Мастер-класс по применению игровых и нетрадиционных приемов работы с использованием малых фольклорных форм.
методическая разработка

В этом году проектная деятельность нашего детского сада строилась вокруг формирования ценности познания через ценность книги и поэтому материал для мастер-класса я подобрала на эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс для педагогов61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по применению игровых и нетрадиционных приемов работы с использованием малых фольклорных форм.

- Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

 Проходите, будьте как дома!

У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Редкий гость никогда не в тягость!

 Давно мы вас ждем – поджидаем, мастер-класс без вас не начинаем!

Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице.

 Собралось к нам гостей со всех волостей,

 Ну что же, доброе начало как говорится, половина дела.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Недаром, сегодня я начала наш мастер-класс народными пословицами и поговорками. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности, позволяют с самого раннего детства побуждать детей к познавательной деятельности и речевой активности, приобщают к общечеловеческим ценностям, а значит воспитывают.

- Вашему вниманию предоставляю опыт моей работы по развития речи детей и воспитанию личности ребёнка с помощью игровых и нетрадиционных приемов с использованием малых фольклорных форм.

         - А пришла я к вам не с пустыми руками, принесла я вам шкатулку с самоцветами, в которой каждый камень драгоценен по-своему. Каждый камешек — это приемы, которые я использую в работе с детьми. Они маленькие, но настолько ценны и богаты не весом, а смыслом.

В этом году проектная деятельность нашего детского сада строилась вокруг формирования ценности познания через ценность книги и поэтому материал для мастер-класса я подобрала на эту тему.

- Давайте рассмотрим их подробнее.

          Первый игровой прием – Достаю первый камешек.

Поднос с яичной скорлупой (ложка) - это использование знакомых предметов по-новому. Детям интересно то, что близко и знакомо, но предстает в другом свете.

Повторяя за взрослым пословицу в движении, у ребенка вырабатывается ритм, он лучше усваивает потом музыкальный ритм. С первых дней посещения детского сада учим детей слушать народную музыку, знакомим с народными инструментами, используем разные предметы и даже продукты, которые вы используете на кухне. Это, например, скорлупа яиц, грецких орехов.

Ставлю на стол поднос со скорлупой и вызываю педагогов отстучать ритмический рисунок ложкой по скорлупе с проговариванием пословиц.

Испокон века книга растит человека.

Кто много читает, тот много знает.

           Второй игровой прием - Достаю камешек

Стаканчики – это сенсорная нейро игра, в ней я использую не только подручные средства, но и развиваю: мелкую моторику, произвольное внимание, межполушарные связи и координацию.

А это игра для тех, кто занимается приготовлением обеда на кухне, а рядом-ребенок.

 Предлагаю взять поднос и насыпать в него, например, фасоль и макароны. На запястье руки надо одеть такие пластиковые (бумажные) стаканчики с резинкой (рассказываю, как их сделать). На каждое слово из пословицы надо правой рукой брать фасоль и класть ее в стакан на левой руке, а потом левой рукой брать макароны- класть их в правый стаканчик.

День без книги, как обед без хлеба.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Кто много читает, тот много знает.

 Третий игровой прием - Достаю камень 

Облачко.

Я работаю в тесном контакте с воспитателями и в течение года мы разучиваем много пальчиковых игр, пословиц и поговорок, дающих богатый материал для развития речи детей и в то же время воспитывающий любовь к книге, к чтению. Это не просто разучивание игр, пословиц и манипуляции с предметами, а мы, например, выкладывали или украшали «Облачко» фишками и проговаривали поговорку или пословицу. (предлагаю гостям выбрать любую пословицу)

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Будешь книги читать- будешь все знать.

Четвертый прием - Достаю камень

Иллюстрирование пословиц – для активизации родителей и детей

В рамках моего проекта «Старинная пословица не даром молвится» я работала в тесном контакте с родителями, где они совместно с детьми некоторые пословицы иллюстрировали, ведь наглядно ребенок запомнит, поймет и потом сможет применять в речи пословицу лучше, ведь один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать. 

Например, такие пословицы:

«Под лежачий камень вода не течет», «Вся семья вместе, так и душа на месте». (показываю работы детей)

- Попробуйте догадаться, что это за пословицы?

          Пятый прием - Достаю следующий камень.

 Камешки «марблс». Цветные карандаши. Грецкие орехи. Сенсорная коробка с фасолью.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа. В нее вошли: растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие детей, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок, пословиц и поговорок.

Книгу читать, как на крыльях летать.

Хорошую книгу читаешь- знания свои умножаешь.

В игре «Белка» мы отстукиваем скорлупками грецких орехов ритм и проговаривают:

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книга – твой друг, без нее, как без рук.

