Дополнительная общеобразовательная программа по обучению исследовательской деятельности «Юный исследователь»
рабочая программа (средняя группа)
Дополнительная программа по обучению дошкольников исследовательской деятельности направлена на то, что мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya._kruzhok_yunyy_issledovatel_.docx | 61.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 «Домовенок»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
ДС № 38 «Домовенок»
__________Л.А.Бондарева
«__30_»____08________2022г.
Дополнительная общеобразовательная программа по обучению исследовательской деятельности
«Юный исследователь»
Составил программу:
Айзатулина Земфира Туктаровна
г. Нижневартовск, 2022 год
Содержание:
- Пояснительная записка
- Цель, задачи
- Учебно – тематический план
- Содержание программы
- Годовой календарный учебный график
- Организационно – педагогические условия реализации программы
- Планируемые результаты
- Оценочные и методические материалы:
- Формы контроля
- Критерии отслеживания усвоения программы
- Условия реализации программы
- Воспитательная работа.
- Литература
- Пояснительная записка
Дополнительная программа по обучению дошкольников исследовательской деятельности направлена на то, что мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период. Диагностика представлена в приложении № 1.
- Цель, задачи
Цель Программы:
Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивающие:
- развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие;
- развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;
- развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
Воспитательные:
- развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Программа обучения и развития детей построена на основе следующих принципов:
- принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса);
- принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
- принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы);
- принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат);
- принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.
- Учебно – тематический план
.
Учебная программа рассчитана на 72 часа.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю. Длительность одного учебного часа в старшей группе - 25 минут.
Длительность одного учебного часа в подготовительной группе - 30 минут.
Общее количество учебных занятий в год 72.
№ | Раздел программы | Количество учебных часов |
1. | Формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике. Первый год обучения. | 72 часа. |
Количество занятий в год:
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Итого |
8 часов | 8 часов | 8 часов | 8 часов | 8 часов | 8 часов | 8 часов | 8 часов | 8 часов | 72 часа |
- Содержание программы
Структура программы
- Развитие речи, пополнение словарного запаса.
- Развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение.
- Первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
- Знакомство с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения.
Содержание программы
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность.
Количество детей – 10 – 15 человек (подгруппа)
Место проведения:
- зона экспериментирования;
- участок;
- прилегающая территория детского сада.
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- трудовые поручения.
Формы работы:
- опыты и эксперименты;
- занятия – эксперименты;
- циклические наблюдения;
- проектная деятельность;
- трудовая деятельность;
Ожидаемые результаты реализации Программы
Старшая группа:
- высказывать предположения об ожидаемом результате;
- определять цель деятельности, условия её достижения;
- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;
- умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;
- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;
- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.
Подготовительная к школе группа:
- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
- совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;
- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;
- развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
- Годовой календарный учебный график в старшей группе
Месяц | Неделя | Кол-во занятий | Тема | Программное содержание | Материалы |
Сентябрь | 1 | 1 | «Детская лаборатория» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории. | Презентация: «Удивительные люди» |
2 | «Наши помощники – приборы, оборудование» | Познакомить с оборудованием для проведения опытов и экспериментов. | Основное оборудование: стаканы, тазик, пипетки, воронки, трубочки, лупы, микроскоп, весы, и мн. другое. | ||
2 | 1 | «Наши помощники - органы чувств» | Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос). | Колокольчик, сок, лупа, ароматические мешочки. | |
2 | «Необычные кораблики» | Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет. | Таз с водой, камни, деревянные кубики, пробки из разного материала, пёрышки, вата, салфетки, бумага, карандаши. | ||
3 | 1 | «Волшебная вода» | Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды. | Банка с чистой водой, одноразовые стаканчики на каждого ребёнка (по 2 шт.) | |
2 | «Вода – растворитель» | Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость. | Три стакана с чистой водой, гуашевая краска, сахар (соль или лимонная кислота), апельсин или лимон. | ||
4 | 1 | «Поможем воде стать чистой» | Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария. | Грязная вода в тазике, емкость для воды, воронки, ткань, бумажные салфетки, марля, вата, тряпочки, клеенки. | |
2 | «Научи яйцо плавать» | Выявить способы заставляющие тяжёлые предметы плавать. | Сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. | ||
Октябрь
| 1 | 1 | «Воздух» | Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться, и содержится в различных предметах. | Целлофановый пакетик, свеча, стакан с водой, трубочка для коктейля. |
2 | «Лимон надувает воздушный шарик» | Показать что при смешивании различных веществ происходит химическая реакция выделяющая углекислый газ наполняющий шарик. | 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона или 1 ч.л. лимонной кислоты, 3 ст.л. уксуса, изолента, воздушный шарик, стакан, бутылка, воронка. | ||
2 | 1 | «Звук» | Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий - глухой | Ширма с прорезями для рук, газета, колокольчик, молоток, погремушка | |
2 | «Парящие вилки» | Познакомить с понятием равновесие. | Две одинаковых вилки, спичка, опора (стеклянная бутылка с крышкой) | ||
3 | 1 | «Воздухоплавание» | Познакомить с эффектом, на основе которого поднимаются над землёй настоящие большие воздушные шары. | Воздушный шарик, пластиковая бутылка, две ёмкости, горячая и холодная вода. | |
2 | «Воздух работает» | Дать представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и др.) | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. | ||
4 | 1 | «Упрямый воздух» (1) | Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места, обладает силой, может двигать предметы. | Шприцы, ёмкость с подкрашенной водой. | |
2 | «Упрямый воздух» (2) | Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места, обладает силой, может двигать предметы. | Пипетки, ёмкость с подкрашенной водой. | ||
Ноябрь | 1 | 1 | «Что такое масса, длина и высота» | Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие. | Весы, линейка, кубики и кирпичики деревянные. |
2 | «Всё увидим, всё узнаем» | Познакомить с прибором помощником – лупой и её назначением. | Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки подсолнуха, арбуза, камешки. | ||
2 | 1 | «Песок» | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования на песке. | Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. | |
2 | «Где вода?» | Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: рыхлость, сыпучесть. | Прозрачные ёмкости с сухим песком и с сухой глиной, мерные стаканчики, лупы. | ||
3 | 1 | «Каждому камешку свой домик» | Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности: шероховатые, гладкие. | Различные камни, четыре коробочки, подносики с песком. | |
2 | «Можно ли менять форму глины и камня» | Выявить свойство глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). | Дощечки для лепки, глина, камень речной. | ||
4 | 1 | «Соль. Сахар» | Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту. | Стаканы с водой, соль, сахар, палочки или ложки. | |
2 | «Что растворяется в воде?» | Показать растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. | Стаканы с чистой водой, мука, песок, сахар, стиральный порошок, пищевой краситель, палочки, подносы. | ||
Декабрь | 1 | 1 | «Самое удивительное вещество на земле» | Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. | Миски: с водой, снегом, льдом, ложки, индивидуальные тарелочки. |
2 | «Замёрзшая вода» | Выявить что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | Кусочки льда, миска с холодной водой, тарелочки. | ||
2 | 1 | «Тающий лёд» | Определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает и принимает форму ёмкости. | Тарелка, миски с горячей и с холодной водой, кубики льда, ложки, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки. | |
2 | «Разноцветные шарики» | Получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой. | Палитра, гуашевые краски, тряпочки, стаканы с водой. | ||
3 | 1 | «Делаем мыльные пузыри» | Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри | Тарелки с водой, жидкое мыло, трубочки, пипетки, шприцы. | |
2 | «Подушка из пены» | Развивать представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от тяжести) | На подносе миска с водой, венчик, жидкое мыло, пипетка, губка, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. | ||
