Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания дошкольника.
статья

Использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, языка, воспитанию чувства патриотизма и духовности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика как средство духовно - нравственного

воспитания дошкольника.

“Если путь твой к познанию мира ведет,
Как бы ни был он долог и труден, - вперед!”.
А. Фирдоуси.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Глобальные перемены в социокультурной жизни повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формирования у подрастающих поколений качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края и России.

Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей.

Музейная педагогика в детском саду – это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственного, экологического, эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение ребенка в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит ребенка за границы социума, цивилизации в мир культуры.

В нашем детском саду в конце прошлого года  был создан мини-музей.

Создание данного музея в детском саду обусловлено также необходимостью включения национально-регионального компонента в воспитательную систему ДОУ, цель которой – формирование личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом.

В групповом помещении  создан интерьер крестьянской избы конца XIX - начала XX в.в.: на полках расположены орудия труда и быта; в избе оформлен «красный угол» с иконой, стол с самоваром и лавка, покрытая самоткаными половиками, печь (имитация) с ухватом, полки с горшками, кринками, корчагой; кровать-колыбель, в ней лежит малыш (кукла), угольный утюг, рубель, фонарь.

Планируется пополнение музея материалами и орудиями мужского и женского крестьянского труда: прялки и веретена, сундук, инструменты для работы по дереву, национальными костюмами народов России.

Экспонаты привезены из разных уголков Воронежской области. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В настоящее время насчитывается более 20 экспонатов, имеющих историческую ценность.

Однако, основная задача не создание музейной атмосферы, а введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо экспонатов, представляющих историческую ценность, в «избу» помещены предметы, имитирующие натуральный облик. Например, печь, в которую можно поместить с помощью ухвата чугун, кровать-колыбель, в которой можно покачать младенца.

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в музее, составляют фонд дошкольного музея. Он делится на две группы: предметы основного фонда и предметы вспомогательного фонда. В основной фонд входят музейные предметы, являющиеся первоисточником знаний по истории, культуре, природе. В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготавливаемые обычно для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события и материалы, схемы, планы, копии подлинных предметов, людей, модели ландшафтов, куклы в национальных костюмах, — то есть то, без чего вообще невозможно проводить работу с дошкольниками.

Для учета научного описания музейных предметов в музее дошкольного учреждения планируется завести инвентарную книгу - это основной юридический документ учета, научного описания и охраны памятников культуры и истории.

Для эффективной работы музея разработана программа « Мини-музей «Назад в прошлое», которая содержит цели, задачи, направление и тематическое планирование.

Цель: содействие всестороннему развитию детей, расширению кругозора, знакомству с основами русской национальной культуры, с бытом и историей своих предков, формирование у дошкольников патриотических и духовных чувств.
Задачи:
- Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
- приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствовать сохранению народных традиций;
- Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, истории своих предков.

-Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Организация деятельности музея распределяется по следующим направлениям: экспозиционное (оформительское), экскурсионное (занятия), культурно-массовые мероприятия

Основную работу по оформлению экспозиций выполняют педагоги, но активными участниками также могут являться дети и их родители.

Наиболее эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

При проведении экскурсии учитываются специальные требования:

  • Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
  • Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
  • Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем; а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

В работе с детьми используются различные формы занятий, в том числе и нетрадиционные: интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, репортаж; занятия на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: занятие - урок мудрости, занятие - урок мужества, занятие - урок любви, занятие-презентация; занятия с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие-сюрприз; занятия-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука); целый ряд занятий построен в форме инсценировок - это посиделки, где дети как бы становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали.

К занятиям в музее широко привлекается фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные народные игры, пословицы, поговорки, загадки. Информация, полученная на таких занятиях, включается воспитателями в различные виды практической деятельности детей.

Эффективным методом, используемым в работе, является экспериментирование. При ознакомлении с историей вещей и техническим прогрессом, дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов, как лучина, лампада, свеча, керосиновая лампа; при знакомстве с понятием «изобретение» пробуют изобрести новые предметы, фантазируют.

Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми в силу многофункциональности народного календаря. Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны и в настоящее время: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и воспитание патриотизма и уважения к народной культуре.

В детском саду традиционно проводятся Покров, Новый год, Рождество, Святки, Масленица, Пасха. В подготовке праздников активно участвуют дети, родители и сотрудники детского сада, поэтому зачастую они превращаются в народные гуляния (например, Масленица).

На перечисленные выше праздники запланированы мероприятия в нашем мини-музее, как для родителей, так и для детей, педагогов ДОУ (самое ближайшее мероприятие - семейный вечер, посвященный праздникам 23 февраля и 8 марта)

Используются и другие формы работы с семьей: информирование о событиях народного календаря и связанных с ними обычаями, обрядами, приметами.

В мини-музее уже были проведены следующие мероприятия:

- Экскурсия для дошкольников «Знакомство с предметами старины»

- Чаепитие «Русский чай», посвящённое Международному Дню Чая

- Мастер-класс с дошкольниками «Кукла - желанница»

- Открытый мастер-класс для педагогов ДОУ «Кукла – берегиня»

 Использование средств музейной педагогики позволяет адаптировать детей к современной жизни, восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций и бытия предков. Активное приобщение детей к сохранению народной культуры, воспитание гражданского и патриотического самосознания позволяет правильно сориентировать ребенка на духовные ценности, способствует всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Литература:

  1. Ботякова О.А. и др. Российский этнографический музей – детям. – СПб: Детство-Пресс, 2001.
  2. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  3. Тихонова М.В. Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство с русским народным искусством, ремеслами, бытом и музеем детского сада. – М.: Детство-Пресс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника

Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания....

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ

laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия»  В.А.Сухомлинский...

План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников" МБДОУ д/с № 4 г. Починка

План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников"...

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников

Рассматривается понятие музейной педагогики, дается определения мимни музея, даются формы и методы совместной образовательной деятельности с детми в рамках мини музея....

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формир...

«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников»

laquo;Музейная педагогика как средствопатриотического воспитания дошкольников» Слайд 2. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного о...

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формир...