Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг
методическая разработка по коррекционной педагогике
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском саду, усваивая определенную систему знаний и норм, они становятся полноправными членами первого в своей жизни общества. В силу ряда объективных и субъективных причин ребенку с ограниченными возможностями изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации.
Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности не достаточным образом решает вопрос социализации детей, так как они ограничены во взаимодействии с детьми с нормой развития. Именно от нормотипичных сверстников дети в полной мере перенимают способы игры и общения, подражают в быту, в поступках, приобретают коммуникативные навыки игровых диалогов и речевых формул в повседневных контактах. Взаимодействие со сверстниками является благоприятным условием для детей с ОВЗ в успешном усвоении и присвоении общественного опыта, главного фактора социализации.
Задача социализации детей с ОВЗ, обучающихся в группах компенсирующей направленности может быть решена при реализации условий взаимодействия с детьми общеразвивающих групп. Совместное сопровождение детей с ОВЗ педагогами и специалистами способствует созданию условий благоприятной социокультурной развивающей среды межгруппового общения дошкольников в сочетании с разными формами и методами работы, учитывающими особенности и возможности воспитанников. Выбранные формы и методы должны обеспечивать включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений со сверстниками по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, творческой и др.).
В детском саду организованы группы компенсирующей и группы общеразвивающей направленности, для организации взаимодействия детей с ОВЗ и детей с нормой развития педагогом-психологом и учителем-дефектологом был разработан и реализуется практика «Вместе весело шагать». Цель практики: создание условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования толерантного отношения нормотипичных детей к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности.
Практика направлен на решение следующих задач:
- развивать социальную адаптацию детей с ОВЗ в процессе совместной детской деятельности с нормотипичными сверстниками;
- формировать толерантное отношение у дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии, через включение в совместную деятельность;
- развивать коммуникативные качества во взаимодействии в различных видах детской деятельности детей разных возрастов и уровней развития;
- совершенствовать профессиональное мастерство педагогов и распространять опыт в педагогическом сообществе.
Реализация практики проходит в следующих формах и с использованием таким методов, как:
- игровые методы (разучивание игр и показ для детей других групп);
- коррекционные занятия с использованием «фоновых» детей (привлечение к коррекционным занятиям нормотипичных детей для создания ситуации передачи игрового и познавательного опыта);
- «Я помогаю» (дети с нормой развития оказывают помощь в переодевании, вырезании шаблонов, в проведении зарядки для детей с ОВЗ и т.д.);
- творческие (детские мастер-классы, концерты, проведение выставок и др.);
- спортивные (походы, соревнования в смешанных командах);
- театрализация (совместное разучивание кукольных спектаклей и театральных постановок, других видов театра);
- экспериментирование (проведение опытов, исследований);
- интерактивные (презентация игры, показ видеофрагментов театральных постановок, мастер-классов).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
М.В. Дорогова, И.В. Зверева
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском саду, усваивая определенную систему знаний и норм, они становятся полноправными членами первого в своей жизни общества. В силу ряда объективных и субъективных причин ребенку с ограниченными возможностями изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации.
Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности не достаточным образом решает вопрос социализации детей, так как они ограничены во взаимодействии с детьми с нормой развития. Именно от нормотипичных сверстников дети в полной мере перенимают способы игры и общения, подражают в быту, в поступках, приобретают коммуникативные навыки игровых диалогов и речевых формул в повседневных контактах. Взаимодействие со сверстниками является благоприятным условием для детей с ОВЗ в успешном усвоении и присвоении общественного опыта, главного фактора социализации.
Задача социализации детей с ОВЗ, обучающихся в группах компенсирующей направленности может быть решена при реализации условий взаимодействия с детьми общеразвивающих групп. Совместное сопровождение детей с ОВЗ педагогами и специалистами способствует созданию условий благоприятной социокультурной развивающей среды межгруппового общения дошкольников в сочетании с разными формами и методами работы, учитывающими особенности и возможности воспитанников. Выбранные формы и методы должны обеспечивать включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений со сверстниками по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, творческой и др.).