4 | 1 | «Вода принимает форму» | Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита | Воронки, узкий и высокий стаканы, широкая миска, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы. | |
2 | «Какие предметы могут плавать?» | Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. | Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы. | ||
Январь | 3 | 1 | «Выращивание сталактитов» | Уточнить знания с опорой на опыты, развивать радость открытий полученных из опытов. | Сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка. |
2 | «Металл» | Познакомить с металлом, его качествами и свойствами | Различные металлические предметы, деревянные, пластмассовые – для сравнения. | ||
4 | 1 | «Звучит – не звучит» | Развивать воображение, логическое мышление. | Ложки – деревянные, металлические, пластмассовые | |
2 | «Тёплый – холодный» | Продолжать развивать воображение, делать логические заключения. | Пластины – деревянная, металлическая, пластмассовая. | ||
Февраль | 1 | 1 | «Зеркало» | Выявить особенности отражение в зеркале. | Зеркало, предметы для проведения опыта. |
2 | «Волшебный свет» | Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света. | Фонарик, полиэтилен, бумага, ткань, теневой театр. | ||
2 | 1 | «Стекло» | Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло. | Различные виды стекла, лупы. | |
2 | «Дерево» | Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, как узнать, сколько лет дереву. | Деревянные игрушки, таз с водой, фото «Срез дерева», предметы из пластмассы, металла. | ||
3 | 1 | «Резина» | Познакомить со свойствами резины и её качествами. | Резиновые игрушки, ёмкость с водой. | |
2 | «Ткань» | Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется. | Небольшие кусочки тканей (вельвет, бархат, бязь), ножницы, ёмкости с водой. | ||
4 | 1 | «Пластмасса» | Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами. | Пластмассовые игрушки, ёмкость с водой. | |
2 | «Бумага» | Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги. | Квадраты вырезанные из разных видов бумаг, ёмкость с водой, ножницы. | ||
Март Март
| 1 | 1 | «Росток» | Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений | Горшок с землёй, росток для посадки, лейка с водой, лопатка, грабли, перчатки, клеёнка, салфетки. |
2 | «Может ли растение дышать?» | Выявить потребность растения в воздухе. Понять, как происходит процесс дыхания урастений. | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. | ||
2 | 1 | «Как дышат растение» | Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород | Ёмкость с водой, почва уплотнённая и рыхлая, две прозрачные ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках. | |
2 | «Нужен ли корешкам воздух?» | Выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями. | Ёмкость с водой, почва уплотнённая и рыхлая, две прозрачные ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках. | ||
3 | 1 | «Строение, значение, функции и видоизменения частей растения» | Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь поверхностью листьев и потребностью их в воде | Горшок с землёй, росток для посадки, лейка с водой, лопатка, грабли, перчатки, клеёнка, салфетки. | |
2 | «Что выделяет растение?» | Установить, что растение выделяет кислород, понять необходимость дыхания для растений. | Большая стеклянная ёмкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спичка. | ||
4 | 1 | «На свету и в темноте» | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Лук, коробка из прочного картона, две ёмкости с землёй. | |
2 | «Кому лучше?» | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. | Два одинаковых черенка, ёмкость с водой, горшок с почвой, предметы для ухода за растениями. | ||
Апрель Апрель
| 1 | 1 | «Магнит» | Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы. | Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух). Ёмкость с водой, песком, металлические шарики. |
«Притягиваются – не притягиваются» | Выявить предметы, которые притягиваются даже через некоторые предметы. | Стакан с водой, лист бумаги, ткань, кнопки, скрепки, деревянные кубики, магнит. | |||
2 | 1 | «Действует ли магнит через другие материалы?» | Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы. | Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух). Ёмкость с водой, песком, металлические шарики. | |
2 | «Веселые кораблики» (плавучесть предметов) | Учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов. | Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы. | ||
3 | 1 | Родственники стекла | Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. | Вазы из стекла, фаянса, фарфора, лупы. | |
2 | Мир бумаги | Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования. | Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы. | ||
