Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа имеет пояснительную записку, цели и задачи, этапы и формы реализации, перспективный план для каждой возрастной группы, диагностические материалы
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
АДМИНИСТРАЦИИ г. ИРКУТСКА.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 185
664053, г. Иркутск, ул. Летописца Нита Романова, 14 тел. 48-29-54
ПРИНЯТО решением педагогического совета МБДОУ г. Иркутска детский сад №185 26.08.2019 протокол №1 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ г. Иркутска детский сад №185 __________________О.А.Кочнева Приказ №______ от 27.08.2019г. |
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь»
Автор-составитель
воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №185
Ичеткина Надежда Владимировна
Иркутск, 2019г.
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Направленность
- Актуальность
- Новизна
- Цели и задачи реализации программы
- Принципы и подходы к формированию Программы
- Планируемые результаты освоения программы
- Содержательный раздел
- Основные формы организации, методы, этапы и режим занятий
- Содержание образовательной деятельности
в соответствии с возрастом детей - Особенности экспериментирования
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнерами
- 2Основные принципы инклюзивного подхода
- Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение программы
- Учебно-методическое обеспечение
- Перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности.
- Формы педагогической диагностики
Список используемой литературы
Паспорт программы
1 | Наименование программы | «Юный исследователь» |
2 | Тип программы | Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности. Направлена на развитие познавательных потребностей ребенка в форме поисковой, исследовательской активности. |
3 | Автор программы | Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №185 Ичеткина Надежда Владимировна |
4 | Цели программы | Формирование у дошкольников интереса к познавательно – исследовательской деятельности через организацию экспериментирования в естественных и специально созданных условиях, создание условий для развития познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. |
5 | Задачи программы | Образовательные: - формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента; принимать и ставить перед собой цель эксперимента; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, использовать различные способы поиска информации, планировать ход проведения эксперимента, проводить презентацию результатов своей деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы; - формировать у детей умение фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений; - формировать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания; - знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.); с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления - формировать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др. Развивающие: - развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; интерес к поисковой деятельности; личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность; Воспитательные: - воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности; умение четко соблюдать необходимую последовательность действий; умение организовать свое рабочее место, убирать за собой; - воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе; - формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов; - активизировать позицию родителей (законных представителей) как участников педагогического процесса. |
6 | Краткое содержание программы | В программе «Юный исследователь» выстроена эффективная система организации работы с детьми, взаимодействия с родителями и специалистами, участвующими в реализации программы. Даны рекомендации по созданию предметно-развивающей среды, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению. В программе представлена система организации работы в разных возрастных группах, представлен календарно-тематический план работы с детьми, формы организации детской деятельности |
7 | Ожидаемый результат | 1.Проявление интереса к исследовательской деятельности. 2. Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов. 3. Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах. 4. Проявление самостоятельности в познании окружающего мира. 5. Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций. 6. Развитие коммуникативных навыков, проявление умения отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими, строить доказательную речь. |
8 | Срок реализации программы | 2019-2022г |
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» (далее – Программа) разработана индивидуально для Муниципального дошкольного образовательного учреждения города Иркутска детский сад №185, составлена воспитателем первой категории Ичеткиной Н.В.
Программа разработана на основе нормативных документов: Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Устава МДОУ №185
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, запросов родителей (законных представителей).
Программа определяет содержание и организацию познавательно-исследовательской деятельности в направлении «Познавательное развитие». Программа определяет комплекс основных характеристик реализации познавательно-исследовательской деятельности (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров), в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Программа расширяет содержание ООП ДО.
Программное обеспечение образовательного процесса осуществляется с использованием парциальных программ: «Мир, в котором я живу». Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. Иванова А.И., Уманская Н.В. -М.: ТЦ СФЕРА, 2017. 2017.-160с.; -программа «Любознайка» - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.(3-7 лет)/ автор-составитель Г.П.Тугушева., А.Е.Чистякова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2018. 64с.; «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, а также основной образовательной программы МБДОУ г. Иркутска детский сад №185.
В разработке Программы по познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 185 принимали участие: заместитель заведующей МБДОУ Калинина Анна Рашитовна, воспитатель Ичеткина Надежда Владимировна, представитель родительского комитета Распопова Анна Петровна.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес. Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
- Направленность.
