Автор: Уметбаева Антонина Георгиевна, музыкальный руководитель Учреждение: МДОБУ "ДСКВ" Южный" Населенный пункт: г.Всеволожск Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: музыкальные руководители, воспитатели и специалисты детского сада. Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей, воспитателей и педагогов ДОУ по использованию логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детского сада. Задачи: •Познакомить участников мастер -класса с методами и приёмами на занятиях логоритмических игр и упражнений с элементами русского фольклора. •Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников. •Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми. План проведения: 1. Сообщение: "Актуальность использования данной методики на музыкальных и логопедических занятиях, а также в самостоятельной и повседневной жизни детей»
Практическая часть коррекционной работы
Развитие темпо – ритмической стороны речи и певческого дыхания. 1. Упражнение: «Дует ветер» (лексическая тема: «Лес. Деревья. Кустарники»). 2. Упражнение: «Птички полетели» (лексическая тема: «Перелётные птицы») 3. Упражнение: «Назови по порядку» (лексическая тема: «Мебель»)
Развитие силы, высоты, тембра и интонационной выразительности речи. 1. Упражнение: «Весёлые ложки »(лексическая тема: «Посуда») 2. Упражнение: «Тюлень и мишка» (лексическая тема: «Дикие животные Севера и их детёныши») 3. Упражнение: «Весенние голоса» (лексическая тема: «Весна и приметы весны»)
Развитие согласованности движений речи и музыки. 1. Упражнение: «Лето» (лексическая тема: «Лето. Летние месяцы») 2. Упражнение: «Синица» (лексическая тема: «Перелётные птицы») 3. Упражнение: «На лужайке» (лексическая тема: «До свидания лето»)
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальными логоритмическими играми и упражнениями с элиментами малых фольклорных форм, которые Вы сможете использовать на занятия со своими детьми для профилактики нарушений речи. Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе всего педагогического коллектива. Такая комплексная форма предупреждает и исправляет речевые нарушения у детей, способствует развитию личности в целом. Дошкольники - это особый народ. В настоящее время по статистическим данным только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют дети с нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Вначале учебного года я наблюдала за детьми, речь которых мне была мало понятна: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Диагностика в сентябре месяце моих воспитанников показала – высокий уровень 0%, выше среднего 11, 1%, средний 36,2%, ниже среднего 45,6 и низкий 15,2%. А это значит, что у всех детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности. Одной из методик, направленных на устранение всех этих нарушений является логопедическая ритмика. Ее основатель Вера Александровна Гринер описывала суть логоритмики так: «В двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом». В настоящее время считается, что логоритмика – это связь музыки, слов и ритма. Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением. Итак, теперь можно сказать, что логоритмика в комплексной коррекции речевых нарушений используется как синтез ритма –речи- движения. Тело ребёнка – подобно инструменту, с помощью которого он узнаёт, изучает и понимает себя. Практическая часть коррекционной работы: Сегодня мы с вами познакомимся с логоритмическиеми играми и упражнениями по трём направлениям коррекционной работы: • Развитие темпо – ритмической стороны речи и певческого дыхания • Развитие силы, высоты, тембра и интонационной выразительности речи • Развитие согласованности движений, речи и музыки.
Пожалуйста, участники логоритмического занятия займите свои места.
Ход занятия: Музыкальный руководитель: Начинаем занятие с приветствия: Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко пропели:
Все вместе: Добрый день!
Развитие темпо – ритмической стороны речи и певческого дыхания 1. Упражнение: «Дует ветер» (лексическая тема: Лес. Деревья. Кустарники). Цель: развитие певческого и речевого дыхания. Содержание: (выполняется на выдохе под русскую нар мелодию: «Василёк») Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше. Дети делятся на две группы. Выполняют соответствующие движения.
2. Упражнение: «Птички полетели» (лексическая тема: «Перелётные птицы») Цель: развитие правильного диафрагменного и певческого дыхания, увеличения продолжительности и силы выдоха. Содержание: Бумажные фигурки птичек, которые ставят у самого края стола. Дети садятся каждый напротив одной из птичек. Продвигать птичку можно только на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Щёки не надувать.
3. Упражнение: «Назови по порядку» (лексическая тема: «Мебель») Цель: развитие речевого и певческого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов. Содержание: Вдох через нос, на выдохе перечислить выставленные на наборном полотне предметы мебели или бытовые приборы (от 5 до 7 штук, в зависимости от возраста).
