Консультация для воспитателей «Воспитательная роль русского народного творчества в развитии творческого потенциала малышей и его роль в социализации детей. Использование малых фольклорных форм»
консультация на тему
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к обычаям своего народа. Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций воспитания, знаний, принципов, идеалов, закрепленных в народных заповедях, фольклорных образах. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляются опыт и нравственная мудрость народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2016.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотой ключик»
Консультация для воспитателей
«Воспитательная роль русского народного творчества в развитии творческого потенциала малышей и его роль в социализации детей. Использование малых фольклорных форм»
Февраль 2016 г.
Детство - время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводства социального опыта. В 21 веке воспитание человека столкнулось с потребительством, развлекательностью как урбанистическими "идеалами" жизни, и перед педагогикой встала проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий дошкольного детства.
Что такое воспитание? По сути это "питание" души и сердца ребенка всем самым благородным и прекрасным. Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач, поскольку то, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как "детство в опасности».
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к обычаям своего народа. Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций воспитания, знаний, принципов, идеалов, закрепленных в народных заповедях, фольклорных образах. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляются опыт и нравственная мудрость народа.
Как искусство и как основание жизненного пространства народная культура привлекала и привлекает к себе внимание многих педагогов. Русский ученый М.В. Ломоносов одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора, считая его основой народной педагогики. Постепенно фольклор получает распространение в детском обучении и воспитании. К.Д. Ушинский о связи педагогики с фольклором писал, что "всякий народ в своей литературе, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятию... Литература каждого народа преследует свой особый идеал, отражает в себе характер самого народа и развивается вместе с его развитием".
Современная педагогика, опираясь на воспитательно-образовательный потенциал фольклора, должна сделать так, чтобы дети думали словами своего народа, чтобы они почуяли в себе дух своих предков и приняли бы любовью и волей всю историю, судьбу, путь своей страны, чтобы душа отзывалась трепетом на дела и слова дедов и прадедов. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь "был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа".
Воспитание всесторонне развитой личности - это общая задача и родителей, и педагогов. Её можно решить, грамотно используя духовную культуру наших предков, их знание, опыт. Все начинается с изучения детьми устного народного творчества, знакомство с народными обрядами и обычаями.
Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь его жизни. Язык народа, его песни и музыка, игры и игрушки, природа родного края - все это влияет на становление личности человека.
Изучая русскую народную культуру, дети знакомятся с тем, как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие соблюдали обряды и обычаи, чем украшали свой быт, какими игрушками играли дети и т.д. Изготовление игрушек было делом семейным и бытовало везде. Совместное изготовление игрушек помогало не только в воспитании трудовых навыков, развитии способностей ребенка, но и через внутрисемейное общение дети усваивали принятые в обществе нормы поведения, нравственные ценности. Игрушка была посредником между миром детей и миром взрослых. Через кукольный мир и проживание с куклами жизни взрослых дети становились полноценными членами общества.
Ребенок младшего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки - этот родник народной мудрости и опыта воспитания. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию, в них звучат любовь к ребенку и забота о нем. вслушиваясь в слова, в их ритм, музыкальность, он притопывает, приплясывает в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение, расширяет кругозор, обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Сколько в этих стишках нежности, ласковости, такта! Они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Вслушиваясь в напевность и образность родного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Одной из самых актуальных задач педагогов и родителей является показ красоты русского языка через устное народное творчество, чтобы помочь дошкольникам освоить богатство родного языка. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка. Окружающие ребенка люди употребляют пословицы, поговорки, загадки. Ребенок слышит те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким. Задача взрослого - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им, навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывает у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений.
Исторически сложившийся в народной среде процесс воспитания теснейшим образом связан с трудовыми буднями народными праздниками, которые создают неповторимые условия для развития личности, знакомят ребенка с национальным характером, с природными особенностями, с семейным укладом. Соприкосновение детей с народным искусством, народными традициями, обрядами обогащает ребенка духовно, воспитывает чувство гордости за свой народ и сою Родину, поддерживает интерес к истории и культуре.
Устное народное творчество, иначе называемое фольклором, - это та почва, на которой возникло профессиональное искусство всех народов мира. Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует гармоничному вхождению в последующий возрастной этап бесконфликтно. Ценность использования фольклора в процессе формирования мировоззренческой позиции обусловлена тем, что фольклор является важным фактором нравственного воспитания и развития, его можно рассматривать как уникальное средство социального воспитания ребенка. Это образная начальная школа по освоению и реализации навыков общения и сотрудничества.
Дошкольный возраст - это период, когда ребенок делает "первые шаги" на пути постижения мира. В этом возрастном этапе он "открыт" всему тому, что его окружает, быстро накапливает эмоциональный и интеллектуальный опыт взаимодействия с миром. Фольклор как "кладезь народной мудрости" в силу своей эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребенка, определяя толерантность в его отношениях с окружающими, стиль поведения. Приобщение ребенка к народной культуре позволяет установить духовные связи между различными сторонами общественной жизни, явлениями природы и народным искусством.
В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, видный собиратель фольклора — П.В.Кириевский говорил, что: — «тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит.»
С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.
А.П.Усова, О.Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль устного народного творчества в развитии творческих способностей детей.
Доклад из опыта работы....
Использование русского народного творчества для развития творческих способностей у детей раннего возраста.
Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, пальчиковые и подвижные игры — все это представляет собой прекрасный материал, который можно использоват...
Роль русского народного творчества в развитии детей раннего возраста
В статье рассматриваются ключевые аспекты ознакомления детей раннего возраста с русским народным творчеством : устным, музыкальным, декоративно - прикладным. Подчеркивается основополагающая роль...
Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...
Консультация для родителей «Роль русского народного творчества в развитии речи детей»
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
Детский фольклор - это особая часть народной культуры,которая играет важную роль в жизни каждого народа...
Консультация для педагогов «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Цель: расширение знаний педагогов ДОУ по использованиюэффективных педагогических средств при ознакомлении детей снародным творчеством....