Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формирования у подрастающих поколений качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края и России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stotya.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника
Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формирования у подрастающих поколений качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края и России.
Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).
Музейная педагогика в детском саду – это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственного, экологического, эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение ребенка в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит ребенка за границы социума, цивилизации в мир культуры.
В нашем детском саду в конце прошлого года по инициативе заведующей Аксаны Львовны был создан мини-музей «Назад в прошлое».
Создание данного музея в детском саду обусловлено также необходимостью включения национально-регионального компонента в воспитательную систему ДОУ, цель которой – формирование личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом.
В групповом помещении воссоздан интерьер крестьянской избы конца XIX - начала XX в.в.: на полках расположены орудия труда и быта; в избе оформлен «красный угол» с иконой, стол с самоваром и лавка, покрытая самоткаными половиками, печь (имитация) с ухватом, полки с горшками, кринками, корчагой; кровать-колыбель, в ней лежит малыш (кукла), угольный утюг, рубель, фонарь «Летучая мышь».
Планируется пополнение музея материалами и орудиями мужского и женского крестьянского труда: прялки и веретена, сундук, инструменты для работы по дереву, национальными костюмами народов Росии и др.
Экспонаты привезены из разных уголков Вологодской, Мурманской, Псковской областей. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В настоящее время насчитывается более 20 экспонатов, имеющих историческую ценность.
Однако, основная задача не создание музейной атмосферы, а введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо экспонатов, представляющих историческую ценность, в «избу» помещены предметы, имитирующие натуральный облик. Например, печь, в которую можно поместить с помощью ухвата чугун, кровать-колыбель, в которой можно покачать младенца.
Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в музее, составляют фонд дошкольного музея. Он делится на две группы: предметы основного фонда и предметы вспомогательного фонда. В основной фонд входят музейные предметы, являющиеся первоисточником знаний по истории, культуре, природе. В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготавливаемые обычно для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события и материалы, схемы, планы, копии подлинных предметов, людей, модели ландшафтов, куклы в национальных костюмах, — то есть то, без чего вообще невозможно проводить работу с дошкольниками.
Для учета научного описания музейных предметов в музее дошкольного учреждения планируется завести инвентарную книгу - это основной юридический документ учета, научного описания и охраны памятников культуры и истории.
Для эффективной работы музея разработана программа « Мини-музей «Назад в прошлое», которая содержит цели, задачи, направление и тематическое планирование.
Цель: содействие всестороннему развитию детей, расширению кругозора, знакомству с основами русской национальной культуры, с бытом и историей своих предков, формирование у дошкольников патриотических и духовных чувств.
Задачи:
- Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
- приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствовать сохранению народных традиций;
- Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, истории своих предков.
-Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
Организация деятельности музея распределяется по следующим направлениям: экспозиционное (оформительское), экскурсионное (занятия), культурно-массовые мероприятия
Основную работу по оформлению экспозиций выполняют педагоги, но активными участниками также могут являться дети и их родители.
Наиболее эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
При проведении экскурсии учитываются специальные требования:
Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем; а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
В работе с детьми используются различные формы занятий в том числе и нетрадиционные: интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, репортаж; занятия на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: занятие - урок мудрости, занятие - урок мужества, занятие - урок любви, занятие-презентация; занятия с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие-сюрприз; занятия-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука); целый ряд занятий построен в форме инсценировок - это посиделки, где дети как бы становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали.
К занятиям в музее широко привлекается фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные народные игры, пословицы, поговорки, загадки. Информация, полученная на таких занятиях, включается воспитателями в различные виды практической деятельности детей.
Эффективным методом, используемым в работе, является экспериментирование. При ознакомлении с историей вещей и техническим прогрессом, дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов, как лучина, лампада, свеча, керосиновая лампа; при знакомстве с понятием «изобретение» пробуют изобрести новые предметы, фантазируют.
Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми в силу многофункциональности народного календаря. Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны и в настоящее время: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и воспитание патриотизма и уважения к народной культуре.
В детском саду традиционно проводятся Осенины, Новый год, Рождество, Святки, Масленица, Пасха. В подготовке праздников активно участвуют дети, родители и сотрудники детского сада, поэтому зачастую они превращаются в народные гуляния (например, Масленица).
На перечисленные выше праздники запланированы мероприятия в нашем мини-музее, как для родителей, так и для детей, педагогов ДОУ ( самое ближайшее мероприятие - семейный вечер, посвященный праздникам 23 февраля и 8 марта)
Используются и другие формы работы с семьей: информирование о событиях народного календаря и связанных с ними обычаями, обрядами, приметами.
В мини-музее уже были проведены следующие мероприятия:
- Экскурсия для дошкольников «Знакомство с предметами старины»
- Чаепитие «Русский чай», посвящённое Международному Дню Чая
- Мастер-класс с дошкольниками «Кукла-желанница»
- Открытый мастер-класс для педагогов ДОУ «Кукла –берегиня»
Использование средств музейной педагогики позволяет адаптировать детей к современной жизни, восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций и бытия предков. Активное приобщение детей к сохранению народной культуры, воспитание гражданского и патриотического самосознания позволяет правильно сориентировать ребенка на духовные ценности, способствует всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современного дошкольного образовательного учреждения, выполняющего социальный заказ общества.
Литература:
Ботякова О.А. и др. Российский этнографический музей – детям. – СПб: Детство-Пресс, 2001.
Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
Тихонова М.В. Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство с русским народным искусством, ремеслами, бытом и музеем детского сада. – М.: Детство-Пресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников"
1 слайд: Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. ...
Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника
Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания....
Консультация для педагогов «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах ...
Музейная педагогика, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Задачу нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Музейно-образовательное пространство дает возможность самостоятельного поиска о...
Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника
Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формир...
Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания дошкольника.
Использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, языка, воспитанию чувства п...