе?
1. Психологическая готовность.
2. Физическое здоровье.
3. Умение логически мыслить.
4. Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Ответственность и самостоятельность.
Также рассказываю о результатах проведенной диагностики и о проблемах перехода ребенка из детского сада в школу. Провожу с ними круглые столы и семинары.
В этом году мной был проведен круглый стол для педагогов на тему: «Важные социально значимые умения и навыки».
Цель: воспитание и приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми поможет в школе построить отношения с учителем и учениками.
- проведение мониторинга по определению готовности детей к школе;
- открытые уроки и посещение занятий в ДОУ;
- педагогические и психологические наблюдения.
(СЛАЙД 7) 2. Работа с детьми:
Ежегодно в начале и в конце учебного года провожу диагностическое обследование воспитанников подготовительных групп, в процессе диагностики проверяются следующие показатели, как я считаю наиболее важные для успешной адаптации ребенка к условиям школы и дальнейшего его развития по школьным программам:
- Мотивационная готовность,
- Интеллектуальная готовность,
- Коммуникативная готовность (социальная),
- Эмоционально - волевая готовность.
С воспитанниками провожу диагностику психологической готовности по методикам:
- Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду
- Нежнова Т.А. Беседа о школе
И провожу диагностику эмоционально-личностной сферы по методикам:
- «Кактус»
- «Лесенка» (М. А. Панфилова)
- «Два дома» (И. Вандвик, П. Эксблад)
- «Рисунок семьи»,
- «Рисунок несуществующего животного»,
- «Страхи в домиках» и др.
(СЛАЙД 8, 9) Все результаты диагностического обследования заносятся в сводную таблицу и в индивидуальные карты развития ребенка, которые позволяют нам видеть особенности развития каждого ребенка, начиная с 1 младшей группы и до подготовительной группы.
(СЛАЙД 10) По итогам проведения диагностики, опираясь на результаты воспитанников, планирую коррекционно - развивающую работу с детьми которым необходима помощь. Провожу с ними коррекционно-развивающие занятия с использованием методов сказкотерапии, арт-терапии, игровой терапии, которые проводятся с ноября по март, 1 раз в неделю по 30 минут в кабинете педагога-психолога. Кроме того провожу групповые мероприятия направленные на подготовку детей к школе это: беседы о школе, игры и викторины со школьной тематикой.
(СЛАЙД 11)
Коррекционно-развивающие программы для подготовки к школе:
- Коррекция мотивационной и социально – психологической готовности к обучению в школе по методике Шарохиной В.Л. «Коррекционно – развивающиеся занятия в старшей и подготовительной группе»
- Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников под редакцией Куражевой Н.Ю. «Приключения будущих первоклассников»
И провожу коррекционно-развивающие занятия по коррекции и профилактике агрессивного поведения дошкольников, неуверенности в себе, застенчивости, тревожности и гиперактивности (по программе Поповой А. А. и Павловой И. М.)
Коррекционно-развивающие работы направлены на развитие у будущего первоклассника:
- мотивации к школьному обучению
- произвольного поведения, саморегуляции
- умения слышать и выполнять инструкцию педагога
- познавательных процессов (переключение внимания, память, логическое мышление)
- коммуникативных качеств
- координации движений, мелкой моторики, пространственной ориентации
(СЛАЙД 12) В апреле проводится контрольная диагностика детей, которые пойдут в школу. Как правило проведенная работа дает положительные результаты и по итогам проведенного обследования я вижу положительную динамику. Знакомлю педагогов групп и родителей воспитанников с результатами обследования индивидуально по каждому ребенку.
Если результаты проведенной работы показывают, что ребенок не готов по каким-либо показателям к переходу на следующую возрастную ступень, т.е. обучения в школе, то провожу работу с педагогами и родителями воспитанников по разъяснению необходимости оставить ребенка для дальнейшего обучения и развития в условиях детского сада на год.
Кроме того в конце мая в детском саду в подготовительных группах проводится день открытых дверей для родителей воспитанников.
В своей работе широко использую визуальные средства общения: в подготовительных группах оформляются уголки Первоклассника, которые постоянно обновляется новой информацией, пополняется буклетами, и памятками.
На сайте детского сада, в родительских сообществах, которые расположены в социальной сети в Вк., размещается вся необходимая информация для родителей, будущих первоклассников.
(СЛАЙД 13) От проделанной работы мы ждем следующих результатов и очень надеемся, что проделанная работа поможет:
- пройдет успешная адаптация детей к условиям школы, значительно снизится процент с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению;
- обеспечится успешность воспитанников на начальных этапах обучения в школе;
- будет просматриваться положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ и общая положительная динамика психического и физического здоровья каждого ребенка.
(СЛАЙД 14) «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера …. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…» В.А. Сухомлинский
Большая работа проводится с воспитанниками воспитателями и педагогами, но и родители тоже проводят огромную работу со своими детьми. И об этом расскажет педагог-психолог Данилова Юлия Васильевна
Спасибо за внимание!
В своей работе использую литература для подготовки детей к школе:
1. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе.
2. Куражева Н.Ю. Цветик-семицветик. 6-7 лет. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников.
В своей работе использую следующую литературу для диагностики:
- Семаго Н.Я., Семаго М.М Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов».
- Рябкова И.В., Окунева Е.А. «Изучение интеллектуальных и личностных особенностей детей, поступающих в школу».
- Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
- Иванова Т.В. Диагностика готовности ребенка к школе.
- Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет.
- Пасечник Л.В. Материалы для диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет.
- Афонькина Ю. А., Белотелова Т. Э., Борисова О. Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. Которая включает пакет диагностических методик, позволяющих исследовать информационный, личностно-мотивационный, психофизиологический показатели уровня предшкольной подготовки старших дошкольников с учетом требований ФГОС ДО.
Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи МДОУ и школы.
Преемственность - это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей:
физическая, специальная (педагогическая), психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
2 Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе?
Памятки.
1. Социально-психологическая готовность к школе:
- Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
- Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
2. Интеллектуальная готовность:
- Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
- Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
- Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
3. Психофизиологическая готовность:
- Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
- Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше ниже, больше - меньше, вперед-назад, слева - справа.
- Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Ответы участников «круглого стола»
- Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).
Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...
Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.
Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки....
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
Консультативный материал для педагогов ДОУ - Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических ...
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
выступление на семинаре...
Доклад "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"
Выступление на семинаре "Основы преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС как эффективное условие реализации образовательного кластера"...
Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.
Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на д...
Презентация "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"
Презентация к докладу" Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий...