Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника
статья на тему
Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasilnikova_l.i._statya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Ключевые слова: музейная педагогика, краеведение, патриотизм.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать
свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».
Д.С.Лихачев.
В одном из последних выступлений на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического и нравственного воспитания молодежи в администрации Краснодарского края президент В.В. Путин подчеркнул: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и этот фундамент - патриотизм. Патриотизм – это уважение к своей истории, традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и существованию сотен народов на территории России, это ответственность за свою страну, за своё будущее. Сама история России – настоящий патриотизм, который не имеет нечего общего с идеями расовой, национальной, религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственная ориентация закладываются в человеке в детстве и юности. Огромная роль отводится семье и обществу, образовательно – культурной политике всего государства.» [1].
Сохранить «человеческое» в наших детях, начиная с дошкольного возраста, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить правилам общения, умению жить среди людей - главные идеи воспитания и духовно - нравственных качеств личности.
В настоящее время программы ДОУ, определяющие содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, направлены на развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста, формирование предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности будущего школьника. Одними из основных принципов дошкольного образования являются:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
В связи с этим, становится актуальным одно из направлений в работе по приобщению к истокам культуры - краеведение.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея. Поэтому на сегодняшний день её рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
В результате анализа и изучения педагогического опыта и методической литературы, нами была определена цель:
-Внедрение приемов и методов для развития нравственных качеств личности дошкольника в краеведческой работе.
Сформулированы следующие задачи:
1. Углубить знания дошкольников о своей Родине, родном крае, месте рождения.
2. Расширить знания детей об истории, традициях, культуре народов Сибири.
3.Воспитывать гражданское самосознание и причастности к родным истокам, уважение к своей нации.
В процессе работы, в группе ДОУ создана предметно – пространственная среда, ориентированная на расширение познавательных интересов, потребности общения и взаимодействия друг с другом. Создан мини – музей «Природа Сибири», который позволяет реализовать общие задачи и задачи образовательных областей на основе федеральных государственных требований. Основная цель мини-музея - пробудить в детях чувство единения со всем живым, приобщить детей к здоровому образу жизни.
В период подготовительного этапа была выбрана тема, совместно с родителями и детьми, определены пути создания, подготовка к участию в проекте детей и родителей, педагогов.
Практический этап (этап реализации проекта) включал в себя совместную деятельность педагогов, родителей, детей; реализация идей подготовительного этапа, т.е. создание мини – музея. Оформление и изготовление оборудования, сбор экспонатов, оформление коллекций, изготовление игр, макетов и др.
Музей постоянно пополнялся поделками, макетами, коллекциями, фото, иллюстрациями, рисунками детей, литературой, дисками о животном мире. Позволял на начальных этапах приобщать детей к музейной культуре, сформировывать интерес к музею, усваивать правила поведения в музее, умение понимать образный язык предметов – экспонатов. Музей группы посещали дети из соседних групп, с удовольствием играли в предложенные игры, слушали рассказы детей об экспонатах музея. Все гости музея имели возможность оставить на страничке отзывов свои пожелания, написать впечатления, нарисовать, что понравилось больше всего.
Кроме этого, создан центр экспериментирования и природы, изготовлены совместно с родителями макеты природных зон. Работая в центрах, дети применяют на практике знания, которые они получают при посещении музеев, во время экскурсий по городу Братска.
Деятельность в центрах развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально – нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждает любовь к родному краю, России.
В зависимости от специфики условий ДОУ в своей работе по данной теме используем различные ее формы, хочу остановиться на более результативных:
-подгрупповая, индивидуальная непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагога с детьми, опыты, эксперименты
- экскурсии, посещение краеведческих музеев, выставочных залов;
- досуги, развлечения, соревнования, конкурсы, турниры;
- праздники (организация праздников в музее);
- творческая продуктивная и игровая деятельность детей.
Наиболее эффективными формами работы в развитии нравственных качеств, считаю – экскурсии в музей, т.к. посещение музея - это одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.
Дети посещали музей в период ожидания праздника, знакомились с предметами старины, одеждой, бытом, промысловой деятельностью своих предков. Богатство и глубина содержания развивают творческое воображение, расширяется жизненный опыт детей, развивается любознательность, коммуникативные навыки, интерес к окружающей действительности, дети учатся делать выводы. Наиболее интересны и удачные прошли экскурсии на Братскую ГЭС, где дети познакомились с этапами строительства Братской ГЭС, с особенностями реки Ангары. Испытали чувства гордости и уважения за человека труда, познакомились с памятником И.И Наймушина, почтили его память, возложили цветы.
Обращение к праздникам народного календаря является также одной из эффективных форм работы с детьми. Это передача знаний из поколения к поколению, сплочение участников событий в единый коллектив. В ДОУ традиционно проводятся сезонные праздники: Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица. Чтобы расширить круг приобщения детей к устному народному творчеству, широко используются пословицы, поговорки, сказки, загадки, приметы.
Нами было отмечено, что использование средств краеведческой работы позволило адаптировать детей к современной жизни, расширить духовно – нравственные представления детей. Новая информативная среда предоставила детям возможность сопереживания общих впечатлений и возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в самостоятельной и совместной с взрослыми творческой деятельности. Наблюдение за детьми в процессе обучения показали, что в результате работы отмечается их продвижение. Дети легко включаются в совместную деятельность с взрослыми и сверстниками, ориентируются в новой обстановке. В результате усвоения систематизированных знаний у детей активно развиваются психические процессы: память стала более устойчивой, могут внимательно выслушать рассказ, внести исправления, дополнить его, могут представить то, о чем рассказывает взрослый. Вопросы детей – показатель развития мышления, дети чаще задают вопросы, направленные на получение знаний. Повышается самостоятельный интерес к историческим событиям, личностям, дети способны проявлять интерес к истории и судьбе родного края, воспитанию гражданами России. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность ДОУ по приобщению дошкольников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной во все времена, и эффективным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания была и остается музейная педагогика.
Литература:
1.Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи http://www.kremlin.ru/news/16470./ Стенографический отчёт о встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. – Краснодар, 2012.
2.Рыжова, Н.А. Мини – музей в детском саду, как форма работы с детьми и родителями [Текст] / Н.А.Рыжова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 96с.
3.Суковская Г.З. Музейная педагогика. Организация воспитательно – образовательного процесса посредством создания мини – музеев [Текст] / Г.З.Суковская. - Апатиты, 2012.-15с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка,как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника.
В помощь воспитателям ДОУ....
Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, п...
"Сказка, как средства духовно-нравственного воспитания ребёнка дошкольника"
В данной статье рассказывается о влиянии русских народных сказок на духовно-нравственное воспитнание дошкольников....
Музейная педагогика как элемент системы нравственно- патриотического воспитания дошкольников
Музейная педагогика является инновационной технологией личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно- развивающую пространственную сре...
Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника
Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формир...
Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания дошкольника.
Использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, языка, воспитанию чувства п...
Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника
Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формир...