Дополнительная общеобразовательная программа "Цветные чудеса" по нетрадиционному рисованию в младшей группе.
рабочая программа (младшая группа)

Кузнецова Татьяна Максимовна

Дополнительная общеобразовательная программа "Цветные чудеса" по нетрадиционному рисованию в младшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образованием Качканарского городского округа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад «Звездочка»

Принято:

Педагогическим советом

МДОУ - детский сад «Звездочка»

Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Утверждено:

Приказом  МДОУ -

детский сад «Звездочка»

от 01.09.2021 № 182

 

Дополнительная

общеобразовательная программа –

дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Цветные чудеса»


Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в средней группе «Краски  детства. Конспект занятия по рисованию в средней группе детского сада.  Нетрадиционная техника рисования Средняя группа занятие рисование  нетрадиционным методом

 
Возраст детей: 3 – 4 года

Кузнецова Татьяна Максимовна,
воспитатель младшей группы.

г. Качканар 2021

Структура программы

  1. Основные характеристики
  1. Пояснительная записка………………………………………….…………………..………..3
  2. Цели и задачи программы……………………………..………..………..…7
  3. Содержание программы:

  - учебный план……………………………………………….……….…….….8

  - содержание учебного плана………………………………….…….……….10

1.4 Планируемые результаты……………………………………..……..…….19

  1. Организационно-педагогические условия
  1. Календарный учебный график…………………………………..........….20
  2. Условия реализации программы……………………………..…………..20
  3. Формы аттестации и оценочные материалы……….………….…………21
  1. Список литературы………………………………………………………...…23











  1. Основные характеристики
  1. Пояснительная записка 

Общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные чудеса» относится к художественной направленности.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа  «Цветные чудеса» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

     1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);

     2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

     3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);

     4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);

     5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

     6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

      7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации» от 9 ноября 2018 г. №196;

     8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

     9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

     10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».

     11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».

В виду существования большого количества различных образовательных программ по всем видам художественной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) данная программа представляет собой комплекс занятий только по рисованию, поскольку это любимая всеми детьми деятельность может быть организованна и как специальное занятие, и как игра, исследовательская деятельность или экспериментирование. Применение нетрадиционных техник рисования, но их потенциал для познавательного, речевого, художественно – эстетического и социально – коммуникативного развития детей бесспорен.

Необходимость улучшения качества работы по развитию интеллектуальной, творческой и эмоционально – волевой сферы ребенка исходит из результатов исследований ученых Российской академии образования, прокомментированных ее вице – президентом академиком Д.И. Фельдштейном, проанализировавшим когнитивное развитие детей дошкольного возраста: «Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт… Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели… Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения… Обращает на себя внимание неразвитость тонкой  моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков,  что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование обшей произвольности».

Данная программа построена на принципе интеграции познавательной и творческой деятельности ребенка. На занятиях по рисованию дети могут и должны получать знания об окружающем мире,  природе и произведения искусства (не только изобразительного, но и литературного). Получая теоритические знания от педагога, ребенок закрепляет их, выражая в своем творчестве.

Экспериментирование с различными художественными техниками и материалами позволяет уйти от привычного, но ставшего неэффективным репродуктивного метода преподавания в сторону исследовательской деятельности, эвристической беседы и разрешения проблемных ситуаций. Рисование в смешанных техниках или выполнение долгосрочной творческой работы (в течение нескольких занятий) прекрасно развивает навык внутреннего плана действий, тренирует сосредоточенность и произвольность.

Проблему эмоционального дискомфорта современных детей позволяют решить  свободная организация деятельности на занятиях – самостоятельный выбор техники, материала и композиции рисунка, а также общее доброжелательное обсуждение рисунков вместо оценивания их взрослым. Такой подход к образованию будет способствовать повышению уровня детской любознательности, обогащению опыта, впечатлений и навыков ребенка, желанию активно действовать. Дети на занятии свободно общаются между собой, учатся выражать свои эмоции, делается впечатлениями и опытом.

Ни для кого не секрет, что декоративное рисование наилучшим образом влияет на формирование и развитие графических навыков и произвольности ребенка, но стоит отметить, что в процессе изучения образцов народного и классического изобразительного искусства у детей развиваются логическое мышление – способность анализировать и сравнивать произведения разных жанров и центров народного искусства – и воображение – способность создать свои вариации по мотивам заданного образца или стиля.

Уже имеющиеся пособия и программы разных авторов (Р.Г. Казаковой, Т.Я. Шпикаловой, Г.Н. Давыдовой и др.) по обучению дошкольников нетрадиционному рисованию или народному декоративному искусству представляют собой циклы из небольшого количества занятий, достаточного лишь для первоначального знакомства с новыми техниками и центрами.

