Педагогический проект « Народная игрушка матрешка»
проект на тему

Скрипник Ирина Васильевна

Развивать устойчивый интерес к народной игрушке, стремление реализовать в практической деятельности, будить мысль и фантазию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx98.65 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект « Народная игрушка матрешка»
                                                   

 Разработан: Скрипник И.В.

Вид проекта: познавательно - практический

Участники: педагог, дети  II младшей группы «Солнышки - подсолнушки», родители

Срок реализации: 1 неделя

Актуальность: В то время, как развивается наука, в жизнь внедрилась компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Родителям некогда рассказать сказки, спеть песенки. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс  детского сада включать разнообразные виды народного творчества, как мудрости, созданной народом – фольклор, русские сказки, знакомство с декоративно прикладным искусством и народными игрушками. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.  У детей нет  устойчивого интереса к народной игрушке, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности народной игрушки матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

Ведущая педагогическая идея: пробудить интерес к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с матрешкой.
       
Цель: воспитание любви и интереса к русской народной игрушке - матрешке, как средству развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей, педагога и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре.

Задачи:

- сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке – матрешке;

- познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками;

- формировать позитивное, уважительное отношение к труду;

- развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию;

- развивать умение доводить начатое до конца;

- знакомить с народными промыслами;

- воспитывать любовь и уважение к народному искусству;

- привлечь родителей к  совместному участию.

Ожидаемый результат:

- формирование знаний о русской народной игрушке, стихов, сказок, загадок,   бережного отношения к ней;

- формирование первичных знаний о росписи и изготовлении игрушки;

- приобретение навыков пользования игрушкой и различным способам игр с матрешкой.
     
Механизм реализации проекта

1.Подготовительный этап.

2.Основной этап:

   - работа с детьми;

   - работа с родителями.

3.Заключительный этап.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Мероприятия

Объект

Ответственный

  1. Погружение в проблему, постановка задач.

Воспитатель

  1. Изучение литературы, подбор материала.

Воспитатель

  1. Создание предметно-развивающей среды:

- мини-музей «Народная игрушка»;

- художественная литература в уголок книги;

- книга с иллюстрациями «Народное искусство»;

- картотека стихов, загадок о матрешках.

Родители

Воспитатель

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Познавательное развитие

Мероприятия

Объект

Ответственный

  1. Рассматривание книг о матрешках, рассказывание о понравившейся книге.

Дети

Воспитатель

  1. Экскурсия в мини-музей «Русская народная игрушка».
  1. Занятия: приобщение детей к истокам народной культуры.

Тема: «Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка».

  1. Игры-эксперименты:

- «Тонет – не тонет»,

- «Легкая – тяжелая».

  1. Проблемная ситуация:

- «Завял у Матрешки цветочек»,

- «По какому мостику пройти?».

  1. Беседа: «Из чего мы сделаны?».

Речевое развитие

  1. Рассказывание сказки «Как матрешки спасли принцессу».

Дети

Воспитатель

  1. Чтение стихов, загадок о матрешках.
  1. Заучивание потешки «Весь народ глядит в окошки».
  1. Чтение песенки-потешки «Как у нашей у матрешки».
  1. Чтение и инсценировка «Восемь кукол деревянных».
  1. Чтение с обыгрыванием «Кукла славная – Матрешка».
  1. Д/и: «Скажи ласково»,

- «Я скажу, а ты продолжи».

Художественно – эстетическое развитие

  1. Конструирование: «Дома для матрешек».

Дети

Воспитатель

  1. Рисуем сарафан для матрешки.
  1. Изготовление матрешки из цветной бумаги.
  1. Индивидуальная работа по лепке «Укрась матрешке сарафан».
  1. Раскраски «У матрешки красивая одежда».
  1. Конструирование мебели для матрешек.
  1. Просмотр мультфильмов:

- «Матрешки»,

- «Секрет матрешки».

Социально – коммуникативное развитие

  1. Дидактическая игра:

- «Что изменилось?»,

- «Высокий – низкий»,

- «Большой – маленький»,

- «Больше – меньше»,  

- «Найди домик матрешки».

