Проект : «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
проект
Краткосрочный проект по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_igroy_smenyaetsya_rech_nasha_razvivaetsya_3.docx | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию речи детей средней группы
в игровой деятельности
«Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
Введение
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в дошкольном возрасте является основным условием его нормального развития.
Тип проекта: обучающий, игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (январь, февраль, март)
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: средний (4-5 лет)
Проблема: низкий уровень активного словарного запаса детей.
Актуальность
В условиях современности одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное в будущем. И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. Этот пробел влияет и на дальнейшее развитие детей. Своевременное и полноценное формирование речи, обогащение словарного запаса в дошкольном детстве является основным условием нормального развития. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие словаря.
Цель: Развивать речь детей, формировать и обогащать их словарный запас через игровую деятельность.
Гипотеза проекта: Развитие речи, формирование словаря у детей будет проходить более эффективно, если:
- будет произведён отбор игр (дидактических, театрализованных, сюжетно-ролевых, подвижных), направленных на развитие речи и формирование словаря у детей;
- систематически и целенаправленно использовать данные игры.
Задачи:
- произвести отбор игр по развитию речи и формированию словаря детей;
- создать условия для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Методы проекта: наглядные, словесные, игровые.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры.
Этапы реализации проекта
1. Предварительный:
- определение цели и задач проекта;
- выдвижение гипотезы;
- изучение необходимой литературы;
- подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика словаря детей.
2. Основной.
Создание картотеки игр для развития словаря детей. Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня речевого развития – формирования словаря и его обогащения.
3. Заключительный.
Период осмысления собственных результатов. Повторная диагностика словаря детей. Драматизация сказки «Колобок» перед родителями. Презентация проекта.
Структура проекта
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Предполагаемый результат
Развитие предметно-пространственной среды – пополнение играми. При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатится речь.
Перспективное планирование
Месяц | Дидактические игры | Подвижные игры | Театрализованные игры | Сюжетно – ролевые игры |
Январь | «Узнай по описанию» «Назови одним словом» «Горячо - холодно» «Что лишнее?» | «У медведя во бору» «По ровненькой дорожке» «Зайка беленький сидит» | Игра-драматизация «Репка» | «Семья» |
Февраль | «Кто что делает?» «Что бывает круглым?» «Лови да бросай, цвета называй» «Что изменилось» | «Лохматый пёс» «Пузырь» «Два мороза» | Игра-драматизация «Теремок» | «Салон красоты» |
Март | «Скажи ласково» «Кто как голос подаёт?» «Кто чем занимается?» «Мама и детеныш» | «Мышеловка» «Куропатки и охотники» «Зайцы и волк» | Игра-драматизация «Колобок» | «Магазин» |
Литература:
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
- А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
- Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи»;
- Е.В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;
- Е.А. Тимофеева «Подвижные игры»;
- А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
- М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
- А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
- М.А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
- З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
- «Игра дошкольника» под ред. С.Л. Новосёловой;
- А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей»;
- А.И. Максакова, Г.А. Тумакова «Учите, играя».
Диагностика активизации словаря детей средней группы
№ п/п | Имя ребенка | Задание 1. «Кукла» | Задание 2. «Мяч» | Итог | ||||||||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 1. | 2. | 3. | 4. | |||
1. | Кирилл | |||||||||||||||
2. | Цолак | |||||||||||||||
3. | Маша | |||||||||||||||
4. | Зарема | |||||||||||||||
5. | Хумоин | |||||||||||||||
6. | Даша | |||||||||||||||
7. | Андрей | |||||||||||||||
8. | Илья | |||||||||||||||
9. | Арсений | |||||||||||||||
10. | Алина |
Методика обследования (по Ушаковой, Струниной)
Средний возраст (4-5 л.)
Цель: диагностика сформированности словаря детей.
Задание 1. «Кукла»
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
1. Скажи, что такое кукла!
1) Ребенок дает определение (кукла — это игрушка, с куклой играют);
2) называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);
3) не выполняет задание, повторяет слово кукла.
2. Какая на кукле одежда?
1) Ребенок называет более четырех слов;
2) называет более двух вещей;
3) показывает, не называя.
3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
1) Ребенок дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);
2) дает только глаголы — побегай, помаши;
3) дает неправильные формы.
4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
1) Ребенок называет слово посуда;
2) перечисляет отдельные предметы посуды;
3) называет один предмет.
5. Какую посуду ты знаешь?
1) Ребенок называет более четырех предметов;
2) называет два предмета;
3) называет один предмет.
6. Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в масленку), соль (в солонку)!
1) Правильно отвечает на все вопросы;
2) ответил на три вопроса;
3) выполнил только одно задание.
7. Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.)
1) Называет по цвету (или форме и величине);
2) перечисляет отдельные признаки (эта чашка — зеленая, эта — красная, эта — высокая);
3) называет одно отличие.
8. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный — это стакан или ваза? Металлическая, блестящая — это вилка или нож? Глиняное, расписное — это блюдо или тарелка?
1) Выполняет все задания;
2) выполняет два задания;
3) выполняет одно задание.
9. Подскажи (подбери) слово, противоположное по значению. Одна тарелка глубокая, а другая ... (мелкая); один стакан высокий, а другой ... (низкий); эта чашка чистая, а эта... (грязная).
1) Правильно подобрал все слова;
2) выполнил два задания;
3) выполнил одно задание.
10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
1) Называет ручку у 3—4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);
2) называет две ручки (у кастрюли, сковородки);
3) показывает ручку у чашки.
Задание 2. «Мяч»
1. Воспитатель показывает два мяча и спрашивает: «Что такое мяч?»
1) Ребенок дает определение (мяч — это игрушка; он круглый, резиновый);
2) называет какой-то признак;
3) повторяет слово мяч.
2. Что значит бросать, ловить?
1) Ребенок объясняет: бросать — это я кому-то кинул мяч, а другой поймал;
2) показывает движение и нацеливает, говорит — бросил;
3) только показывает движение (без слов).
3. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем похожи?
1) Ребенок называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют;
2) называет только различия по цвету;
3) говорит одно слово.
4. Какие игрушки ты знаешь?
1) Ребенок называет более четырех игрушек;
2) называет более двух;
3) говорит одно слово.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это средний уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это ниже среднего (низкий) уровень.
I уровень – высокий
Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста. В словаре присутствуют все части речи. Слова употребляются точно по смыслу, при необходимости ребенок пользуется синонимической заменой, умеет также подбирать слова противоположного значения.
II уровень - средний
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается невысоким лексическим запасом словаря. Объем словаря близок к допустимому, в активном словаре преобладают глаголы и существительные. Затрудняется в подборе слов, сходных или противоположных по значению.
III уровень – низкий
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен. Словарь ребенка скуден. Наблюдаются значительные трудности в подборе слов сходного или противоположного значения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический паспорт проекта "В игры играем , речь развиваем"
Развитие речи детей как средства свободного общения с взрослыми и детьми через игровую деятельность...
ПРОЕКТ «В игры играм, речь развиваем»
Тип проекта познавательно – творческий...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
Проект в средней группе «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
Проект в средней группе ...
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В ИГРЫ ИГРАЕМ, МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ГРАММОТНОСТЬ РАЗВИВАЕМ»
В целях решения вышеизложенного для своей педагогической деятельности определили тему: «В игры играем, математическую грамотность развиваем». Была поставл...
Педагогический проект «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
Использование квест-технологии позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образов...
Проект «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
laquo;Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». К. И. Чуковский....