Педагогический проект «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
проект
Использование квест-технологии позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igra_igroy_smenyaetsya_rech_nasha_razvivaetsya.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад II категории комбинированного вида № 1 «Солнышко»
Педагогический проект
«Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
Разработчики:
Цоль Марина Викторовна
Штрак Елена Николаевна
Михайлова Галина Николаевна
с. Идринское, 2020 г
Проблема проекта:
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации.
В настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста особенно актуальна, происходит обеднение живого общения. Просмотр мультфильмов, игры в компьютер, планшет, неконтролируемые по времени, минимальное общение со сверстниками и взрослыми приводят к снижению речевой культуры ребенка.
Мониторинг, проведённый в начале учебного года, показал недостаточный уровень речевого развития у детей нашей группы. Высокого уровня — нет, средний уровень 59 %, низкий уровень 41%. Дети не могут составить описательный рассказ даже при помощи воспитателя. На вопросы не давали развернутых ответов, отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка.
Оценка выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. После изучения множества различной литературы по проблемам речевого развития, такой формой нами была выбрана квест-технология. Использование квест-технологии позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.
Тип проекта: долгосрочный, игровой, групповой.
Сроки реализации: сентябрь 2020 года - февраль 2021 года.
Участники проекта: Воспитатели, дети средней группы, родители (законные представители).
Возраст детей: 4-5 лет
Цель проекта:
Создание условий для повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста с использованием квест-технологии.
Задачи:
1.Обновить развивающую предметно-пространственную среду;
2. Формировать грамматической строй речи;
3.Способствовать развитию связной речи и развитию звуковой и интонационной культуры речи;
4. Активизировать и обогащать словарный запас детей;
5. Развивать умение сотрудничать, проявлять доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и взрослыми;
6. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, повысить настрой детей;
7.Развивать активность, инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Этапы проекта:
I этап. Подготовительный.
Предварительный мониторинг детей среднего дошкольного возраста;
Изучение методической литературы по теме проекта;
Разработка конспектов занятий с использованием квест-технологии;
Консультация для родителей «Квест- современная игровая технология»;
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды - подготовка демонстрационного материала, ребусов, загадок, кроссвордов, пазлов, лабиринтов, игр с содержанием речевых и творческих заданий.
II этап. Основной.
Проведение квест – игр согласно перспективному планированию проекта;
Консультирование родителей по теме проекта.
III этап. Заключительный.
Итоговый мониторинг детей среднего дошкольного возраста;
Анализ результатов работы по проекту;
Консультация для педагогов «Квест-технология - эффективная форма проведения НОД».
Взаимодействие с родителями:
Консультирование родителей по теме проекта;
Помощь в изготовлении атрибутов к квест-играм.
Ожидаемый результат:
При систематической работе по данному проекту повысится уровень речевого развития детей, значительно увеличится словарь, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью, использовать монологическую и диалогическую формы речи, повысится интерес к занятиям. Дети будут сотрудничать, проявлять доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и взрослыми. Дети станут более самостоятельными и активными в различных видах детской деятельности. Пополнится РППС развивающими играми и пособиями, материалами по квест-технологии.
Возможности дальнейшего развития проекта:
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах, с участием родителей (законных представителей) в квест-играх.
Перспективное планирование проекта.
Сентябрь | |
«День знаний» | Квест-игра «В поисках новых знаний». Задачи: Закрепить знание у дошкольников о празднике 1 сентября. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений, выполнять правила игры. Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных картинок набора и затем составлении целостного рассказа. |
«Осень ранняя пришла, мы ее встречаем» | Квест- игра «Осеннее путешествие». Задачи: Учить описывать изменения в природе осенью. Воспитывать доверительные отношения между воспитателем и детьми. Развивать быстроту, ловкость. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь. Упражнять в употреблении антонимов, формы множественного числа родительного падежа существительных. |
«Дары осени» | Квест-игра «Собираем урожай». Задачи: Закрепить умение детей различать по внешнему виду и называть овощи и фрукты. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику. Учить описывать овощи, отгадывать загадки. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных слов, а также в употреблении существительных множественного числа. |
«Хлеб всему голова» | Квест-игра «В гостях у царицы Пшеницы». Задачи: Развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания, развивать глазомер, зрительное восприятие. Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам. |
Октябрь | |
«Я расту здоровым» | Квест-игра «Секреты здоровья». Задачи: Продолжать формировать тактильное различение свойств предметов. Закреплять умение различать температуры и значение слов «холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло» и «горячо». Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения. Формировать навыки здорового образа жизни, упражнять в выполнении основных движений. Учить устанавливать причинно-следственные связи. |
«Я и моя семья» | Квест-игра «В гостях у Барбоскиных». Задачи: Учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи. Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой. Совершенствовать грамматический строй речи. Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания. Развивать внимание, мышление. |