Данная программа имеет познавательно-исследовательскую направленность. Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве. Дошкольный возраст особенно важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме опытно-экспериментальной деятельности, направленной на открытие нового и развивающей продуктивные формы мышления. Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы. Приобретённые в процессе исследовательской деятельности интеллектуальные умения и навыки – это важные предпосылки для успешного обучения в школе.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим. О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, отмечают основную особенность экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним».) Программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» имеет естественно-научную направленность, обеспечивающую более глубокие знания и умения по опытно - экспериментальной деятельности. Основой для разработки программы являются: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и ряд методических разработок: Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л. Н. Прохоровой, «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой, «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной. Содержание программы «Юный исследователь» соответствует: современному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ; целям и задачам образовательных учреждений дошкольного образования детей; современным образовательным технологиям.
Используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим; активности ребенка, стимулированной взрослым.
Данная программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком
- Актуальность
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное творческое отношение к миру. Дети дошкольного возраста - прирожденные исследователи окружающего мира. И подтверждение этому - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить выход из проблемной ситуации. Детское экспериментирование - эффективное средство познавательного развития дошкольников: ребёнок учится задавать вопросы, проявляет интерес к экспериментированию, привыкает действовать самостоятельно, учится планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели и управлять своим поведением, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по образцу и по правилу, внимательно слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Следовательно, познавательно-исследовательская деятельность приобретает очень большое значение в процессе становления ребёнка.
- Новизна
Новизна программы «Юный исследователь» состоит в применении метода экспериментирования, как практической деятельности, в организации обучения по законам проведения научных исследований, в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний, в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
- Цели и задачи реализации программы
Цель: формирование у дошкольников интереса к познавательно – исследовательской деятельности через организацию экспериментирования в естественных и специально созданных условиях, создание условий для развития познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента; принимать и ставить перед собой цель эксперимента; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, использовать различные способы поиска информации, планировать ход проведения эксперимента, проводить презентацию результатов своей деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы;
- формировать у детей умение фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений;
- формировать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.); с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления
- формировать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Развивающие:
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; интерес к поисковой деятельности; личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности; умение четко соблюдать необходимую последовательность действий; умение организовать свое рабочее место, убирать за собой;
- воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- активизировать позицию родителей (законных представителей) как участников педагогического процесса.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип научности (предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками)
2. Принцип динамичности (от простого к сложному)
3. Принцип целостности (основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности)
4.Принцип систематичности и последовательности (предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития)
5. Принцип системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
6. Принцип преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»
7. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка).
8. Принцип доступности (предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми)
9. Принцип активного обучения (обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества).
10. Принцип интеграции образовательных областей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности ( позволяет объединять различные компоненты педагогического процесса (содержание, формы, методы, средства) и виды деятельности, что усиливает эффективность образовательного процесса)
1.7. Планируемые результаты освоения программы.
1.Проявление интереса к исследовательской деятельности.
2. Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов.
3. Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах.
4. Проявление самостоятельности в познании окружающего мира.
5. Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций.
6. Развитие коммуникативных навыков, проявление умения отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими, строить доказательную речь.
- Содержательный раздел
2.1. Основные формы организации, методы, этапы и режим занятий
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 4–7 лет – воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.
Срок реализации программы 3 года.
Формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.
- «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
- «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
- Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
- «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
- Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.
Приемы и методы организации образовательного процесса.
При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы:
- объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение)
- репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).
Продуктивные методы:
- частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы)
- исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).
Формы работы с детьми.
Формы реализации дополнительной образовательной программы:
- целевые экскурсии;
- тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
- чтение художественной литературы;
- конкурсы и викторины;
- сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
- персонажами.
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:
- Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотез;
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов (если это необходимо);
- Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора.
Разделы программы
- Живая природа
- Неживая природа
- Физические явления
- Человек
- Рукотворный мир
Возраст обучающихся: с 4 до 7 лет.
Срок усвоения – долговременный.
в средней группе – 16 занятий в год,
в старшей и подготовительной группах – 32 занятия в год.
Продолжительность одного занятия:
в средней группе – 20 минут,
в старшей группе – 25 минут,
в подготовительной к школе группе – 30 минут.
Этапы работы
1. Подготовительный этап. - Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.). - Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический. - проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап. - Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации. Проведение работы с детьми.
4. Рефлексивный этап. - Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
2.2 Содержание образовательной деятельности
в соответствии с возрастом детей
Младший дошкольный возраст:
- способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта;
- формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности
(практические опыты).
Дети могут:
Вторая мл. гр.
- Способны улавливать простейшие причинно–следственные связи.
- Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.
- Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.
Средняя группа:
- Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.
- Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников.
- Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.
- Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования
Старший дошкольный возраст:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
Дети могут:
Старшая группа:
- Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.
- Даются задания по прогнозированию результатов.
- Опыты проводятся поэтапно.
- Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы.
- Вводятся длительные эксперименты.
- Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.
Подготовительная группа:
- Проведение экспериментов – норма жизни.
- Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться.
- Воспитанники проявляют инициативу.
- Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений.
- Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.
Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне «1 минута».
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
2.3. Особенности детского экспериментирования.
При правильной организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений. В старшем дошкольном возрасте возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов. При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации. Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности.
Требования, предъявляемые к проведению опытов
1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать?)
2.Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный. Например: одни посевы поливать, другие – нет.
3.Необходимо осуществлять руководством опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
4.Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети осознали до конца и убедились в правильности выводов, а так же чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
и социальными партнерами
Для плодотворного сотрудничества с родителями определяются задачи, приоритетные для соответствующего возраста, которые реализуются через следующие направления:
- Педагогический мониторинг;
- Педагогическая поддержка;
- Педагогическое образование;
- Совместная деятельность педагогов и родителей.
Формы организации взаимодействия.
Информационные (устные журналы; рекламные
буклеты, листовки; памятки и консультации)
Организационные (родительские собрания, анкетирование,)
Просветительские (родительские гостиные; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).
Организационно-деятельностные:
- совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей;
- совместные детско-родительские проекты;
- выставки работ;
- участие в мастер-классах (в том числе, их самостоятельное проведение);
- совместное творчество детей, родителей и педагогов;
- создание семейного портфолио;
- помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей;
- участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей,
Днях здоровья и др.)
2.5. Основные принципы инклюзивного подхода
Цель реализации инклюзивного подхода: обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.
Задачи реализации инклюзивного подхода:
• организация психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего полноценное участие в образовательной деятельности ребенка с ОВЗ в коллективе сверстников (учет структуры нарушения, варианта дизонтогенеза, сензитивного периода);
• создание среды, способствующей сохранению и поддержке индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных областей программы и организационных форм;
Принципы инклюзивного подхода.
- Принцип доступности предполагает реализацию деятельности, которая строится на основе учета реальных возможностей ребенка; предупреждает интеллектуальные, физические и нервно-эмоциональные перегрузки, отрицательно сказывающиеся на их физическом и психическом здоровье.
- Принцип комплексности предполагает комплексный подход к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения детей с ОВЗ.
- Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательного процесса с учетом межведомственной интеграции.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, соответствующей индивидуальным возможностям и потребностям детей с ОВЗ.
3. Организационный раздел
3.1. Материально - техническое обеспечение реализации программы
Характеристика развивающей среды.
Микроблок | Образовательная задача | Примерное содержание среды | Предполагаемая деятельность | |
«Педагогическая копилка» (библиотека педагога» | Повышение компетенции педагогов | Методическая литература Аудио- видеокассеты, DVDдиски и т.п. | Изучение, планирование, организация, поиск новых путей, внедрение передовых методик | |
Лаборатория профессора Знайки | Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов. Накопление и расширение опыта. | Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и т.д.) Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и т.п.) Приборы (микроскоп, часы, весы, лупа и т.п.) Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации явлений, свойств. Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности. Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования | Опыты, эксперименты, исследования. | |
Уголок природы | Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности | Растения, животные (по возрасту), оборудование для труда на природе | Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, исследований, труд в природе | |
Уголок Почемучкина (детская библиотека) | Формирование интереса к книге как к источнику знаний, умения самостоятельно работать с книгой, добывать нужную информацию. Накопление познавательного опыта | Познавательная литература, наглядный материал для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, коллекции, макеты, гербарии и т.п. | Рассматривание, чтение, слушание, составление коллекций, гербариев, систематизация (раскладывание) наглядных материалов. | |
Игротека | Уточнение. систематизация знаний, умений, навыков, их использование в игровой деятельности | Дидактические игры различного содержания в соответствии с возрастом | Игровая деятельность | |
Уголок моделирования | Развитие способностей овладения моделирующей деятельностью. Систематизация познавательного опыта | Условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и т.п.), изобразительные средства | «Чтение», составление, рисование моделей, действия в соответствии с ними. | |
Центр продуктивного творчества Мастерилкина | Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие технических умений, творчества. Выработка позиции творца. | Природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и т.п.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто (бумажное, соленое) пластилин, проволока, иголки. Нитки, дырокол, степлер, тесьма и пр. | Изготовление поделок, макетов, построек, игрушек, тематических альбомов, стенгазет, преобразование накопленного опыта | |
Метеостанция | Наблюдение за погодными явлениями | Флюгер, вертушки, уличные термометры, емкости для измерения осадков, таблицы-схемы для определения типа облаков, календари природы, солнечные часы | Наблюдения, проведение опытов, экспериментов, ведение календарей природы | |
Территория детского сада | Наблюдения за природными объектами и окружающим, труд в природе. | Растительность (различные деревья, кустарники, травы, цветы) Огород. Клумбы. Песочницы. Выносной материал. Метеостанция. Экологическая тропа. | Наблюдения, проведение опытов, экспериментов, накопление познавательного опыта, преобразование и использование его в разных видах деятельности | |
