Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей средней группы средствами русского фольклора Сибирского региона»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста – актуальная проблема современной педагогики. Творческая личность всегда активна, способна к самостоятельности мышления и преобразованию окружающего мира. Младший дошкольный возраст очень благоприятен для развития творческих способностей . В это время очень важно  умелое тактичное руководство деятельностью  детей. Как писал Л.С. Выготский: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя содействовать его образованию и проявлению».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_reg._-15god.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Березка», с. Мамонтово

Утверждено заведующей МБДОУ              

_________________________________

«____» _________________ 20    года

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                             

 

Рабочая программа

«Развитие творческих способностей детей

средней группы

средствами русского фольклора Сибирского региона»

Разработчик: Кваша Н.Г.

Музыкальный руководитель

 МБДОУ детского сада «Берёзка»

С. Мамонтово, 2015год

Пояснительная записка

       Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста – актуальная проблема современной педагогики. Творческая личность всегда активна, способна к самостоятельности мышления и преобразованию окружающего мира. Младший дошкольный возраст очень благоприятен для развития творческих способностей . В это время очень важно  умелое тактичное руководство деятельностью  детей. Как писал Л.С. Выготский: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя содействовать его образованию и проявлению».

       В младшем дошкольном возрасте возрастает двигательная активность, интерес к сверстникам; появляется активный интерес к окружающему миру, причинно-следственным связям; ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий;  много фантазирует, используя речь, появляется воображение; приходит понимание «языка чувств» (выражение радости, печали и т.д.); появляется способность проявлять сочувствие, сопереживание; ребенку этого возраста свойственен антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать», «чувствовать». Все эти факторы являются положительным фоном для развития творческих способностей детей. Это было интуитивно замечено любящими мамами, бабушками много веков назад. Поэтому в народе было сложено огромное количество произведений устного народного творчества, отвечающих потребностям и интересам данного возраста.  На мой взгляд, использование средств русского фольклора в учебно-воспитательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста, благотворно скажется на развитии их творческих способностей. На это направлена предлагаемая программа.

       Данная программа соотносится с основной общеобразовательной программой МБДОУ д.с «Березка», приоритетными направлениями которой являются: работа с родителями и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

       Через ознакомление с местным фольклором и традициями реализуется региональный компонент в учебно-воспитательной деятельности.

       Программа основана на следующих нормативно-правовых документах:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;

-Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»; 

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 г Москвы «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования"

-     Национальная  доктрина  образования в РФ ;

    -письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191 -0139/06-1И  «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»;

- Cанитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление  от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва  «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13»

- конвенция о правах ребенка

-профессиональный стандарт педагога

-кодекс профессиональной этики педагога

-закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

-постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы».

- Ос»новная общеобразовательная программа детского сада «Березка», с. Мамонтово

Цель программы: создать условия для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через приобщение к местному устному народному творчеству.

Задачи: 

  1. Способствовать освоению произведений фольклора Сибирского региона, соответствующего возрасту.
  2. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, через произведения местного фольклора.
  3. Обеспечить эмоционально-психологическое благополучие на занятиях.
  4. Выявить  творческие наклонности каждого ребенка.
  5. Способствовать использованию полученных  навыков в разнообразных ситуациях.

Основными принципами формирования данной программы являются: принцип развивающего обучения, принцип культуросообразности, принцип гуманно-личностного отношения к ребенку. Тематический план  программы разработан с учетом праздников народного календаря, а также тематических недель детского сада «Березка» на 2015-2016 учебный год.

       Данная рабочая программа будет реализовываться в непосредственной образовательной деятельности (музыкальные занятия), в ходе проведения утренников, развлечений, совместных с родителями праздников народного календаря, и составляет 40 % от рабочей программы по музыкальному развитию младших дошкольников.

Календарно-тематический план

месяц

тема

Образовательные мероприятия

1

сентябрь

«осень, осень в гости просим»

1.включение в ход основных музыкальных занятий народных примет,пословиц, поговорок, Алтайского края, про осень

2. разучивание народных игр: «Зайка, зайка, что с тобой?» ( Алт.край), .«Мак–маковистый» (Новосиб. обл.)