Занятия, объединенные общим модулем, предполагают работу в разных техниках рисования, использование разных ее форм и методов. Выполнение детьми рисунков в нескольких техниках, но объединенных общей темой или настроением, способствует проживанию не только творческой ситуации, но и всей темы модуля. Повторение одной темы на нескольких занятиях дает возможность ребенку закрепить полученные умения, насладиться приобретенным опытом, по – разному пережить и прочувствовать художественный образ.

Темы модулей охватывают различные направления развития ребенка (природа, формирование основ безопасности, знания об отечественных традициях и праздниках, народной художественной литературе, о планете Земля, достижениях науки). Эти и другие направления познавательного развития успешно могут быть сформированы через изобразительную деятельность как интеграцию познавательной, социально – коммуникативной и художественно – эстетической образовательных областей. Именно в этом и заключается новизна программы. На занятиях творчеством ребенок закрепляет знания об окружающем его мире, получая не только творческое, но и интеллектуальное  развитие. Это особенно важно в создании предпосылок к формированию основ сознания в целом, поскольку использование разных техник рисования и разных тем комплексно воздействует на ребенка.

 

       Программа рассчитана на детей 3 – 4  года.
     
Срок реализации программы – 9 месяцев.

       Режим организации занятий- 8 раз в месяц; 15 минут занятие

       По количеству детей участвующих в занятии – под групповая.
       Объем общеразвивающей  программы – 17,5 часов

       Уровневость программы – базовый уровень

       Форма обучения – под групповая 

Этапы работы.

Работа по формированию навыков по нетрадиционному рисованию проводится в несколько этапов, такие как: подготовительная часть (организация детей), вводная часть(главная задача этого этапа заинтересовать детей на дальнейшую деятельность), физ. минутка, основная часть(рисование) заключительная часть(подведение итогов).  На каждом этапе из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.

Подготовительная часть.

Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).

Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.

Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).

Физкультурная пауза.

Основная часть.

Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).

Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на достоинствах и ошибках выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.

Методы и приёмы.

-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;

-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;

-игровые приёмы;

-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

-обследование, рассматривание, наблюдение.

Формы подведения итогов реализации по программе «Цветные чудеса»

1. Проведение открытых мероприятий для родителей.

2. Проведение мастер-классов для педагогов.

3. Организация выставок.

2.2 Цели и задачи Программы


Цель Программы:

Развитие творческой инициативы и интеллектуальной сферы дошкольника через экспериментирование в нетрадиционных техниках рисования и приобщение к классическому и народному декоративно – прикладному искусству.

Задачи программы:

Обучающие:

Знакомить с различными видами нетрадиционных техник рисования и художественными материалами для поддержки познавательно – исследовательской деятельности, свободы творческого самовыражения и становления эстетического отношения к окружающему миру;

Формировать представления о различных видах и центрах народного декоративно – прикладного искусства, жанрах классической живописи, учить отличать изделия разных народных промыслов, жанров живописи, сравнивать их.

Развивающие:

Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

Воспитывающие:

Повышать познавательный интерес и развивать интеллектуальную сферу средствами создания творческих работ на интересные темы (природа, мир животных, растений и людей, наука) и расширения знаний в этих областях.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Воспитывать у дошкольников интерес к изобразительной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.


2.3 Содержание Программы


      Учебный план:

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

«Красивые цветы»

15 мин

0,25

0,25

2

Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Материалы и инструменты.

15 мин

0,25

0,25

3

«Цветы на лугу»

15 мин

0,25

0,25

4

«Цыпленок»

15 мин

0,25

0,25

Выставка

5

«Осенние листочки»

15 мин

0,25

0,25

6

«Цветные листочки»

15 мин

0,25

0,25

7

«Рябинка»

15 мин

0,25

0,25

8

«Мухомор»

15 мин

0,25

0,25

9

«Осеннее дерево»

15 мин

0,25

0,25

10

«Яблоки»

15 мин

0,25

0,25

11

«Мишка»

15 мин

0,25

0,25

12

«Машинка»

15 мин

0,25

0,25

13

«Неваляшка»

15 мин

0,25

0,25

14

«Барашек»

15 мин

0,25

0,25

15

«Котик - коток»

15 мин

0,25

0,25

16

«Собачка»

15 мин

0,25

0,25

Мастер-класс для родителей

17

«Ежик»

15 мин

0,25

0,25

18

«Башенка»

15 мин

0,25

0,25

19

«Башенки» (Самостоятельная деятельность детей)

