Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
методическая разработка по коррекционной педагогике
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только работу с одаренными нормотипичными детьми, но и сопровождение детей с ОВЗ, имеющих способности в каком-либо направлении детской деятельности.
Дети с особыми образовательными потребностями в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» сопровождаются согласно разработанной учреждением модели инклюзивного образования, целью которой является создание специальных условий для получения качественного образования детей с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и включенности в социум.
В нашем дошкольном учреждении организованы группы компенсирующей направленности, где все дети имеют статус «Ребенок с ОВЗ», и группы общеобразовательной направленности. Дети с ОВЗ и нормой развития в недостаточной мере включены в совместный процесс обучения и воспитания, в связи с чем была разработана и реализована в 2021-2022 учебном году инклюзивная практика «Вместе весело шагать», целью которой было создание условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования толерантного отношения нормотипичных детей к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности.
Практика реализовывалась по различным направлениям детских видов деятельности, что позволило каждому ребёнку с особенностями в развитии проявить свои способности.
Инклюзивная практика «Вместе весело шагать», реализованная в 2021-2022 учебном году, показала, что педагоги в условиях дошкольного образования всесторонне развивают детей, учитывая их возможности и интересы.
В связи с вышесказанным, было принято решение продолжить реализацию практики «Вместе весело шагать» с включением родителей воспитанников в мероприятия практики.
Педагогами было отмечено, что для большинства родителей детей с ограниченными возможностями здоровья развитие личностных качеств имеет не первостепенное значение, так как они в большей мере сосредоточены на интеллектуальном развитии своих детей. Что и отразилось в результатах анкетирования родителей. Образовательные результаты детей не всегда совпадают с ожиданиями родителей, что приводит к завышенным требованиям к ребёнку, и он оказывается в ситуации не успешности.
Одной из задач инклюзивного дошкольного образования является формированию у родителей представлений о необходимости и возможности развития у детей с ОВЗ способностей и склонностей к различным видам деятельности, учитывая их возможности и интересы.
Цель практики «Вместе весело шагать» в 2022-2023 учебном году: раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ в процессе совместной деятельности с семьями воспитанников.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- развивать склонности и способности детей в соответствии с их интересами, возрастными и индивидуальными особенностями;
- способствовать формированию у родителей объективных представлений об актуальном уровне развития их детей;
- создать благоприятные условия для раскрытия ресурсных возможностей детей в совместной деятельности с семьёй.
Практика предполагает такой выбор форм, методов и средств развития способностей детей с ОВЗ, что позволяет воспитанникам реализовывать свою индивидуальность.
Изучив склонности детей и проанализировав результаты анкетирования родителей были выбраны следующие
Формы и методы работы:
- игровые методы (разучивание подвижных игр и проведение их на прогулке);
- творческие (детские мастер-классы, творческие номера, проведение выставок и экскурсий);
- спортивные (проведение утренней гимнастики);
- экспериментирование (проведение опытов, исследований).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
Дорогова Марина Владимировна учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» г. Лесосибирск
Зверева Ирина Валерьевна педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» г. Лесосибирск
номинация «Инклюзия в ДОУ»
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только работу с одаренными нормотипичными детьми, но и сопровождение детей с ОВЗ, имеющих способности в каком-либо направлении детской деятельности.
Дети с особыми образовательными потребностями в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» сопровождаются согласно разработанной учреждением модели инклюзивного образования, целью которой является создание специальных условий для получения качественного образования детей с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и включенности в социум.
В нашем дошкольном учреждении организованы группы компенсирующей направленности, где все дети имеют статус «Ребенок с ОВЗ», и группы общеобразовательной направленности. Дети с ОВЗ и нормой развития в недостаточной мере включены в совместный процесс обучения и воспитания, в связи с чем была разработана и реализована в 2021-2022 учебном году инклюзивная практика «Вместе весело шагать», целью которой было создание условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования толерантного отношения нормотипичных детей к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности.
Практика реализовывалась по различным направлениям детских видов деятельности, что позволило каждому ребёнку с особенностями в развитии проявить свои способности.
Инклюзивная практика «Вместе весело шагать», реализованная в 2021-2022 учебном году, показала, что педагоги в условиях дошкольного образования всесторонне развивают детей, учитывая их возможности и интересы.
В связи с вышесказанным, было принято решение продолжить реализацию практики «Вместе весело шагать» с включением родителей воспитанников в мероприятия практики.
