Консультация для воспитателей. Приемы социо – игровой технологии.
консультация
Консультация для воспитателей. Приемы социо – игровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitatelya.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Приемы социо – игровой технологии.
Подготовила воспитатель: Олейникова Валентина Николаевна
Система дошкольного образования включает множество образовательных технологий. Но сегодня предлагается перенести акценты с пассивной модели обучения, на активную (ребенок работает самостоятельно и выполняет творческие задания).
Одной из активных моделей обучения является социо – игровая технология. Она развивает ребенка в игровом общении, предоставляет ему свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей. Наиболее активно социоигры развивают коммуникативные и интелектуальные способности детей ( по сравнению и традиционными приемами обучения).
В соответствии с ФГОС образовательная программа дошкольного образования должна строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Сам термин « социо – игровой стиль» появился в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор опираясь на материалы сторонников социо – игровой педагогике (Е.Е.Шуренко, А.П.Ершова. В.М.Бутакова), описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами ( малыми социумами – отсюда и термин «социо – игровая» и одновременно в каждой из них.
«У социо – игровой педагогике хитрый стиль». Он «заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо – игровом стиле…».
Социо – игровая технология – это игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющих ребенку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность возникших проблем.
Занятие – игра – жизнь между микрогруппами никак не располагают к свободному творчеству и игре. Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе. Ребенок в первую очередь должен получать знания и только при наличии свободного времени играть.
Равноправие детей и взрослых – основа социоигр. Взрослый и ребенок имеет одинаковое право на ошибку. Деятельность педагогов весьма декларативно: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивать свою точку зрения.
Суть социо – игровых приемов можно раскрыть в шести самых основных правилах и условиях:
1правило: «используется работа малыми группами»
. Главным деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок». Взрослый предлагает группе какое то дело, и дети умеют организоваться так, чтобы не было тех кто уже давно все сделал. Каждый ребенок чувствует себя здесь умелым, знающим, способным. В группах дети учатся рассказывать, слушать других, запоминать, развивается воображение, скорость реакции, умение совместно выполнять любое задание.
2 правило: «Смена лидерства».
Из практики работы можно сказать, что ребенок который не хочет быть лидером, он все равно в течении года бывает им несколько раз, а дети – лидеры не редко уступают свои позиции не менее активным сверстникам.
3 правило: «Смена мизансцен».
Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу , в любимом уголке, в приемной и т.д..
4 правило: «Смена темпа и ритма».
Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных или обычных часов, у детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило: «интеграция всех видов деятельности».
Социо – игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально – волевой сфере, более интенсивно развивает способности , способствует речевому, познавательному, художественно – эстетическому, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом; «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», и т.д..
6 правило: «Ориентация на принцип полифонии».
«За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими сверстниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания. А педагогу потребуется убрать откровенную манеру учить и сменить ее на манеру слушать и слышать детей и доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться.
Используя «золотые» правила социо – игровых приемов дети научатся;
- Слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться приходить к соглашению.
- У детей развивается речевое взаимодействие.
- Формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, сверстникам.
- Дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым, происходит сближение взрослого с детьми.
- Отсутствует чувство страха за ошибку.
Практическая значимость применения социо – игрового стиля заключается в развитии коммуникативных навыков у детей. Дошкольник способен сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать ее когда это нужно, умению сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.
Пять советов воспитателям ДОУ.
- Быть готовым к собственным промахам.
- Не разжевывать смысл задания.
- Обращать внимание на интересные неожиданности.
- Видеть в детских отказах ценные подсказки.
- Умейте радоваться шуму.
Используемая литература:
В.М.Бутаков «Секреты дидактической игры» М.: Сфера, 2010 – 203стр.
«Карманная энциклопедия социо – игровых приемов обучения дошкольников». под ред. В.М.Бутакова ТЦ Сфера, 2014 – 128стр.
В,М,Бутаков, А.П.Ершова «Хрестоматия социо – игровых приемов обучения на школьных уроках в начальных классов». СПБ.: Школьная лига 2013 – 192стр..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы социо-игровой технологии
Уважаемые коллеги, я продемонстрирую вам некоторые приёмы социо-игровой технологии (деление на малые группы, смена мизансцен, смена лидерства и др.) на примере росписи изделия хохломским узором ...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»
Цель: Ознакомление участников объединения с играми, применяемыми в социо-игровой технологии....
Конспект ООД в подготовительной группе с использованием приемов социо-игровой технологии«Сказочные игры»
Цель: Развивать умение у детей организовывать собственную деятельность.Задачи: Создание позитивного отношения друг к другу.Развитие коммуникативных способностей, умения сотрудничать.Создание условий д...
Конспект ООД с использованием приемов социо-игровой технологии «Сказочные игры»
Цель: Развивать умение у детей организовывать собственную деятельность....
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием приемов социо-игровой технологии «Веселые игры»
Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни и реализовать себя как личность, необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность разви...
«Игры и приемы социо-игровой технологии»
laquo;Игры и приемы социо-игровой технологии»Цель применения социо-игровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной деятельности в атмосфере взаимопоним...