15 мин

0,25

0,25

20

«Бусы для мамы»» Тематическое

15 мин

0,25

0,25

21

«Цветы для мамы»

15 мин

0,25

0,25

22

«Открытка для мамы»

15 мин

0,25

0,25

23

«Морковка»

15 мин

0,25

0,25

24

«Башмачок для Мери»

Коллективная работа

15 мин

0,25

0,25

25

«Снежинки летят»

Тематическое

15 мин

0,25

0,25

Выставка

26

«Снежинка»

15 мин

0,25

0,25

27

«Елочка»

15 мин

0,25

0,25

28

«Новогодняя елка»

15 мин

0,25

0,25

29

«Шишка»

15 мин

0,25

0,25

30

«Мешок для подарков»

15 мин

0,25

0,25

31

«Новогодняя елка»

15 мин

0,25

0,25

32

«Снеговик».

15 мин

0,25

0,25

33

«Снег ложится на дома».

15 мин

0,25

0,25

34

«Зимний пейзаж»

15 мин

0,25

0,25

35

«Зимнее дерево»

15 мин

0,25

0,25

Выставка

36

«Деревья в снегу»

15 мин

0,25

0,25

37

«Волчок – серый бочок» Тематическое

15 мин

0,25

0,25

38

«Спрячем зайчика!»

15 мин

0,25

0,25

39

«Веселый поезд»

15 мин

0,25

0,25

40

«Снегирь»

15 мин

0,25

0,25

41

«Кораблик»

15 мин

0,25

0,25

42

«Танк»

15 мин

0,25

0,25

43

«Самолеты»

Тематическое

15 мин

0,25

0,25

44

«Репка»

15 мин

0,25

0,25

Выставка

45

«Заинька и колобок»

15 мин

0,25

0,25

46

«Кошкин дом»

15 мин

0,25

0,25

47

«Волк и семеро козлят»

15 мин

0,25

0,25

48

«Тюльпаны»

15 мин

0,25

0,25

49

«Мимоза»

15 мин

0,25

0,25

50

«Подснежники»

15 мин

0,25

0,25

51

«Дымковская лошадка»

15 мин

0,25

0,25

52

«Дымковские узоры»

15 мин

0,25

0,25

53

«Филимоновские игрушки. Петушок»

15 мин

0,25

0,25

54

«Филимоновские игрушки. Лошадка»

15 мин

0,25

0,25

Выставка

55

«Филимоновские узоры»

15 мин

0,25

0,25

56

«Городецкие цветы»

15 мин

0,25

0,25

57

«Пасхальные яйца»

15 мин

0,25

0,25

58

«Планета Земля»

15 мин

0,25

0,25

59

«Ракета»

15 мин

0,25

0,25

60

«Мать – и - мачеха»

15 мин

0,25

0,25

61

«Дождик – дождик, кап – кап – кап!»

15 мин

0,25

0,25

62

«Солнышко»

15 мин

0,25

0,25

63

«Миру – мир!»

15 мин

0,25

0,25

64

«Праздничный салют»

15 мин

0,25

0,25

65

«Кораблики»

15 мин

0,25

0,25

66

«Птицы прилетают»

15 мин

0,25

0,25

Диагностическое занятие

67

«Бабочки

15 мин

0,25

0,25

68

«Бабочка красавица»

15 мин

0,25

0,25

69

«Божья коровка»

15 мин

0,25

0,25

70

«Морские рыбы»

15 мин

0,25

0,25

Диагностическое занятие

Итого:

17,5

17,5

17,5

Содержание учебно-тематического плана.

1.  «Красивые цветы»

Теория: Рассмотреть различные цветы. Выделить их части (головка, стебелек, листик).

Практика: Учить рисовать пальцами прямые стебельки разных цветов. Учить делать головки цветов оттиском штампика.

2. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Материалы и инструменты.

Теория: Знакомство учащихся с техникой безопасности в работе с материалами и инструментами, необходимыми на занятии, с правилами работы в технике нетрадиционного рисования.

Практика: Участие в викторине предоставленной воспитателем, для отработки полученных знаний о технике безопасности при работе с материалами и инструментами в технике нетрадиционного рисования.

3. «Цветы на лугу»        

Теория: Рассмотреть различные цветы. Знакомить со способом изображения травы и неба в технике «печать мятой бумагой».

Практика: Учить рисовать цветы пальчиком.

4. «Цыпленок»        

Теория: Рассмотреть цыпленка и утенка и сравнить их. Выделить части утенка (два круга, клюв, ножки). Знакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками.

Практика: Учить рисовать цветы пальчиком.