Педагогами было отмечено, что для большинства родителей детей с ограниченными возможностями здоровья развитие личностных качеств имеет не первостепенное значение, так как они в большей мере сосредоточены на интеллектуальном развитии своих детей. Что и отразилось в результатах анкетирования родителей. Образовательные результаты детей не всегда совпадают с ожиданиями родителей, что приводит к завышенным требованиям к ребёнку, и он оказывается в ситуации не успешности.
Одной из задач инклюзивного дошкольного образования является формированию у родителей представлений о необходимости и возможности развития у детей с ОВЗ способностей и склонностей к различным видам деятельности, учитывая их возможности и интересы.
Цель практики «Вместе весело шагать» в 2022-2023 учебном году: раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ в процессе совместной деятельности с семьями воспитанников.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- развивать склонности и способности детей в соответствии с их интересами, возрастными и индивидуальными особенностями;
- способствовать формированию у родителей объективных представлений об актуальном уровне развития их детей;
- создать благоприятные условия для раскрытия ресурсных возможностей детей в совместной деятельности с семьёй.
Практика предполагает такой выбор форм, методов и средств развития способностей детей с ОВЗ, что позволяет воспитанникам реализовывать свою индивидуальность.
Изучив склонности детей и проанализировав результаты анкетирования родителей были выбраны следующие
Формы и методы работы:
- игровые методы (разучивание подвижных игр и проведение их на прогулке);
- творческие (детские мастер-классы, творческие номера, проведение выставок и экскурсий);
- спортивные (проведение утренней гимнастики);
- экспериментирование (проведение опытов, исследований).
Этапы проекта
I этап Подготовительный | дата | ||
| сентябрь | ||
| |||
| |||
II этап Содержательный (Содержательный этап проекта «Вместе весело шагать состоит из нескольких периодов, отличающиеся выбором формы деятельности с детьми.) | |||
Периоды: формы деятельности с детьми | Участие родителей | Краткое содержание деятельности | |
Творческое выступление Тема: «Осень в гости к нам пришла» | Разучивание стихотворения | Инсценировка стихотворения «Праздник урожая» | октябрь |
Творческое выступление Тема: «Поздравляем милую маму» Экспериментирование Тема: «Удивительная вода» | Репетиция танца Подготовка опыта, участие в проведении опыта в группе | Танец «Часики» Опыты с водой | ноябрь |
Творческий мастер-класс Тема: «Встречаем новый год» | Подготовка детей к мастер-классу, совместное с ребёнком проведение мастер-класса в группе | Изготовление новогоднего подарка | декабрь |
Спортивное Тема: « На зарядку становись!» | Разучивание комплекса утренней зарядки, совместное с ребёнком проведение зарядки в группе | Проведение утренней гимнастики | январь |
Экскурсия с проведением творческого мастер-класса Тема: «Пластилиновый зверинец» | Подготовка выставки, подготовка и совместное с ребёнком проведение мастер-класса в группе | Выставка, мастер-класс | февраль |
Кулинарный мастер-класс Тема: «Вместе с мамой я пеку» | Подготовка и проведение мастер-класса в группе | Мастер-класс изготовления печенья из солёного теста | март |
Игровое Тема: «Я играю во дворе» | Разучивание подвижных игр, подготовка атрибутов, участие в проведении игр в группе | Проведение подвижных игр на прогулке | апрель |
III этап Заключительный | |||
| май | ||
|
В данный момент идёт содержательный этап практики, реализуемый по разработанному нами алгоритму. Рис. 1
Рис.1 Алгоритм ежемесячных мероприятий
За 2022-2023 учебный год каждый ребёнок с ОВЗ проявит свои способности.
Практика предполагает следующие результаты:
- дети не стесняются в общении со сверстниками и другими людьми, способны выступить перед группой сверстников, отстоять свои интересы;
- дети с ОВЗ получат опыт публичных выступлений, что значительно облегчит вхождение в социум на следующей ступени получения образования;
- успешность воспитанников с ОВЗ в определённой области, к которой у них есть склонность и способность, будет способствовать формированию адекватной самооценки, что позволит повышать уровень индивидуальных достижений;
- повысится мотивация взрослых к созданию благоприятных условий для раскрытия ресурсных возможностей детей в успешных для них видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по работе с родителями воспитанников детей во второй младшей группы на тему: «Вместе весело шагать!»
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.Целью проекта является вовлечение сем...
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...
Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
Дети с особыми потребностями в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» сопровождаются согласно разработанной учреждением модели инк...
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только работу с одаре...
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2022-2023гг
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» Дорогова Марина Владимировна педагог-психологЗверева Ирина Валерьев...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...
Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ» 2023-2024гг
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность практики: практико-ориентированная.Постановка проблемы:Начало обучения в школе – сложный и ответственный момент в жизни каждого первоклассника. Вся жизнь ребё...