Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»
методическая разработка
Цель: Ознакомление участников объединения с играми, применяемыми в социо-игровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
toporkova_a.v._master-klass.docx | 27.48 КБ |
master-klass.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
для воспитателей ДОУ
«Игры и приемы социо-игровой технологии»
Автор: Топоркова Анна Владимировна,
воспитатель МБДОУ « Солнышко»
Технология: мастер-класс.
Цель: Ознакомление участников объединения с играми, применяемыми в социо-игровой технологии.
Задачи:
1. Познакомить с содержанием и правилами социоигр;
2. Сформировать понимание использования социо-игровой технологии при организации образовательного процесса и свободной деятельности;
3. Развивать творческую активность педагогического коллектива;
4. Вызвать интерес к социоиграм, стремление развивать свой потенциал.
Оборудование: клубок ниток, сердечко из картона, фломастеры, песочные часы, флажок, сундучок с предметом, схемы «заводные человечки», платочки, мяч, пирамидка.
Ход:
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять…” – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Соответствовать данному утверждению мне помогает современная педагогическая технология - «Социо - игровая» представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым.
Ориентируясь на новые подходы в системе образования и учитывая требования ФГОС, в своей педагогической практике, применяю социо-игровые приемы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности дошкольников, его творческих способностей.
Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.
Девиз социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки”.
Следуя этому девизу:
- НОД организую как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин “социо-игровая”) и одновременно в каждой из них;
- социо-игровую технологию системно использую как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
В рамках данной технологии поставила перед собой такие задачи:
- помочь детям научиться эффективно общаться, сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
- способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Знакомя Вас с содержанием этих приемов я постараюсь раскрыть их актуальность на сегодняшний день. А вам предлагаю побыть в роли детей и сыграть со мной в игры.
Классификация игр
I. Игры - задания для рабочего настроя.
Задачи: формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим.
В группе я провожу такие игры, как: «Узнай по голосу», «Встань по пальцам», «Слушай за окном, за дверью», «Эхо», «Разведчики», «Волшебный стул», «неиспорченный телефон», «Волшебные очки» и др.
С вами мы обыграем следующие игры:
1. «Я и другие» - с группой.
Ход игры: Дети в кругу. В руках педагога клубок ниток.
Педагог: Вы давно вместе, хорошо знаете достоинства и недостатки друг друга. А что бы вы подарили своему товарищу?
Педагог первый наматывает нить на палец, выполняя задание. Затем передает клубок следующему. Когда клубок вернется к педагогу «дети» закрывают глаза, натягивают нить.
Педагог: Мы составляем единое целое. Каждый из нас важен и значим в этом целом, потому что если не будет хотя бы одного из вас, то нить оборвется. Так давайте будем дружны и уважительны друг к другу.
2. «Доброе сердечко»
Ход игры: «Дети» сидят в кругу. От педагога получают фломастеры.
Педагог дает одному вырезанное из картона сердечко, разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший его, рассказывает о хорошем, добром поступке, а затем раскрашивает одну из клеточек. После этого сердечко передается следующему. В результате рождается большое доброе сердце.
Педагог: Мы дети одной группы, поэтому мы должны быть отзывчивыми друг к другу, заботливыми к людям.
3. «Мы – такие разные»
Игра-задание: Объединиться в пары по противоположным признакам (по росту, по цвету волос, по цвету глаз, по фигуре, и др.)
4. «Спиной друг к другу»
Ход: Дети стоят в парах. Внимательно рассматривают друг друга 1 минуту (песочные часы). Затем становятся спиной друг к другу и по очереди описывают внешний вид своего партнера.
II. Игры для социо-игрового приобщения к делу.
Задачи: развивать познавательную мотивацию, умение сотрудничать, принимать решение самостоятельно; формировать стремление достижения успеха; повышать уверенность в себе.
К этому разделу относятся следующая группа игр: «Летает – не летает», «Замри, запомни, повтори, оживи», «Буква по воздуху», «Буква-хоровод», «Разведчики», «Чемодан», «Слепой поводырь», «Стулья».
