Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском саду, усваивая определенную систему знаний и норм, они становятся полноправными членами первого в своей жизни общества. В силу ряда объективных и субъективных причин ребенку с ограниченными возможностями изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации.

Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности не достаточным образом решает вопрос социализации детей, так как они ограничены во взаимодействии с детьми с нормой развития. Именно от нормотипичных сверстников дети в полной мере перенимают способы игры и общения, подражают в быту, в поступках, приобретают коммуникативные навыки игровых диалогов и речевых формул в повседневных контактах. Взаимодействие со сверстниками является благоприятным условием для детей с ОВЗ в успешном усвоении и присвоении общественного опыта, главного фактора социализации.

Задача социализации детей с ОВЗ, обучающихся в группах компенсирующей направленности может быть решена при реализации условий взаимодействия с детьми общеразвивающих групп.  Совместное сопровождение детей с ОВЗ педагогами и специалистами способствует созданию условий благоприятной социокультурной развивающей среды межгруппового общения дошкольников в сочетании с разными формами и методами работы, учитывающими особенности и возможности воспитанников. Выбранные формы и методы должны обеспечивать включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений со сверстниками по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, творческой и др.).

 В детском саду организованы группы компенсирующей и группы общеразвивающей направленности, для организации взаимодействия детей с ОВЗ и детей с нормой развития педагогом-психологом и учителем-дефектологом был разработан и реализуется практика «Вместе весело шагать». Цель практики: создание условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования толерантного отношения нормотипичных детей к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности.

Практика направлен на решение следующих задач:

- развивать социальную адаптацию детей с ОВЗ в процессе совместной детской деятельности с нормотипичными сверстниками;

- формировать толерантное отношение у дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии, через включение в совместную деятельность;

- развивать коммуникативные качества во взаимодействии в различных видах детской деятельности детей разных возрастов и уровней развития;

- совершенствовать профессиональное мастерство педагогов и распространять опыт в педагогическом сообществе.

Реализация практики проходит в следующих формах и с использованием таким методов, как:

- игровые методы (разучивание игр и показ для детей других групп);

- коррекционные занятия с использованием «фоновых» детей (привлечение к коррекционным занятиям нормотипичных детей для создания ситуации передачи игрового и познавательного опыта);

- «Я помогаю» (дети с нормой развития оказывают помощь в переодевании, вырезании шаблонов, в проведении зарядки для детей с ОВЗ и т.д.);

- творческие (детские мастер-классы, концерты, проведение выставок и др.);

- спортивные (походы, соревнования в смешанных командах);

- театрализация (совместное разучивание кукольных спектаклей и театральных постановок, других видов театра);

- экспериментирование (проведение опытов, исследований);

- интерактивные (презентация игры, показ видеофрагментов театральных постановок, мастер-классов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

М.В. Дорогова, И.В. Зверева

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском саду, усваивая определенную систему знаний и норм, они становятся полноправными членами первого в своей жизни общества. В силу ряда объективных и субъективных причин ребенку с ограниченными возможностями изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации.

Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности не достаточным образом решает вопрос социализации детей, так как они ограничены во взаимодействии с детьми с нормой развития. Именно от нормотипичных сверстников дети в полной мере перенимают способы игры и общения, подражают в быту, в поступках, приобретают коммуникативные навыки игровых диалогов и речевых формул в повседневных контактах. Взаимодействие со сверстниками является благоприятным условием для детей с ОВЗ в успешном усвоении и присвоении общественного опыта, главного фактора социализации.

Задача социализации детей с ОВЗ, обучающихся в группах компенсирующей направленности может быть решена при реализации условий взаимодействия с детьми общеразвивающих групп.  Совместное сопровождение детей с ОВЗ педагогами и специалистами способствует созданию условий благоприятной социокультурной развивающей среды межгруппового общения дошкольников в сочетании с разными формами и методами работы, учитывающими особенности и возможности воспитанников. Выбранные формы и методы должны обеспечивать включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений со сверстниками по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, творческой и др.).

 В детском саду организованы группы компенсирующей и группы общеразвивающей направленности, для организации взаимодействия детей с ОВЗ и детей с нормой развития педагогом-психологом и учителем-дефектологом был разработан и реализуется практика «Вместе весело шагать». Цель практики: создание условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования толерантного отношения нормотипичных детей к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности.

