СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
статья по логопедии

Котолупенко Лариса Николаевна

В консультации представлена модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании позитивной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ                                        УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

                                                                         

Аннотация. В представленной статье рассмотрена проблема организации взаимосвязи учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании позитивной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторами проанализированы принципы положительного взаимодействия с родителями и формы сотрудничества по формированию позитивной социализации.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, позитивная социализация, речевое общение.

Важной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является вовлечение детей в детский коллектив. Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. Социализация – это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Начальное знакомство с социальной жизнью, её законами и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде дошкольного учреждения, где окружающие детей люди выполняют свои роли: педагоги, родители, ровесники дошкольника. Особенность социализации в дошкольном возрасте - формирование умений речевого взаимодействия не только со взрослыми, но в большей степени со сверстниками в процессе активных речевых контактов.

Одним из основных условий социализации ребенка является речевое общение, как фактор формирования его личности и ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. Речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От сформированности и качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности взрослого и ребенка, при рисовании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении мультфильма, сказки, спектакля зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском коллективе.

В современном обществе для позитивной социализации дошкольников необходима четко спланированная, непрерывно проводимая работа, направленная на создание для детей с ОВЗ равных стартовых возможностей для дальнейшей социализации в обществе. Задача социализации детей с ОВЗ является одной из приоритетных в деятельности дошкольном учреждении. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей.

Организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании успешной социализации детей с ОВЗ уделяется большое внимание в нашем дошкольном учреждении. Мы все понимаем, что основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ - одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребёнка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. В логопедической работе часто приходится сталкиваться с недопониманием родителями собственной значимости в вопросе преодоления речевого дефекта у ребёнка. Многие родители не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы проходит, а дефекты речи остаются. И в дальнейшем ребёнок сталкивается с проблемами в школьном обучении, выраженными нарушениями чтения и письма и как следствие нарушение общего процесса социализации.

Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Работа учителя-логопеда в нашем учреждении ориентирована на формирование позитивной социализации через взаимосвязь с родителями. Развитие речи ребёнка во многом зависит от положительного настроя родителей, желания помочь своим детям в овладении речевыми навыками. Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия.

Вовлечение семьи ребёнка с ограниченными возможностями, имеющего речевые нарушения, в коррекционно-логопедический процесс предполагает определенные цели:

- создание доверительных отношений с родителями;

- повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений;

- использование традиционных и введение инновационных форм работы с родителями.

Положительное взаимоотношение с родителями результативно, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов:

- принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность учителя-логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка;

-   принцип личностной заинтересованности родителей;

- принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания.

При сотрудничестве учителя-логопеда с родителями при формировании позитивной социализации мы используем разнообразные формы:

- беседы и консультации, которые проводятся  по инициативе учителя-логопеда или запросу родителей. Планируя тематику бесед, мы стремимся к охвату всех сторон речевого развития ребёнка. В результате беседы родители получают новые знания по вопросам речевого развития дошкольников;

- методические рекомендации (буклеты, памятки): которые можно предложить родителям, например: «Как правильно заниматься с ребенком дома», «Как правильно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику», «Различаем гласные и согласные звуки», «Различаем твёрдые и мягкие согласные звуки», «Как делить слова на слоги», «Как выполнят звукобуквенный анализ слов». Это позволит родителям  с уверенностью помогать ребёнку при проведении логопедической работы;

- информационный стенд «Советы логопеда», который содержит полезную информацию, учитывает степень актуальности, значимости того или иного вопроса для родителей;

- открытые занятия для родителей, позволяет родителям увидеть уровень развития детей, отметить положительную динамику в развитии речи ребёнка;

- занятия-практикумы и мастер-классы для родителей, например: практикум по проведению артикуляционной гимнастики, развитию связной речи, формированию произношения, по формированию предпосылок навыков письма и мелкой моторики.

         Все представленные формы  взаимодействия учителя-логопеда и родителей призваны устанавливать теплые, доверительные отношения, эмоциональные контакты между участниками образовательного процесса и способствуют  успешной социализации дошкольников. Использование данных форм сотрудничества позволяет достигнуть положительных результатов в социализации детей с ОВЗ.

Библиографический список

  1. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009.  325с.
  2. Вакуленко, Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Л.С. Вакуленко – СП/б., 2011.  160с.
  3. Перчаткина Е. М. Сотрудничество логопеда и родителей/ Е. М.Перчаткина// Дошкольное воспитание.2008. №10. С.102-108.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы....

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  при осуществлении  инклюзивного образования в дошкольных образ...

Влияние игровой деятельности на адаптивную двигательную рекреацию в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают ра...

«Привлечение родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коррекционно-развивающей работе»

В данной статье говорится об эффективных способах и приемах взаимодействия с родительской общественностью с целью вовлечения в образовательное пространство ДОУ и повышения уровня компетентности в вопр...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Социализация дошкольника - процесс не стихийный, планомерный, требующий от взрослого (педагога, родителя) внимательного отношения не только к тому как ребенок развивается, но и к тому, как же научить ...