С вами мы обыграем эти игры:
1. «С миру по букве» со всей аудиторией
Ход:
Педагог: всем известна фраза, где все слова начинаются с одной буквы.
Например: «Павел Петрович пошел погулять,
Поймал попугая, пошел продавать.
Просил полтинник, получил подзатыльник».
Задание: за 1-2 минуты (песочные часы) сочинить связное предложение, в котором большинство слов будет на одну определенную букву.
или 2-ой вариант: игра-задание «Кузовок»
Педагог: «Вот вам кузовок, кладите в него что есть на «ОК»
Дети: «Я положу в кузовок – замок, сучок, мешок, чулок, сахарок, клубок и т. д.»
2. Игра-задание «Деление на команды».
Педагог: Нам необходимо разделиться на 2 группы. Деление может проходить разными способами:
- по разрезным картинкам (две большие картинки разрезаются на части, смешиваются, затем пазлы собираются);
- по договору в парах: солнце-луна;
- по расчету: апельсин – яблоко;
Дальше нужно выбирать лидера – капитана:
- по жеребьевке (палочки, одна короче);
- по метке (карточки, одна с меткой);
- по считалке.
Капитаны подходят к педагогу и получают задание, которое передают своей команде.
Задание: хором назовите предметы белого цвета, находящиеся в этой комнате (передавая флажок от команды в команду дети поочередно хром произносят названия предметов белого цвета).
3. «Угадай-ка»
Ход: «Дети» стоят в микрогруппах. На столе стоит сундучок. В нем лежит предмет. Одна команда узнает о предмете, посмотрев в него.
Вторая команда узнает о предмете с помощью вопросов угадывает, что лежит в сундучке. И наоборот. (Вопросы могут быть о величине предмета, форме, цвете, материале, о месте расположения и т. д.).
4. «Живая буква» - с микрогруппами.
Ход: одна группа «стоит» из себя буква, а другая угадывает и наказывает. Затем задание выполняется наоборот.
III. Игры-разминки
Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений.
В группе провожу такие игры, как: «Карлики – великаны», «Замри», «День наступает – все оживает», «Хороводы», «Ухо – нос», «Испорченный телефон», «Воробьи – вороны», «Выкуп фантов», «Чепуха».
Мы с вами обыграем такую игру:
1. «Руки-ноги» - проводиться со всей аудиторией.
Задание: один хлопок – команда рукам (поднять или опустить).
Два хлопка – команда ногам (встать или присесть).
2. «Заводные человечки» с группой.
Ход: Педагог показывает схемы, где «заводные человечки» делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер – число. «Дети» несколько раз повторяют позы под диктовку номеров. Потом воспитатель называет число в разбивку или в обратном порядке и дети выполняют.
3. «Пишущая машинка» - со всей аудиторией.
Ход: все участники выполняют синхронно ряд движений:
«Если весело живется, делай так – хлопки;
Если весело живется, делай так – щелчки;
Если весело живется, делай так – шлепки по коленям;
Если весело живется, делай так – топают;
Если весело живется – делай ВСЕ!
(выполняют все движения сразу)
4. «Неиспорченный телефон» - с микрогруппами.
Ход: «Дети» стоят в 2-х шеренгах напротив друг друга. Это две телефонные линии.
Задание: передать скороговорку на скорость. Капитаны команд получают скороговорку от педагога.
Варианты: «У Сени и Сани в сетях сом с усами»;
IV. Игры для творческого самоутверждения.
Задачи: Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей.
Мною используются такие игры, как игры-пантомимы, игры-инсценировки, хороводы, «Стихи по ролям», «Кривое зеркало», «По правде, понарошку», «Тело в деле», «Животные» и др.
Вам предлагаю обыграть игры:
1. «Превращения»
Ход: Педагог дает в микрогруппы предметы: мяч и пирамидку, называя их условными именами: яблоко и котенок. «Дети» действуют с нии ми так, как если бы это были настоящие объекты.
«Яблоко» - едят, моют, нюхают, режут, чистят и др. ;
«Котенок» - гладят, моют, кормят, играют, расчесывают и др.
