Психологическое обеспечение преемственности на этапе дошкольного образования
материал

Иванова Мария Алексеевна

Психологическое обеспечение преемственности на этапе дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный семинар

Психологическое обеспечение преемственности на этапе дошкольного образования

Педагог-психолог

Иванова Мария Алексеевна

2023г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

(СЛАЙД 2) «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер

(СЛАЙД 3) Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребенка.  

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.     

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

(СЛАЙД 4) Я расскажу о психологической готовности воспитанников.

    Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

- Мотивационная готовность, для ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной роли – роли школьника, он имеет положительные представления о школе, и у него есть желание учиться, чтобы узнать и уметь много нового.

- Интеллектуальная готовность, уровень развития внимания, памяти, речи, мыслительных операций (большой словарный запас, умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, обобщать, и т.д.)

Будущий первоклассник должен: уметь мыслить аналитически, устанавливать связи между предметами и их свойствами, причиной и следствием; иметь запас знаний, необходимых для обучения в первом классе; уметь ориентироваться в пространстве, знать, как возвращаться с прогулки по двору домой, как пройти в школу, до магазина.

Развитие мышления, речи и памяти должны соответствовать его возрасту. Для успешного обучения у ребенка нужно поощрять любознательность, он должен стремиться получать новые знания.

- Коммуникативная готовность (социальная), готовность к общению, умение строить отношения со взрослыми и со сверстниками.

- Эмоционально - волевая готовность, умение управлять своим поведением и поступками, эмоциональным состоянием в соответствии с принятыми нормами поведения дома, в д/саду, в гостях. Способность подчинить «Хочу» «Надо».

(СЛАЙД 5) Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:

· В дошкольном детстве ребенок мало играет и общается со сверстниками;

· Имеет маленький запас знаний об окружающем мире, не заинтересован и не любопытен;

· Ребенок тревожный и имеет низкую самооценку;

· Присутствуют логопедические проблемы, которые не удаются решить к началу школьного обучения;

· Не любит занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.

(СЛАЙД 6)

Формы осуществления преемственности педагога - психолога

1. Взаимодействие с педагогами:

В начале учебного года я приглашаю наших воспитателей подготовительных групп, для того чтобы рассказать, как подготовить детей к школе.  В чём заключается готовность ребёнка к школе?

1.    Психологическая готовность.

2.    Физическое здоровье.

3.    Умение логически мыслить.

4.    Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми.

5.    Развитие мелкой моторики рук.

6.    Ответственность и самостоятельность.

Также рассказываю о результатах проведенной диагностики и о проблемах перехода ребенка из детского сада в школу. Провожу с ними круглые столы и семинары.

В этом году мной был проведен круглый стол для педагогов на тему:  «Важные социально значимые умения и навыки».

Цель: воспитание и приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми поможет в школе  построить отношения с учителем и  учениками.

  • проведение мониторинга по определению готовности детей к школе;
  • открытые уроки и посещение занятий в ДОУ;
  • педагогические и психологические наблюдения.

(СЛАЙД 7) 2. Работа с детьми:

Ежегодно в начале и в конце учебного года провожу диагностическое обследование воспитанников подготовительных групп, в процессе диагностики проверяются следующие показатели, как я считаю наиболее важные для успешной адаптации ребенка к условиям школы и дальнейшего его развития по школьным программам:

- Мотивационная готовность,

- Интеллектуальная готовность,

- Коммуникативная готовность (социальная),

- Эмоционально - волевая готовность.

С воспитанниками провожу диагностику психологической готовности по методикам:

  1. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду  
  2. Нежнова Т.А. Беседа о школе

И провожу диагностику эмоционально-личностной сферы по методикам:

  1.  «Кактус»
  2. «Лесенка» (М. А. Панфилова)
  3. «Два дома» (И. Вандвик, П. Эксблад)
  4.  «Рисунок семьи»,
  5. «Рисунок несуществующего животного»,
  6. «Страхи в домиках» и др.

(СЛАЙД 8, 9) Все результаты диагностического обследования заносятся в сводную таблицу и в индивидуальные карты развития ребенка, которые позволяют нам видеть особенности развития каждого ребенка, начиная с 1 младшей группы и до подготовительной группы.

(СЛАЙД 10) По итогам проведения диагностики, опираясь на результаты воспитанников, планирую коррекционно - развивающую работу с детьми которым необходима помощь.  Провожу с ними коррекционно-развивающие занятия с использованием методов сказкотерапии, арт-терапии, игровой терапии, которые проводятся с ноября по март, 1 раз в неделю по 30 минут в кабинете педагога-психолога. Кроме того провожу групповые мероприятия направленные на подготовку детей к школе это: беседы о школе, игры и викторины со школьной тематикой.

