Педагогический проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»
проект
. Ведение 2.1.Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Рука ребенка физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Очень часто мы замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, без развития мелкой моторики рук детей нельзя достичь развития связной речи детей, грамматического строя их речи, артикуляционной четкости. Исходя из такой взаимосвязи, мы строим нашу работу на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, творческая деятельность, взаимодействие детей с взрослым. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Вся проводимая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное – сохранению психического и физического развития ребёнка.
Анализ данной ситуации позволил выявить противоречия между:
- необходимостью развивать речь ребенка
- взаимодействие педагогов группы с родителями воспитанников по данному вопросу.
Поэтому возникает необходимость в создании проекта «Пальчики играют – речь ребенка развивают», направленного на развитие речи.
Гипотеза
Развитие моторики в дошкольном возрасте является основой в развитии речи 2-3 лет детей и в этом помогают пальчиковые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_palchiki_igrayut_1.docx | 199.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОСНЕЖКА» г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОСНЕЖКА» г. НАДЫМА»)
Принято:
Педагогическим советом МДОУ
«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма» Протокол № 1 от 28.08.2021 г.
Педагогический проект
«Пальчики играют – речь ребенка развивают»
Разработчик: Д. Ш. Алиева воспитатель МДОУ «Детский сад
«Белоснежка» г. Надыма»
Надым, 2021г.
Содержание
1. | Паспорт проекта | 3 |
2. | Введение | 4 |
2.1. | Актуальность проекта | |
2.2. | Цель и задачи проекта | 4 |
3. | Теоретическая интерпретация опыта | 5 |
4. | Педагогические принципы проекта | 5 |
5. | Ожидаемый результат | 6 |
6. | Риски и пути их преодоления | 6 |
7. | Ресурсное обеспечение проекта | 7 |
8. | Проектная часть | 7 |
9. | Заключение | 11 |
10. | Литература | 12 |
Паспорт проекта.
1 | Наименование | Педагогический проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают» |
2 | Основание для разработки проекта. |
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26» с изменениями. |
3 | Заказчик проекта. | Родители воспитанников, педагоги МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма» |
4 | Целевая группа. | Дети 2 - 3 года |
7 | Цель проекта | Формирование активной речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр и упражнений. |
8 | Задачи проекта. |
|
Ожидаемый результат проекта. |
| |
10 | Срок реализации проекта | 1 уч. год (сентябрь 2021 - май 2022г.) |
2. Ведение 2.1.Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Рука ребенка физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Очень часто мы замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, без развития мелкой моторики рук детей нельзя достичь развития связной речи детей, грамматического строя их речи, артикуляционной четкости. Исходя из такой взаимосвязи, мы строим нашу работу на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, творческая деятельность, взаимодействие детей с взрослым. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Вся проводимая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное – сохранению психического и физического развития ребёнка.
Анализ данной ситуации позволил выявить противоречия между:
- необходимостью развивать речь ребенка
- взаимодействие педагогов группы с родителями воспитанников по данному вопросу.
Поэтому возникает необходимость в создании проекта «Пальчики играют – речь ребенка развивают», направленного на развитие речи.
Гипотеза
Развитие моторики в дошкольном возрасте является основой в развитии речи 2-3 лет детей и в этом помогают пальчиковые игры.
2.2. Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Формирование активной речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр и упражнений
Задачи:
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Совершенствовать предметно - развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Концептуальность разработки проекта.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период, знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера
- оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.
Теоретическая интерпретация опыта:
Базовым этапом формирования у детей правильной речи педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своей семье, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Исследования ученых показывают, что в воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственно - патриотических чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы в группе. Сформированные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного
его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.
Педагогические принципы проекта
Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется через игровую деятельность.
Принцип систематичности - решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и во всех видах деятельности.
Принцип интеграции – взаимодействие всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип преемственности - учет разного уровневого развития детей.
Принцип индивидуального подхода к детям – осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
Комплексно-тематический принцип - сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью.
Принцип игровой подачи материала - основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Методы и средства реализации проекта:
- Игровые образовательные ситуации, повседневная жизнь, режимные процессы.
- Работа с родителями.
Новизна
Новизна проекта заключается в использовании комбинаций инновационных педагогических методик и технологий, что способствует новым возможностям, систематизировать игры, развивающие мелкую моторику ребенка, так же партнерскому взаимодействия ДОУ с семьёй через реализацию проекта.
Ожидаемый результат
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.
Дети:
- Повысится уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста
- Повысится уровень развития мелкой моторики.
- У детей расширится активный словарь, усовершенствуется грамматическая структура речи.
- Дети овладеют двигательными умениями, навыками.
- Совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти, пальчиков,
- Совершенствуется диалогическая речь детей.
Родители:
- Повысится уровень компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей;
- Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;
- Установится эмоциональный контакт с ребенком.
Риски и пути их преодоления
Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта.
- разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для всех субъектов образования;
- проведение обучающих семинаров, мастер классов, круглых столов для участников рабочих групп;
Реализация данного проекта позволит:
- расширить детские представления об окружающем мире;
- обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
- подобрать и оформить методический материал по пальчиковому массажу и игротренингу.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 год.
Условия реализации проекта Нормативно – правовое обеспечение:
- Федеральный закон от 29 .12 .2012 № 273-ФЗ (ред. От 25.11.2013) «Об образовании в Российской федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо МО и науки Краснодарского края от 20.03.2014 «О комментариях к ФГОС ДО», письмо МО и науки РФ от 28.02.2014 «Комментарии у ФГОС ДО»;
- Постановление Главного государственного врача РФ «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26» с изменениями
Ресурсное обеспечение проекта
Программно-методическое обеспечение:
научно-методическая литература, Интернет – ресурсы;
Информационное обеспечение:
результаты диагностики усвоения ООП ДОУ, анкеты родителей, сайт дошкольного учреждения;
Материально-техническое обеспечение: рабочее место, техническое оборудование образовательной организации; расходные материалы, канцелярские принадлежности; связь и коммуникации.
Кадровое обеспечение:
Воспитатели ранней группы, воспитанники и родители ранней группы.
8. Проектная часть
Подготовительная работа начинается в предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий происходит естественным для ребенка путем.
Для того чтобы сделать тему про пальчиковые игры, неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. Поэтому в интерьер группы включены элементы связанные с мелкой моторикой: прищепки, шнуровки, колпачки, массажные мячики, пальчиковые игры, пособия в игровых уголках,
раскраски, наборы открыток, иллюстраций, книги, прибауткам, пословицам; мягкие игрушки из ткани, и.т.д.
Особую роль играет создание языковой среды. Именно поэтому в мероприятия непосредственно образовательной деятельности включены беседы, игры: в организационном моменте (при введении детей в ситуацию), в основной части (при изучении темы), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики, прогулки, гимнастики пробуждения, во время приема пищи.
Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовали различные методические и игровые приемы, например, «Доскажи словечко», «Цепочка слов».
Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны близкие взрослые. Поэтому в проектную деятельность вовлечены родители воспитанников, которые оказываю посильную помощь при пополнении центра: изготавливают «книжки – малышки», экспонаты выставки совместно с детьми, участвуют в проведении праздников.
Механизм реализации проекта
Этапы | Основные задачи | Сроки |
I этап Организацион ный | Проведение социологического опроса, разработка методических и информационных материалов. Изучение передового опыта по данному направлению | Сентябрь 2021 г. |
Подготовка нормативно-организационных документов и методических материалов для внедрения проекта. | ||
II этап Основной | Проведение основных мероприятий по реализации проекта (план работы с родителями, план работы с воспитанниками). Реализация действий и мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач. Реализация каждой задачи по направлениям деятельности с каждой категорией участников. Работа по схеме управления проектом. | Октябрь 2021 – апрель 2022г |
III этап Итоговый | Анализ опыта работы в рамках реализации проекта. Подведение итогов реализации проекта, в том числе: проведение социологического опроса по выявлению эффективности проекта, издание методических и информационных материалов, проведение мастер – классов, выставок | Май 2022г. |
- План работы с родителями по реализации проекта:
Срок | Мероприятия |
Сентябрь | Информация родителей о начале проекта. |
Октябрь | Создание совместных работ (взрослый – ребёнок) по теме «Пальчики играют – речь ребенка развивают»». |
Ноябрь | Помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм. |
Декабрь | Полезные советы «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» |
Январь | Папка передвижка «Игры и упражнения по мелкой моторике». |
Февраль | Изготовление «Лепбука» |
Март | Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок. |
Апрель | Статья на сайте ДОУ – «Поговори со мною, мама…» |
Май | Подведение итогов проекта. Анкетирование родителей. |
План работы с воспитанниками
Сроки выполнения | Содержание работы |
Октябрь 2021г. | Настольные игры, развивающие моторику рук «Пирамидки», «Мозаика», «Пазлы крупные». - Игры с прищепками, развивающие речевую активность «Весёлые животные», «Буквы и слоги» Разучивание поговорки «Сорока - белобока», «Клен», Конструирование из счетных палочек «Заборчик», «Дорожка». Знакомство с колючими мячиками су-джок Игры с крупными бигуди «Загудел паровозик». |