5. «Осенние листочки»

Теория: Рассмотреть осенние листья и полюбоваться их красотой. Знакомить с нетрадиционной техникой «печать листьев».

Практика:  Помочь создать декоративную композицию «Осенние листочки».

6. «Цветные листочки»

Теория: Продолжать любоваться красотой осенних листьев. Показать способ рисования листьев приемом их обведения по контуру и раскрашивания последнего.

Практика:         Помочь создать декоративную композицию «Цветные листочки».

7. «Рябинка»

Теория: Рассмотреть веточку рябины, отметить ее красоту и внешние особенности (форму листьев, цвет ягод). Учить тонировать лист бумаги цветным мелком.

Практика: Показать способ рисования круга повтором кисти. Учить создавать декоративный образ веточки рябины.

8. «Мухомор»        

Теория: Знакомить с грибами, отдельно с мухомором. Выделить внешние особенности мухомора. Учить дорисовывать ножку, травку и пятнышки на шляпке способом рисования.

Практика: Показать, как создать декоративный образ мухомора, печатая поролоновой губкой по трафарету (шляпка).

9. «Осеннее дерево»        

Теория: Любоваться красотой осенней природы. Рассмотреть осеннее дерево, выделить его части.

Практика: Продолжать учить тонировать лист бумаги цветным мелком. Учить создавать образ осеннего дерева, рисуя ствол и ветки кисточкой, а осеннюю листву печатать мятой бумагой.

10.  «Яблоки»

Теория: Рассмотреть яблоки разного цвета и размера, поиграть с ними.

Практика: Вспомнить и закрепить умение рисовать круги. Учить рисовать яблоки, соблюдая цвет и размер.

11. «Мишка»        

Теория: Рассмотреть игрушечного мишку, поиграть с ним.

Практика: Знакомить с нетрадиционной техникой «тычок сухой кистью». Учить рисовать медвежонка из простых частей (овал, круг) и раскрашивать его способом «Тычок сухой кистью».

12. «Машинка»

Теория: Рассмотреть машинку и поиграть с ней. Закрепить умение раскрашивать в технике «тычок ватной палочкой».

Практика: Учить рисовать ее способом обведения по шаблону.

13. «Неваляшка»

Теория: Рассмотреть неваляшку, поиграть с ней.

Практика: Учить рисовать неваляшку из простых частей (два круга). Предоставить возможность для самостоятельного выбора способа раскрашивания (тычок сухой кистью, ватные палочки, гладкая заливка).

14. «Барашек»        

Теория: Рассмотреть игрушечного барашка, познакомить детей со стихотворением о нем.

Практика: Учить рисовать барашка из простых форм (два круга). Закрепить умение раскрашивать с помощью ватных палочек или пальчиков.

15. «Котик – коток»        

Теория: Рассмотреть игрушечного котика, познакомить со стихотворением о нем.

Практика: Учить рисовать котика из простых форм (круги, овалы). Учить получать серый цвет путем смешивания белой и черной красок. Закрепить навык рисования в технике «тычок сухой кистью», раскрашивать котика, имитируя шерсть.

16. «Собачка»        

Теория: Рассмотреть игрушечную собачку, познакомит со стихотворением о ней.

Практика: Знакомить со способом рисования ладонью. Учить рисовать собачку ладонью.

17. «Ёжик»        

Теория: Рассмотреть ежика (игрушка или картинка), познакомить со стихотворением о нем. Напомнить о способе передачи пушистой и колючей шерсти с помощью жесткой кисточки.

Практика: Учить рисовать ежика (овал) и раскрашивать его в технике «сухая кисть». Предложить дополнить рисунок, нарисовав яблоко на спинке ежика.

18. «Башенка»        

Теория: Учить строить башенку из двух кубиков. Учить рисовать квадрат.

Практика: Учить рисовать башенку из двух квадратов, соответствующих кубикам цветов.

19. «Башенки»        

Теория: Учить строить башенки из двух или трех кубиков.

Практика: Закреплять умение рисовать квадрат. Учить рисовать башенки разной высоты из квадратов.

20. «Бусы для мамы»        

Теория: Рассказать о дне матери. Рассмотреть бусы.

Практика: Учить рисовать бусы, самостоятельно выбрав технику (пальцем или ватной палочкой). Знакомить с принципом ритмического повторения цветов.

21. «Цветы для мамы»        

Теория: Продолжать знакомить с днем матери. Рассмотреть изображения цветов на открытках.

Практика: Помочь создать декоративную композицию «Цветы для мамы».

22. «Открытка для мамы»

Теория: Продолжать рассматривать открытки. Знакомить с нетрадиционной техникой «монотипия».