Дети

Воспитатель

  1. Сюжетная игра «Что делают матрешки?».
  1. Настольно-печатные игры:

- «Собери матрешку»,

- «Парные картинки».

  1. Игра в уголке ряжения «Матрешка нарядись, матрешка покажись».
  1. Бюро добрых услуг «Полечим книжку-малышку».

Физическое развитие

  1. П/и:

- «Матрешка, где ты?»,

- «Бегите к матрешке»,

- «Матрешки и карусели».

Дети

Воспитатель

  1. Физ.минутка «Научи матрешку».
  1. Динамическая пауза «Кукла матрешка».
  1. Пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки».

Работа с родителями

  1. Организация мини-музея

Родители

Воспитатель

  1. Консультация для родителей:

- «Как играть с матрешкой»,

- «Приобщение детей к народному искусству».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  1. Выставка детских работ «В гости к нам пришли матрешки».

Воспитатель

  1. Подведение итогов реализации проекта.
  1. Защита и презентация.

Приложение №1

Сказка о матрешках

Автор: Надежда Стецюк

Когда Любочка заснула, бабушка погасила свет и вышла из детской. В углу комнаты на ковре, рядом с кукольным домиком, валялись разбросанные игрушки.

Обычно девочка перед сном расставляла их на полке. Сегодня с утра она играла с ними, а к вечеру вдруг начала чихать, и бабушка, померяв  температуру, уложила ее в постель. Дала таблетку и почитала сказку. Крупные игрушки она аккуратно поставила на полку, но несколько мелких остались лежать там, где их оставила хозяйка. Уходя, бабушка оставила дверь приоткрытой, чтобы услышать, если внучка позовет ее ночью. 

Как только погас свет, раздался шепот.
Это переговаривались матрешки. В семье их было пять сестер, и они привыкли ночевать все вместе, а сегодня, в первый раз, все они были врозь. Их звали в соответствии с их ростом – Самая большая, Большая, Средняя, Маленькая и  Самая маленькая.

-А что будет, если девочка не выздоровеет?  Мы так и останемся врозь? – спросила Большая, и на ее лице отразилась растерянность.

-Я этого не переживу, я всегда засыпаю спокойно, когда Любаша собирает нас всех вместе,- заплакала Самая маленькая и глупенькая матрешка.

-Подумаешь, какая слабонервная, чуть - что, сразу плакать,- Средняя матрешка была самая сердитая из всех сестер. Художник, когда раскрашивал ее лицо, забыл нарисовать на нем улыбку. И глаза у нее были сердитые, и сама она была сердита на весь белый свет из-за того, что платье у нее было не такое нарядное, как у других сестер, и платочек на голове какой-то невыразительный. 

-По моему не стоит паниковать, - Самая большая - старшая сестра была и самой рассудительной,  художник придал ее внешности строгий и решительный вид,  что,  вполне,  соответствовало ее характеру,- завтра Любочка нас соберет всех вместе, и все будет хорошо.

В это время в комнату тихо проскользнул Любашин любимый персидский кот Барсик.  Он было собрался улечься в ногах у спящей девочки, но увидел что-то интересное на полу. Он крадучись прошелся по комнате. Глаза его хищно горели в темноте.

-Ой, я боюсь,- пропищала Маленькая матрешка. Она широко открыла нарисованные карие глаза, в которых отражался ужас, и  крепко сжала кулачки.
Кот заинтересовался валяющимися матрешками и стал лапой катать их по полу.

-Он покарябает нам все бока,- возмущенно закричала Средняя. 

-Он закатит меня под кровать, и я там умру от страха!- обмерла Самая маленькая и самая плаксивая сестренка.

-Я этого не допущу,- раздался из угла голос резинового петуха,- пусть только попробует Вас обидеть, я его так клюну! В это время кот, кативший Среднюю сестренку по полу, наскочил прямо на петуха. Он бросил матрешку и вцепился когтями в его бок.

-Ах ты кошачье отродье,- закричал петух,- я тебе сейчас все глаза выклюю! Нет от Вас никакого покоя птичьему племени! Коту не понравилась резиновая игрушка, и он снова переключился на матрешек.

