Рабочая программа занятий творческой группы "Чудеса своими руками" подготовительная группа
рабочая программа (подготовительная группа)

Стаметова Марина Николаевна

В программе можно найти: пояснительную записку, цели и задачи, возрастные особенности, целевые ориентиры, планируемые результаты, перспективный план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_kruzhka_na_2020_g_-_2021_g.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №4 «Лесовичок»

ПРИНЯТА:

На Педагогическом совете

Протокол № __________

 «____» ________ 2020 г.

УТВЕРЖДЕНА:                                                                                    

Приказом  МДОБУ ЦРР –

д/с № 4 «Лесовичок»                                                                                                                                                                           № ____ от _____2020 г.

Рабочая программа

Занятий творческой группы

  «Чудеса своими руками»

(подготовительная группа № 4)

                                    на 2023 - 2024 учебный год

 Часть образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений

п. Талакан

СОДЕРЖАНИЕ

 I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка.

2.Цель и задачи

3. Возрастные особенности развития детей 5 - 6 лет.

4. Целевые ориентиры

5. Ожидаемые результаты реализации Программы. Реализация программы предполагает получение следующих результатов: дигостика

II.Содержательный раздел

1.Перспективный план работы

2 Методы и приемы.

3.Технология описания работы

III.Организационный раздел

1.Режим занятий.

2. Материально-техническое обеспечение

3. Литература.

Приложение

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

                                         

I Раздел. Целевой

1.Пояснительная записка

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.

Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки.

Программа «Мукасолька» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Искусство лепки из солёного теста неслучайно называется тестопластикой или биокерамикой, а изделия – мукасольками. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки и моделирования.

Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования от рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Основным направлением в работе кружка является художественно-эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество, труд.

Тестопластика комплексно воздействует на развитие ребёнка:

  • повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • синхронизирует работу обеих рук;
  • развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса;
  • в процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

2.Цели:

  • обучение учащихся навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста;
  • создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных при работе с тестом, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств материала; обучение приемам работы с материалом; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству, помогать детям в их желании сделать свои работы общественно – значимыми.

Технологии:

Игровое обучение

Педагогика сотрудничества

Методы:

Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

Практический (выполение поделки )

3.Возраст детей и их особенности:

 Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5—6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции. Более совершенной становится моторика. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе с взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. В процессе восприятия изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Совершенствуются и развиваются практические навыки.

Дети лепят по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творчеству. У них формируются обобщённые способы действий и обобщённые представления о созданных ими объектах.

Срок реализации программы – 1 год.

4.Целевые ориентиры

Воспитанники должны знать:

• виды и назначение изделий из соленого теста;

• необходимые инструменты и материалы;

• основные этапы изготовления изделий;

• основные приемы лепки, технологию выполнения;

• композиционные основы построения изделия;

• законы сочетания цветов;

• требования к качеству и отделке изделий;

• правила безопасной работы во время изготовления изделий.

Воспитанники должны уметь:

• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

• приготавливать тесто для лепки;

• использовать инструменты для работы;

• изготовлять отдельные детали;

• соединять детали в готовое изделие;

• составлять композицию из отдельных элементов;

• сушить изделие;

• гармонично сочетать цвета;

• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;

• выполнять правила безопасной работы;

• организовывать рабочее место;

• определять качество готового изделия.

5. Планируемые результаты освоения Программы (ожидаемые результаты)

Общекультурный уровень освоения.

1 год обучения - предполагает развитие трудолюбия,

усидчивости, аккуратности в работе, воображения,

фантазии. А также приобщить детей к

коллективной творческой деятельности, совместному

труду, взаимопомощи. Соблюдение правил по технике безопасности.

Оказать помощь в раскрытии индивидуальных

способностей дошкольников и способствовать развитию

наблюдательности; коммуникативных навыков, культуры

общения со сверстниками.

2год обучения - предполагает стремление к поиску

самостоятельности; понимание необходимости

качественного выполнения образа.

Сформировать представление об основах композиции.

Приобщить детей к миру художественного

изобретательства.