4 | 1 | «Мир ткани» | Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой. | |
2 | «Измерение размеров изображения с помощью различных линз» | Познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения. | Лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки. | ||
Май Май
| 1 | 1 | «Вес, притяжение» | Определить, от чего зависит вес предмета. | Весы, одинаковые предметы из разных материалов. |
2 | «Радуга» | Познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы. | Таз с водой, зеркало. | ||
2 | 1 | «Передача солнечного зайчика» | Показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов. | Зеркала. | |
2 | «Солнце высушивает предметы» | Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы. | Выстиранное кукольное белье. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне. | ||
3 | 1 | «Секретные записи»
| Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность. | Листы бумаги, ватные палочки, йод, молоко, настольная лампа. | |
2 | «Цветы в вазе» | Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении. | Ваза с цветами, ножницы. | ||
4 | 1 | «Все обо всем» | Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования. | Основное оборудование: стаканы, тазик, пипетки, воронки, трубочки, лупы, микроскоп, весы, и мн. другое. | |
2 | «Солнце дарит нам тепло и свет» | Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | Настольная лампа (солнце), листы (бумага, ткань, дерево, металл) |
- Организационно – педагогические условия реализации
программы
Программа «Юный исследователь» не претендует на всесторонность воспитания и обучения пятилетнего дошкольника. Ее цель - обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Для выполнения данной программы необходимо выполнение ряда условий:
- с учетом особенностей организации процесса обучения детей этого возраста получать реальный результат обучения, определенный данной программой.
- учитывать индивидуальность ребенка,
- поддерживать желание посещать образовательное учреждение и в будущем – школу.
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.
В зоне особого внимания педагога должны быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста, физическое и психическое состояние каждого ребенка. Это проявляется в следующем:
- Нельзя предъявлять детям требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка - отношения к учебной деятельности и как следствие этого, успешности обучения.
- Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут формироваться в школе. Нужно понимать, что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смысла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут положительно повлиять на развитие мыслительных операций, речи, воображения и др. Недопустимо применение типичных для школы форм и методов обучения (отметки, домашние задания, контрольные работы и пр.).
- Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью данного возраста является игровая, и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организацией и методом обучения.
- Следует создать условия для более разнообразного учебного и вне учебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками – особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.
- Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т.п.)
Большое участие в педагогическом процессе должны принять родители обучающихся дошкольников. Их помощь связана, прежде всего, с физическим и эстетическим воспитанием детей.
При подготовке конкретного занятия педагог должен:
- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний и умений;
- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (подгрупповая, индивидуальная);
- учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;
- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
- Планируемые результаты
Ожидаемый результат реализации Программы: у детей 5-6 лет (1-й год обучения)
- сформированы естественнонаучные знания и представления об окружающем мире;
- сформированы исследовательские умения, применяет знания на практике в процессе экспериментальной деятельности;
-проявляет самостоятельную познавательную активность, инициативук детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания;
- умеет высказывать предположения и делает простейшие выводы;
- планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата;
- соблюдает правила техники безопасности при выполнении экспериментов;
- сформированы элементарные общепринятые правила взаимоотношений с детьми и взрослыми, умение работать в коллективе.
Оценочные и методические материалы
Мониторинг детского развития осуществляется два раза в год (ноябрь, май). Оценка индивидуального развития осуществляется с использованием метода наблюдения, беседы, организации игровых и проблемных ситуаций.