-Видно придется прийти на помощь этим бестолковым куклам,- стоящий на полке плюшевый медведь выждал момент, когда кот был прямо под ним, и свалился ему прямо на голову. Кот взвизгнул. И бросился вон из комнаты.

-Ура, это победа, закричал Мишка, важно сидя на полу, -ничего не бойтесь, я Вас в обиду не дам.

-Ты нас назвал куклами, ты ,и правда, так думаешь?- Старшая сестра очень хотела бы быть куклой, иметь ручки и ножки, как у куклы Барби, которая важно сидела на полке и молча наблюдала за происходящим  в комнате.

-А кто же вы такие?  Конечно, куклы, хоть и деревянные.

-Ну, уж нет, деревяшки они пустые, а не куклы,- Барби решила не допустить, чтобы матрешек причислили к куклам, красивым  и нарядным, с тонкими ручками и длинными ножками, тонкой талией и роскошными светлыми волосами, как у нее, - вот даже Любаша их забыла собрать. Кому они нужны в этом доме, не понимаю! Вот я - настоящая кукла.  И она презрительно отвернулась.

Очень обиделись матрешки на такие слова. Если бы Любаша не спала, она бы собрала их и поставила на полку, все вместе они чувствовали себя уверенно,  ведь когда они собирались вместе, то были одним целым, а значит решительными, смелыми, красивыми и с твердым характером. Но сейчас они были все врозь и поэтому беззащитны. 

В комнату на цыпочках вошла Любочкина мама. Она потрогала дочкин лобик, поправила сбившееся одеяло и собрала оставшиеся на полу игрушки. Сложила матрешек и поставила на полку. Когда мама вышла из комнаты, раздался голос самой большой матрешки:

-Ой, как нам стыдно. Мы думали только о себе. А ведь Любочка заболела.  Давайте дадим ей поспать, тогда завтра она проснется  здоровой, и снова будет играть с нами.

И в комнате воцарилась тишина.

Приложение №2

Конспект занятия

Тема: Две Матрёны, три Матрёшки и ещё Матрёшечка. 

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Упражнять в умении последовательно собирать разрезные матрёшки, учитывая роспись. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству. 

Материал: наборы матрёшек Семёновские и Полхов-Майданские, плоскостные разрезные матрёшки, маленькие матрёшки на каждого ребёнка, пластмассовая прозрачная матрёшка, крупа: пшено и рис красный, крашенный, Дуняша – кукла, старичок-лесовичок, ТСО-музыка. 

Литературный ряд: потешки, загадки, стихотворения. 
Предварительная работа: знакомство с Дуняшей, матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку. 

Ход занятия 

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. 
- Посмотрите, а кто ещё к нам сегодня пришёл в гости? Дуняша! (воспитатель обращает внимание детей на куклу) Здравствуй Дуняша! (дети здороваются).
- Ребята, Дуняша мне рассказала, что с ней к нам хотела придти её подружка. Отгадайте, кто подружка у нашей Дуняши?

Воспитатель загадывает загадку: 

Ростом разные подружки, 

Но похожи друг на дружку. 

Все они сидят друг в дружке, 

А всего одна игрушка? 

Дети: - Это матрешка. 

Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Ребята, Дуняша предлагает нам с вами отправиться в гости к матрёшкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь. Путь не близкий будет, не беда. С музыкой нам весело, хорошо всегда (под музыку дети идут по дорожке). Останавливаются на полянке, на которой сидит игрушка «старичок-лесовичок. 

Воспитатель: - Ой, ребята нас кто-то встречает. Это старичок-лесовичок. Здравствуй дедушка. 

-Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, старичок-лесовичок не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ему кто это? 

Дети: - Это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. 

Воспитатель: - Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. 

Воспитатель: - Из чего делают матрёшку? 

Дети: - Из дерева! 

Воспитатель: - А наши дети знают стихотворения про матрёшек. 

Дети читают стихи. 

***

Матрёшка на окошке, в ярком сарафане 

И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном. 

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки. 

Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво. 

Они игрушки знатные, складные и ладные. 

Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. 

Воспитатель: - Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. До свидания старичок-лесовичок. (идут под музыку, останавливаются на другой полянке) 

Воспитатель: - А кто это нас с вами встречает на поляне? Да, это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две большие матрёшки: Семёновская и Полхов-Майданская). 

