Педагогический проект «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
проект

Михайлова Галина Николаевна

Использование квест-технологии позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igra_igroy_smenyaetsya_rech_nasha_razvivaetsya.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад II категории комбинированного вида № 1 «Солнышко»

Педагогический проект

«Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

                                                   Разработчики:

                                                                      Цоль Марина Викторовна

                                                                      Штрак Елена Николаевна

Михайлова Галина Николаевна

с. Идринское, 2020 г

Проблема проекта:

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации.

В настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста особенно актуальна, происходит обеднение живого общения. Просмотр мультфильмов, игры в компьютер, планшет, неконтролируемые по времени, минимальное общение со сверстниками и взрослыми приводят к снижению речевой культуры ребенка. 

Мониторинг, проведённый в начале учебного года, показал недостаточный уровень речевого развития   у детей нашей группы. Высокого уровня — нет, средний уровень 59 %, низкий уровень 41%.  Дети не могут составить описательный рассказ даже при помощи воспитателя. На вопросы не давали развернутых ответов, отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка.

Оценка выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. После изучения множества различной литературы по проблемам речевого развития, такой формой нами была выбрана квест-технология. Использование квест-технологии позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.

Тип проекта: долгосрочный, игровой, групповой.

Сроки реализации: сентябрь 2020 года - февраль 2021 года.

Участники проекта: Воспитатели, дети средней группы, родители (законные представители).

Возраст детей: 4-5 лет

Цель проекта:

Создание условий для повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста с использованием квест-технологии.

Задачи:

1.Обновить развивающую предметно-пространственную среду;

2. Формировать грамматической строй речи;

3.Способствовать развитию связной речи и развитию звуковой и интонационной культуры речи;

4. Активизировать и обогащать словарный запас детей;

5. Развивать умение сотрудничать, проявлять доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и взрослыми;

6. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, повысить настрой детей;

7.Развивать активность, инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Этапы проекта:

I этап. Подготовительный.

Предварительный мониторинг детей среднего дошкольного возраста;

Изучение методической литературы по теме проекта;

Разработка конспектов занятий с использованием квест-технологии;

Консультация для родителей «Квест- современная игровая технология»;

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды - подготовка демонстрационного материала, ребусов, загадок, кроссвордов, пазлов, лабиринтов, игр с содержанием речевых и творческих заданий.

II этап. Основной.

Проведение квест – игр согласно перспективному планированию проекта;

Консультирование родителей по теме проекта.

III этап. Заключительный.

Итоговый мониторинг детей среднего дошкольного возраста;

Анализ результатов работы по проекту;

Консультация для педагогов «Квест-технология - эффективная форма проведения НОД».

Взаимодействие с родителями:

Консультирование родителей по теме проекта;

Помощь в изготовлении атрибутов к квест-играм.

Ожидаемый результат:

При систематической работе по данному проекту повысится уровень речевого развития детей, значительно увеличится словарь, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью, использовать монологическую и диалогическую формы речи, повысится интерес к занятиям. Дети будут сотрудничать, проявлять доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и взрослыми. Дети станут более самостоятельными и активными в различных видах детской деятельности. Пополнится РППС развивающими играми и пособиями, материалами по квест-технологии.

Возможности дальнейшего развития проекта:

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах, с участием родителей (законных представителей) в квест-играх.

Перспективное планирование проекта.

Сентябрь

«День знаний»

Квест-игра «В поисках новых знаний».

Задачи: Закрепить знание у дошкольников о празднике 1 сентября. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений, выполнять правила игры. Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных картинок набора и затем составлении целостного рассказа.

«Осень ранняя пришла, мы ее встречаем»

Квест- игра «Осеннее путешествие».

Задачи: Учить описывать изменения в природе осенью.

Воспитывать доверительные отношения между воспитателем и детьми. Развивать быстроту, ловкость. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь. Упражнять в употреблении антонимов, формы множественного числа родительного падежа существительных. 

«Дары осени»

Квест-игра «Собираем урожай».

Задачи: Закрепить умение детей различать по внешнему виду и называть овощи и фрукты. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику. Учить описывать овощи, отгадывать загадки. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных слов, а также в употреблении существительных множественного числа.

«Хлеб всему голова»

Квест-игра «В гостях у царицы Пшеницы».

Задачи: Развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания, развивать глазомер, зрительное восприятие. Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам.

Октябрь

«Я расту здоровым»

Квест-игра «Секреты здоровья».

Задачи: Продолжать формировать тактильное различение свойств предметов. Закреплять умение различать температуры и значение слов «холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло» и «горячо». Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения. Формировать навыки здорового образа жизни, упражнять в выполнении основных движений. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

«Я и моя семья»

Квест-игра «В гостях у Барбоскиных».

Задачи: Учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи. Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой. Совершенствовать грамматический строй речи. Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания. Развивать внимание, мышление.

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Квест-игра «В стране Мультляндии».

Задачи: Обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых. Учить отгадывать загадки про профессии. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать зрительную память, мышление.

