Комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации авторской программы.
методическая разработка (развитие речи) по теме
Процесс реорганизации всей системы образования требует разработки новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения детей. Особенно важно полноценное выполнение этого требования в системе дошкольного образования, как первой ступени всей системы образования. Это требование имеет отношению и к построению образовательной среды для дошкольников с ЗПР, так как до настоящего времени не разработана система коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР, отсутствует комплексная модель коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование психологической готовности дошкольников с ЗПР к школьному обучению. Актуальность проблемы построения коррекционно-образовательной среды для дошкольников с ЗПР обусловлена также теоретической неразработанностью содержания коррекционно-педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологической основой для разработки адаптивной модели коррекционного воспитания и обучения детей с ЗПР послужили исследования в области специальной психологии, педагогики и логопедии. При разработке программы работы с такими детьми мы опирались на исследования Н. Ю. Боряковой, Е. А. Екжановой, Л. С. Марковой, Е. А.Медведевой, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенковой, а также на результаты собственного пятилетнего опыта по построению коррекционной работы с детьми с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_podhod_.docx | 40.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Осуществление комплексного подхода к детям с ЗПР
в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.
Лейбо Т. В.,
учитель-логопед, дефектолог
МБДОУ «Детский сад № 21» высшей категории
Процесс реорганизации всей системы образования требует разработки новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения детей. Особенно важно полноценное выполнение этого требования в системе дошкольного образования, как первой ступени всей системы образования. Это требование имеет отношению и к построению образовательной среды для дошкольников с ЗПР, так как до настоящего времени не разработана система коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР, отсутствует комплексная модель коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование психологической готовности дошкольников с ЗПР к школьному обучению. Актуальность проблемы построения коррекционно-образовательной среды для дошкольников с ЗПР обусловлена также теоретической неразработанностью содержания коррекционно-педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологической основой для разработки адаптивной модели коррекционного воспитания и обучения детей с ЗПР послужили исследования в области специальной психологии, педагогики и логопедии. При разработке программы работы с такими детьми мы опирались на исследования Н. Ю. Боряковой, Е. А. Екжановой, Л. С. Марковой, Е. А.Медведевой, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенковой, а также на результаты собственного пятилетнего опыта по построению коррекционной работы с детьми с ЗПР.
Наряду с этим с целью более полного учета существующего педагогического опыта нами проведен анализ существующих программ коррекционного обучения дошкольников с различными отклонениями в развитии, программно-методических материалов, разработанных под руководством разных авторов: «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (разработанных коллективом авторов под руководством С. Г. Шевченко); «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения» (разработанных авторским коллективом под руководством Т. Г. Неретиной), а также современных программ для детских садов общего типа: «Истоки», «Развитие», «Детство» и др., в том числе и «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Разрабатывая адаптивную модель коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ЗПР, мы ориентировались на положение о самоценности дошкольного возраста и поэтому максимально стремились использовать ведущие для детей этого возраста виды деятельности и сохранить эффективные и положительно себя зарекомендовавшие в системе дошкольного воспитания подходы к организации жизни и деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях. При этом мы учитывали современные нормативные требования к распределению нервно-психической нагрузки на детей в течение дня, недели, учебного года.
Основной целью работы коррекционных групп нашего учреждения является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер организма детей, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие первоначально направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а позже на формирование у детей определенного круга знаний и умений, необходимых для их успешной подготовки к обучению в общеобразовательной школе.
Цель данной программы: обеспечить полноценное развитие и воспитание детей с особыми образовательными потребностями, а также формирование у них в условиях дошкольного образовательного учреждения готовности к школьному обучению.
Обозначенная цель достигается решением следующих задач:
- созданием условий для охраны и укрепление здоровья детей с особыми образовательными потребностями;
- обеспечение социального развития детей, формирование у них адекватного отношения к окружающему миру во всем многообразии его проявлений с учетом возрастных особенностей их восприятия и способности к пониманию;
- осуществление коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей на основе комплексного воздействия на все сферы личности.
