Проект : «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
проект

Завадская Марина Викторовна

Краткосрочный проект  по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_igroy_smenyaetsya_rech_nasha_razvivaetsya_3.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи детей средней группы

в игровой деятельности
«Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

Введение

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в дошкольном возрасте является основным условием его нормального развития.

Тип проекта: обучающий, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (январь, февраль, март)

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Возраст детей: средний (4-5 лет)

Проблема: низкий уровень активного словарного запаса детей.

Актуальность

В условиях современности одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное в будущем.  И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. Этот пробел влияет и на  дальнейшее развитие детей. Своевременное и полноценное формирование речи, обогащение словарного запаса  в дошкольном детстве является основным условием нормального развития. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие словаря.

Цель: Развивать речь детей, формировать и обогащать их словарный запас через игровую деятельность.

Гипотеза проекта: Развитие речи, формирование словаря у детей будет проходить более эффективно, если:

- будет произведён отбор игр (дидактических, театрализованных, сюжетно-ролевых, подвижных), направленных на развитие речи и формирование словаря у детей;

- систематически и целенаправленно использовать данные игры.

Задачи:

- произвести отбор игр по развитию речи и формированию словаря детей;

- создать условия для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Методы проекта: наглядные, словесные, игровые.

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры.

Этапы реализации проекта

1. Предварительный:

- определение цели и задач проекта;

- выдвижение гипотезы;

- изучение необходимой литературы;

- подбор методической литературы;

- разработка тематического плана для реализации проекта;

- диагностика словаря детей.

2. Основной.

           Создание картотеки игр для развития словаря детей. Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня речевого развития – формирования словаря и его обогащения.

3. Заключительный.

Период осмысления собственных результатов. Повторная диагностика словаря детей.  Драматизация сказки «Колобок» перед родителями. Презентация проекта.

Структура проекта

Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

Предполагаемый результат

Развитие предметно-пространственной среды – пополнение играми. При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатится речь.

Перспективное планирование

Месяц

Дидактические игры

Подвижные игры

Театрализованные игры

Сюжетно – ролевые игры

Январь

«Узнай по описанию»

«Назови одним словом»

«Горячо - холодно»

«Что лишнее?»

«У медведя во бору»

«По ровненькой дорожке»

 «Зайка беленький сидит»

Игра-драматизация «Репка»

«Семья»

Февраль

«Кто что делает?»

«Что бывает круглым?»

«Лови да бросай, цвета называй»

«Что изменилось»

«Лохматый пёс»

«Пузырь»

 «Два мороза»

Игра-драматизация «Теремок»

«Салон красоты»

Март

«Скажи ласково»

«Кто как голос подаёт?»

«Кто чем занимается?»

«Мама и детеныш»

«Мышеловка»

«Куропатки и охотники»

«Зайцы и волк»

Игра-драматизация «Колобок»

«Магазин»

Литература:

  1. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  2. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
  3. А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
  4. Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
  5. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи»;
  6. Е.В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;
  7. Е.А. Тимофеева «Подвижные игры»;
  8. А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
  9. М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
  10.  А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
  11.  М.А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
  12.  З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
  13.  «Игра дошкольника» под ред. С.Л. Новосёловой;
  14.  А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей»;
  15.  А.И. Максакова, Г.А. Тумакова «Учите, играя».

Диагностика активизации словаря детей средней группы

№ п/п

Имя ребенка

Задание 1. «Кукла»

Задание 2. «Мяч»

Итог

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

1.

2.

3.

4.

1.

Кирилл

2.

Цолак

3.

Маша

4.

Зарема

5.

Хумоин

6.

Даша

7.

Андрей

8.

Илья

9.

Арсений

10.

Алина

Методика обследования (по Ушаковой, Струниной)

Средний возраст (4-5 л.)

Цель: диагностика сформированности словаря детей.

Задание 1. «Кукла»

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1. Скажи, что такое кукла!

1) Ребенок дает определение (кукла — это игрушка, с куклой играют);

2) называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);

3) не выполняет задание, повторяет слово кукла.

2. Какая на кукле одежда?

1) Ребенок называет более четырех слов;

2) называет более двух вещей;

3) показывает, не называя.

3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

1) Ребенок дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);

2) дает только глаголы — побегай, помаши;

3) дает неправильные формы.

4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

1) Ребенок называет слово посуда;

2) перечисляет отдельные предметы посуды;

3) называет один предмет.

5. Какую посуду ты знаешь?

1) Ребенок называет более четырех предметов;

2) называет два предмета;

3) называет один предмет.

6. Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в масленку), соль (в солонку)!

1) Правильно отвечает на все вопросы;

2) ответил на три вопроса;

3) выполнил только одно задание.

7. Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.)

1) Называет по цвету (или форме и величине);

2) перечисляет отдельные признаки (эта чашка — зеленая, эта — красная, эта — высокая);

3) называет одно отличие.

8. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный — это стакан или ваза? Металлическая, блестящая — это вилка или нож? Глиняное, расписное — это блюдо или тарелка?

1) Выполняет все задания;

2) выполняет два задания;

3) выполняет одно задание.

9. Подскажи (подбери) слово, противоположное по значению. Одна тарелка глубокая, а другая ... (мелкая); один стакан высокий, а другой ... (низкий); эта чашка чистая, а эта... (грязная).

1) Правильно подобрал все слова;

2) выполнил два задания;

3) выполнил одно задание.

10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

1) Называет ручку у 3—4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);

2) называет две ручки (у кастрюли, сковородки);

3) показывает ручку у чашки.

Задание 2. «Мяч»

1. Воспитатель показывает два мяча и спрашивает: «Что такое мяч?»

1) Ребенок дает определение (мяч — это игрушка; он круглый, резиновый);

2) называет какой-то признак;

3) повторяет слово мяч.

2. Что значит бросать, ловить?

1) Ребенок объясняет: бросать — это я кому-то кинул мяч, а другой поймал;

2) показывает движение и нацеливает, говорит — бросил;

3) только показывает движение (без слов).

3. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем похожи?

1) Ребенок называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют;

2) называет только различия по цвету;

3) говорит одно слово.

4. Какие игрушки ты знаешь?

1) Ребенок называет более четырех игрушек;

2) называет более двух;

3) говорит одно слово.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это средний уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это ниже среднего (низкий) уровень.

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста. В словаре присутствуют все части речи. Слова употребляются точно по смыслу, при необходимости ребенок пользуется синонимической заменой, умеет также подбирать слова противоположного значения.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается невысоким лексическим запасом словаря.  Объем словаря близок к допустимому, в активном словаре преобладают глаголы и существительные. Затрудняется в подборе слов, сходных или противоположных по значению.

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен. Словарь ребенка скуден. Наблюдаются значительные трудности в подборе слов сходного или противоположного значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический паспорт проекта "В игры играем , речь развиваем"

Развитие речи детей как средства свободного общения с взрослыми и детьми  через игровую деятельность...

ПРОЕКТ «В игры играм, речь развиваем»

Тип проекта познавательно – творческий...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В ИГРЫ ИГРАЕМ, МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ГРАММОТНОСТЬ РАЗВИВАЕМ»

       В целях решения вышеизложенного для своей педагогической деятельности определили тему: «В игры играем, математическую грамотность развиваем». Была поставл...

Педагогический проект «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

Использование квест-технологии позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образов...

Проект «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

laquo;Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». К. И. Чуковский....