Практикум с родителями по применению игровых и нетрадиционных приемов работы с использованием малых фольклорных форм.
методическая разработка

Цель: Знакомство родителей с нетрадиционными приемами работы с использованием малых фольклорных форм, обучение использованию знаний и умений в работе с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_s_roditelyami_po_poslovitsam.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум с родителями по применению игровых и нетрадиционных приемов работы с использованием малых фольклорных форм.

Цель: Знакомство родителей с нетрадиционными приемами работы с использованием малых фольклорных форм, обучение использованию знаний и умений в работе с детьми в домашних условиях.

Задачи:

  • Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками в воспитании и развитии речи детей.
  • Воспитывать у родителей интерес к малым фольклорным формам.
  • Раскрыть содержание практикум посредством игры и творческих заданий.
  •  Показать практическую значимость использования данных творческих заданий.
  • Повышать педагогическое мастерство родителей.

Ход:

- Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

 Проходите, будьте как дома!

Рады вас видеть в гостях в нашей горнице.

Собралось к нам гостей со всех семей.

Ну что же, доброе начало как говорится, половина дела.

Недаром, сегодня я начала наш практикум народными прибаутками, пословицами и поговорками. Сегодня взрослые всё реже используют в речи пословицы и поговорки. Соответственно, дети их не слышат, а значит, и в детской речи пословицы отсутствуют. Но пословицы и поговорки являются кладезем народной мудрости, значительно обогащают словарный запас ребёнка, делают его речь интересной и выразительной.

- Вы знаете какой ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста? Конечно, игра! Вот и мы с вами сегодня поиграем. Я покажу вам и научу некоторым приемам как в игре, применяя при этом сначала подручные средства, даже бросовый материал, а потом инновационные технологии, можно помочь ребенку осмыслить пословицы и поговорки и начать применять их в своей речи.

         - А пришла я к вам не с пустыми руками, принесла я вам шкатулку с самоцветами, в которой каждый камень драгоценен по-своему. Каждый камешек — это прием, которому я научу вас сегодня на нашем практикуме и который вы сможете использовать и применять дома с детьми. Они маленькие, но настолько ценны и богаты не весом, а смыслом.

.

- Давайте рассмотрим их подробнее.

          Первый игровой прием – это использование знакомых предметов по-новому. Детям интересно то, что близко и знакомо, но предстает в другом свете.     Достаю первый камешек.

Поднос с яичной скорлупой (ложка) -

Повторяя за взрослым пословицу в движении, у ребенка вырабатывается ритм, он лучше усваивает потом музыкальный ритм. С первых дней посещения детского сада учим детей слушать народную музыку, знакомим с народными инструментами, используем разные предметы и даже продукты, которые вы используете на кухне. Это, например, скорлупа яиц, грецких орехов.

Ставлю на стол поднос со скорлупой и вызываю родителей отстучать ритмический рисунок ложкой по скорлупе с проговариванием пословиц.

В гостях хорошо, а дома лучше.

 В своем доме и стены помогают.

В хорошей семье хорошие дети растут.

 В игре «Белка» можно отстукивать скорлупками грецких орехов ритм и проговаривать:

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Вся семья вместе, так и душа на месте. Может объединить со скорлупой

  Второй игровой прием – использование подручных средств

 Достаю камешек

Стаканчики – это сенсорная нейро игра, играя в нее, у ребенка развивается: мелкая моторика, произвольное внимание, межполушарные связи и координация, и, конечно, речь.

Браслеты из фикспрайс.

А это игра для тех, кто занимается приготовлением обеда на кухне, а рядом-ребенок.

 Предлагаю взять поднос и насыпать в него, например, фасоль и макароны. На запястье руки надо одеть такие пластиковые (бумажные) стаканчики с резинкой (рассказываю, как их сделать). На каждое слово из пословицы надо правой рукой брать фасоль и класть ее в стакан на левой руке, а потом левой рукой брать макароны- класть их в правый стаканчик.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Везде хорошо, но дома лучше.

 Третий игровой прием - это не просто разучивание пословиц и манипуляции с предметами, а совмещение с заранее оговоренным алгоритмом выполнения задания. Достаю камень.

Облачко (конструктор лего, мозайка, прищепки, бусы)

           Хочу предложить вам еще один нетрадиционный прием заучивания пословиц.

Например, можете выкладывать или украшать поле из мозаики, строить из конструктора лего и проговаривать поговорку или пословицу. (предлагаю родителям выбрать любую пословицу)

Дружная семья не знает печали.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

При солнышке тепло, при матери добро.

- Согласитесь, что это трудно, но дети это делают с удовольствием.

Четвертый прием - Иллюстрирование пословиц

Достаю камень

Все вы знаете как дети любят рисовать и выполнять различные задания, связанные с рисованием. Поэтому вместе со своими детьми, чтобы понять смысл пословицы, вы можете «превратиться» в иллюстратора (художника), выбрать любую пословицу или поговорку и нарисовать свою книгу пословиц.

Я хочу вам показать вам альбом, который дети нашей группы рисовали со своими родителями.

Например, такие пословицы:

«Под лежачий камень вода не течет», «Вся семья вместе, так и душа на месте». (показываю работы детей)

- Попробуйте догадаться, что это за пословицы?

Вы также можете нарисовать пословицу со своими детьми.

          Пятый прием – самомассаж

Достаю следующий камень.

