Педагогический проект «Мы веселые матрешки!»
проект (средняя группа)

Бондарь Ирина Александровна

Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  «Радуга» п. Агириш»

Педагогический проект

«Мы веселые матрешки!»

Средняя группа комбинированной направленности для детей с ТНР «Карусель»

Составили: Бондарь И.А.

п. Агириш, 2023 год

Актуальность: Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Моя работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее. Наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Цель: Формировать представление детей о народных игрушках - матрешках. Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки матрёшки. Дать родителям представление о развивающих играх с народными игрушками в условиях семьи.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой;
  • познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла;
  • дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными видами матрешек;
  • познакомить детей с различными играми с матрешками.

Развивающие: 

  • Развивать у детей мышление, восприятие, связную речь, мелкую моторику,
  • познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки;
  • развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в

совместной и самостоятельной деятельности;

  • поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию

творческих способностей.

  • развивать интерес к предложенной теме, помогать увидеть в обычном необычное;
  • учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками;

Воспитательные: 

Воспитывать у подрастающего поколения любовь, уважение к труду народных умельцев, бережное отношение к игрушке, как культурному символу России. Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Постановка проблемы: при проведении беседы с детьми был выявлен недостаток знаний о русской народной игрушке - матрёшке

Тип проекта: познавательно-игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный - 2 недели.

Участники проекта:

  • дети средней группы,
  • воспитатели,
  • родители.

Ожидаемые результаты по проекту: 

  • Знание истории происхождения Матрёшки;
  • Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);
  • Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов-майданскую матрёшек;
  • Умение передавать простейшие элементы росписи различных видов Матрёшек.

Продукт проектной деятельности:

  • Дидактические игры, созданные совместно с родителями;
  • Картотека стихов, загадок, частушек о матрешках;
  • Мини- музей «Хоровод матрёшек».

Средства и методы достижения цели:

Речевое развитие: непосредственно образовательная деятельность; беседы о матрешках; чтение стихотворений, сказок и рассказов о матрешках; разучивание стихотворения; отгадывание загадок; дидактические игры.

Художественно-эстетическое развитие: рассматривание матрешек, альбомов, книг и наглядно демонстрационного материала о матрешках; изготовление поделки «Красавица Матрешка»; прослушивание песенок о матрешках; разучивание танца; дидактические игры.

Социально - коммуникативное развитие: сюжетно- ролевые игры, бытовой труд.

Познавательное развитие: создание мини-музея  «Хоровод Матрешек», дидактические игры.

Физическое развитие: проведение пальчиковой и зрительной гимнастики, подвижные игры, физкультминутки.

Содержание проектной деятельности:

Этапы реализации проекта: 

1 этап. Подготовительный.

  • Подбор литературы: стихотворений, потешек, загадок, сказок и рассказов о матрешке. Составление картотеки.
  • Подбор различных картинок, фотографий, наглядного материала о матрешках.
  • Подбор дидактических и подвижных игр: «Найди заплатку», «Собери матрешку», «Расставь по росту , «Расставь по образцу», пирамидки «Матрешки»и т. д.
  • Создание альбома «Такие разные матрешки»
  • Выбирается и оборудуется место в группе для организации мини-музея «Хоровод Матрешек».
  • Сбор экспонатов для мини-музея совместно с родителями.
  • Подготовка материалов для дальнейшей творческой работы.

2 этап. Практический

Образовательная область

Виды деятельности.

Речевое развитие

1. НОД «Русская матрёшка».

2. Беседы об истории появления в России матрешек: «Знакомьтесь, русская матрешка», «Матрешка - любимая игрушка», «Почему Матрешку называют символом России?», «Из чего сделана матрёшка? », «О цветовой гамме матрёшек».

3. Чтение и обсуждение художественных произведений, стихотворений, рассказов о матрешке. Л. Некрасова «Веселые матрёшки», И. Черницкая «Матрёшки», С. Маршак «О матрёшках», З. Петрова «Ой, да мы матрёшки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», В. Д. Берестов «Матрешкины потешки», В. Моисеев «Матрёшка», расказ Якова Тайца «Сколько? », сказка «Жили – были матрешки… », С. Вокринцева «Матрёшка», матрёшкины частушки, И. Булва-Давыдова «Игрушки» и др. 4. Заучивание стихотворений, потешек, песенок о матрешке.

5. Оформление картотеки сказок, потешек, загадок и игр с матрешками.

6. Составление описательных рассказов о матрешках.

7. Отгадывание загадок о матрешках.

 8. Дидактические игры по развитию речи «Матрешка», «Матрешка, ты где? », «Русские Матрешки», «Что из чего сделано? ».