Развитие силы, высоты, тембра и интонационной выразительности речи.
1. Упражнение: «Весёлые ложки» (лексическая тема: «Посуда» Цель: развитие чувства ритма, тембра, силы голоса, выразительности речи. Содержание: Звучит русская народная мелодия: «Я на горку шла» (деревянные ложки по количеству детей) Логопед: Ложкой бей, бей, бей! Веселей, веселей! (удар ложками на каждую четверть) Тихо ложкой ударь (тихо) Раз - два, раз - два! Посильнее ударь. (громче) Раз - два, раз - два! Ложки вверх подними И сильнее постучи! Раз - два - три, раз - два - три! Раз - два - три, раз - два - три!(громко) На коленочки присядь Ложки будут танцевать! (фонарики) (Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни).
2. Упражнение: «Тюлень и мишка» (лексическая тема: «Дикие животные Севера и их детёныши») Цель: развитие интонационной выразительности речи и высоты и тембра звука. Содержание: логопед предлагает сыграть на большом и маленьком барабане ритмы – короткие на маленьком барабане, длинные на большом)
Тюлень лежит на льдине, (ти-ти-ти-ти-ТА-ТА) Как будто на перине (ти-ти-ти-ти-ТА-ТА) Вставать он не торопится: (ти-ти-ти-ти-ти-ти- ТА) Жирок под шубой копится (ти-ти-ти-ти-ти-ти- ТА)
3. Упражнение: «Весенние голоса» (лексическая тема: «Весна и приметы весны») Цель: развивать и варьировать силу голоса, темп речи, в зависимости от текста Содержание: дети играют на маракасах, треугольниках, бубенцах и голос или свистулька. По весне мы слышим (играют на маракасах очень тихо- пиано «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш») Стук капели с крыши, (играют на треугольниках громко – форте «кап – кап – кап, кап – кап – кап ») Бормотание ручья, (играют на бубенцах тихо – пиано «бр-бр-бр-буль-буль-буль-бр-бр-бр») Звонкий голос воробья (громко – форте «чики-чики-чик-чирик»)
Развитие согласованности движений речи и музыки 1. Упражнение: «Лето» (лексическая тема: «Лето. Летние месяцы») Цель: развитие согласованности движений и речи. Содержание (упр. проводится под музыкальное сопровождение русской нар одной песни: «Во саду ли…») Раз, два, три, четыре, пять – Будем лето мы встречать. (шагать на месте) Лето красное, иди, Нам тепло и свет дари. (хлопать в ладоши) Травы в поле вырастайте. (поднять вверх согнутые в локтях руки и растопырить пальцы) Бабочки вокруг летайте. (сложить вместе ладони и несколько раз развести их в стороны) Зрейте ягоды, грибы. (сделать жест в сторону сначала левой, затем правой рукой) Лес и речка нас мани. (сделать манящий к себе жест ладонями обеих рук)
2. Упражнение: «Синица» (лексическая тема: «Перелётные птицы») Цель: развивать координации речи с движением, способствовать улучшению мышечного тонуса, закрепить знания детей о перелётных птицах. Содержание: под мелодию русской нар. песни: «Как у наших у ворот» Скачет шустрая синица, (дети прыгают на двух ногах врассыпную) Ей на месте не сидится, (грозят пальчиком пр. руки) Прыг - скок, прыг - скок, Завертелась, как волчок (кружатся) Вот присела на минутку (приседают) Почесала клювом грудку (чешут пальчиками грудь) И с дорожки - на плетень, Тири - тири, тень, тень, тень! (взмахивают кистями рук и убегают на стулья)
3. Упражнение: «На лужайке» (лексическая тема: До свидания лето») Цель: развитие чувства ритма и темпа, координации речи с движением, ориентировки в пространстве.
Содержание: под мелодию русской нар. песни «Из под дуба» На зелёной на лужайке Заиграла балалайка. (стоят лицом в круг, изображают игру на балалайке) Заиграла дудочка, Дудочка-погудочка. (изображают игру на дудочке) В сарафане красненьком Заплясала Настенька (пляшут)
Уважаемые коллеги, спасибо, за то, что вы посетили мой мастер класс, ведь всем известно, что наша память сохраняет: 10% из того, что мы слышим 50% из того, что мы видим 90% из того, что мы делаем Я надеюсь, что Вы будите использовать эти игры и упражнения в своей работе, для развития наших детей. Благодарю за внимание. |