-Ребята, это Семёновская матрёшка. ( показ матрешки) У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором. 

- А, это Полхов-Майданская матрёшка. (показ матрешки) По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы. 

-Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга?

Дети: (по форме, цвету, росписи. И у них разные названия. Одна матрёшка – Семёновская, а другая Полхов-Майданская.) 

-Молодцы! Матрёшкам интересно, куда мы с вами идём? 

-Они нас проводят на свою поляну, но сначала нам с вами надо собрать портрет матрёшек. (дети собирают фото матрёшек из частей) 

-Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо». 

- А мы сейчас с вами отдохнём. 

Физкультминутка. 

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают) 

На ногах сапожки топают матрёшки. (топают) 

Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо) 

Всем знакомым поклонись. (дети кланяются) 

Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся) 

В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают) 

Вы похожи словно сёстры. (качают головой) 

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают) 

(Дети под музыку идут по музыку и останавливаются на полянке возле домика). 
-Посмотрите, ребята, дом стоит, кто же в нём живёт? Нас с вами встречают. Кто же это? Матрёшки, все красивые, нарядные.  Возьмите по одной матрёшке, рассмотрите узор, цвета (дети берут по одной матрешке, садятся и рассматривают их). 

-Рассмотрели? А теперь большие матрёшки зовут к себе своих маленьких сестричек. (на двух маленьких столах стоят две большие: Семеновская и Полхов-Майданская матрешки, дети ставят своих матрёшек: Семёновские на стол, где Семеновская, Полхов-Майданские на стол, где Полхов-Майданские и садятся на стульчики) 

-Посмотрите, правильно вы их поставили? А сейчас, подойди и собери Семёновские матрёшки, а ты собери Полхов-Майданские матрёшки. (воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру в одну большую, дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки). 

***

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке, 

А которая осталась 

Больше всех перепугалась. 

-Молодцы! Ребята, а матрёшка может быть вот какой? (воспитатель показывает пластмассовую прозрачную матрёшку) 

-Мы с вами вместе будем наряжать матрёшку. У меня есть пшено и красный, крашеный рис. Мы сделаем нашей матрёшке красного цвета – юбочку (1 ребёнок засыпает на дно красный, крашеный рис), а кофту мы сделаем жёлтого цвета (2-ой ребёнок засыпает сверху пшено). Вот какая нарядная матрёшка у нас с вами получилась. 

-Ребята, матрёшки благодарят вас за то, что вы так много знаете о них, что смогли собрать фото матрёшек. И в подарок они хотят вам подарить своих маленьких сестёр. (воспитатель дает каждому ребенку маленькую матрешку).

Приложение №3

Занятие на тему:

«Русская народная игрушка - матрешка»

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке;

- упражнять в умении различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая;

- закрепить представления детей о понятиях «один» и «много».

Развивающие:

- развивать речь детей, умение отвечать на вопросы;

- развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку.

Воспитательные:

- вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

Планируемые результаты: знает и называет русскую народную игрушку матрешку; с удовольствием слушает «сказку» воспитателя о происхождении матрешки; участвует в разговоре о матрешке, отвечает на вопросы воспитателя; участвует в играх; правильно выполняет движения под музыку; активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Узор для матрешки».

 Материал и оборудование: большая матрешка; бумажные силуэты матрешек, гуашь и ватные палочки; матрешки на каждого ребенка. Репертуар «Мы веселые матрешки».

 Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворений о матрешках, отгадывание загадок, рассматривание разных матрешек, беседы о матрешках, слушание песни «Мы веселые матрешки».

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.  Воспитатель вместе с детьми под русскую народную мелодию входят в зал.

Воспитатель. Ребята, когда я сегодня шла в детский сад увидела чудо чудное: сундучок красивый, расписной. Хотите узнать, что там? (Да, хотим). Тогда слушайте загадку:

 Есть для вас одна игрушка,

 Не лошадка, не Петрушка.

 Алый шелковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

 Упирается рука в деревянные бока.

 А внутри секреты есть:

 Может три, а может шесть.