Художественно – эстетическое развитие

1. НОД «Красавица Матрешка», НОД по лепке «Матрёшка», НОД по аппликации «Русская матрёшка»

2. Рассматривание фотографий и иллюстраций и наглядного материала с изображением разных матрешек.

3. Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Игрушкины частушки», муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского. Хороводная песня-танец «Матрешка-матрешка», «Матрешка – подружка».

Социально - коммуникативное развитие

1. Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье у Матрешки», «Семья», «Магазин игрушек».

2. Помощь в уборке рабочих мест.

Познавательное развитие

1. Дидактические игры: «Найди заплатку», «Собери матрешку», «Расставь по росту , «Расставь по образцу», пирамидки «Матрешки» и , «Матрешки выстроились в ряд», «Веселый счет».

2. Конструирование «Домик для Матрешки»

3. Изготовление поделки из пластилина «Красавица Матрешка».

4. Создание мини-музея «Хоровод Матрешек».

Физическое развитие

1. Физкультминутка «Матрешки», «Мы Матрешки – вот такие крошки»

2. Зрительная гимнастика по мотивам стихотворения Э. Медведевой «Матрешка».

3. Пальчиковая гимнастика «Прежде чем рисовать, нужно пальчики размять».

 4. Подвижные игры «Прячем Матрешку», «Бегите к Матрешке», «Шли Матрешки по дорожке».

3 этап. Заключительный.

1. Подготовка и оформление консультаций для родителей «Русская народная игрушка-матрёшка, как необходимый элемент воспитательного процесса»/

2. Оформление картотек сказок, стихов, потешек, загадок и игр с матрешками.

3. Оформление папки-передвижки «Матрешека –самая известная русская игрушка».

4. Оформление совместно с родителями мини-музея «Хоровод Матрешек».
5.
 Подготовка презентации «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством создания мини-музеев в группе»

Результат проекта:

1. У детей сформировались представления о русском народном прикладном

творчестве, народной игрушке, об истории возникновения матрёшки на Руси, о

разновидностях матрёшек по месту их происхождения.

2. Обогатились знания детей об игрушке матрешке как образе материнства, семьи.

3. Были реализованы творческие способности детей в изготовлении поделок.

4. Обеспечена потребность детей в движении.

5. Дети с интересом принимали участие в проекте, охотно взаимодействовали со

сверстниками и взрослыми, получили положительные эмоции.

Используемая литература

Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М.:

Просвещение, 1982.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008.

Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры. – С-П., 1998.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: учебно –

методическое пособие. - М.: «Цветной мир», 2012.

Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным

декоративно – прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2003

Консультация для родителей «Русская народная игрушка-матрёшка, как необходимый элемент воспитательного процесса»

Цель: познакомить родителей с возможностями использования народной игрушки-матрёшки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Народная игрушка – матрёшка является замечательным культурным наследием. Матрёшка является не только сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для детей. Большим достоинством её является то, что она безопасна, так как матрёшка изготовлена из дерева и не имеет острых углов.

Несмотря на свою простоту, матрёшка помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость ребёнка. На форме матрёшки могут быть изображены различные персонажи сказок, ей могут присваиваться разные роли, в том числе и социальные, - именно это и делает игрушку предметом социализации ребенка, развивает личностные качества, учит быту и общению.

Для того чтобы матрёшка имела развивающий и воспитательный эффект, недостаточно только приобрести её и дать в руки ребёнка. Необходимо открыть её замечательные свойства и научить ребёнка играть с ней.

Очень важно первое знакомство с матрёшкой, открытие её главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным.

Уважаемые родители, для вас подготовлены рекомендации «Как организовать игры с матрёшкой?»

 

«Как организовать игры с матрешкой»

В первых играх с использованием матрёшки ваше участие очень важно. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у ребёнка интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

Пальчиковая игра «Матрёшки»

Выполняйте вместе с ребёнком:Хочу такой сайт

Мы – красавицы матрешки (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем) Разноцветные одежки. Раз – Матрена. (На обоих руках зажимаем по одному пальчику)

Два – Малаша, Мила – три. Четыре – Маша. Маргарита – это пять. Нас не трудно сосчитать. (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем)

Игра «Где место у матрёшки?»

Чему учится ребенок: выстраивать размерный ряд, понимать слова «большая» и «маленькая».

Материал: матрёшка.

Ход игры: поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой.

Проведите ладошкой ребёнка по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом. Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите ребёнка найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове - рука должна идти плавно. Для усложнения игры можно увеличить количество матрёшек до 10.

 

Игра «Что прячется внутри?»

Чему учится ребенок: взаимодействовать со взрослым, открывать и закрывать матрёшки.

Материал: матрёшка.