 Камешки «марблс». Цветные карандаши. Грецкие орехи. Сенсорная коробка с фасолью.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа. В нее вошли: растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие детей, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок, пословиц и поговорок.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Дети очень любят играть с сенсорными коробками, которую можно наполнить фасолью, горохом или гречкой.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Главное - руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.

         

          Шестой, еще один нетрадиционный прием – Межполушарные доски

 Достаю следующий камень

Использование этого приема вполне возможно, так как они имеются в продаже. Я расскажу покажу, как его применять в игре дома.

В головном мозге человека два полушария, которые связаны мозолистым телом. Левое отвечает за логику и память, а правое – за воображение и эмоциональность. Через мозолистое тело проходят нейронные связи и импульсы, связывающие полушария. Если связи нарушены или недостаточно развиты, то мозг медленно или неправильно обрабатывает информацию, полученную от органов. Это отрицательно влияет на речь, навыки письма и счета, координацию движений, память и проявление эмоцией.

Межполушарные доски разработаны специально для того, чтобы ребенок в игровой форме улучшал межполушарные связи и развивал свои способности. С одной стороны, такие доски – это необычная игрушка, с которой дети весело проводят время, а с другой – нейротренажер, позволяющий научить полушария мозга «договариваться».

 А вы можете предложить ребенку два одинаковых листа бумаги, взять два карандаша в руки и рисовать одновременно двумя руками.

Межполушарные доски можно использовать с применением соли. Галотерапия – оздоровление человека благодаря вдыханию воздуха, насыщенного соляными микрочастицами.

 А) Одновременно пальчиками обеих рук проходим лабиринт от начала до конца, затем в обратном направлении и проговариваем пословицу:

В дружной семье и в холод тепло.

Б) Пока пальчик ведущей руки проходит лабиринт, ладошка второй руки стучит по столу

В хорошей семье хорошие дети растут.

Седьмой нетрадиционный прием – инновационный прием. Достаю следующий камень

Доска Бильгоу.

        Конечно, вы дома не сможете использовать этот прием, но я хочу вас с ним познакомить и рассказать о его пользе и показать, как с работать с доской.

За интеллект, развитие внимания и речи, а также координацию движений в организме человека отвечает особый отдел головного мозга – мозжечок. Его стимуляция с помощью специальных упражнений помогает развивать участки мозга, отвечающие за формирование высших психических функций. Это особенно важно для правильного развития детей. Один из самых популярных инструментов для мозжечковой стимуляции – тренажер Бильгоу.

К сожалению, современные дети уходят сейчас в гиподинамию, гаджеты занимают все их активное время, когда они должны скакать, бегать, прыгать и нарабатывать новые двигательные контуры, за счет которого обучается мозжечковая и вестибулярная система по управлению тела. Для того, чтобы они возникли нужны тренировки и для этого создали доску Бильгоу. Не в каждой семье есть доски Бильгоу, вы можете приобрести резиновые кочки для координации движений, можно перешагивать бордюры на улице, можно наклоняться и приседать за игрушками.

Предлагаю вам встать на доску Бильгоу, взять в руки кинезиологический мешочек, проговаривая пословицу, надо перекладывать мешочек из рук в руки (над головой, впереди себя), подкидывание мешочка вверх сначала одной рукой, другой рукой, затем двумя руками, или принимать эти мешочки от меня:

Сердце матери греет лучше солнца.

В дружной семье и в холод тепло.

В семье разлад, так и дому не рад.

Ребенок, выполняя сложные манипуляции, не только развивает речь. Он прилагает усилия, испытывает трудности. Но тем и ценнее, и радостнее для него достижение результата.

Все вышеперечисленные методы и приёмы работы с использованием малых форм фольклора, стимулируют познавательную активность детей любого возраста. В процессе применения игровых и нетрадиционных приёмов происходит активное вовлечение детей в игру, и это способствует не только развитию речи, но и формированию личности ребенка.

Буду рада если вы воспользуетесь предложенными мной приемами (собрать камушки) и будете чаще использовать устное народное творчество в воспитании ваших детей. Желаю вам удачи!

 Спасибо за внимание!

1. Яичная скорлупа

 В гостях хорошо, а дома лучше.

 В своем доме и стены помогают.

В хорошей семье хорошие дети растут.

2. Стаканчики

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Везде хорошо, но дома лучше.

3. Облачко

 Дружная семья не знает печали.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

При солнышке тепло, при матери добро.

5. Цветные карандаши.

 Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

 5. Грецкие орехи

 В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

6. Доска Бильгоу

Сердце матери греет лучше солнца.

В дружной семье и в холод тепло.

В семье разлад, так и дому не рад.

7. Межполушарные доски

В дружной семье и в холод тепло.

В хорошей семье хорошие дети растут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»

Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...

Семинар – практикум: «Укрепление здоровья детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые фольклорные формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка....

Семинар-практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм при формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников"

Расширение спектра профессиональных компетентностей педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Мастер-класс по применению игровых и нетрадиционных приемов работы с использованием малых фольклорных форм.

В этом году проектная деятельность нашего детского сада строилась вокруг формирования ценности познания через ценность книги и поэтому материал для мастер-класса я подобрала на эту тему....

«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕСЕННОГО И МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ»

Форма проведения: педагогическая мастерская.Участники: музыкальные руководители, воспитатели и специалисты детского сада.Цель: Повышение уровня профессиональной компетентност...