(СЛАЙД 11) 

Коррекционно-развивающие программы для подготовки к школе:

  1. Коррекция мотивационной и социально – психологической готовности к обучению в школе по методике Шарохиной В.Л.  «Коррекционно – развивающиеся занятия в старшей и подготовительной группе»
  2. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников под редакцией Куражевой Н.Ю. «Приключения будущих первоклассников»

 

И провожу коррекционно-развивающие занятия по коррекции и профилактике агрессивного поведения дошкольников, неуверенности в себе, застенчивости, тревожности и гиперактивности (по программе Поповой А. А. и Павловой И. М.)

Коррекционно-развивающие работы направлены на развитие у будущего первоклассника:

- мотивации к школьному обучению

- произвольного поведения, саморегуляции

- умения слышать и выполнять инструкцию педагога

- познавательных процессов (переключение внимания, память, логическое мышление)

- коммуникативных качеств

- координации движений, мелкой моторики, пространственной ориентации

(СЛАЙД 12) В апреле проводится контрольная диагностика детей, которые пойдут в школу. Как правило проведенная работа дает положительные результаты и по итогам проведенного обследования я вижу положительную динамику. Знакомлю педагогов групп и родителей воспитанников с результатами обследования индивидуально по каждому ребенку.

Если результаты проведенной работы показывают, что ребенок не готов по каким-либо показателям к переходу на следующую возрастную ступень, т.е. обучения в школе, то провожу работу с педагогами и родителями воспитанников по разъяснению необходимости оставить ребенка для дальнейшего обучения и развития в условиях детского сада на год.

Кроме того в конце мая в детском саду в подготовительных группах проводится день открытых дверей для родителей воспитанников.

В своей работе широко использую визуальные средства общения: в подготовительных группах оформляются уголки Первоклассника, которые постоянно обновляется новой информацией, пополняется буклетами, и памятками.

На сайте детского сада, в родительских сообществах, которые расположены в социальной сети в Вк., размещается вся необходимая информация для родителей, будущих первоклассников.

(СЛАЙД 13) От проделанной работы мы ждем следующих результатов и очень надеемся, что проделанная работа поможет:

- пройдет успешная адаптация детей к условиям школы, значительно снизится процент с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению;

- обеспечится успешность воспитанников на начальных этапах обучения в школе;

- будет просматриваться положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ и общая положительная динамика психического и физического здоровья каждого ребенка.

(СЛАЙД 14) «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера …. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»  В.А. Сухомлинский

Большая работа проводится с воспитанниками воспитателями и педагогами, но и родители тоже проводят огромную работу со своими детьми. И об этом расскажет педагог-психолог Данилова Юлия Васильевна

Спасибо за внимание!

В своей работе использую литература для подготовки детей к школе:

1. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе.

2. Куражева Н.Ю. Цветик-семицветик. 6-7 лет. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников.

В своей работе использую следующую литературу для диагностики:

  1. Семаго Н.Я., Семаго М.М Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов».
  2. Рябкова И.В., Окунева Е.А. «Изучение интеллектуальных и личностных особенностей детей, поступающих в школу».
  3. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
  4. Иванова Т.В. Диагностика готовности ребенка к школе.
  5. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет.
  6. Пасечник Л.В. Материалы для диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
  7. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет.
  8. Афонькина Ю. А.Белотелова Т. Э.Борисова О. Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. Которая включает пакет диагностических методик, позволяющих исследовать информационный, личностно-мотивационный, психофизиологический показатели уровня предшкольной подготовки старших дошкольников с учетом требований ФГОС ДО.

 

Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи МДОУ и школы.

Преемственность - это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей: 

физическая, специальная (педагогическая), психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.

2 ЗаданиеКакая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе?

Памятки.

1. Социально-психологическая готовность к школе:

- Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.

- Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

2. Интеллектуальная готовность:

- Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

- Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.

- Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

3. Психофизиологическая готовность:

- Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.

- Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше  ниже, больше - меньше, вперед-назад, слева - справа.

- Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

Ответы участников «круглого стола»

 -  Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).

Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...

Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.

Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки....

Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий

Консультативный материал для педагогов ДОУ  -  Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических ...

Доклад "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"

Выступление на семинаре "Основы преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС как эффективное условие реализации образовательного кластера"...

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.

Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на д...

Презентация "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"

Презентация к докладу" Опыт работы ДОУ  по обеспечению преемственности  на уровнях дошкольного и начального общего образования  посредством использования педагогических технологий...