рабочая программа кружка "Творческая мастерская"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу кружка "Творческая мастерская"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем является их встреча с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе. Содержание занятий кружка «Творческая мастерская» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Работа кружка «Творческая мастерская» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами. Программа кружка «Творческая Мастерская» предусматривает решение следующих задач:
- Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, природным и бросовым материалами, пластилином и тестом.
- Обучать умению следовать устным инструкциям.
- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие речевых навыков;
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы с материалами;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Учить детей работать творчески и коллективно, проявляя инициативу в выборе материала.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю (8 раз в месяц, занятия в год)
Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.
Продолжительность занятий не более 20 минут
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Выделяются пять разделов:
- Работа с бумагой и картоном – занятий
- Работа с бросовым материалом – занятий
- Работа с природным материалом – занятий
- Пластилинография – занятия
- Тестопластика (работа с соленым тестом) – занятия
Работа с бумагой и картоном.
1.Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих в Японии. Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
2. Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
3. Бумагопластика.
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.
Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально- чувственной сферы, художественно- образного мышления, реализации их творческих возможностей.
Задачи обучения:
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- развивать умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
- Учить детей технике работы с ножницами: разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски.
- Учить делать элементарные игрушки - самоделки из согнутого картона: Учит элементам складывания бумаги в технике «Оригами».
- Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.
Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
- для игр детей;
- для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
- их можно использовать в качестве подарков.
Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Пластилинография способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Одним из несомненных достоинств пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы.
Задачи обучения:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, общипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, изобразительную деятельность детей.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы, к коллективной работе.
Тестопластика (лепка из соленого теста)
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.
Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки
Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Задачи обучения::
- Знакомство детей с пластичными материалами: тестом.
- Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и "шлепанье".
- Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
- Развитие мелкой моторики.
Используемые материалы:
- Пластилин
- Крышки от майонезных банок,баночки
- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага,
- Салфетки разных цветов
- Вата
- Цветной и белый картон
- Скорлупа яиц
-Клей ПВА, клей-карандаш
- Краски, фломастеры, цветные карандаши
-Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.
- Крупа манная
- Горох
- Различные семена (арбуза, подсолнуха, клена и тд.)
- Вата
- Соленое тесто
- Ватные диски
- Макароны
Инструменты и приспособления:
- Ножницы
- шило (только для взрослого)
- Карандаш
- Линейка
- доска для лепки и стеки
- подкладной лист
- кисточки для красок и клея
Тематический план
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа творческой мастерской "Жар-Птица" для детей 5-7 лет
Программа ориентирована на работу с детьми 5-7 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Данная прогр...
Рабочая программа кружка "Мастерская волшебников" на 2018-2019 учебный год
Программа кружка направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов...
Рабочая программа "Творческая мастерская "Эврика" в средней группе.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении, самостоятельной деятельности детей. Содержание Программы представл...
Рабочая программа творческой мастерской «Умелые ручки» для детей от 2-3 лет
Рабочая программа творческой мастерской "Умелые ручки" для детей от 2-3 лет...
Рабочая программа "Волшебная мастерская"
Рабочая программа "Волшебная мастерская"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Творческой мастерской «Сказки «Цифрограда»
Для детей старшего дошкольного возраста (Познавательно - речевое развитие)...
Рабочая программа кружка "Мастерская чудес"
Рабочая программа кружка по начальному моделированию...