Ход игры: вам понадобится несколько матрешек, вовнутрь которых заранее нужно спрятать разные предметы: например, жёлудь в одну, во вторую картинку или наклейку, в третью лоскут ткани. Предметы наполнители можно менять на своё усмотрение. Можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы некоторые (ткань) торчали наружу. Позовите ребенка и скажите, что матрешки принесли ему подарки и предложите посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Рассмотрите сюрпризы, которые «принесли» матрешки. Затем соберите каждую матрешку.

Беседы с детьми

 «Знакомьтесь, русская матрешка»

Воспитатель: Я открою вам секрет, если вы отгадаете мою загадку.

Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка –

Красавица девица,

У неё сестрицы.

Каждая сестрица –

Для маленькой темница.

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот

еще какая загадка есть про матрешек, послушайте:

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

- А знаете ли вы сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к нам из мира легенд и

сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.

Кто матрешку создал, мы не знаем,

Но известно нам, что сотню лет,

Вместе с Ванькой–Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

- Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она

полюбилась и взрослым, и детям.

Абрамцево, Абрамцево –

Старинное местечко.

Там есть и лес, и рощица

Поле, мостик, речка…

Там мастера решили

Матрёшку сотворить,

Чтоб только людям радость

Она могла дарить!

- Есть много версий, как и когда она родилась. Первая матрешка была сделана в

местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву

Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В ее входило семь

фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так

понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а

она и не думает стареть.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные!

-Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим

на них. Скажите, из какого материала сделана матрешка?

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

-Все ли матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Все они

отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм:

расписной сарафан, платок, полушалок, передник. К нам пришли матрешки из города

Семенова, Загорска, Полховского Майдана.

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок - глаз.

- Эта гостья из города Семенова. В правой руке держит она большой букет цветов, в

котором собраны разные цветы. Какие? Правильно. Это розаны, колокольчики,

рябинки, травки, васильки. Семеновские лицом взрослее. Глаза у них светлые, а брови

с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный

фиолетово-синий. В этой матрешке спряталось много сестричек. Есть про них

стихотворение:

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка,

Улыбается, смеётся.

Хоть и жаль её ломать

Буду дальше разбирать.

- Теперь посмотрите на эту гостью. Что можете вы сказать о ней? Сергиевопосадские

(загорские) матрешки. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет

одежды яркий. Нарядный русский сарафан украшен несложными узорами состоящий

из волнистых и прямых линий, скрещивающихся мазков, точек, кругов. Для

выполнения горошин – «кругляшей» можно использовать инструмент «тычок».

«Кругляши» получаются ровные и выразительные. У загорской матрешки внизу есть

ободок-подставка. А эта красавица приехала к нам из города Полховской Майдан.

Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. Что

хочется сказать о ней? Какой у ее наряд? Что особенного у матрешки из Полховского

Майдана? Правильно вы назвали некоторые отличия. У ее нет платка с завязанными

концами, нет сарафана и фартука, даже руки как бы не обозначены. У них яркие,

капризные лица. Волосы уложены колечками Полхов-майданские матрешки тоньше и

выше семеновских и загорских. Лицо разрисовано только черной краской, туловище –

огромными пятилепестковыми цветами при помощи наводки: предварительно узор

наноситься тушью, а потом заливается цветом. Одежда яркая, ярмарочная: малиновокрасная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая. Чаще всего в центре цветок шиповника.

Узоры имеют свои названия: шиповник – «большая роза», «колокольчик», «яблочко»,

«виноград». Несмотря на то, что все матрешки разные по украшению, все-равно их

очень любят малыши и взрослые.

Все они матрешеньки,

Все они милашеньки.

С аленькими щечками

Под пестрыми платочками.

Нарядные, пригожие,

На нас чуть-чуть похожие.

А как же изготовляют матрешек? Хотите об этом узнать? Рождение матрешки

начинается на токарном станке, в токарном цехе. Сухие липовые чурки мастер

обтачивает снаружи и из нутрии. Едва уловимо мелькают в его руках стамески.

Деревянный чурбачок

Завертелся, как волчок

Из-под рук струятся стружки

Получаются игрушки.

В следующем цехе женщины- грунтовщицы покрывают ее раствором крахмала. После

этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное – белая

деревяшка превращается в красавицу матрешку. Но это еще не все. Расписная

матрешка проходит заключительный этап – лакировку. Сейчас их сушат в

специальных помещениях, а раньше и зимой, и летом выносили в солнечную погоду

сушить на улицу. Летом у пруда, а зимой фанеру раскладывали на снегу и на нее

расставляли матрешек. Снег белый, а игрушки как радуга, всех цветов. Все такое

жаркое, как будто и нет никакой зимы. Снег и цветы – вот такое чудо! Говорят, когда

поблизости никого нет, матрешки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и

получается праздник.