Ожидаемые результаты

 У детей развивается стойкий интерес к тестопластике .

Дети ответственно относятся к выполнению работ,

стремят ся к с амостоятельному, каче ственному

выполнению образа.

Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до

конца.

Умеют помогать друг друг у при выполнении

коллективной работы.

Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу.

Владеют техническими приёмами лепки.

II раздел. Содержательный

Перспективный план работы 2023 – 2024 г.г.

Тема

Сроки

Форма проведения

Предполагаемый результат

Овощи - фрукты

октябрь

Рассматривание  изделий, иллюстраций, беседа

Раскрашивание

изделия

октябрь

Беседа, рассматривание муляжей, стихотворение

Атрибут к игре «магазин»

Гусеница

октябрь

Загадки, рассматривание картинок, беседа

Раскрашивание

изделия

октябрь

Беседа, рассматривание изделий

Атрибут к игре «Магазин»

Улитка

ноябрь

Стихотворение, рассматривание картинок, беседа

Раскрашивание

изделия

ноябрь

Беседа

Ёжик готовится к зиме  

ноябрь

Загадка, рассматривание иллюстраций

Выставка  «Дружная семейка»

Раскрашивание

изделия

ноябрь

Ёлочки – зелёные иголочки

декабрь

Рассказ, альбом, наблюдение на прогулке

Выставка «Зимний лес»

Раскрашивание

изделия

декабрь

Игра, беседа

Ёлочные украшения

декабрь

Рассматривание альбома, игрушек

Украшения для ёлочки

Раскрашивание

изделия

декабрь

Беседа, рассматривание игрушек

Оформление группы

Новогодняя варежка

январь

Рассматривание, иллюстраций, беседа

Раскрашивание

изделия

январь

Рассматривание

Снеговик

январь

Лепка снеговика, рассматривание иллюстраций

Выставка

Раскрашивание

изделия

январь

Птички неразлучники

февраль

Беседа

Раскрашивание

изделия

февраль

Беседа

Подарок родителям

Веселые самолетики

февраль

Беседа, рассматривание альбома

Подарок папам

Раскрашивание

изделия

февраль

Беседа, рассматривание

  Цветок с лепестками

март

Рассматривание открыток, стихотворение

Подарок маме

Раскрашивание поделки

март

Беседа

Мышка с сыром

март

Чтение рассказа, беседа

Раскрашивание

изделия

март

Беседа

Выставка поделок

Утка с утятами

апрель

Чтение небольшого рассказа, загадка, иллюстрации

Раскрашивание

изделия

апрель

Беседа

Ракета

апрель

Игра, рассматривание иллюстраций

Атрибуты к игре

Раскрашивание

изделия

апрель

Беседа

Солнышко

май

Наблюдение, стихотворение

Медальончик

Раскрашивание

изделия

май

Лепка по выбору

Раскрашивание

изделия

Май

Май

Подведение итогов работы

2 .Чтобы создать интерес к определенному занятию используются следующие методы и приемы.

Методы:

  • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации, пальчиковая гимнастика);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово, поощрение, обыгрывание игрушки).
  • Практический (индивидуальная помощь).

Приёмы:

  • Скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок солёного теста помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;
  • Раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-на-зад на дощечке;
  • Сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;
  • Прищипывание или вытягивание: защипнуть тесто между двух или трех пальцев и слегка потянуть;
  • Вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);
  • Вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;
  • Соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения водой;
  • Приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;
  • Украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д.;
  • Оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из теста.

3.Технология описания работы

Основной формой организации образовательного процесса является

совместная деятельность ребенка и воспитателя, которая состоит из этапов:

- организационный момент;

- основной;

- итоговый;

1– организационный

 ∙ изучение спроса родителей

 ∙ формирование группы детей для работы в кружке «Чудеса своими руками»

 ∙ вводная диагностика

 ∙ рекомендации по изотворчеству в семье.

2 – основной

 ∙ организация работы с детьми через занятия кружка

∙ оформление выставок детских работ

 ∙ встреча с родителями и посещение родителями занятий кружка.