«Все работы хороши, выбирай на вкус» | Квест-игра «В стране Мультляндии». Задачи: Обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых. Учить отгадывать загадки про профессии. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать зрительную память, мышление. |
«Флора и фауна» | Квест-игра «Волшебное царство животных». Задачи: Закреплять представления детей о животных, где живут животные, чем питаются, кто какие звуки издает. Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их. Формировать умение жестами, позами движениями показывать предложенного животного. |
Ноябрь | |
«Россия - моя страна» | Квест-игра «В поисках флага». Задачи: Закрепить знания о внешнем виде Российского флага, развивать умение самостоятельно конструировать Российский флаг из подручного материала, формировать уважительное отношение к государственной символике России. Формировать умения составлять самостоятельно рассказ из 3-4 предложений; |
«Главный город России - Москва» | Квест-игра «Прогулка по Москве». Задачи: Формировать представления детей о Москве — главном городе, столице России. Расширять кругозор, обогащать знания о достопримечательностях Москвы. Учить рассказывать о Москве. Упражнять в употреблении существительных множественного числа. |
«Осень проходит-спешит к нам зима» | Квест-игра «Проделки Лешего». Задачи: Формировать умение детей узнавать предметы по характерным признакам. Способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, учить применять имеющиеся знания. Развивать умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказки в играх-драматизациях. |
«Что нас окружает» | Квест-игра «В поисках Почемучки». Задачи: Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание. |
Декабрь | |
«Зимние забавы» | Квест-игра «Помоги снеговику». Задачи: Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения. Учить детей выразительным движениям и жестам, мимике. Развивать воображение, творческие способности. |
«Зимовье зверей» | Квест-игра «Там на неведомых дорожках». Задачи: Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Развитие мелкой моторики, памяти, внимания. |
«Животные севера» | Квест-игра «В гостях у Умки». Задачи: Учить детей находить лишнюю картинку, показывать только те, на которых изображены животные Севера. Называть их и рассказывать о них 2 - 3 предложения: внешний вид и чем питаются. |
«Наступает Новый Год» | Квест-игра «Сказка к нам спешит». Задачи: Закреплять признаки зимы. Воспитывать у детей интерес к совместным действиям. Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения. |
Январь | |
«Проказы матушки зимы» | Квест-игра: «Найди посох Морозки». Задачи: Учить детей подбирать предмет по цвету и величине. Развивать тактильные ощущения мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к литературным текстам, желание их слушать. Способствовать освоению и использованию основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте, просьба (дайте, пожалуйста, благодарность (спасибо). |
«Как зимуют птицы?» | Квест-игра «Спешим на помощь». Задачи: Учить описывать птиц. Знакомить с антонимами, активизировать знания детей о внешнем виде птиц, их повадках. Развивать воображение, мышление, интерес, расширять детский кругозор. Воспитывать бережное отношение к птицам, особенно в зимнее время. |
«Зимний спорт» | Квест-игра «Большой секрет Спортика» Задачи: Познакомить дошкольников с зимними видами спорта. Способствовать развитию умения различать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами. Формировать представления о важности и пользе занятиями спортом для здоровья. |
Февраль | |
«Страна вещей и предметов» | Квест-игра «Путешествие в страну вещей и предметов» Задачи: Обогащать словарный запас детей. Учить детей классифицировать предметы по основным признакам и свойствам. Развивать умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказки с помощью персонажей кукольного театра. |
«Герои-богатыри» | Квест-игра «По следам русских народных сказок». Задачи: Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях- защитниках русской земли. Воспитывать доброжелательное отношение и взаимопомощь в процессе совместной деятельности. Формировать навыки сотрудничества. |
«Наша армия» | Квест-игра «Секретный пакет» Задачи: Уточнить представления детей о Российской армии надёжной защитнице нашей Родины. Дать элементарное представление о родах войск. Воспитывать уважение к российским воинам, развивать быстроту, ловкость, меткость. |
«Традиции и обычаи народов России» | Квест-игра «Русский самовар и секрет шкатулки». Задачи: Познакомить детей с многонациональным составом населения России и их традициями. Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных картинок набора и затем составлении целостного рассказа. Активизировать словарь детей. |
Список литературы:
1. Бондаренко. А.К. «Дидактические игры в детском саду» Москва: «Просвещение» 1991.
2. Гавришова Е.В., Миленко В.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
3. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий». – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. «Квест-технология в образовании» / учеб. пособие/; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016.
6.Козырева. Л.М. «Развиваем речь малышей». Ярославль: «Академия развития». 2003.
7.Новоторцева. Н.В. «Развитие речи детей». Ярославль: «Гринго», 2014.
8. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий 4-изд., испр. -М.: ТЦ Сфера, 2017.
9.Ушакова О.С. Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический паспорт проекта "В игры играем , речь развиваем"
Развитие речи детей как средства свободного общения с взрослыми и детьми через игровую деятельность...
ПРОЕКТ «В игры играм, речь развиваем»
Тип проекта познавательно – творческий...
Педагогический проект "Говорим, играем - речь развиваем"
создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса....
Проект : «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
Краткосрочный проект по развитию речи....
Проект в средней группе «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
Проект в средней группе ...
Педагогический проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»
. Ведение 2.1.Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей ...
Проект «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
laquo;Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». К. И. Чуковский....