Психолого-педагогическая коррекция задержки психического развития у детей дошкольного возраста организуется на основе следующих принципов: взаимодействия диагностики и коррекции, природосообразного подхода, «замещающего онтогенеза», личностно-ориентированного отношения к ребенку, деятельностный принцип осуществления коррекции.
Цель, задачи и принципы организации жизни и деятельности детей с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении определяют методы, средства и технологии. С целью реализации данной программы используются следующие педагогические технологии: оздоровительные, личностно-ориентированные, игровые, резонансные, специальные технологии и программы.
Содержательно программа состоит из пяти блоков: диагностического, оздоровительного, коррекционно-развивающего, развития речи, воспитательно-образовательного блока.
Цель диагностического блока: определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка с целью построения адекватных индивидуальных маршрутов развития и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.
В диагностическом блоке предусматривается:
- изучение и проведение психолого-педагогических исследований;
- длительное наблюдение за развитием ребенка;
- определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.
В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно-развивающего воспитания и обучения. При этом каждый специалист изучает ту сферу личности ребенка, которая находится в рамках его профессиональной компетенции. Традиционно течение года специалисты и воспитатели проводят обследование в три этапа (сентябрь, январь, май).
Итогом изучения ребенка являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: устанавливаются четкие цели коррекционно-развивающей работы, пути и сроки ее достижения; вырабатываются адекватные состоянию ребенку подходы со стороны всех взрослых; выделяются сильные стороны ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе, анализируется ход развития и результаты педагогической работы.
Оздоровительный блок включает в себя следующее:
- проведение оздоровительных процедур;
- реализацию оздоровительных технологий с целью оздоровления детей и формирования у них умения применять доступные им по возрасту оздоровительные технологии.
Коррекционно-развивающий блок включает:
- сенсорное развитие детей;
- развитие у них пространственного восприятия;
- развитие других психических функций;
- ознакомление с окружающей действительностью;
- ознакомление с художественной литературой;
- развитие элементарных математических представлени
Блок развития речи содержит:
- развитие фонетико-фонематической системы языка детей;
- обогащение словаря;
- формирование у них грамматической структуры речи;
- развитие связной речи и формирование навыков речевого общения;
- развитие навыков звукового анализа речи;
- обучение грамоте.
В воспитательно-образовательном блоке предусматривается:
- развитие у детей навыков самообслуживания;
- развитие умения играть;
- формирование умения строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Во втором разделе программы подробно раскрывается каждый блок с указанием основных программных элементов – цели, задач, методологической основы, календарно-тематического плана с методическим обоснованием организации воспитательно-образовательного процесса и методики проведения диагностических исследований.
Третий раздел – это конкретизация содержания коррекционной работы с детьми разных возрастных групп. При этом каждый раздел выстроен по одному алгоритму, что придает программе целостность, структурную и логическую стройность и содержательную преемственность всех разделов и блоков программы.
Программа предполагает методическое обеспечение, которое включает: режимы дня, учебные планы, тематическое планирование познавательного и речевого развития дошкольников в старшей и подготовительной группах для детей с ЗПР.