2

октябрь

«Ходит сон, близ окон»

1.Слушание и разучивание колыбельных песен:.«Котя,котя-коток» (Новосиб.обл.), и др.

2.Музыкально-ритмические движения под народную песню«Был у бабушки козел» (Новосиб. обл.)

3. разучивание народной игры «Пузырь».

4. просмотр кукольного театра по русской народной сказке

3

ноябрь

«Кузьминки –об осени поминки»

  1. Прослушивание русского народного наигрыша «Барыня»

2.Освоение пальчиковой игры  «Раз, два, три, четыре, пять».

3. разучивание народной игры «Как во нашем во дому»

4.проведение кузьминской вечерки, совместно с родителями

4

декабрь

«Зимушка-зима»

1.Освоение народного танца «Во саду ли в огороде»

2.включение в ход основных музыкальных занятий народных примет,пословиц, поговорок, Алтайского края, о зиме

5

январь

«Пришла коляда-отворяй ворота!»

1.принятие колядовщиков

2.просмотр вертепного представления

3. тематическое музыкальное занятие «попляши от души»

4.знакомство с народным инструментом-балалайка, прослушивание частушечного наигрыша

5.разучивание потешки «Вьюги, вьюги»

6. разучивание народной игры «Шел козел дорогою» (г. Новосиб.)

6

февраль

«чудо-чудное, диво дивное» народная игрушка

1.гости-народные игрушки учат петь детские народные песенки.

2. прослушивание наигрышей на свистульках

3. Освоение пальчиковой игры«Ай, туки, туки, туки»

4. разучивание народной игры «Лень» (Алтайский край)

7

март

«масленица-расчестная»

1.знакомство и прослушивание народной прибаутки «Сивка-воронка»( Новосиб. обл.)

2. разучивание народной игры «Бабка Ешка»

3.участие в празднике «масленица»

8

апрель

«жаворонушки, прилетите – весну на крыльях принесите»

1.разучивание весенней заклички «Жаворонушки» (Новосиб. обл.)

2. знакомство с народным инструментом-гармошка, прослушивание наигрышей

3.Освоение пальчиковой игры «Наша хозяюшка»

4. разучивание народной игры «Пчелка» (Алт. край)

2. проведение праздника встречи весны, совместно с родителями

9

            май

«Пасха красная»

1.Проведение открытого занятия, посвященного празднику «Пасха»

2.прослушивание традиционных наигрышей на ложках

3. Разучивание народной игры «Заинька - во садочке» (Кург. Обл.)

3.Проведение совместного с родителями итогового праздника «эй, народ налетай, в хороводах поиграй».

Содержательный раздел программы

       Работа по данной программе осуществляется  в процессе проведения музыкальных занятий. Специально подобранный фольклорный репертуар соответствует возрасту детей, соответствует их возможностям и потребностям в познавательной, речевой, физической, коммуникативной деятельности.

       Содержание программы, обеспечивает развитие пяти основных образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие. Русские народные игры, песни, танцы, потешки, загадки обеспечивают общение детей, необходимость соблюдать правила,      

                           развивают воображение, внимательное отношение к окружающему миру, формируют гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства.

Познавательное развитие. Благодоря разучиванию произведений фольклора, дети больше узнают об окружающем мире, знакомятся с творчеством своих предков, историей  и природой родного края.

Речевое развитие. Положительное влияние на развитие речи детей оказывает: пение народных детских песенок (развитие речевого ритма, дикции, увеличение словарного запаса, развитие речевого дыхания), пальчиковые игры (развитие мелкой моторики), танцы (развитие координации движений, физическое развитие, что напрямую связано с психическим здоровьем, а следовательно и с развитой речью), народные игры (формирование правильной и связной речи).