Экологическая тропа | Наблюдения за природными объектами, изучение природных объектов, взаимосвязей в природе. Воспитание экологической культуры, любви к природе |
| Наблюдения, проведение опытов, экспериментов, накопление экологических знаний и их использование | |
Интеллект- центр | Проявление интеллектуальной активности | Таинственные письма-схемы, посылки, тайники | Постановка творческой задачи, нахождение способа решения, планирование | |
Мини-музей «Путешествие в мир интересных вещей» | Понимание ретроспективы предмета, видение его в развитии, движении и изменении | Коллекции, гербарии, предметы | Рассматривание, составление, коллекций, игры-путешествия |
3.2. Учебно-методическое обеспечение.
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Методические материалы и литература |
|
Уголок экспериментирования | 1. Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В уголке экспериментирования содержит: Приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожа, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски). Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и т. д. Разработки картотеки опытов и экспериментов: «Опыты с водой», «Опыты с песком» и др. Альбомы: «Край мой родной», «Мой любимый город», «Морские жители и жители аквариумов», «Комнатные растения, садовые и полевые цветы», «Растения нашего края», «Природа и фантазия», «Необыкновенный мир магнитов», и др. Дидактические пособия и игрушки Игрушки для сенсорного развития (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.), наборы для классификаций. Кубики, шарики, всевозможные вкладыши (в рамку, в основание, один в другой Пазлы, мозаики, лото, домино. Блоки Дьенеша, «Квадраты», палочки Кьюизенера и пр. Наглядные пособия, иллюстрации художников. Аудиозаписи со звуками природы, голосами птиц и др. Игрушки и оборудование для экспериментирования Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом (комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, сосуды для переливания, ведра, лопатки и пр.) Разноцветные пластиковые мячики, ракушки и пр. Непромокаемые фартуки. Вертушки, флюгеры для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр. Строительные материалы и конструкторы Строительные наборы (деревянные, пластмассовые) разного размера; конструкторы разного размера, в том числе типа лего. |
- Перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности.
Примерный перспективный план работы на 2019-2022 учебный год по опытно - экспериментальной деятельности с детьми 4 – 7 лет
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для детей 4-5 лет
Живая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно- исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Семена растений | У кого какие детки. | Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян. |
2. | Растения | Что любят растения? | Выявить необходимость света в жизни растений. | Два комплекта растения, картонная коробка. |
3. | Растения | Что любят растения? | Выявить значение влаги для роста и жизни растений. | Луковицы в сухой банке и в банке с водой. |
4. | Растения | Хитрые семена. | Познакомить со способом проращивания семян. | Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли. |
5. | Мех | Зачем зайчику другая шубка? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. |
6. | Гнездо птиц (на дереве) | Из чего птицы строят гнезда? | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. |
Неживая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Вода | Окрашивание воды | Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики. |
2. | Вода | Изготовление цветных льдинок. | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). | Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. |
3. | Снег | Возьмем с собой снеговика. | Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. | Снеговик с носом из сосульки, емкость. |
4. | Воздух | Что в пакете? | Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). | Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды. |
5. | Воздух | Поиск воздуха. | Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. | Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой. |
6. | Песок, глина. | Почему песок хорошо сыплется? | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито. |
7. | Песок, глина. | Где вода? | Выявить, что песок и глина по -разному впитывают воду. | Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. |
Физические явления
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Цвет | Волшебная кисточка. | Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров. |
2. | Магнит | Волшебная рукавичка. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри. |
3. | Свет | Солнечные зайчики. | Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | Зеркала. |
Человек
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Орган обоняния. | «Умный» нос. | Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. | Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. |
2. | Орган осязания. | Язычок – помощник. | Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус). |
Рукотворный мир
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Стекло. | Стекло, его качества и свойства. | Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала. |
2. | Резина. | Резина, ее качества и свойства. | Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность), | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки. |
3. | Металл. | Металл, его качества и свойства. | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой. |
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5-6 лет
Живая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Растение | Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. |
2. | Растение | С водой и без воды. | Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода). | Два одинаковых растения, вода. |
3. | Растение | На свету и в темноте. | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей. |
4. | Растение | Где лучше расти? | Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу. | Черенки традесканции, чернозем, глина, песок. |
5. | Растение | В тепле и в холоде. | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений. | Зимние или весенние ветки деревьев, цветы с клумбы вместе с частью почвы (осенью). |
6. | Растение | Лабиринт. | Установить, как растение ищет свет. | Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие. |
7. | Животные | Наверх. | Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Земляные черви, земля, вода. |
8. | Животные | Дышат ли рыбы? | Установить возможность дыхания рыб в воде. | Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки для коктейля. |
Неживая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Вода | Помощница вода. | Использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. | Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики. |
2. | Вода | Как достать предмет, не опуская руку в воду. | Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости. |
3. | Вода | Куда делась вода? | Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). | Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой. |
4. | Вода | Дождик. | Познакомить детей с процессом конденсации. | Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка. |