В детском саду организованы группы компенсирующей и группы общеразвивающей направленности, для организации взаимодействия детей с ОВЗ и детей с нормой развития педагогом-психологом и учителем-дефектологом был разработан и реализуется практика «Вместе весело шагать». Цель практики: создание условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования толерантного отношения нормотипичных детей к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности.
Практика направлен на решение следующих задач:
- развивать социальную адаптацию детей с ОВЗ в процессе совместной детской деятельности с нормотипичными сверстниками;
- формировать толерантное отношение у дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии, через включение в совместную деятельность;
- развивать коммуникативные качества во взаимодействии в различных видах детской деятельности детей разных возрастов и уровней развития;
- совершенствовать профессиональное мастерство педагогов и распространять опыт в педагогическом сообществе.
Реализация практики проходит в следующих формах и с использованием таким методов, как:
- игровые методы (разучивание игр и показ для детей других групп);
- коррекционные занятия с использованием «фоновых» детей (привлечение к коррекционным занятиям нормотипичных детей для создания ситуации передачи игрового и познавательного опыта);
- «Я помогаю» (дети с нормой развития оказывают помощь в переодевании, вырезании шаблонов, в проведении зарядки для детей с ОВЗ и т.д.);
- творческие (детские мастер-классы, концерты, проведение выставок и др.);
- спортивные (походы, соревнования в смешанных командах);
- театрализация (совместное разучивание кукольных спектаклей и театральных постановок, других видов театра);
- экспериментирование (проведение опытов, исследований);
- интерактивные (презентация игры, показ видеофрагментов театральных постановок, мастер-классов).
Этапы практики
I этап Подготовительный | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
II этап Содержательный (Содержательный этап проекта «Вместе весело шагать состоит из нескольких периодов, отличающиеся выбором формы деятельности с детьми.) | ||
Периоды: формы деятельности с детьми | Работа с родителями | Пополнение предметной среды |
1.Игровые методы Тема: «Сами сделаем игрушки для Катюшки и Ванюшки» | - помощь в изготовлении игровых атрибутов (дети с нормой развития) - закрепление игровых диалогов и действий (дети с ОВЗ) | Атрибуты для игр |
Дети старшей группы с нормой развития изготовляют игру «Разрезные картинки» по теме «Овощи и фрукты», разучивают дидактические игры по этой теме. В сопровождении взрослых идут в группу компенсирующей направленности проводят самостоятельно игры и дарят игру «Разрезные картинки». Дети группы компенсирующей направленности, получив опыт взаимодействия, изготавливают с помощью педагогов игру на кубиках «Половинки овощей и фруктов» для детей группы раннего возраста. При поддержке педагогов дети с ОВЗ передают полученный игровой опыт от сверстников малышам и дарят изготовленную для них игру на кубиках. | ||
2.Творческие мастерские Тема: «Подарочки для мамочки» | - подготовка видеосюжета мастер-класса (дети с нормой развития) - помощь в подготовке шаблонов для поделок (дети с ОВЗ) | Продукт мастер-класса, участие в творческих конкурсах |
Дети старшей группы с нормой развития проводят мастер-класс для группы компенсирующей направленности, с использованием видеосюжета по изготовлению подарков для мам. При поддержке педагогов дети с ОВЗ передают полученный от сверстников опыт изготовления подарков для мам малышам, используя доступные для детей раннего возраста способы. | ||
3.Волонтёрство. Тема: «Я помогаю» | - фотовыставка «Помогаю дома» (дети с нормой развития и дети с ОВЗ) | Фотогазета |
Дети общеразвивающей группы демонстрируют фотовыставку «Помогаю дома» детям группы компенсирующей направленности, рассказывают какие домашние «дела» они умеют делать. И помогают украсить группу к «Новому году». При поддержке педагогов дети с ОВЗ передают полученный от сверстников опыт, помогая детям раннего возраста нарядить в группе ёлку. | ||
4.Спортивные Тема: «Весёлая зарядка» | - разучивание и видеозапись комплекса утренней зарядки (дети с нормой развития) - разучивание комплекса утренней зарядки (дети с ОВЗ) | Видеозаписи утренних зарядок |
Дети общеразвивающей группы проводят для детей группы компенсирующей направленности утреннюю зарядку, используя видеосюжет. При поддержке педагогов дети с ОВЗ передают полученный от сверстников опыт, проводят детям раннего возраста с помощью музыкального сопровождения комплекс утренней зарядки, доступный малышам. | ||