2. «Представь и покажи» - в микрогруппах.
Ход: В руках у педагога платочек.
Задание 1-ой команде: закрыть лицо платочком и представить, какое лицо бывает у мамы, когда она сердится.
Задание 2-ой команде: представьте лицо ребенка, которого обидели.
V. Игры вольные (на воле)
Задачи: Развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам; способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в себе. Формировать чувство группового единства.
Любимыми играм у детей являются: «Прятки», «Тише едешь- дальше будешь», «Золотые ворота», «Горелки», «Горшки», «День наступает – все оживает», «След в след», «Воробьи – вороны» и др.
Вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Жмурки».
Ход: выбирают два ведущих: Маша и Яша. Обоим завязывают глаза и кружат на одном месте, что бы они потеряли возможность ориентироваться.
Остальные образуют вокруг водящих замкнутый круг.
«Яша», вытянув руки, начинает искать и звать: «Где ты, Маша?»
«Я тут, Яша!» - отвечает Маша.
Когда «Яша» находит свою «Машу» их заменяет новая пара.
Вывод: В результате использования социо-игровой технологии у детей:
- развивается любознательность,
- реализуется познавательная потребность,
- дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности,
- преодолевается застенчивость,
- развивается воображение, речевая инициатива,
- повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые игры и приемы социо-игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей.
И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»
Творческих Вам успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социо -игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками Основная идея данной технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он : ДЕЛАЕТ, СЛУШАЕТ, СМОТРИТ и ГОВОРИТ.
Следуя этому девизу : НОД организую как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин “ социо -игровая”) и одновременно в каждой из них; социо -игровую технологию системно использую как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
В рамках данной технологии поставила перед собой такие задачи : помочь детям научиться эффективно общаться, сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Золотые правила социо-игровых подходов к педагогике. Смена лидерства. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Смена темпа и ритма. . Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Ориентация на принцип полифонии: «За 133-мя зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». 1- е правило 2 - е правило 3 - е правило 4 - е правило 5 - е правило 6 - е правило
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР СОЦИО- ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ИГРЫ ДЛЯ РАБОЧЕГО НАСТРОЯ ИГРЫ РАЗМИНКИ ИГРЫ СОЦИО-ИГРОВОГО ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕЛУ ИГРЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ИГРЫ ВОЛЬНЫЕ (НА ВОЛЕ)
ИГРЫ ДЛЯ РАБОЧЕГО НАСТРОЯ ЦЕЛЬ: создание позитивного отношения друг к другу
ИГРЫ СОЦИО ИГРОВОГО ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕЛУ ЦЕЛЬ: развитие коммуникативных способностей, умения сотрудничать
ИГРЫ РАЗМИНКИ ЦЕЛЬ: создание условий для снятия напряжения, возможности размяться, поднять настроение
ИГРЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЦЕЛЬ: развитие умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты, умение владеть своим телом
ИГРЫ ВОЛЬНЫЕ (НА ВОЛЕ) ЦЕЛЬ: развитие физических качеств, умения общаться, договариваться.
ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»...
Мастер- класс для воспитателей: Социо- игровая педагогическая технология.
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо- игровой технологии в работе с дошкольниками. Построени...
Конспект ООД в подготовительной группе с использованием приемов социо-игровой технологии«Сказочные игры»
Цель: Развивать умение у детей организовывать собственную деятельность.Задачи: Создание позитивного отношения друг к другу.Развитие коммуникативных способностей, умения сотрудничать.Создание условий д...
Мастер-класс «Ознакомление детей с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий»
Мастер-класс «Ознакомление детей с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий» ....
«Игры и приемы социо-игровой технологии»
laquo;Игры и приемы социо-игровой технологии»Цель применения социо-игровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной деятельности в атмосфере взаимопоним...
Мастер - класс для начинающих воспитателей. «Распеваемся играя »
Использование игрового распевания для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически вр...
Консультация для воспитателей. Приемы социо – игровой технологии.
Консультация для воспитателей. Приемы социо – игровой технологии....