«Флора и фауна»

Квест-игра «Волшебное царство животных».

Задачи: Закреплять представления детей о животных, где живут животные, чем питаются, кто какие звуки издает. Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их. Формировать умение жестами, позами движениями показывать предложенного животного.

Ноябрь

«Россия - моя страна»

Квест-игра «В поисках флага».

Задачи: Закрепить знания о внешнем виде Российского флага, развивать умение самостоятельно конструировать Российский флаг из подручного материала, формировать уважительное отношение к государственной символике России. Формировать умения составлять самостоятельно рассказ из 3-4 предложений;

«Главный город России - Москва»

Квест-игра «Прогулка по Москве».

Задачи: Формировать представления детей о Москве — главном городе, столице России. Расширять кругозор, обогащать знания о достопримечательностях Москвы.

Учить рассказывать о Москве. Упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Осень проходит-спешит к нам зима»

Квест-игра «Проделки Лешего».

Задачи: Формировать умение детей узнавать предметы по характерным признакам. Способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, учить применять имеющиеся знания. Развивать умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказки в играх-драматизациях.

«Что нас окружает»

Квест-игра «В поисках Почемучки».

Задачи: Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание.

Декабрь

«Зимние забавы»

Квест-игра «Помоги снеговику».

Задачи: Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения. Учить детей выразительным движениям и жестам, мимике. Развивать воображение, творческие способности.

«Зимовье зверей»

Квест-игра «Там на неведомых дорожках».

Задачи: Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Развитие мелкой моторики, памяти, внимания.

«Животные севера»

Квест-игра «В гостях у Умки».

Задачи: Учить детей находить лишнюю картинку, показывать только те, на которых изображены животные Севера. Называть их и рассказывать о них 2 - 3 предложения: внешний вид и чем питаются.

«Наступает Новый Год»

Квест-игра «Сказка к нам спешит».

Задачи: Закреплять признаки зимы. Воспитывать у детей интерес к совместным действиям. Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения.

Январь

«Проказы матушки зимы»

Квест-игра: «Найди посох Морозки».

Задачи: Учить детей подбирать предмет по цвету и величине. Развивать тактильные ощущения мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к литературным текстам, желание их слушать.  Способствовать освоению и использованию основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте, просьба (дайте, пожалуйста, благодарность (спасибо).

«Как зимуют птицы?»

Квест-игра «Спешим на помощь».

Задачи: Учить описывать птиц. Знакомить с антонимами, активизировать знания детей о внешнем виде птиц, их повадках.  Развивать воображение, мышление, интерес, расширять детский кругозор. Воспитывать бережное отношение к птицам, особенно в зимнее время.

«Зимний спорт»

Квест-игра «Большой секрет Спортика»

Задачи: Познакомить дошкольников с зимними видами спорта. Способствовать развитию умения различать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами. Формировать представления о важности и пользе занятиями спортом для здоровья.
Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками.

Февраль

«Страна вещей и предметов»

Квест-игра «Путешествие в страну вещей и предметов»

Задачи: Обогащать словарный запас детей. Учить детей классифицировать предметы по основным признакам и свойствам. Развивать умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказки с помощью персонажей кукольного театра.

«Герои-богатыри»

Квест-игра «По следам русских народных сказок».

Задачи: Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях- защитниках русской земли. Воспитывать доброжелательное отношение и взаимопомощь в процессе совместной деятельности. Формировать навыки сотрудничества.

«Наша армия»

Квест-игра «Секретный пакет»

Задачи: Уточнить представления детей о Российской армии надёжной защитнице нашей Родины.                                                                                   Дать элементарное представление о родах войск.                                                  Воспитывать уважение к российским воинам, развивать быстроту, ловкость, меткость.

«Традиции и обычаи народов России»

Квест-игра «Русский самовар и секрет шкатулки».

Задачи: Познакомить детей с многонациональным составом населения России и их традициями. Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных картинок набора и затем составлении целостного рассказа. Активизировать словарь детей.

Список литературы:

1. Бондаренко. А.К. «Дидактические игры в детском саду» Москва: «Просвещение» 1991.

2. Гавришова Е.В., Миленко В.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10

3. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий». – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. «Квест-технология в образовании» / учеб.  пособие/; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016.

6.Козырева. Л.М. «Развиваем речь малышей». Ярославль: «Академия развития».  2003.

7.Новоторцева. Н.В. «Развитие речи детей». Ярославль: «Гринго», 2014.

8. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий 4-изд., испр. -М.: ТЦ Сфера, 2017.

9.Ушакова О.С. Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический паспорт проекта "В игры играем , речь развиваем"

Развитие речи детей как средства свободного общения с взрослыми и детьми  через игровую деятельность...

ПРОЕКТ «В игры играм, речь развиваем»

Тип проекта познавательно – творческий...

Педагогический проект "Говорим, играем - речь развиваем"

создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса....

Проект : «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

Краткосрочный проект  по развитию речи....

Педагогический проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»

. Ведение 2.1.Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей ...

Проект «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

laquo;Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». К. И. Чуковский....