5.Эксперименти-рование Тема: «Научная лаборатория» | - подготовка видеосюжета проведение опыта (дети с нормой развития) - разучивание способа демонстрации опыта (дети с ОВЗ) | Видеосюжет и схемы проведения опытов |
Дети общеразвивающей группы проводят мастер-класс для группы компенсирующей направленности, с использованием видеосюжета по проведению опыта. Обучают детей ОВЗ проводить эксперименты. При поддержке педагогов дети с ОВЗ передают полученный от сверстников опыт и демонстрируют опыты доступные для детей раннего возраста. | ||
6.Театрализация Тема: «Играем в театр» | - разучивание ролей, подготовка костюмов (дети с нормой развития) - изготовление масок, разучивание слов к сюжетным играм (дети с ОВЗ) | Атрибуты к театрализации, маски. |
Дети общеразвивающей группы готовят театрализованное представление сказки для детей группы компенсирующей направленности, готовят афишу, билеты, зал и декорации. Приглашают детей в театр и разыгрывают представление. При поддержке педагогов дети с ОВЗ, используя маски, играют с детьми раннего возраста в сюжетные подвижные игры. Дарят детям маски. | ||
7.Концерт (итоговое мероприятие) | - подготовка творческих номеров - подготовка костюмов, атрибутов | Атрибуты, костюмы |
Дети общеразвивающей группы и группы компенсирующей направленности совместно готовят концерт для детей средних возрастных групп компенсирующей направленности. Готовят афишу, билеты, украшают зал и сцену, приглашают гостей, «продают» билеты. | ||
III этап Заключительный | ||
| ||
|
Ожидаемый результат:
- дети с ОВЗ получат опыт социальной адаптации, что значительно облегчит вхождение в социум на следующей ступени получения образования;
- дети не стесняются в общении с другими людьми, способны выступить на сцене, отстоять свои интересы;
- обладание способностью к толерантному отношению дошкольников к сверстникам с особенностями в развитии будет способствовать формированию нравственных качеств, принятых в современном обществе;
- развитие коммуникативных качеств во взаимодействии в различных видах детской деятельности будут способствовать интеллектуальному развитию и успешности в обучении в школе;
- легко вступают в коммуникацию со сверстниками, знают речевые формулы, выражают свои просьбы, рассказывают о событиях, озвучивают роли;
- дети способны оказать помощь другим детям в быту, игре, творческой деятельности;
- родители, принимая участие в проекте, становятся активными участниками образовательного процесса;
- совершенствование профессиональных компетенций педагогов в работе с детьми ОВЗ в условиях инклюзии, распространение профессионального опыта педагогов на уровне ДОУ, муниципалитета, региона и России.
Реализация инклюзивной практики «Вместе весело шагать» является одним из способов решения проблемы социализации дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение семей детей с ОВЗ и детей общеразвивающих групп к участию в проекте, что совершенствует инклюзивную культуру родителей, толерантное отношение к детям с ОВЗ.
Необходимо отметить, что реализуя данный проект, специалисты сопровождения организуют взаимодействие педагогов общеразвивающих групп и компенсирующей направленности, что способствует формированию инклюзивного пространства, охватывающего всю образовательную организацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации авторской программы.
Процесс реорганизации всей системы образования требует разработки новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения детей. Особенно важно полноценное выполн...
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при осуществлении инклюзивного образования в дошкольных образ...
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР) в ДОО, реализующей инклюзивную практику»
laquo;Портфолио обучающегося, составленное на основании профессионального осмысления и синтеза материалов текущего и промежуточного контроля.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченны...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
В консультации представлена модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании позитивной социализации детей с ограниченными возможностями з...
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только работу с одаре...
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только работу с одаре...
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2022-2023гг
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» Дорогова Марина Владимировна педагог-психологЗверева Ирина Валерьев...