Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_deyatelnost_-_kak_metod_vsestoronnego_razvitiya_doshkolnikov.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников
«Ни одно из искусств не обладает
такой действенной воспитательной
силой, как музыкально – театрализованная
деятельность, являющая средством
духовного самосознания человека…»
Г. В. Кузнецова.
«Театр - это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идёт развитие духовного мира
детей...»
Б.М. Теплов
Ребенок впервые выходит из узкого семейного круга в мир взрослых людей. Растущему человеку нужна педагогическая поддержка, чтобы ребенок вошел в окружающий его мир, вырос творческой личностью, сам мог выбирать свой жизненный путь и реализовывать его.
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка являются театрализованные игры, которые пользуются у малышей неизменной любовью, являясь благоприятной средой для творческого развития способностей детей.
Любовь детей к кукольным представлениям заложена в особенностях психики, так как кукольные персонажи воспринимаются ими практически как самостоятельные живые персонажи. Этот сказочный, игровой мир манит и завораживает детей, увлекает и незаметно воспитывает их.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: " Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам ". Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Театрализованная деятельность является также источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. "В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые".
Музыкальное воспитание дошкольников в ДОУ во многом зависит
от профессионализма, личности и творчества педагога. Повышая свою квалификацию, музыкальный руководитель в работе с детьми находит и применяет новые инновационные методы, приемы, технологии, увлекая детей за собой в мир музыки и театра.
Музыкально-театрализованная игра способствует развитию, обучению и воспитанию ребенка во всех сферах его жизни, обеспечивает его успешную социализацию в детском коллективе. Музыкально-театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального, личностного, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания. Это и развитие музыкальных способностей ребенка, развитие его эмоциональной сферы, творческих способностей, двигательных навыков, развитие мышления, воображения, памяти, речи, расширение словарного запаса, совершенствование звукопроизношения, навыков связной речи и ее выразительности, формирование нравственно-коммуникативных качеств ребенка, приобщение его к театральному и музыкальному искусству.
Музыкально-театрализованная игра объединяет в большей или меньшей
степени все виды деятельности дошкольника: игровую (театрализованную),
речевую, музыкальную, двигательную, коммуникативную, познавательно-исследовательскую и решает определенные задачи соответственно: разучивание текста постановки, коррекция речи ребенка, разучивание песен, танца, ориентировка в пространстве, умение ребенка общаться со сверстниками, получение определенных специальных сведений и знаний.
В ДОУ актуальны следующие виды и формы организации музыкально-театрализованных игр:
- Музыкально-театрализованные игры-драматизации (инсценирование песни, хоровода, стихотворения с музыкальным сопровождением и др.).
- Музыкально-театрализованные игры с элементами драматизации
(хороводные, подвижные, музыкально-дидактические и др.).
- Музыкально-театрализованные игры-сценки для кукольного спектакля с участием взрослых или детей (различные виды кукольного театра).
- Музыкально-театрализованные игры-спектакли (детская опера, мюзикл, музыкально-драматический спектакль).
- Музыкально-театрализованное представление (досуг, праздник, развлечение, в том числе фольклорные)
Рассмотрим условия организации музыкально-театрализованных игр в ДОУ с учетом образовательных стандартов:
1. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкально-театрализованной деятельности.
2. Создание музыкально-театрализованной развивающей предметно-пространственной среды как условие для развития творческой активности
дошкольников.
3. Создание условий для совместной деятельности детей и родителей как
формы взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающей психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.
Музыкально-театрализованные игры с детьми организуются на протяжении
всего пребывания ребенка в детском саду и имеют разнообразные формы
организации. Это музыкальные, театрализованные и интегрированные занятия, игры во время чтения или рассказывания художественно-литературного произведения, музыкальные досуги, праздники и развлечения, в том числе просмотры кукольных спектаклей, детских опер, спектаклей, мюзиклов, детских презентаций о театре, театральных жанрах. Важно обеспечение интеграции музыкально-театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности, организация выступлений детей старшего возраста перед детьми младшего дошкольного возраста.
Безусловно, для организации работы по музыкально-театрализованной
деятельности необходимо создание музыкально-театрализованной развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала и зоны в групповом помещении. Развивающая предметно-пространственная среда является основой творческой деятельности ребенка, поэтому важно, чтобы зона театральной и музыкальной деятельности соприкасались друг с другом, дополняли друг друга.
Основная цель театральной деятельности:
Вырастить творчески мыслящего ребёнка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и способности.
Актуальность темы на современном этапе очевидна: педагогика из "дидактической становится развивающей", а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли.
Развитие ребёнка — это активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии, а помочь ему должен взрослый - педагог, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
В ходе этой деятельности реализуются следующие задачи:
- Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
- Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
- Расширять представления детей об окружающей действительности.
- Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
- Развивать память, мышление, воображение, внимание.
- Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
- Воспитывать желание играть театральными куклами.
- Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Формы, методы и приемы работы:
- Традиционные методы (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые используются на занятиях;
- Метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;
- Метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
- Игры драматизации.
- Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
- Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Задания для развития речевой интонационной выразительности.
- Игры – превращения ("учись владеть своим телом"), образные упражнения.