Мы матрёшки, мы кругляшки

Все мы ласковые, одинаковые

Как пойдём плясать

Только пыль столбом!

Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах, как символ

России.

Матрёшки русские по свету славятся

На них взгляните вы,

Чем не красавицы?

Дополнительные вопросы к детям во время беседы.

С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня?

Из каких городов у нас в гостях матрешки?

Чем они похожи? Чем отличаются?

Какие костюмы носили матрешки?

Какие матрешки в России самые известные?

Назови элементы украшения у каждой матрешки?

Какое настроение у тебя возникает при взгляде на матрешку? Чем она тебе нравится?

Как изготовляют матрешку?

Как можно назвать матрешек?

«Почему Матрешку называют символом России »

Ход беседы:

В. –Вспомните, ребята, как называется страна, в которой мы живем. Правильно,

Россия. Это наша Родина.

Как называют людей, живущих в нашей стране?

Д: Россияне.

В: А девочек? А мальчиков?

Д: Россиянка, россиянин.

В: Ребята, посмотрите, что стоит на столе?

Д: Флаг

В: Флаг какой страны?

Д: России.

В: Российский флаг - символ нашей страны.

В -.Какого цвета государственный флаг России Что обозначают цвета флага? Где

можно увидеть российский флаг?

(Демонстрация детям картинок, на которых изображен государственный флаг России:

на здании правительства, на военном корабле, самолете и др.)

В: Сколько обязательных государственных символов есть у каждой страны?

Перечислите их?

Д: Флаг, герб, гимн.

В: Все это государственные символы России - нашей Родины.

Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и

представляет что-то свое, очень-очень родное.

Поэтому у нас есть ещё и родные, негосударственные символы нашей Родины, страны

России. Это особенные предметы, которые есть только в нашей стране.

Посмотрите и назовите их?

«Народные символы России».

Картинки: лапти, самовар, берёзка, ромашка, валенки, матрёшка.

Сюрпризный момент – сундучок. (В нём находится матрёшка).

В. – Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее.

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала

Сундучок вам принесла

В нем игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных.

В разноцветных сарафанах.

На столе они живут,

Как, скажите, их зовут?

В.- Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она. (Продемонстрировать детям

матрешку). Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад.

Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.

Он увидел деревянную пустотелую куклу, привезенную из Японии, в которую

вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше.

Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал

ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец.

И назвали её старинным русским именем – Матрёной.

А как назвать её ласково? А вас? (Словарная работа).

Детская игрушка эта

Обошла уже полсвета!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Из чего сделана матрёшка?

Делают матрешек из традиционного материала – дерева. Таким деревом была и

остается липа.

Наиболее известны три вида матрёшек:

Загорская матрёшка, Семёновская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.

Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте с вами внимательно рассмотрим всех матрёшек.

Загорская матрешка. Декоративная роспись скромно украшает платок и край

фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пеструшкой».

Выполняются эти узоры приемом "тычка"

Семеновская матрешка. Манера росписи семеновской матрешки напоминает

кистевую роспись. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов,

который занимает почти весь фартук. Колорит росписи сочетает яркие до резкости

цвета: малиновый, лимонный, жёлтый, красный, розовый, зеленый. Край платка этой

матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.

В: Краски какого цвета использовали художники украшая наряд этой матрёшки?

Д: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый, красный.

Полхов – Майданская матрешка. Мастера из Полховского Майдана выработали свой

стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет

сарафана и фартука. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими

цветами. Узоры имеют названия: «большая роза», «розан», «шиповник».

Хоть они и разные, но все матрёшки красивы и неповторимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект. «Народная игрушка- матрешка»

Данный разработанный материал поможет осуществить с дошкольниками работу по изучению народных истоков нашей страны, а именно историю народной игрушки - Матрешки....

Педагогический проект « Народная игрушка матрешка»

Развивать устойчивый интерес к народной игрушке, стремление реализовать в практической деятельности, будить мысль и фантазию ребенка....

Педагогический проект «Вместе Весело шагать!»

Название проекта: «Вместе весело шагать!»Вид проекта: краткосрочный (1 неделя)Продолжительность проекта: май (с 16 по 20)Участники проекта: Воспитанники  второй младшей груп...

Проект "Мы веселые матрешки"

Познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой....

Педагогический проект "Мой веселый, звонкий мяч"

Педагогический проект "Мой веселый, звонкий мяч"...

Педагогический проект "Вместе весело играть"

Проект «Вместе весело играть» (творческое название «Игры выдумайте сами из того, что под руками») призван решить проблему формирования игровых компетенций дошкольников, воспита...