Дополнительная общеобразовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности «Юные волшебники» (старшая группа, 5-6 лет)
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.docx | 10.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №____»
г.__________
Утверждаю
Заведующий МБДОУ №___
________________
Дополнительная общеобразовательная программа
по экспериментально-исследовательской деятельности
«Юные волшебники»
на 20__-20__ учебный год
(старшая группа, 5-6 лет)
Воспитатели:
20___-20__ г.г.
Пояснительная записка
Нормативные основания: Данная программа разработана на основе программы дополнительного образования, Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005, СанПиН2.4.1.3049-13, Устава МБДОУ №121, Образовательной программы МБДОУ.
Направленность: «Познавательное развитие. Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель программы кружка:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа кружка рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в 2 недели; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Календарно – тематическое планирование
Дата | Тема | Объём в часах | Примечание |
«Глина и песок-наши помощники» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45 | |
«Глина и песок-наши помощники» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45 | |
«Почва-живая земля» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.38 | |
«Приключения Буратино» | 1 час | Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду.с.45 | |
«Испытание магнита» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.48 | |
«Мир камней» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45 | |
«Волшебная бумага» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.59 | |
«Мир ткани» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.59 | |
«Как измерить тепло?» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.54 | |
«Как вращается Земля» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.55 | |
«Удивительные свойства воды» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.41 | |
«Тайны снега и льда» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.41 | |
«Удивительные свойства воздуха» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.43 | |
«Роль воды в жизни растений» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.28 | |
«Как сделать звук громче?» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.52 | |
«Как расширяется звук? | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.52 | |
«Дружба красок» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с. | |
«Солнечные зайчики» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.46 | |
Итого | 19 часов |
Литература.
1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.
3. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.
4. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
6. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.
7. Куликовская И. Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.
8. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12.
9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательной направленности «ЮНЫЙ КРАЕВЕД СМОЛЕНЩИНЫ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распро...
Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)
Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)...
Дополнительная общеобразовательная программа по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Рабочая программа по познавательному развитию использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в условиях дошкольного учреждения на 2018-2019 учебный год соста...
Дополнительная общеобразовательная программа "Цветные чудеса" по нетрадиционному рисованию в младшей группе.
Дополнительная общеобразовательная программа "Цветные чудеса" по нетрадиционному рисованию в младшей группе....
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)
Программа имеет пояснительную записку, цели и задачи, этапы и формы реализации, перспективный план для каждой возрастной группы, диагностические материалы...
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)
Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи, формы организации, этапы реализации, диагностический материал и перспективный план работы...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка оригами "Волшебная бумага"(подготовительная к школе группа)
Дополнительная общеобразовательная программа кружка оригами "Волшебная бумага"(подготовительная к школе группа)...