- Упражнения на развитие детской пластики.
- Упражнения на развитие выразительной мимики.
- Упражнения по этике во время драматизаций.
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
- Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
В работе над театральной деятельностью очень важно педагогическое наблюдение за тем, как дети играют друг с другом, как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна речь.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него.
В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, учитываются:
- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
В группе должен быть оборудован театрализованный уголок, поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право ребёнка на театрализацию любимого произведения. Уголок должен быть оснащён различными видами театров: настольный театр, театр масок, пальчиковый театр, ложковый театр, теневой театр, баночный, театр би-ба-бо. Так же должны быть ширмы и различные домики. Костюмы и декорации, выполненные совместно с детьми и родителями, театр фабричного производства.
Для создания условий персонифицированного общения с каждым ребёнком, развития его исследовательского интереса, моделирования, экспериментирования в зоне театрализованной деятельности должен быть разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.
Классификация игровых позиций детей.
- Ребенок - "режиссер" - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст и переводить его в игровой постановочный. Он целеустремлен, обладает комбинаторными свойствами (включение в ход игры стихи, песни, танцы и пр.) и организаторскими способностями (инициирует игру, распределяет роли, определяет "сцену", руководит игрой и ее развитием)
- Ребенок - "актер" - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, свободно владеет различными средствами выразительности и передачи образа, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ. Он эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля.
- Ребенок - "зритель" - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче "участвовать в игре" со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово).
- Ребенок - "декоратор" - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа, замысла, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
При наличии необходимого условия – активного интереса детей к театрализованной игре - каждый найдет свое место. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – "спрятаться" за маску, тем самым преодолеть неуверенность в себе, создавая чувство удовлетворения собой, радости, успешности.
Работа музыкального руководителя строится в тесном контакте с профильными специалистами: музыкальным руководителем, учителем - логопедом, которые помогают детям в разучивании стихов, развитии ритмопластики.
Занятия ведутся по развитию:
- Активности – от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
- Самостоятельности - от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях в театральной деятельности, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
- Творчества – от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
- Эмоциональности – от эмоционального заряжения художественными образами – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению (неэффективного" стиля поведения на продуктивный.
- Произвольности – от полноценного переживания эмоциональных состояний героев художественной литературы в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
- Связной речи – от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Развитие перечисленных свойств личности логически взаимосвязаны и осуществляются комплексно.
Для занятий театрализованной деятельностью подбирается и систематизируется материал: специальные упражнения, этюды, задания, которые проводятся в игровой форме, позволяя вовлекать застенчивых и нерешительных детей. В соответствии с темой и временем года подбираются этюды, игры на развитие сценической речи ("Мыльные пузыри", "Удивлённый бегемот", "Раздумье"). Большое внимание уделяется играм на актерское мастерство, в которых ребенку легко удается выразить свои эмоции ("Солнышко и паровозик", "Чудесные превращения", "Вкусные конфетки").
Используются релаксационные упражнения для предупреждения психоэмоционального напряжения: "Волшебный сон", "Раздумья", "Сон на берегу моря".
Реализуется принцип современной педагогики - принцип сотрудничества. Ребенок-воспитатель-родители.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
- основы домашнего театра;
- мастерство руководства игрой;
- обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
- театральная гостиная;
- творческая мастерская;
- совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
- консультации по вопросам творческого развития детей;
- родительские собрания;
- фотоотчёт.
На одной сцене могут играть и дети, и воспитатели, и родители (рядом с которыми дети более раскрепощённые, эмоциональные, свободные).
Своё творчество дети проявляют во всём, от подготовки спектакля до его премьеры. Всем представлениям предшествует кропотливая работа: тренинги, этюды, упражнения, превращения, музыкально – пластические импровизации.
В результаты работы по театрализованной деятельности ребята чаще проявляют эмпатию друг другу, охотно говорят о своих чувствах, переживаниях, становятся доверчивыми и открытыми. Уменьшается количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети осваивают невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); учатся понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих его людей и своё собственное; речь становится более выразительной, а дети более уверенными в себе, учатся преодолевать робость, сопереживать; становятся более самостоятельными и инициативными.
Таким образом, систематическое включение театрализованных игр в повседневную жизнь помогают полнее раскрыть детям возможности и способности и укрепляют детско-родительские отношения.
Каждый ребенок талантлив изначально, и театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»
«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»Колчанова Е.В.Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.р.п. Белый Яр.С самого ро...
Концепция педагогической деятельности на тему: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников»
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно - ориентированные подходы к воспитанию и развитию ребёнка. Сегодня многие педагоги озабочены поисками нетрадиционных путей в тво...
«Театральная деятельность – как средство всестороннего развития ребенка»
Представленный материал поможет родителям понять важность театрализации для всестороннего развития ребенка....
Театральная деятельность как средство всестороннего развития.
Одним из средств всестороннего развития ребенка является театральная деятельность....
План по самообразованию «Театрализованная деятельность, как метод всестороннего развития личности дошкольника»
Самообразование на тему:«Театрализованная деятельность, как метод всестороннего развития личности дошкольника»...
Консультация всеобуча для родителей: «Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников»
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с и...
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников»
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников»...