Дополнительная общеобразовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности «Юные волшебники» (старшая группа, 5-6 лет)
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Глотова Людмила Владимировна
Дополнительная общеобразовательная программа
по экспериментально-исследовательской деятельности
«Юные волшебники»
(старшая группа, 5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx10.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение            

«Детский сад №____»

г.__________

Утверждаю

Заведующий МБДОУ №___

________________

Дополнительная общеобразовательная программа

по экспериментально-исследовательской деятельности

«Юные волшебники»

на 20__-20__ учебный год

(старшая группа, 5-6 лет)

Воспитатели:

20___-20__ г.г.

Пояснительная записка 

Нормативные основания: Данная программа разработана на основе программы дополнительного образования, Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005, СанПиН2.4.1.3049-13, Устава МБДОУ №121, Образовательной программы МБДОУ.

Направленность: «Познавательное развитие. Ознакомление с предметным и социальным окружением».

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

        Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6.  Развивать коммуникативные навыки.

        Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Программа кружка рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в 2 недели; продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

        Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

 Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема

Объём в часах

Примечание

«Глина и песок-наши помощники»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45

«Глина и песок-наши помощники»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45

«Почва-живая земля»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.38

«Приключения Буратино»

1 час

Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду.с.45

«Испытание магнита»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.48

«Мир камней»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45

«Волшебная бумага»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.59

«Мир ткани»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.59

«Как измерить тепло?»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.54

«Как вращается Земля»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.55

«Удивительные свойства воды»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.41

«Тайны снега и льда»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.41

«Удивительные свойства воздуха»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.43

«Роль воды в жизни растений»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.28

«Как сделать звук громче?»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.52

«Как расширяется звук?

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.52

«Дружба красок»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.

«Солнечные зайчики»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.46

Итого

19 часов

Литература.

1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.

2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.

3. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.

4. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

6. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.

7. Куликовская И. Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.

8. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12.

9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательной направленности «ЮНЫЙ КРАЕВЕД СМОЛЕНЩИНЫ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распро...

Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)

Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа,  дети 5-6 лет)...

Дополнительная общеобразовательная программа по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Рабочая программа по познавательному развитию использование детской цифровой лаборатории «Наураша  в стране Наурандии» в условиях дошкольного учреждения на 2018-2019 учебный год соста...

Дополнительная общеобразовательная программа "Цветные чудеса" по нетрадиционному рисованию в младшей группе.

Дополнительная общеобразовательная программа "Цветные чудеса" по нетрадиционному рисованию в младшей группе....

Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)

Программа имеет пояснительную записку, цели и задачи, этапы и формы реализации, перспективный план для каждой возрастной группы, диагностические материалы...

Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)

Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи, формы организации, этапы реализации, диагностический материал и перспективный план работы...

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению исследовательской деятельности «Юный исследователь»

Дополнительная программа по обучению дошкольников исследовательской деятельности направлена на то, что мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окр...