Практика направлен на решение следующих задач:

- развивать социальную адаптацию детей с ОВЗ в процессе совместной детской деятельности с нормотипичными сверстниками;

- формировать толерантное отношение у дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии, через включение в совместную деятельность;

- развивать коммуникативные качества во взаимодействии в различных видах детской деятельности детей разных возрастов и уровней развития;

- совершенствовать профессиональное мастерство педагогов и распространять опыт в педагогическом сообществе.

Реализация практики проходит в следующих формах и с использованием таким методов, как:

- игровые методы (разучивание игр и показ для детей других групп);

- коррекционные занятия с использованием «фоновых» детей (привлечение к коррекционным занятиям нормотипичных детей для создания ситуации передачи игрового и познавательного опыта);

- «Я помогаю» (дети с нормой развития оказывают помощь в переодевании, вырезании шаблонов, в проведении зарядки для детей с ОВЗ и т.д.);

- творческие (детские мастер-классы, концерты, проведение выставок и др.);

- спортивные (походы, соревнования в смешанных командах);

- театрализация (совместное разучивание кукольных спектаклей и театральных постановок, других видов театра);

- экспериментирование (проведение опытов, исследований);

- интерактивные (презентация игры, показ видеофрагментов театральных постановок, мастер-классов).

Этапы практики

I этап Подготовительный

  1. Мониторинг групп компенсирующей направленности для выявления детей с низкой степенью социальной адаптации.
  1. Мониторинг групп общеразвивающей направленности для выявления уровня принятия сверстников с нарушениями развития.
  1. Выбор групп для включения в реализацию проекта «Вместе весело шагать».
  1. Определение содержания мероприятий и сроки их проведения.

II этап Содержательный 

(Содержательный этап проекта «Вместе весело шагать состоит из нескольких периодов, отличающиеся выбором формы деятельности с детьми.)

Периоды: формы деятельности с детьми

Работа с родителями

Пополнение предметной среды

1.Игровые методы

Тема: «Сами сделаем игрушки для Катюшки и Ванюшки»

- помощь в изготовлении игровых атрибутов (дети с нормой развития)

- закрепление игровых диалогов и действий (дети с ОВЗ)

Атрибуты для игр

Дети старшей группы с нормой развития изготовляют игру «Разрезные картинки» по теме «Овощи и фрукты», разучивают дидактические игры по этой теме. В сопровождении взрослых идут в группу компенсирующей направленности проводят самостоятельно игры и дарят игру «Разрезные картинки».

Дети группы компенсирующей направленности, получив опыт взаимодействия, изготавливают с помощью педагогов игру на кубиках «Половинки овощей и фруктов» для детей группы раннего возраста. При поддержке педагогов дети с ОВЗ передают полученный игровой опыт от сверстников малышам и дарят изготовленную для них игру на кубиках.

2.Творческие мастерские Тема: «Подарочки для мамочки»

- подготовка видеосюжета мастер-класса (дети с нормой развития)

- помощь в подготовке шаблонов для поделок (дети с ОВЗ)

Продукт мастер-класса, участие в творческих конкурсах

 Дети  старшей группы с нормой развития проводят мастер-класс для группы компенсирующей направленности, с использованием видеосюжета по изготовлению подарков для мам. При поддержке педагогов дети с ОВЗ передают полученный от сверстников опыт изготовления подарков для мам малышам, используя доступные для детей раннего возраста способы.

3.Волонтёрство. Тема: «Я помогаю»

- фотовыставка «Помогаю дома» (дети с нормой развития и дети с ОВЗ)

Фотогазета

Дети  общеразвивающей группы демонстрируют фотовыставку «Помогаю дома» детям группы компенсирующей направленности, рассказывают какие домашние «дела» они умеют делать. И помогают украсить группу к «Новому году». При поддержке педагогов дети с ОВЗ передают полученный от сверстников опыт, помогая детям раннего возраста нарядить в группе ёлку.