Программа применяется в нашем ДОУ в течение четырех лет, поэтому уже можно судить о результатах: из 14 выпускников группы коррекционно-развивающего воспитания и обучения 2007/2009 учебных годов сняты диагнозы у 13 детей, эти дети успешно осваивают программу начального обучения в средних школах № 3, №10. Один ребенок учится по программе С(к)ОУ 7 вида в школе № 9. Из 13 воспитанников группы коррекционно-развивающего воспитания и обучения, которые стали учениками в 2010 году, 12 детей вполне подготовлены к обучению по школьной программе: усвоили буквы, умеют складывать слоги, понимают состав числа, освоили порядковый счет от 1 до 20 и умеют производить в уме простейшие счетные операции. Одному ребенку рекомендовано обучение и воспитание по программе С(к)ОУ 7 вида.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Режим дня в старшей коррекционно-развивающей группе
Время | Содержание деятельности |
7.00-8.00 | Прием детей, осмотр, игры, индивидуальные занятия с детьми |
8.00-8.20 | Утренняя гигиеническая, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика |
8.00-8.20 | Подготовка к завтраку. Воспитание культурно-гигиенических навыков |
8.30-8.55 | Завтрак |
8.55-9.00 | Подготовка к занятиям |
9.00-10.35 | Подгрупповые занятия (включая перерывы) |
10.35-11.00 | Свободная деятельность детей, игра |
11.00-12.20 | Подготовка к прогулке, прогулка |
12.20-12.50 | Подготовка к обеду, обед |
12.50-15.00 | Подготовка ко сну, дневной сон |
15.00-15.20 | Подъем. Закаливающие и гигиенические процедуры |
15.20-15.30 | Полдник |
15.30-16.00 | Свободная деятельность. Индивидуальная работа по заданиям специалистов |
16.00-16.30 | «Коррекционный час» воспитателя |
16.30-17.15 | Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой |
Индивидуальные и подгрупповые занятия у психолога, дефектолога, логопеда проводятся с 10.35 до 12.20 и с 15.30 до 16.30.
Режим дня в подготовительной коррекционно-развивающей группе
Время | Содержание деятельности |
7.00-8.00 | Прием детей, осмотр, игры, индивидуальные занятия с детьми. |
8.00-8.20 | Утренняя гигиеническая, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. |
8.20-8.30 | Подготовка к завтраку. Воспитание культурно-гигиенических навыков. |
8.30-8.55 | Завтрак. |
8.55-9.00 | Подготовка к занятиям. |
9.00-10.50 | Фронтальные занятия (включая перерывы). |
10.50-11.05 | Свободная деятельность детей, игра. |
11.05-12.30 | Подготовка к прогулке, прогулка. |
12.30-13.00 | Подготовка к обеду, обед. |
13.00-15.00 | Подготовка ко сну, дневной сон. |
15.00-15.20 | Подъем. Закаливающие и гигиенические процедуры. |
15.20-15.30 | Полдник. |
15.30-16.00 | Свободная деятельность, игры. Индивидуальная работа по заданиям специалистов. |
16.00-16.30 | «Коррекционный час» воспитателя. |
16.30-17.15 | Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой. |
Индивидуальные и подгрупповые занятия у психолога, дефектолога, логопеда проводятся с 10.50 до 12.30 и с 15.30 до 16.30.
Учебный план в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР
№ п/п | Виды занятий и работ | Кол-во | Ответственный |
1. | Ознакомление с окружающим миром | 1 | дефектолог |
2. | Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи | 1 | логопед |
3. | Формирование звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте | 2 | логопед |
4. | Сенсомоторное развитие | 1 | дефектолог |
5. | Развитие элементарных математических представлений | 1 | воспитатель |
6. | Обучение игре | в сводной деятельности | воспитатель |
7. | Ознакомление с художественной литературой | в свободной деятельности | воспитатель |
8. | Изобразительная деятельность | 2 | воспитатель |
9. | Лепка / ручной труд | 1 | воспитатель |
10. | Аппликация / конструирование | 1 | воспитатель |
11. | Музыка | 2 | музыкальный руководитель |
12. | Физкультура | 3 | физ. инструктор |
13. | Психо-коррекционное развитие | 1 | психолог |
14. | Социальное развитие | 1 | воспитатель |
Учебный план в подготовительной коррекционной группе для детей с ЗПР
№ п/п | Виды занятий и работа в повседневной жизни | Кол-во | Ответственный |
1. | Ознакомление с окружающим | 1 | дефектолог |
2. | Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи | 1 | логопед |
3. | Подготовка к обучению грамоте | 2 | логопед |
4. | Развитие графо-моторных навыков | 1 | дефектолог |
5. | Коррекционно-развивающее занятие | 1 | дефектолог |
6. | Психо-коррекционное занятие | 1 | психолог |
7. | Математика | 2 | воспитатель |
8. | Ознакомление с художественной литературой | в свободной деятельности | воспитатель |
9. | Изобразительная деятельность | 2 | воспитатель |
10. | Лепка / ручной труд | 1 | воспитатель |
11. | Аппликация / конструирование | 1 | воспитатель |
12 | Музыкальное занятие | 2 | Музыкальный руководитель |
13 | Физкультурное занятие | 2 | Физ. инструктор |
14. | Социальное развитие | в свободной деятельности | воспитатель |
Тематическое планирование познавательного и речевого развития дошкольников в старшей коррекционно-развивающей группе.