Физическое развитие. Народное пение – это мощное развитие легких, т. к. связано с постановкой дыхания, к тому же большинство детских народных песенок сопровождаются движениями, что тоже способствуют физическому развитию. Народные игры, танцы, хороводы обеспечивают двигательную активность детей, развитие координации движений.

Художественно-эстетическое развитие. Все, без исключения, жанры русского фольклора способствуют формированию образного мышления; развивают чувство красоты, могут научить находить прекрасное в окружающем мире, и передавать это в образном слове и движениях.

       Данная программа предполагает работу в разных видах музыкальной  деятельности: пение, танец, игра на музыкальных инструментах, слушание, народные игры. А также такие формы взаимодействия с семьей, как: совместная, подготовка и проведение праздников народного календаря, консультации, открытые занятия.

Планируемые результаты освоения программы:

       В результате освоения данной  программы,  дети

  • Освоят произведения русского фольклора, Сибирского региона, соответствующие возрасту (потешки, игры, песни, танцы)
  • Будут готовы применять полученные навыки в повседневной жизни (петь, играть в народные игры)
  • Благодаря произведениям местного фольклора, научатся эстетически воспринимать окружающий мир
  • Проявят свои творческие наклонности, что даст возможность их дальнейшего развития

Родители воспитанников, благодаря совместным праздникам народного календаря, получат возможность соприкоснуться с традиционной культурой Алтайского края;

А также общения со своими детьми, в условиях детского сада.

Условия реализации программы:

       Программа реализуется на фоне интеграции  специалистов ДОУ, а также содружества с семьей.

Педагог, работающий по данной программе должен обладать следующими компетенциями:

- мотивационно-целевыми (быть заинтересованным в достижении результата)

- социально-личностными (коммуникативными навыками, общей культурой, способностью индивидуализировать свой труд, общение с участниками педагогического процесса)

- Информационно-методическими (литература, техника, интернет)

- рефлексивно-аналитическими (наблюдательность, умение анализировать свою деятельность, оценивать результат, выявлять проблемы)

    Также нужно владеть необходимым фольклорным материалом, уметь применить его в правильных условиях.

Методическое обеспечение:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;

-Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»; 

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 г Москвы «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования"

-     Национальная  доктрина  образования в РФ ;

    -письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191 -0139/06-1И  «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»;

- Cанитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление  от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва  «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13»

- конвенция о правах ребенка

-профессиональный стандарт педагога

-кодекс профессиональной этики педагога

-закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

-постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы».

- Основная общеобразовательная программа детского сада «Березка», с. Мамонтово

Выготский Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте. М.Л., Госиздат,1930,-117с.

  1. Да я зайду на гору. Традиционные игры и хороводы Чарышского района, Алтайского края (методическое пособие). Барнаул, 2010.
  2. Заинька во садочке.Популярное пособие для родителей и педагогов.Нов-ск,2002.
  3. Петров В.М., Гришина Г.М., Короткова Л.Д. Весенние, летние, осенние, зимние праздники , игры и забавы для детей. М., 1998.
  4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа.С-Пт.,1997.
  5. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.1972.
  6. Личная аудио-тека и экспедиционные материалы по Алтайскому краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности

Нами предоставляется  возможность,  детям и их родителям, продемонстрировать свои  таланты и способности. Музыкально – театральная деятельность дает шанс   активно...

УМК к программе развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности раздел актёрское мастерство

Работа содержит систему специальных мероприятий по актёрскому мастерству - способствующих развитию творческого потенциала и музыкальных  способностей детей старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей средней группы по средствам театрализованной деятельности « Сказка приходи»

Конспект образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей средней группы по средствам театрализованной деятельности « Сказка приходи»...

Проект нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей, средней группы.

Проект нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей, средней группы.Вид проекта : краткосрочный 23.04.2021г.- 30.04.2021г.Участники проекта: дети группы, р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС Нетрадиционная техника рисования. Для детей подготовительной группы Возраст детей с 6 до 7 лет

Цель программы:   развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.Задачи программы.Развивать у детей коммуникативные, речевые, инте...