4.Спортивные

Тема: «Весёлая зарядка»

- разучивание и видеозапись комплекса утренней зарядки (дети с нормой развития)

- разучивание комплекса утренней зарядки (дети с ОВЗ)

Видеозаписи утренних зарядок

Дети  общеразвивающей группы проводят для детей группы компенсирующей направленности утреннюю зарядку, используя видеосюжет. При поддержке педагогов дети с ОВЗ передают полученный от сверстников опыт, проводят детям раннего возраста с помощью музыкального сопровождения комплекс утренней зарядки, доступный малышам.

5.Эксперименти-рование Тема: «Научная лаборатория» 

- подготовка видеосюжета проведение опыта (дети с нормой развития)

- разучивание способа демонстрации опыта (дети с ОВЗ)

Видеосюжет и схемы проведения опытов

Дети  общеразвивающей группы проводят мастер-класс для группы компенсирующей направленности, с использованием видеосюжета по проведению опыта. Обучают детей ОВЗ проводить эксперименты. При поддержке педагогов дети с ОВЗ передают полученный от сверстников опыт и демонстрируют опыты доступные для детей раннего возраста.

6.Театрализация Тема: «Играем в театр»

- разучивание ролей, подготовка костюмов (дети с нормой развития)

- изготовление масок, разучивание слов к сюжетным играм (дети с ОВЗ)

Атрибуты к театрализации,

маски.

Дети  общеразвивающей группы готовят театрализованное представление сказки для детей группы компенсирующей направленности, готовят афишу, билеты, зал и декорации. Приглашают детей в театр и разыгрывают представление. При поддержке педагогов дети с ОВЗ, используя маски, играют с детьми раннего возраста в сюжетные подвижные игры. Дарят детям маски.

7.Концерт (итоговое мероприятие)

- подготовка творческих номеров

- подготовка костюмов, атрибутов

Атрибуты, костюмы

Дети  общеразвивающей группы и группы компенсирующей направленности совместно готовят концерт для детей средних возрастных групп компенсирующей направленности. Готовят афишу, билеты, украшают зал и сцену, приглашают гостей, «продают» билеты.

III этап Заключительный

  1. Повторный мониторинг, подведение итогов.
  1. Публикация и другие способы распространения опыта.

Ожидаемый результат:

- дети с ОВЗ получат опыт социальной адаптации, что значительно облегчит вхождение в социум на следующей ступени получения образования;

- дети не стесняются в общении с другими людьми, способны выступить на сцене, отстоять свои интересы;

- обладание способностью к толерантному отношению дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии будет способствовать формированию нравственных качеств, принятых в современном обществе;

- развитие коммуникативных качеств во взаимодействии в различных видах детской деятельности будут способствовать интеллектуальному развитию и успешности в обучении в школе;

- легко вступают в коммуникацию со сверстниками, знают речевые формулы, выражают свои просьбы, рассказывают о событиях, озвучивают роли;

- дети способны оказать помощь другим детям в быту, игре, творческой деятельности;

- родители, принимая участие в проекте, становятся активными участниками образовательного процесса;

- совершенствование профессиональных компетенций педагогов в работе с детьми ОВЗ в условиях инклюзии, распространение профессионального опыта педагогов на уровне ДОУ, муниципалитета, региона и России.

Реализация инклюзивной практики «Вместе весело шагать» является одним из способов решения проблемы социализации дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации. Важную  практическую значимость имеет активное вовлечение семей детей с ОВЗ и детей общеразвивающих групп к участию в проекте, что совершенствует инклюзивную культуру родителей, толерантное отношение к детям с ОВЗ.

Необходимо отметить, что реализуя данный проект, специалисты сопровождения организуют взаимодействие педагогов общеразвивающих групп и компенсирующей направленности, что способствует формированию инклюзивного пространства, охватывающего всю образовательную организацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации авторской программы.

Процесс реорганизации всей системы образования требует разработки новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения детей. Особенно важно полноценное выполн...

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  при осуществлении  инклюзивного образования в дошкольных образ...

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР) в ДОО, реализующей инклюзивную практику»

laquo;Портфолио обучающегося, составленное на основании профессионального осмысления и синтеза материалов текущего и промежуточного контроля.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченны...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

В консультации представлена модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании позитивной социализации детей с ограниченными возможностями з...

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только  работу с одаре...

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только  работу с одаре...

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2022-2023гг

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» Дорогова Марина Владимировна педагог-психологЗверева Ирина Валерьев...