 Разрумянилась немножко

 Наша русская. (Матрешка) (Дети отгадывают загадку)

 Основная часть.

 - Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают.

 Воспитатель читает стихотворение о матрешке:

 - Я, матрешка - сувенир,

 В расписных сапожках.

 Прогремела на весь мир

 Русская матрешка!

 Мастер выточил меня

 Из куска березы,

 До чего ж румяная,

 Щеки, словно розы!

Воспитатель. Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?

(Матрешка). Показ игрушки

 - Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку? (Играть)

 - Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.

Воспитатель. Давным-давно это было. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.

Воспитатель. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.

Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)

 Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

 Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

 На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

 Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

 Проигрыш (кружатся)

 Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

 Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

 Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

 Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

 Проигрыш (кружатся)

 В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

 Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

 Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

 Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

 Проигрыш (кружатся)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

 Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

 - Ребята, а из чего сделана матрешка? (Показывает деревянную нераскрашенную матрешку) .

 - Значит она какая? (Деревянная).

- Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили)

 - Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.

 - Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Да, она раскрывается).  Матрёшка раскрывается, давайте покажем нашим гостям.

Д/и «Разбери и собери матрешку»

 У каждого по одной матрешке, внутри которой еще 2.

 Воспитатель. Сколько у вас матрешек? (одна)

 - Настя, сколько у тебя матрешек? (одна)

 - А у тебя Варя? (одна)

 Воспитатель. Теперь разберите матрешку.

 - Сколько у вас матрешек? (много)

 - Гриша, сколько у тебя матрешек? (много)

 - А у тебя Богдан? (много)

 - Арина покажи мне, пожалуйста, большую матрешку?

 - Тоня, покажи мне матрешку поменьше?

 - Эмир, покажи мне матрешку самую маленькую.

 - А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.

 Игра «Большая матрешка и маленькая матрешка»

 Воспитатель: покажите, ребята, какая матрешка большая (поднимают вверх руки, а маленькая? (дети приседают). Повторяют еще 2 раза.

Продуктивная деятельность (рисование) «Узор для матрешки»

 Воспитатель обращает внимание детей на силуэты матрешек из белой бумаги.

 - Ребята, посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)

 - Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)

 - Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит узорами свою матрёшку. Дети самостоятельно наносят узор ватными палочками.

 Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

 - Матрешку делают только в нашей стране России, и только русские мастера. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку - матрешку.

-Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?

 - Ребята, а вам нравится матрешка? Почему?

Приложение №4

Стихи о матрешках

***

Матрешка на окошке 
Под ярким сарафаном. 
А вся семья в матрешке, 
Как в доме деревянном. 
Открой – увидишь чудо: 
Матрешенька-детеныш. 
А там еще – 
Откуда? 
А там опять … 
Найденыш!.. 
… Поют матрешки в хоре. 
Живут, не зная горя, 
И дружно, и счастливо, 
И весело на диво! 
Для самой юной крошки 
Шьют платьице матрешки, 
Чтоб выйти вереницей 
И погулять с сестрицей. 

Автор: В.Приходько

***

Кукла славная – матрешка,

Где же ручки, где же ножки?

Ах, какие щечки,

Красные, румяные,

На фартучке цветочки

И на сарафане

Вот матрешка - мама,

Вот матрешка - дочки,

Ротик - будто ягодки,

Глазки – будто точки!

Мама песенку поет,

Дочки водят хоровод,

Маме хочется в покой,

Прячутся одна в другой.

Автор: А.Кулешова

***

Ой ты, барышня – матрешка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!

Ой ты, барышня – матрешка,

Разноцветная одежка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир!

Автор: С.Иванов

***

Подарили мне матрешку,

В ней еще сидели пять,

Их поставил на окошко,

Чтоб смогли они гулять,

Потому что у матрешек

Почему-то нету ножек.

Загадки о матрешках

  1. В этой молодице прячутся сестрицы

         Каждая сестрица – для меньшей – темница

2.Рядом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

А всего одна игрушка.

  1. Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока

А внутри секреты есть:

Может – три, а может – шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская……(матрешка).