Критерии | Показатели |
Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы. | 0 - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2 - проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности. |
Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации). | 0 - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2 - проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности |
Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. | 0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности |
Уровень | Количество баллов |
Высокий | 3 |
Средний | 2 |
Низкий | 1 |
Методические материалы
1 | Разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, разного объема и формы |
2 | Пластмассовые трубочки |
3 | Пипетки, воронки, резиновые груши |
4 | Пластиковые тарелки, пластиковые стаканы, мерные ложки, мерные стаканчики |
5 | Красители: пищевые и непищевые |
6 | Утилизированный материал: проволока, кусочки меха и кожи, ткани, дерева, пробки и т.д. |
7 | Воздушные шары, соль, сахар |
8 | Увеличительное стекло (лупа), весы, песочные часы |
9 | Компас, магниты |
10 | Микроскоп |
11 | Фонарь, зеркало |
12 | Детские фартуки, салфетки, полотенца |
13 | Карточки - схемы проведения экспериментов Условные обозначения: разрешающие и запрещающие знаки. Энциклопедия «Большая книга экспериментов для школьников» Энциклопедия «Занимательные опыты и эксперименты» |
14 | Батарейки, электрическая лампочка, кусочек меха, расческа |
15 | Глобус |
Технические средства обучения
1 | Ноутбук |
2 | Флешка |
Условия реализации программы
В процессе реализации работы в рамках данной Программы используется групповое помещение, музыкально спортивный зал, кабинет учителя - дефектолога.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывается в проведении, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Создание мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
- метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга, о чем-либо, что он думает по этому поводу?».
- игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
- практические методы: действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть
способами познавательной деятельности;
- наглядные методы: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и
физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
- метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки, Почемучки, лаборанта или ученого.
Воспитательная работа
Особо заинтересованными людьми в дополнительном обучении ребенка являются родители. Их желания легко объяснимы: все хотят прекрасно подготовить своего ребенка к школе. Включая данный факт в работу, ведется постоянное информирование родителей об успехах ребенка. Предусмотрены консультации по возникающим вопросам у родителей в любой период обучения. В удобное для себя время, совпадающее с занятием группы ребенка, родитель может посетить занятие, после занятия обсудить возникшие вопросы, получить квалифицированную консультацию.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | Анкета для родителей |
Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | |
Октябрь | Выставка фотографий «Моя семья на даче (совместные эксперименты)» |
Ноябрь | Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой» |
Декабрь | Выставка «Новогодняя игрушка своими руками» |
Январь | Выставка фотографий «Мои домашние питомцы» |
Февраль | Выставка «Камни» |
Март | Мини-книжка «Выращиваю цветы (рассаду)» |
Апрель | Выставка фотографий «Я экспериментирую с мамой» |
Май | Выставка фотографий «Моя семья в лесу» |
«На огонек» - индивидуальные консультации для родителей: обсуждение вопросов усвоения материала и развития личности ребенка в доверительной обстановке.
«Я это знаю лучше всех» - викторины для родителей и детей: демонстрируется совместная деятельность детей и родителей - дети отвечают на вопросы с помощью родителей. Проходят викторины весело и дружно. (Родители отвлекаются от повседневных забот и с удовольствием играют с детьми).
«Ящичек откровений» - не всегда удается вслух задать свой серьезный вопрос, а помощь в его решении необходима, для таких ситуаций есть возможность письменно задать вопрос и письменно получить ответ.
Список литературы:
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
- Козлова С. А. парциальная программа «Я - человек» Школьная пресса, 2012 г.
- Мартынова Е.А , Сучкова И.М.. Издательство: Волгоград, 2012г., «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет».
- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. ‒ М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с.: ил.
- Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: «Детство-Пресс» (2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....
Рабочая программа по поисково - исследовательской деятельности "Юные исследователи"
Данная программа направлена на развитие поисково исследовательской деятельности детей 3-7 лет. Прогамма разработана с учётом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразвательной программы дошкол...
Дополнительная общеобразовательная программа по обучению для детей дошкольного возраста изобразительной деятельности
Дополнительная общеобразовательная программа по ИЗО.Старшая группа....
Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)
Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)...
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)
Программа имеет пояснительную записку, цели и задачи, этапы и формы реализации, перспективный план для каждой возрастной группы, диагностические материалы...
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)
Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи, формы организации, этапы реализации, диагностический материал и перспективный план работы...
Дополнительная общеобразовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности «Юные волшебники» (старшая группа, 5-6 лет)
Дополнительная общеобразовательная программапо экспериментально-исследовательской деятельности«Юные волшебники»(старшая группа, 5-6 лет)...