Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhok.docx | 9.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №___ »
г._________
Утверждаю
Заведующий МБДОУ №___
_________(ФИО)
Дополнительная общеобразовательная программа
по экспериментально-исследовательской деятельности
«Юные волшебники»
на ________ учебный год
(старшая группа, 5-6 лет)
Воспитатели:
(ФИО )
Пояснительная записка
Нормативные основания: Данная программа разработана на основе программы дополнительного образования, Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005,СанПиН2.4.1.3049-13, Устава МБДОУ №121, Образовательной программы МБДОУ.
Направленность:«Познавательное развитие. Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель программы кружка:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа кружка рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в 2 недели; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Дата | Тема | Объём в часах | Примечание |
«Глина и песок-наши помощники» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45 | |
«Глина и песок-наши помощники» | 1 час | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45 | |
«Почва-живая земля» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.38 | |
«Приключения Буратино» | 2 часа | Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду.с.45 | |
«Испытание магнита» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.48 | |
«Мир камней» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45 | |
«Волшебная бумага» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.59 | |
«Мир ткани» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.59 | |
«Как измерить тепло?» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.54 | |
«Как вращается Земля» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.55 | |
«Удивительные свойства воды» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.41 | |
«Тайны снега и льда» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.41 | |
«Удивительные свойства воздуха» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.43 | |
«Роль воды в жизни растений» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.28 | |
«Как сделать звук громче?» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.52 | |
«Как расширяется звук? | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.52 | |
«Дружба красок» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с. | |
«Солнечные зайчики» | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.46 | |
"Волшебная бумага" | 2 часа | О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.59 | |
Итого | 36 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»...
Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"
Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...
Дополнительная образовательная программа «Обучение моделированию художественных произведений детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время предлагается множество методических пособий, в которых представлены занятия с и использованием готовых моделей, схем и условных обозначений. Они рассчитаны на усвоение ча...
Дополнительная общеобразовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности «Юные волшебники» (старшая группа, 5-6 лет)
Дополнительная общеобразовательная программапо экспериментально-исследовательской деятельности«Юные волшебники»(старшая группа, 5-6 лет)...
КОНСПЕКТ организованно-образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе познавательной направленности «Развивай-ка» в старшей группе
Тема: «Юные математики».Образовательная область: познавательное развитие.Вид ООД: интегрированная.Формы ООД: совместная деятельность.Формы организации: фронтальная, индивидуальна...