Приложение №5

Как матрешки спасли принцессу

Матрешка, семь штук, фото

В одном царстве государстве жила принцесса. Она была такой красивой, что слух, про её красоту разнёсся по всему миру. Богатый падишах, который жил в Персии решил жениться на ней и послал гонца к королю. В случае отказа принцессы выйти за падишаха замуж он грозился объявить войну.

Принцесса очень опечалилась, что нужно покидать родной дом и любимого батюшку. И тогда в ответ, принцесса написала ему письмо: "Я согласна выйти за вас замуж, но при одном условии - я привезу вам игрушку и если вы 7 раз удивитесь, то отпустите меня с миром домой и не объявите войну с нашем государством".

Принцесса позвала мастера по игрушкам и приказала сделать матрёшку.

Через некоторое время принцесса прибыла в замок к падишаху. Она отдала ему матрёшку, сначала он совсем не удивился. А когда из большой матрёшки он достал другую матрёшку, он воскликнул: "Вах, вах!"

А потом достал ещё поменьше и потом ещё поменьше. И всё больше удивлялся, как это можно было сделать.

Принцесса сказала: "Вы удивились 7 раз и должны исполнить своё обещание".

Падишах с миром отпустил принцессу домой и никогда  не объявлял войну, потому что понял, что на Руси живут умные и смелые люди.

Приложение №6

НАИЗУСТЬ

***

Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрешки,

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

***

Песенка – потешка

Как у нашей у Матрешеньки,
Сад зеленый, дом хорошенький,
Ванька – встанька у ворот
Громко песенки поет.
Балалайка звенит, заливается
А Матрешенька глядит, улыбается.

Приложение №7

Игра «Матрешка, ты где?»

Цель: формировать умение, затормозить свое действие или же наоборот, начать действие по речевому сигналу.

Материал: деревянная составная матрешка (можно постепенно усложнять игру, включив вторую матрешку – вкладыш.

Дети сидят на стульях, составленных в полукруг. Воспитатель показывает матрешку, просить детей положить детей за спину и ждать. Мерным шагом обходить вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает:

        Хожу, брожу, матрешку в руках держу

        Разберу пополам, деткам в ручки дам

Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям и шепчет:

-Ты тихонечко сиди, ничего не говори

Да и сам не смотри, только в ручке держи.

Вдруг говорит:

-Матрешка, ты где? Покажись?

Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выходят и соединяют обе половинки и отдают воспитателю. Игра повторяется несколько раз.

Приложение №8

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

Воспитатель произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.

  • Цветок красный, а цветочек (красненький).
  • Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).
  • Чашка синяя, а чашечка (синенькая).
  • Сарафан желтый, а сарафанчик (желтенький).
  • Платок синий, а платочек (синенький).
  • Солнце теплое, а солнышко (тепленькое).
  • Цыпленок пушистый, а цыпленочек (пушистенький).
  • Дом низкий, а домик (низенький).
  • Матрешка красивая, а матрешечка (красивенькая).

Приложение №9

Что такое народная игрушка? (консультация для родителей и воспитателей)

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.  Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями. Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки. 

Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни. 
А во что же играли деревенские девочки? Конечно же, в тряпичных кукол.
Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. 

Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для  нового урожая. 

Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.  Были и куклы-"пеленашки".Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. 
Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный  массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка.
Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его. 

Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме). 
Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.
Дымковская игрушка.

Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.  Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна. 
В селе целые семейства изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную.
Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима. 

Пластика этих игрушек проста, а роспись ее красочна и оригинальна. Такая игрушка пронизана теплом человеческих рук, близка детям своей простотой и тонким юмористическим стилем изображения персонажа. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи. 

Богородская игрушка.

Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными. 

Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные забавы. 
Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка. 
Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Приложение №10

Консультация для родителей: «Дети и народное искусство»

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.  В народном искусстве обобщены  представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни.
Каждый образ в народе имеет своё значение, символ. Так, например, птица – это символ счастья, радости.  Птиц мы встречаем на полотенцах, на досках, на посуде. Конь – это символ солнца, медведь – символ могущества, пробуждения природы; баран и корова олицетворяют собой плодородие, козёл – добрую силу, олень – изобилие.

Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом), что тоже являлось своеобразной символикой: волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии и точки между ними – землю и зёрна; точки, капли, косые линии – дождь; спирали – ход солнца по небу, космос; ромбы – плодородие; круги – идею совершенства, солнце, дом; кресты – веру; наклонные кресты – связь солнца с огнём. Конечно, сегодня смысл этой символики утрачен, однако образы, о которых говорилось, входят в нашу жизнь с самого детства. Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей.

Сегодня практически в каждом дошкольном образовательном учреждении имеются различные предметы народного декоративно-прикладного искусства. Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки. При ознакомлении  с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства, детям даются некоторые сведения о промысле, назначении предметов; материалах, из которых они сделаны; характерных признаках. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на предмете).                                              

Народное творчество-источник чистый и вечный. Он благотворно влияет  на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, приобщая детей к родной культуре, помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, побуждает потребности любить и радоваться жизни. 

Приложение №11

Консультация «Как играть с матрешкой»

Уже давно русская матрешка является модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрешки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир. Но матрешка не только

украшение или сувенир, прежде всего это игрушка для детей. Причем очень полезная игрушка. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Но чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно ее приобрести и дать в руки ребенку. Необходимо открыть ее замечательные свойства и научить малыша играть с ней.

В этой статье мы хотим предложить вам возможные варианты игры с матрешкой, в которые вы можете поиграть с вашим малышом. Для этого вам понадобится многоместная матрешка, включающая 10-12 предметов. Если такой матрешки у вас нет, можно использовать два набора обычных пятиместных матрешек. Пригодятся также палочки, кружочки или кубики разной величины. Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытие ее главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. Например, так.

Усевшись за столик вместе с ребенком, вы торжественно достаете большую матрешку и восхищаетесь ее красотой: "Посмотри, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матреша. Какой у нее платочек, какие щечки!" Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки  и удивленно говорите: "Что-то она тяжелая и гремит. Может, там что-то есть внутри? Давай посмотрим!" Открывая матрешку, вы вместе с малышом как заклинание произносите слова: "Матрешка-матрешка, откройся немножко!" Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка.

Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова ("Матрешка-матрешка, откройся немножко!") пусть появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжайте до тех пор, пока все матрешки не выйдут.

Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начинается игра "в детский сад".

Объясните малышу, что матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие идут в старшую группу, а маленькие - в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите ребенку отвести каждую из матрешек в подходящую группу, а в какую - пусть решает он сам. Если малыш перепутает, поставьте две матрешки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т. е. подчеркните, что высокие матрешки оказались в старшей группе, а ростом поменьше - в младшей. Они еще маленькие. Вот подрастут и тоже пойдут в старшую.

"А теперь отправим наших матрешек на прогулку, - предлагаете вы. - Пусть старшие поведут своих подружек из младшей группы". Попросите ребенка сначала построить по росту старших матрешек, а затем для каждой старшей матрешки найти соответствующую пару в младшей группе. Предложите малышу взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ей подходящую пару - самую большую среди маленьких. Когда он выберет подходящую пару для большой, попросите отвести обеих матрешек на другой край стола, где у вас будет детская площадка. Первая пара уже пошла гулять, а вам нужно подобрать следующую, т. е. выбрать вторую по величине матрешку в старшей и младшей группах. Когда все 5 или 6 пар будут готовы, матрешки начинают гулять по столу: прыгать, петь и т. д.

На "прогулке" можно устроить игру в прятки. Маленькие матрешки пусть попросят более крупных спрятать их, а остальные ищут пропавших подружек. Убедитесь вместе с ребенком, что в матрешке спрятаться может только та, что меньше ростом, а более крупная в маленькую не поместится.

После прогулки матрешки с помощью малыша опять выстраиваются парами и возвращаются в "детский сад", где их зовут измерять рост. В качестве ростомера используйте, к примеру, пирамидку с одним колечком, которое свободно перемещается по стержню. Пусть малыш ставит матрешек на ростомер, начиная с самой маленькой, а вы опускаете над их головами колечко и отмечаете, какого роста каждая из них. Для отметок можно использовать цветные карандаши, подбирая их в соответствии с цветом каждой матрешки. Почаще спрашивайте ребенка, какая из них самая высокая, какая чуть-чуть пониже, какая намного меньше, где самая маленькая и др.

