Формы наставничества в образовательном пространстве ДОУ
статья

Крюкова Наталья Александровна

2023 г. в Российской Федерации будет объявлен годом наставника и педагога.

Молодые педагоги, поступающие на работу в дошкольное образовательное учреждение, сталкиваются с различными проблемами: наблюдаются трудности в адаптации к новому коллективу, ведении различных документов, организации учебной деятельности, написании планов и конспектов, грамотном применении знаний на практике. Исходя из этого, чтобы обеспечить быстрый профессиональный рост, возникает необходимость поиска форм работы с молодыми педагогами.

В статье рассматриваются различные формы наставничества, которые реализуются в образовательном пространстве МДОУ д/с № 45 г. Волжского Волгоградской области, представляется опыт и подводятся итоги проведенной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы наставничества в образовательном пространстве ДОУ

Крюкова Наталья Александровна, старший воспитатель

МДОУ д/с № 45 «Ромашка» г. Волжского Волгоградской области

2023 год в России будет провозглашен как год наставника и педагога президентом                              В.В. Путиным еще в 2021 году. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую                                                  и теоретическую помощь на рабочем месте.

Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась                                      в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Трансформация в сфере образования в контексте Национального проекта «Образование» направлена на то, что к 2024 году не менее 70% педагогических работников образовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

В нашем МДОУ д/с № 45 г. Волжского Волгоградской области в данное время реализуются три формы наставничества:

1. Наставник – опытный педагог – наставляемый – начинающий специалист;

2. Наставник – педагог с высоким уровнем ИКТ- компетентности – наставляемый – педагог, испытывающий трудности в освоении ИКТ;

3. Наставники - опытные педагоги по реализации вариативной программы, внедряемой                        в инновационном режиме - наставляемые - педагоги, приступающие к реализации вариативной программы, внедряемой в инновационном режиме.

Пример первой формы наставничества в нашем детском саду: наставник – опытный педагог, имеющий стаж педагогической работы 10 лет и первую квалификационную категорию, наставляемый – начинающий воспитатель, бывший младший воспитатель, ранее работавший на той же возрастной группе.

Плюсы данной формы:

- во-первых, у наставнической пары сложился взаимный интерес и симпатия;

- во-вторых, молодой педагог уже осознанно выбрал профессию и стремится освоить ее                        в короткие сроки;

- в-третьих, закрепленный наставник помогает в индивидуальном формате освоить профессию без стресса и закрепиться в ней.

Алгоритм реализации первой формы наставничества.

1. После согласования в учреждении издается приказ о закреплении наставнической пары.

2. Наставник разрабатывает индивидуальную программу наставничества, план работы по наставничеству, куда были включена как методическая, консультативная работа, так и практическая деятельность (взаимопосещение непосредственно образовательной деятельности, утренников                        и других мероприятий).

План наставничества легче реализовывать в условиях одной возрастной группы. Для успешной реализации этих задач наставник и молодой педагог должны работать в тесном сотрудничестве. Только в таком тандеме поставленные задачи решаются продуктивно и успешно. И как результат - в этом учебном году с большим желанием и ответственностью молодой педагог приняла малышей.

Вторая форма наставничества реализуется в двух направлениях:

- ситуативное наставничество (освоение навыков работы с ПК, освоение навыков работы                     с сервисами и программами);

- постоянное наставничество (работа с электронным портфолио; работа с интерактивной доской).

Наставниками здесь являются молодые педагоги, в совершенстве владеющие навыками работы с персональным компьютером, с сервисами и программами, а наставляемыми – педагоги                    с большим стажем работы, испытывающие проблемы в данном направлении.

Третья форма наставничества -  коллективная.

1. Направлена на развитие компетенций воспитателей по реализации вариативной программы в рамках РИП «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста (5-6 лет, 6-7 лет) под ред. Дворецкой И.А. Данная программа внедрялась в инновационном режиме на четырех группах. Отработав и освоив модели, технологии и методы, педагоги становятся наставниками для воспитателей, на чьих группах в следующем году предполагается внедрение конкретной программы.

2. Подгрупповой формой работы является деятельность «Школы молодого воспитателя», куратор-педагог с большим стажем работы. На сегодняшний день в данном объединении состоят 5 начинающих педагогов.

3. Чтобы предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально                   и укрепить веру в себя, были созданы все условия. Например, организована переписка                                          с наставником по интересующим вопросам, если молодой педагог стесняется его задать вслух, при всех. Ответ он тоже получает письменно. Все это фиксируется в информационной корзине.

4. Кроме образовательной деятельности педагоги-наставники организовывали и другую,                    не менее важную деятельность, которая помогла молодым воспитателям влиться безболезненно                      в коллектив, довериться и начать раскрывать свои потенциальные возможности.

В 2022 году два молодых педагога принимали участие во Всероссийском конкурсе молодежных проектов среди физических лиц «Микрогранты и выиграли гранты на проведение городского конкурса по спортивному ориентированию для дошкольников «Держи ориентир!»,                        в котором участвовало 100 воспитанников из 20 детских садов города и регионального открытого конкурса – фестиваля среди детей и молодежи «Zа мир! Zа Родину! Zа Россию!», посвященного 78-летию Победы, в котором участвовало 1750 человек из детских садов из общеобразовательных учреждений Волгоградской области.

Наставничество для нашего педагогического коллектива - это целенаправленный, длительный, поэтапный, непрерывный процесс формирования и совершенствования профессионализма молодых специалистов. Очень важно, чтобы молодые специалисты впитали бы все самое нужное и важное в профессиональном становлении.

Наставничество достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям. Это кадровая технология, позволяющая передать знания непосредственно на рабочем месте в реальной рабочей обстановке.

                                                11.05.2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение проблемного педагогического совета «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства»

Цель– определение инновационных ресурсов организации образовательного пространства ДОУ с использованием метода проектов. Форма: организационно-деятельностная игра. Метод:"мозговой штурм".Установочное ...

План по самообразованию на 2014-2015 учебный год. Тема: «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».

В статье представлен план по самообразованию на 2014 -2015 учебный год. Тема "  Метод проектов ка форма организации единого образовательного пространства. Старшая группа....

Открытый просмотр к педагогическому совету «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» Конспект совместной деятельности в режимные моменты взрослого с детьми старшего дошкольного возраста

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних ...

ДЕНЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ, КАК ФОРМА СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое и актуальное  условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого простра...

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы   наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...

Мастер-класс как форма создания единого образовательного пространства "Детский сад-семья"

Мастер класс как форма создания единого образовательного пространства: "Детский сад-семья"...

Образовательный проект наставничества «Наставничество педагогов в образовательном пространстве по методу проектов»

Образовательный проект наставничества, в том числе реверсивного, разработан воспитателем-наставником с целью становления наставляемого педагога, как личности владеющего умением теоретически обос...