3 – итоговый

∙ итоговая диагностика детей

 ∙ проведение открытых занятий с присутствием родителей

 ∙ оформление выставок. Формы предоставления результатов.

 ∙ самоанализ (отчет)

∙ результаты мониторинга.

III раздел. Организационный

  1. Режим занятий.

Сетка занятий проходит во вторую половину дня. Количество занятий 33. Одно занятие длится 25 минут.

  1. Материально-техническое обеспечение

 Для творческой деятельности детей имеется достаточное количество разнообразных материалов стандартной и нестандартной направленности, используемые в кружковой работе:

 ∙ клеёнка;

 ∙ набор стеков (пластмассовые и деревянные);

 ∙ алюминиевая фольга;

 ∙ лопаточки с тонким краем;

 ∙ пинцет (для манипуляций с мелкими деталями);

 ∙ баночки с водой и кисточка;

 ∙ цветные краски;

 ∙ расчески с частыми зубьями для нанесения орнамента и насечек; ∙ зубочистки.

 Дополнительное оборудование: 

∙ бисер и бусины (служат для украшения, декорирования);

 ∙ набор фигурок и вырезок (можно использовать фигурки для печенья или фигурки из наборов для лепки);

Используются также столы, иллюстрации к занятиям, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека.

  1. Литература
  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
  2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
  3. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007.
  4. И.А.Лыкова. Мукасольки. Подарки из солёного теста. ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012.
  5. И.А. Лыкова. Мастерилка. Рыка, рыбка где ты спишь? ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012.
  6. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006.
  7. И. Кискальт. Соленое тесто. М. : «Аст –пресс», 2002.
  8. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008.
  9. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М. : «Аст-пресс».

Приложение

Форма подведения итогов

Диагностическое обследование проводится два раза – в начале и в конце

учебного периода.

Стартовый контроль – проводится перед началом обучения, его цель –

определение уровня подготовки воспитанников в начале цикла обучения,

прогнозирование возможности успешного обучения.

Итоговый контроль – проводится в конце учебного периода, чтобы выявить

уровень полученных знаний и умений.

Знания, умения и навыки определяются по разработанным критериям:

Владение приемами:

-скатывание;

-раскатывание;

-приплющивание;

-сплющивание;

-прищипывание;

-отщипывание;

-вырезание формой;

-вырезание стекой.

Выполнение действий:

-по образцу;

-по словесной инструкции;

-по чертежу.

Эмоционально – волевая сфера:

-самостоятельность выполнения;

-умение доводить начатое до конца;

-умение сотрудничать;

-знает и применяет правила безопасной работы.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕХНИКЕ ЛЕПКИ (ТЕСТОПЛАСТИКЕ)

 

№ п./ п. Фамилия имя ребенка

Умение детей задумывать содержание лепки развитие замысла в процессе лепки

Умение использовать в лепке разнообразные приёмы

Передача образа

Умение использовать стеку при лепке из теста

Творческие способности

Общее количество баллов

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г

к. г.

н. г.

 к. г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 балл – ребенок с заданием не справляется;

2 балла – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и

выполняет задания;

3 балла – справляется самостоятельно, в полном объеме.

От 1 до 1,9 - низкий уровень

От 2 до 2,9- средний уровень

От 3 – высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

рабочая программа кружка "Творческая мастерская"

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу кружка "Творческая мастерская"...

Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» в средней группе

Рабочая программа в которой описана работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.Происходит не только сенсо...

Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей средней группы средствами русского фольклора Сибирского региона»

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста – актуальная проблема современной педагогики. Творческая личность всегда активна, способна к самостоятельности мышления и пре...

Рабочая программа по дополнительному образованию в старшей группе по ФЭМП "Творческая мастерская "Эврика"

           Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Програ...

Рабочая программа кружка "Творческая мастерская" в средней группе 2021-2022 уч.год

Рабочая программа кружка "Творческая мастерская" в средней группе 2021-2022 уч.год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС Нетрадиционная техника рисования. Для детей подготовительной группы Возраст детей с 6 до 7 лет

Цель программы:   развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.Задачи программы.Развивать у детей коммуникативные, речевые, инте...