Затем наступает время обедать. Вы достаете набор тарелок - кружочков разной величины - в соответствии с количеством матрешек и предлагаете ребенку подобрать для каждой подходящую тарелочку: самую большую для самой высокой матрешки, чуть поменьше для следующей и т. д. Здесь уместны разные шутки - например, маленькая матрешка захотела поесть из большой тарелки, а большая, жалуясь на отсутствие аппетита, предпочитает маленькую порцию. Возле одной тарелки могут оказаться сразу 3 матрешки, а кто-то из них может забрать себе две порции. В конце концов вы вместе с малышом всё же наводите порядок и каждая матрешка съедает свой обед. После обеда, естественно, нужно поспать. В качестве кроваток можно использовать бумажные полоски или квадраты разной величины, соответствующие размерам матрешек. Матрешек опять делят на две группы - старшую и младшую. Ребенок отводит каждую группу в свою спальню, где выбирает для них кроватки. Сначала нужно уложить младших, а потом старших. Здесь опять же матрешки могут покапризничать и показать свой характер. Две из них могут поспорить из-за одного места, а большая захочет лечь в маленькую кроватку. С вашей помощью матрешки иногда могут исчезать. Обнаружив вместе с малышом пустую кроватку, подскажите ему, что кто-то из матрешек спрятался и что он должен догадаться кто. Сравнив размер пустой кроватки с остальными, ребенок сам должен определить рост пропавшей матрешки - из какой она группы, ближе она к самой большой или самой маленькой, где самые близкие к ней по росту. Когда он приблизительно определит рост исчезнувшей матрешки, она вдруг появится и извинится за непослушание.

Проснувшись, матрешки опять выстраиваются и отправляются парами на прогулку, где снова бегают, резвятся и прячутся.
Если вы играете двумя одинаковыми наборами, можно подбирать пары одинаковых матрешек из каждого набора. В этом случае ребенок должен найти для каждой матрешки подругу того же роста. Перемешайте оба набора матрешек и предложите построить их парами по росту. Говоря от имени каждой матрешки, просите ребенка найти ей пару. Сначала он будет сравнивать с помощью рук, а потом научится делать это на глаз. Вы можете придумать и другие сюжеты. Важно показать, что все матрешки, с одной стороны, похожи, что они "родственники" или подружки, а с другой, что они разные и могут вступать в различные отношения (дружить, ссориться, мириться, старшие могут заботиться о младших или, наоборот, обижать их, а младшие демонстрировать свою неопытность и наивность).

После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой "матрешечный" мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.

В какие еще игры можно играть с матрешками?


1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).

2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.

3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.

4. Перепутайте два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами.

5. В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.

6. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.

7. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.

8. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.

9. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на “старший - младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка. С несколькими наборами матрешек можно инсценировать отношения нескольких семей.

10. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

В заключение хотелось бы познакомить вас с рассказом Якова Тайца “Сколько?”. Мой сын очень любит эту историю, и мы регулярно читаем и разыгрываем ее на матрешках.

Сколько? (Я.Тайц)

Папа принес Маше матрешку и сказал:

- Вот тебе три игрушки.

- Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.

- Давай считать, - сказал папа. – Одна?

- Одна!

Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.

- Две?

- Две!

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.

- Три?

- Три, - засмеялась Маша.

- То-то, - сказал папа.

Вот они все стоят!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект. «Народная игрушка- матрешка»

Данный разработанный материал поможет осуществить с дошкольниками работу по изучению народных истоков нашей страны, а именно историю народной игрушки - Матрешки....

Образовательный проект "Народная игрушка-матрешка"

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, знакомство их с народной игрушкой, народными традициями  и символом России....

Проект "Народная игрушка-матрешка"

Краткосрочный проект для детей средней группы....

Проект "Народная игрушка - матрешка"

Проект разработан для детей младшего дошкольного возраста...

Проект Народная игрушка " Матрешка"

Проект  Народная игрушка " Матрешка"...

Проект "Народная игрушка-Матрешка"

Проект по патриотическому воспитанию...