5. | Воздух | Живая змейка. | Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. | Свеча, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). |
6. | Воздух | Подводная лодка. | Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. | Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. |
7. | Почва | Могут ли животные жить в почве? | Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Почва, дождевые черви, металлическая тарелка, стекло, емкость с водой. |
Физические явления
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Магнит | Притягиваются – не притягиваются. | Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту. | Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит. |
2. | Магнит | Необычная скрепка. | Определить способность металлических предметов намагничиваться. | Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки. |
3. | Электричество | Волшебный шарик. | Установить причину статического электричества. | Воздушные шары, ткань. |
4. | Электричество | Чудо – расческа. | Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета. | Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань. |
5. | Звук | Где живет эхо? | Подвести к пониманию возникновения эха. | Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. |
Человек
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Уши человека | Сколько ушей? | Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. | Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека. |
2. | Глаза | Наши помощники – глаза. | Познакомить со строением глаза. | Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза. |
3. | Глаза | Большой – маленький. | Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности. | Зеркало. |
Рукотворный мир
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Бумага | Мир бумаги | Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. | Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой. |
2. | Ткань | Мир ткани | Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление. | Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон), ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности. |
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6-7 лет
Живая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Растения | Запасливые стебли. | Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. | Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой. |
2. | Растения | Бережливые растения. | Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне. | Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус. |
3. | Молоко | Растущие малютки. | Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. | Емкости с крышкой, молоко. |
4. | Хлеб | Заплесневелый хлеб. | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия. | Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа. |
Неживая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Вода | Замерзание жидкостей. | Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности. |
2. | Вода | Вода двигает камни. | Узнать, как замерзшая вода двигает камни. | Соломинки для коктейля, пластилин. |
3. | Вода | Фильтрование воды. | Познакомиться с процессом очистки воды разными способами. | Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. |
4. | Воздух | Парашют. | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха. | Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком. |
Физические явления
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Свет | Разноцветные огоньки. | Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч. | Противень, плоское зеркало, лист белой бумаги. |
2. | Электричество | Как услышать молнию? | Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. | Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор (микрофон). |
3. | Звук | Спичечный телефон. | Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. | Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички. |
4. | Теплота | Как не обжечься. | Выяснить, что предметы, из разных материалов нагреваются по-разному. | Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, нержавеющий металл, скрепки, кусочки парафина или пластилина. |
Человек
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Органы чувств | Как органы человека помогают друг другу? | Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга. | Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы. |
2. | Руки | Зачем человеку руки? | Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования. | Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой. |
Рукотворный мир
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Ткань | Мир ткани | Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий. | Образцы тканей, емкости с водой, ножницы. |
2. | Металл | Мир металлов | Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования. | Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы. |
- Формы педагогической диагностики
Индивидуальная карта
формирования навыков экспериментирования
(4 года)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему | ||
2 | Умение принимать и ставить цель | ||
3 | Умение решать проблемы | ||
4 | Умение анализировать объект или явление | ||
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | ||
6 | Умение сопоставлять различные факты | ||
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | ||
8 | Умение делать выводы |
Вывод:
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: за основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий. | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Средний | Проявляет желание что-то сделать. | Желание что-то сделать выражает словами. | Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. | Работает с помощью воспитателя. Взрослые должны постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту. | Отвечает на простые вопросы взрослых. Произносит фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
Низкий | Проявляет первые признаки желания что – то сделать. | Некоторые действия становятся целенаправленными. | Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. | Манипулируют предметами осознанно. К сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны. | Называют предметы и действия, совершаемые с ними. |
Вывод:
Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (5 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему | ||
2 | Умение принимать и ставить цель | ||
3 | Умение решать проблемы | ||
4 | Умение анализировать объект или явление | ||
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | ||
6 | Умение сопоставлять различные факты | ||
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | ||
8 | Умение делать выводы |
Вывод:
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: за основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. | Хорошо понимает простейшие одночленные причинно- следственные связи . |
Средний | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Низкий | Желание что – то сделать выражают словами. | Произносят фразу: «Я хочу сделать …». | Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами. | Выполняют простейшие поручения взрослых. Работают с помощью воспитателя. Он должен постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту. | Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
Вывод:
Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (6 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
.
Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему | ||
2 | Умение принимать и ставить цель | ||
3 | Умение решать проблемы | ||
4 | Умение анализировать объект или явление | ||
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | ||
6 | Умение сопоставлять различные факты | ||
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | ||
8 | Умение делать выводы |
Вывод:
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: за основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что не известно. | Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога. | Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы. | Выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам. Использует несколько графических способов фиксации опытов. | При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно– следственных связей. |
Средний | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. | Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи. |
Низкий | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Вывод:
Индивидуальная карта овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.
(7 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Интегративные качества, необходимые для формирования навыков экспериментирования | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему | ||
2 | Умение принимать и ставить цель | ||
3 | Умение решать проблемы | ||
4 | Умение анализировать объект или явление | ||
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | ||
6 | Умение сопоставлять различные факты | ||
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | ||
8 | Умение делать выводы |
Вывод:
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: за основу взяли «Структурно – логическую схему формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте» Ивановой А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Творческий Центр «Сфера» М., 2009. с. 46-53.
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблем ных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает предположения, гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других. | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом) | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. Не вникая в его подлинное содержание. |
Список используемой литературы.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Мозаика –Синтез,2014.-64с.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательноисследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.:Мозаика-Синтез,2014.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольиков. М., Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское Экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2016
- Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2010.
- Дыбина О,В. «Из чего сделаны предметы», «Творим, измеряем, преобразуем»
- Иванова А.И., Уманская Н.В. Мир в котором я живу. Программа по познавательноисследовательскому развитию дошкольников.-М.: ТЦ СФЕРА, 2017. 2017.-160с.
- Иванова А.И. Живая экологи. Творческий Центр «Сфера» М., 2007
- Иванова А.И. Организация детской и исследовательской деятельности; методическое пособие. 3-е изд., перераб. И доп.-М.: ТЦ СФЕРА, 2017.-96с.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. –М.: ТЦ «СФЕРА», 2014
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2018г-128с.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
- Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие /С. Н. Николаева. -М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников (методические рекомендации). Изд. Аркти. М. 2005г.
- Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
- «Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» - под ред. О. В. Дыбиной.
- Рыжова Н. А. Волшебница –вода / Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1998.
- Рыжова Н.А. «Воздух-невидимка» М.: Линка-Пресс, 1998
- Рыжова Н.А. «Лаборатория в детском саду и дома» - М: Линка-Пресс 2012 Учебно-методическое пособие «Зрелищные опыты» «Карапуз», 2015
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара: издательство "Учебная литература": издательский дом «Федоров», 2010.- 218с.,
- Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5-6 лет). ФГОС. Соломенникова О.А. Издательство: Мозаика-Синтез,2014, с 54
- Султанова М. Простые опыты с воздухом. Автор: Султанова М.Издательство: Хатбер-Пресс Серия: Для дошкольников, 2014
- Султанова М. Простые опыты с водой. Автор: Султанова М. Издательство: ХатберПресс Серия: Для дошкольников, 2014
- Султанова М. Простые опыты с бумагой. Автор Султанова М., Издательство: Хатбер, Серия: Для дошкольников, 2014
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Я – исследователь» (средняя группа)
Цель программы: создание условий для успешного освоения дошкольниками основ исследовательской деятельности. Задачи программы: формировать представление об исследовательском обучении как ведущем спос...
Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....
Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"
Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"...
Дополнительная образовательная программа по развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в стране Наурандии»
В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадо...
Дополнительная образовательная программа познавательно-исследовательской направленности «Познавай-Ка»
Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования....
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)
Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?&rdquo...
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)
Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи, формы организации, этапы реализации, диагностический материал и перспективный план работы...