Практика: Помочь оформить лицевую сторону открытки в технике «монотипия», а внутреннюю сторону открытки – печатью штамиками.

23. «Морковка»        

Теория: Создать проблемную ситуацию «зайчик просит нарисовать для него морковку». Учить рисовать морковку, передавая ее форму.

Практика: Учить получать оранжевый цвет путем смешивания желтой и красной красок. Заполнять изображение тычком  ватной палочкой.

24. «Башмачок для Мери»

Теория: Знакомить со стихотворением С. Маршака «Мери».

Практика: Закрепить умение обводить изображение по шаблону. Продолжать учить раскрашивать изображение ватными палочками.

25. «Снежинки летят»        

Теория: Рассмотреть изображения снежинок, полюбоваться ими. Закреплять умение рисовать в технике «тычок сухой кистью».

Практика: Продолжать знакомить со значением темного фона в композиции. Учить заполнять весь темный фон листа снежинками.

26. «Снежинка»

Теория: Продолжать рассматривать изображения снежинок, любоваться ими. Продолжать учить последовательность рисовать снежинку (от креста).

Практика: Учить получать голубой цвет путем смешивания синей и белой красок. Учить украшать изображение тычком ватной палочки.

27. «Елочка»

Теория: Рассмотреть новогодние открытки с изображением елки.

Практика: Учить рисовать елочные шары приемом поворота кисти. Учить раскрашивать елку способом приманивания кисти.

28. «Новогодняя елка»

Теория: Знакомить с восковыми мелками.

Практика: Показать, как можно закрасить елочку восковыми мелками. Учить заполнять всю композицию точками и кругами (елочные игрушки).

29. «Шишка»

Теория: Знакомить с правилом чередования полос разного цвета в узоре.

Практика: Учить раскрашивать шишку чередующимися полосками двух цветов.

30. «Мешок для подарков»        

Теория: Рассмотреть различные ткани с мелкими рисунками.

Практика: Закреплять умение рисовать овал (мешок) и тонировать лист цветным мелком. Учить украшать полученное изображение печатью штампиками.

31. «Новогодняя елка»        

Теория: Закрепить умение рисовать елку в виде треугольника.

Практика: Знакомить с техникой «фроттаж» и учить раскрашивать этим способом елку.

32. «Снеговик»        

Теория: Рассмотреть изображение снеговика. Закрепить умение рисовать круги.

Практика: Продолжать учить получать голубой цвет путем смешивания белой и синей красок.

33. «Снег ложится на дома».

Теория: Закрепить умение рисовать квадраты и прямоугольники.

Практика: Учить дополнять композицию, рисуя пальчиком летящий снег.

34. «Зимний пейзаж»»

Теория: Рассмотреть изображение зимней природы, полюбоваться ею.

Практика: Учить тонировать лист в технике «по – сырому». Учить рисовать деревья и губкой с белой гуашью печатать на них снежные шубы.

35. «Зимнее дерево»         

Теория: Рассмотреть декоративные изображения деревьев.

Практика: Учить создавать декоративный образ дерева, украшать его точками, веточками.

36. «Деревья в снегу»         

Теория: Продолжать любоваться изображениями зимней природы.

Практика: Продолжать учить рисовать крупное дерево с множеством веток. Закреплять умение украшать его снежинками с помощью ватных палочек или щетинных кистей.

37. «Волчок – серый бочок»        

Теория: Рассмотреть иллюстрацию Е. Чарушина «Волчишко».

Практика: Учить рисовать волчонка из простой формы (овал). Учить раскрашивать его тычком сухой жесткой кисти, дорисовывать глаза, нос.

38. «Спрячем зайчика!»        

Теория: Рассмотреть игрушечного зайчика, поговорить о его внешнем виде, повадках.

Практика: Учить рисовать сугроб в технике «печать мятой бумагой». Учить рисовать ушки зайчика, торчащие из сугроба в технике «тычок сухой кистью».

39. «Веселый поезд»        

Теория: Рассмотреть изображение поезда.

Практика: Выделить составные части: паровоз, вагон (колеса, кузов). Учить рисовать паровоз и вагоны, украшать рисунок дополнительными деталями (дым, из трубы, дорога,  окна и т.д).

40. « Снегирь»        

Теория: Знакомить со снегирем, его внешними отличительными особенностями.

Практика: Учить последовательно рисовать снегиря. Составить коллективную композицию.

41. «Кораблик»        

Теория: Рассмотреть кораблик.

Практика: Знакомить с техникой «печать поролоном по шаблону» и заполнить этим способом фон.

42. «Танк»        

Теория: Рассмотреть танк, познакомить с его устройством.