Месяц | Неделя | Лексическая тема |
Октябрь | 1 | Детский сад. Профессии работников детского сада. |
2 | Осень. Признаки осени. Деревья осенью. | |
3 | Огород. Овощи. | |
4 | Сад. Фрукты. | |
Ноябрь | 1 | Игрушки. |
2 | Посуда. | |
3 | Одежда. | |
4 | Обувь. | |
Декабрь | 1 | Зима. Зимние игры и забавы. |
2 | Зимующие птицы. | |
3 | Дикие животные зимой. | |
4 | Новый год. | |
Январь | 1 | Зимние каникулы у детей, проводится только индивидуальная работа. |
2 | Продукты питания. | |
3 | Я и мое тело. | |
4 | Профессии. | |
Февраль | 1 | Моя семья. |
2 | Наш город. | |
3 | Транспорт в городе. | |
4 | Страна. Наша армия. | |
Март | 1 | Весна. Приметы весны. |
2 | 8 марта. | |
3 | Дикие животные весной. | |
4 | Весенние каникулы у детей, проводится только индивидуальная работа. | |
Апрель | 1 | Перелетные птицы. |
2 | Космос. | |
3 | Домашние животные. | |
4 | Рыбы. | |
Май | 1 | Весенние работы в саду и огороде. |
2 | Насекомые. | |
3 | Домашние птицы. | |
4 | Лето. | |
Тематическое планирование познавательного и речевого развития дошкольников в подготовительной коррекционно-развивающей группе.
Месяц | Неделя | Лексическая тема |
Сентябрь | 4 | Ранняя осень. Деревья. Кустарники. |
Октябрь | 1 | Дары осени (овощи, фрукты, грибы, ягоды) |
2 | От зерна до булочки. | |
3 | Продукты питания. | |
4 | Перелетные птицы. | |
Ноябрь | 1 | Поздняя осень. Я и мое настроение. |
2 | Домашние животные и их детеныши. | |
3 | Дикие животные и их детеныши. | |
4 | Одежда, обувь, головные уборы. | |
Декабрь | 1 | Зима. Зимняя одежда и обувь. |
2 | Зимующие птицы. | |
3 | Дикие животные зимой. | |
4 | Новый год. | |
Январь | 1 | Зимние каникулы у детей, проводится только индивидуальная работа. |
2 | Начало года. Календарь. | |
3 | Мой дом. Моя семья. | |
4 | Мебель. Бытовые приборы. | |
Февраль | 1 | Профессии. |
2 | Инструменты. | |
3 | Наша Родина – Россия. Столица России – Москва. | |
4 | День защитника Отечества. Родной город. | |
Март | 1 | Ранняя весна. Первые весенние цветы. Мамин праздник. |
2 | Посуда. Материал, из которого изготовлена посуда. | |
3 | Домашние птицы. | |
4 | Весенние каникулы, поводится только индивидуальная работа. | |
Апрель | 1 | Середина весны. Прилет птиц. |
2 | Планета Земля. Космос. | |
3 | Транспорт. | |
4 | Труд людей весной. | |
Май | 1 | Животные морей и океанов. |
2 | Насекомые. | |
3 | Скоро в школу. Школьные принадлежности. | |
4 | Цветы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».
Проект.Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие». Актуально...
Инклюзивный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье раскрываются аспекты особенностей развития детей с нарушением зрения....
Адаптированные и индивидуальные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и их реализация
Адаптированные и индивидуальные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и их реализация...
«Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС. Инклюзия и интеграция»
АНО ДПО «Международный социально-гуманитарный институт»...
«Инновационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и мо...
.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» Образование детей с ограниченн...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...