Дети очень любят играть с сенсорными коробками, которую можно наполнить фасолью, горохом или гречкой.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Главное - руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.

         Шестой нетрадиционный прием - Достаю следующий камень

Доска Бильгоу.

За интеллект, развитие внимания и речи, а также координацию движений в организме человека отвечает особый отдел головного мозга – мозжечок. Его стимуляция с помощью специальных упражнений помогает развивать участки мозга, отвечающие за формирование высших психических функций. Это особенно важно для правильного развития детей. Один из самых популярных инструментов для мозжечковой стимуляции – тренажер Бильгоу.

К сожалению, современные дети уходят сейчас в гиподинамию, гаджеты занимают все их активное время, когда они должны скакать, бегать, прыгать и нарабатывать новые двигательные контуры, за счет которого обучается мозжечковая и вестибулярная система по управлению тела. Для того, чтобы они возникли нужны тренировки и для этого создали доску Бильгоу.

Предлагаю вам встать на доску Бильгоу, взять в руки кинезиологический мешочек, проговаривая пословицу, надо перекладывать мешочек из рук в руки (над головой, впереди себя), подкидывание мешочка вверх сначала одной рукой, другой рукой, затем двумя руками, или принимать эти мешочки от меня:

Хорошая книга – лучший подарок.

Хорошая книга ярко звёздочки светит.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Аз да Буки избавляют нас от скуки.

          Седьмой нетрадиционный прием - Достаю следующий камень

Межполушарные доски

В головном мозге человека два полушария, которые связаны мозолистым телом. Левое отвечает за логику и память, а правое – за воображение и эмоциональность. Через мозолистое тело проходят нейронные связи и импульсы, связывающие полушария. Если связи нарушены или недостаточно развиты, то мозг медленно или неправильно обрабатывает информацию, полученную от органов. Это отрицательно влияет на речь, навыки письма и счета, координацию движений, память и проявление эмоцией.

Межполушарные доски разработаны специально для того, чтобы ребенок в игровой форме улучшал межполушарные связи и развивал свои способности. С одной стороны, такие доски – это необычная игрушка, с которой дети весело проводят время, а с другой – нейротренажер, позволяющий научить полушария мозга «договариваться».

Межполушарные доски я кладу на соль, которая служит ароматерапией для ребенка. Галотерапия – оздоровление человека благодаря вдыханию воздуха, насыщенного соляными микрочастицами.

 А) Одновременно пальчиками обеих рук проходим лабиринт от начала до конца, затем в обратном направлении и проговариваем пословицу:

Дом без книги, как птица без крыльев.

Б) Пока пальчик ведущей руки проходит лабиринт, ладошка второй руки стучит по столу

Книга- источник знаний.

Книга- лучший подарок.

Ребенок, выполняя сложные манипуляции, не только развивает речь. Он прилагает усилия, испытывает трудности. Но тем и ценнее, и радостнее для него достижение результата.

Все вышеперечисленные методы и приёмы работы с использованием малых форм фольклора, стимулируют познавательную активность детей с ОВЗ. В процессе применения игровых и нетрадиционных приёмов происходит активное вовлечение детей в образовательный процесс, но это способствует не только развитию речи, но и формированию личности ребенка.

Буду рада если моя работа будет кому-то полезна.

 Спасибо за внимание!

1. Яичная скорлупа

   Испокон века книга растит человека.

   Кто много читает, тот много знает.

2. Стаканчики

    День без книги, как обед без хлеба.

    Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

    Кто много читает, тот много знает.

3. Облачко

   Книга поможет в труде, выручит в беде.

   Книга учит жить, книгой надо дорожить.

   Будешь книги читать- будешь все знать.

5. Цветные карандаши.

   Книгу читать, как на крыльях летать.

   Хорошую книгу читаешь- знания свои умножаешь.

 5. Грецкие орехи

   Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

   Книга – твой друг, без нее, как без рук.

6. Доска Бильгоу

Хорошая книга – лучший подарок.

Хорошая книга ярко звёздочки светит.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Аз да Буки избавляют нас от скуки.

7. Межполушарные доски

Дом без книги, как птица без крыльев.

Книга- источник знаний.

Книга- лучший подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

"В гости к бабушке Варварушке" игровое занятие с использованием малых фольклорных форм

Программное содержание:·        Приобщать детей к народным традициям·        Побуждать детей к участию в театрализованных иг...

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм.

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в про...

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками.

Готовые плакаты с прибаутками, потешками по режимным моментам в д.с....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются  еще в  детстве....

мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...

«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕСЕННОГО И МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ»

Форма проведения: педагогическая мастерская.Участники: музыкальные руководители, воспитатели и специалисты детского сада.Цель: Повышение уровня профессиональной компетентност...