Практика: Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой «монотипия». Учить рисовать танк.

43. «Самолеты»        

Теория: Рассмотреть самолет, познакомить с его устройством.

Практика: Знакомить с нетрадиционной техникой «симметричная монотипия».

44. «Репка»        

Теория: Повторить сказку «Репка».

Практика: Учить рисовать пальцами репку. Учить рисовать ребром ладони остальных героев сказки.

45. «Заинька и колобок»        

Теория: Повторить сказку «Колобок».

Практика: Учить рисовать зайца из простых форм (овал и круг). Закреплять умение раскрашивать изображение в технике «тычок сухой кистью».

46. «Кошкин дом»        

Теория: Знакомить С народной потешкой «Тили – бом»

Практика: Закреплять умение рисовать квадрат и треугольник и аккуратно закрашивать. Показать прием рисования огня в технике «сухая кисть».

47. «Волк и семеро козлят»        

Теория: Повторить сказку «Волк и семеро козлят».

Практика: Закреплять навык заполнения фона рисунка в технике «печать мятой газетой».

48. «Тюльпаны»        

Теория: Рассмотреть изображения тюльпанов.

Практика: Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой «предметная монотипия».

49. «Мимоза»        

Теория: Знакомить с мимозой.

Практика: Учить тонировать лист цветным мелком.

50. «Подснежники»        

Теория: Знакомить с подснежниками.

Практика: Учить рисовать подснежники, свободно заполняя ими весь лист.

51. «Дымковская лошадка»        

Теория: Знакомить с дымковскими игрушками и их отличительными особенностями.

Практика: Учить украшать лошадку дымковским узором из кругов, полос, точек и колец.

52. «Дымковские узоры»        

Теория: Продолжать знакомить с дымковскими игрушками и их отличительными особенностями.

Практика: Рассмотреть дымковский узор, выделить основные элементы. Учить составлять из выделенных элементов узор в полосе.

53. «Филимоновские игрушки. Петушок»

Теория: Знакомить с филимоновскими игрушками.

Практика: Сравнить их с дымковскими игрушками. Учить рисовать петушка и украшать его филимоновским узором из полос.

54. «Филимоновские игрушки. Лошадка»

Теория: Продолжать знакомить с филимоновскими игрушками и их отличительными особенностями.

Практика: Продолжать учить украшать лошадку филимоновским узором из полос.

55. «Филимоновские узоры»

Теория: Продолжать знакомить с филимоновскими игрушками и их отличительными особенностями.

Практика: Рассмотреть филимоновский узор, выделить его основные элементы. Продолжать учить составлять из выделенных элементов узор в полосе.

56. «Городецкие цветы»

Теория: Знакомить с городецкой росписью, полюбоваться красотой городецких цветов. Выделить основные элементы городецкого цветочного орнамента, показать принцип их изображения.

Практика: Учить составлять цветочный узор из городецких цветов и листьев в полосе.

57. «Пасхальные яйца»

Теория: Знакомить с пасхальными традициями и символами. Рассмотреть расписные пасхальные яйца.

Практика: Учить составлять пасхальную композицию из овалов (яиц), равномерно заполняя ими лист. Продолжать учить украшать объекты знакомыми элементами узоров.

58. «Планета Земля»

Теория: Рассказать о нашей планете и показать ее фотографии, сделанные из космоса.

Практика: Помочь создать образ планеты Земля в технике «монотипия». Учить гладко закрашивать фон черным цветом, обводя круглым контуром изображение планеты. Знакомить со способом изображения звезд приемом набрызга.

59. «Ракета»

Теория: Продолжать рассказ о планете Земля, рассказать о космосе и космонавтах.

Практика: Учить рисовать ракету, передавая ее вытянутую форму.

60. «Мать – и – мачеха»

Теория: Знакомить с весенним цветком Мать – и – мачехой.

Практика: Учить рисовать стебелек способом приманивания кисточки, а головку – поворотом кисточки.

61. «Дождик – дождик, кап – кап – кап!»

Теория: Обсудить весеннее явление природы – дождь.

Практика: Закреплять умение тонировать лист цветным мелком и прием рисования способом приманивания кисточки. Учить делать наклонные и вертикальные мазки.

62. «Солнышко»

Теория: Знакомить со сказкой «У солнышка в гостях».

Практика: Закреплять навык рисования большого круга. Учить рисовать солнышко, заполняя изображением весь лист.

63. «Миру – мир!»

Теория: Знакомить с Днем Победы! Рассказать о символах мира и победы – голубе и красных гвоздиках, показать их изображения.

Практика: Помочь создать декоративную композицию.

64. «Праздничный салют»

Теория: Продолжать знакомить с Днем Победы, рассказать о салюте.

Практика: Учить рисовать салют, печатая штампиками и подрисовывая каждому элементу искру.

65. «Кораблики»

Теория: Прочитать английское стихотворение «Плывет – плывет кораблик».

Практика: Учить рисовать кораблик из простой формы (треугольник). Учить изображать море и небо в технике «печатать мятой бумагой».

66. Диагностическое занятие «птицы прилетают»

Теория: Перечислить весенние изменения в природе.

Практика: Учить рисовать летящих птиц примакиванием кисточки.

67. «Бабочки»

Теория: Рассмотреть изображение бабочек.

Практика: Учить украшать бабочку восковыми мелками, используя знакомые элементы узоров.

68. «Бабочка - красавица»

Теория: Продолжать любоваться красотой бабочек.

Практика: Учить рисовать бабочку ладонями и пальцами, украшать ее дополнительными деталями.

69. «Божья коровка»

Теория: Знакомить с божьей коровкой, потешкой про нее.

Практика: Закреплять умение рисовать в технике «предметная монотипия» - лист растения. Учить рисовать на полученном изображении листа божью коровку.

70. Диагностическое занятие «Морские рыбы»

Теория: Рассмотреть изображение морских рыб.

Практика: Учить рисовать рыбку ладонями и пальцами, украшать ее дополнительными деталями. Выявить уровень владения детьми пальчиковым рисованием, развития фантазии и навыка дополнения изображения деталями.

  1.  Планируемые результаты


           В дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС нецелесообразно учить детей рисовать, лепить, петь для достижения определенного результата. При таком подходе на передний план выходит само изделие или действие, его качество. Кроме того, этот подход делает необходимым оценку, связанную с критерием освоения (достиг/не достиг, освоил/ не освоил). Сегодня задачей дошкольного образования становится его индивидуализация, т.е. создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, формирования инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих его возрасту видов деятельности. В силу специфики дошкольного детства (гибкость, пластичность развития, непосредственность и непроизвольность , а также отсутствие возможности внимания ребенку какой – либо ответственности за результат) можно назвать требования от ребенка конкретных образовательных достижений завышенными.

Планируемые результаты освоения программы восходят к целевым ориентирам, сформированным во ФГОС ДО, но конкретизированным в соответствии с направлением программы и возрастными особенностями детей младшей группы.

Метапредметные:        

приобретение навыка работы в паре, группе

Личностные:

Проявляет интерес к изделиям разных народных промыслов (дымковские и филимоновские игрушки), может их сравнить, назвать основные элементы узора ( полоска, колечко, кружок, волнистая линия, точка).

Ребенок обладает начальными знаниями  о природном и социальном мире, элементарными представлениями о живой природе, проявляет любознательность, задает вопросы.

Предметные:

Умение пользоваться кистью, знает, как работать с палитрой, любит смешивать краски.

Различает художественные материалы и техники.

  1. Организационно-педагогические условия

2.1 Календарный учебный график

Календарный учебный график на 2022 – 2023 учебный год


п/п

Основные характеристики образовательного
процесса

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

70

3

Количество часов в неделю

30 мин

4

Количество часов

18

5

Недель в I полугодии

21

6

Недель во II полугодии

26

7

Начало занятий

5 сентября

8

Окончание учебного года

30 мая

2.2 Условия реализации общеразвивающей программы

     Материально-техническое обеспечение:

Акварельные краски, гуашь, мел цветной школьный, кисти, палитра, бумага, восковые мелки, губки для мытья посуды, трафареты и шаблоны для печати губками и мятой бумагой. Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребёнка, таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

      Кадровое обеспечение: данная программа рекомендована педагогам дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного возраста. Воспитателя дошкольных учреждений.

     Методические материалы:

Е.В. Шакирова. Цветные чудеса. Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности. Младшая группа. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 112с. – (Библиотека Воспитателя).  (4)

2.3 Формы аттестации и оценочные материалы


Способами контроля над успешностью реализации программы, являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания, согласно пройденным темам и получают оценку:
«высокий уровень », «средний уровень», «низкий уровень». Результаты фиксируются два раза в год в диагностической карте.

«Высокий уровень» определяется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.

«Средний уровень» определяется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Дошкольник в целом обнаружил понимание материала.

«Низкий уровень» определяется при демонстрировании достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда дошкольник демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении отдельных тем.


Оценочные материалы

   Диагностика (2 раза в год) в начале года и в конце.

   Метод наблюдения (на занятиях).

   Участие в выставках детского сада.


ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОВНЯ   РАЗВИТИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО -  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Воспитатель ____________________________________________________

Дата обследования: начало года (Н) _______________________________

                                     конец года (К) ________________________________

         Показатели.

Фамилия,

имя ребенка.

Творческая  

активность

Новизна,

оригинальность

Сенсорные способности

Композиция

Общая  ручная умелость

Самостоятельность

Общее количество баллов

Уровень

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Средний балл

В – высокий уровень

С – средний уровень

Н – низкий уровень

Характеристика оценочных материалов

Планируемые
результаты

Критерии оценивания

Виды контроля /
промежуточной
аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)

Личностные
результаты

Метапредметные
результаты

Предметные результаты

  1. Список литературы


1. Александрова 3. Новая столовая. М., 1984.

2. Антонюк АЛ. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в вальдорфской педагогике [электронный ресурс].

3. Беслик А. Наша армия. М. 1986.

4. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М., 2001.

5. Дьякова Н.Н. Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей // Молодой ученый. 2012. №6.

6. Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких. М., 1988.

7. Ершова Л.В., МакароваН.Р и др. Ребенок и рукотворный мир: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Ч.4 (январь). Шуя, 2002.

8. Зарецкая М. Какие они бывают‽  М., 1980.

9. Играй,  гармошка! Русские народные песенки. М., 1989.

10. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование сдетьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. М., 2006.

11. Как лиса училась летать. М., 1974.

12. Карданов А. Красная площадь. М., 1989

13. Мар Е. Что из чего. М., 1968.

14. Маршак С. Детки в клетке. М., 1975.

15. Маршак С. От одного до десяти. Веселый счет. М., 1986.

16. Маршак С. Плывет, плывет кораблик. Л., 1990.

17. Маяковский В. Эта книжка моя про моря и про мояк. Ижевск, 1978.

18. Митяев А. Почему всем родная. М., 1987.

19. Монгуш О.О. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования // Инновационные педагогические технологии: Мат-лы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань, 2015,

20. Мусатов А. Как хлеб на стол пришел. М., 1981.

21. Обухова Л. Как мальчик стал космонавтом. М., 1987.

22. Орлов В. Парад.  Киев, 1986.

23. Приходько В. Четыре страницы. М., 1989.

24. Ребенок и рукотворный мир: Метод. пособие для воспитателя к региональной программе дошкольного воспитания «Родничок»/ Т.Я. Шпикалова и др. Шуя, 2006.

25. Сладков Н. Зеленая саванна. М.,1976.

26. Снегирев Г. Как звери и птицы к зиме готовятся. М., 1988

27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах: Информационно – методическое сопровождение специалистов дошкольного образования / Авт. – сост. Е.А. Кудрявцева, Т.В. Гулидова. Волгоград, 2015.

28. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого – педагогических проблем развития образования. Вестник практической психологии образования – 2011/4. Портал психологических издщаний PsyJournals.ru.

29. Флинт В. Птицы наших лугов и полей. М., 1978.

30. Хайлова Е.Г. природа и искусство: Учеб. – нагляд. пособие для детей дошк. возраста. М., 2005.

31. Чарушин Е. большие и маленькие. Л., 1988.

32. Чарушин Е. Зверята. М., 1957.

33. Шинкарева Н.А., Григорьева О.А. нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6 – го года жизни // Молодой ученый1. 2014. №7.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника нетрадиционного рисования в младшей группе

Пояснительная записка  и перспективное планирование...

Рабочая программа по нетрадиционному рисованию в младшей группе "Разноцветные ладошки"

Рабочая программа для детей младшей группы " Разноцветные ладошки"...

Конспект "Угощение для белочки" нетрадиционное рисование вторая младшая группа

Конспект "Угощение для белочки" нетрадиционное  рисование вторая младшая группа...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в младшей группе Тема: “Ветка мимозы”

В.А.Сухомлинский писал: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, ...

конспект нетрадиционного рисования в младшей группе. Рисование ладошками

конспект НООД рисование ладошками во второй младшей группе "Зимний лес". НООД по нетрадиционному рисования, рисование ладошками, конспект в таблице...

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи в младшей группе посредствам театрализованной деятельности через взаимодействие с семьями воспитанников

Театрализованная деятельность в группе очень часто используется педагогами для развития речи воспитанников. Чем дополнительная программа отличается от основной? Тем, что участвуют как дети, так и роди...

Дополнительная общеобразовательная программа научно-технической направленности для младшей группы "Лего-конструирование" 2020 - 2021 учебный год

Дополнительная общеобразовательная программа научно-технической направленности для младшей группы "Лего-конструирование"...