Ноябрь 2021г. | Игры с массажными мячиками «Бежит ежик по дорожке», «Веселые прыжки». Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Артикуляционная гимнастика « Заборчик, часики, варенье и.т.д». Разучивание звуковые игры «Бормотали» , «Потешки». |
Декабрь 2021г. | Аппликация пуговками , развивает мелкую моторику рук «С Новым годом!» Конструирование из счетных палочек «Квадрат», «Треугольник». Само массаж ладоней (с грецкими орехами) Развивающие пуговки «Шнуровка» Повторение игр «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». |
Январь 2022г. | Заучивание потешки «Пирожки» . Учить детей одевать и раздевать кукол. Конструирование из пластикового конструктора «Домик», «Заборчик». Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). Настольно развивающая игра шнуровки «Азбука» |
Февраль 2022г. | Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам) Конструирование из счетных палочек «Флажок», «Елочка». Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). Изготовление подарков к празднику «День защитников Отечества» (аппликация), |
Март 2022г. | Заучивание пальчиковой игры «Семья». Игры с платочками «Стираем вместе с мамой! Игра с прищепками Кто? Что? Ест. Изготовление подарков к празднику «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы - комбинированная аппликация из бумаги и салфеток) |
Апрель 2022г. | Конструирование из счетных палочек «Окно», «Домик», «Флажок». Театр на прищепках «Любимые сказки» Проигрывание с детьми пальчиковым театром «Русские народные сказки» |
Май 2022г. | Открытое мероприятие - развлечение с участием родителей на тему: «Золушка». Цель: Закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой |
деятельностью детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
- Диагностика (повторная) уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
- Разработка дальнейших рекомендаций по развитию мелкой моторики рук в зависимости от результатов диагностики.
Оценка результатов реализации проекта
Оценка результатов реализации проекта будет осуществляться с помощью мониторинга, приоритетной в котором является функция отслеживания хода и результатов работы по проекту.
Функции мониторинга
-информационно-оценочная (определение результативности проекта);
-организационно - деятельностная (интеграция получаемой информации для определения наиболее успешной деятельности участников в процессе реализации проекта);
-прогностическая (определение состояния реализации проекта на данном этапе; прогнозирование дальнейших результатов и внесение соответствующих, при необходимости, корректив).
Критерии оценки:
- условия, созданные для реализации проекта;
- результаты образовательного процесса воспитанников;
- удовлетворенность родителей результатами реализации проекта.
- удовлетворенность педагогов результатами реализации проекта.
Определение методов оценки показателей, отражающих качество реализации проекта:
- анализ научно-правовых, программно-методических, кадровых, информационных, материально-технических условий реализации проекта;
- анализ анкет по удовлетворенности родителей результатами участия в реализации проекта;
- сформированная устойчивая мотивация детей к выполнению упражнений и речевой самореализации;
- увеличился словарный запас детей
- повысится интерес детей к пальчиковым играм
- овладение двигательными умениями, навыками.
- совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;
Каждое из перечисленных выше критерий во всех случаях оцениваются по трехбалльной системе:
«3 балла» – самостоятельное выполнение задания;
«2 балла» – выполнение задания с помощью взрослого;
«1 балл» – невыполнение задания.
Для оценки результатов исследования нами был установлен пятиуровневый критерий усвоения сенсорных эталонов (по суммарному количеству оценочных баллов). Итоговый балл подсчитываются способом вычисления среднего арифметического. Итоговые баллы соотносятся с уровневыми баллами, которые определялись на основе предложенной шкалы:
- низкий уровень (н) – от 1,0 до 1,25 баллов;
- ниже среднего (нс) – от 1,26 до 1,50 баллов;
- средний уровень (с) – от 1,51 до 2,00 баллов;
- выше среднего (вс) – от 2,1 до 2,50 баллов;
- высокий уровень (в) – от 2,51 до 3,0 баллов
Заключение
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное». Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана
ОУ;
- участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на
сайте ДОУ и в сети Интернет.
Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.
Список литературы:
- Акулова О.В. Образовательная область "Социализация. Игра". Методический комплект программы "Детство". Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2018г.;
- Большева Т.В. «Учимся по сказке» Учебно-методическое пособие С\П: «Детство –
Пресс» 2016г.;
- Дубровская Н.В. «Цвет творчества» Интегрированная программа художествен эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет,; С\П: «Детство – Пресс»,; 2016г.;
- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике граттаж, аппликации и коллажа» С\П: «Детство – Пресс» 2017г,;
- Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики с использование нестандартного оборудования С\П: «Детство – Пресс» 2013г,;
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2017г.
- Михайлова З.А, Математика от трех до семи Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2017г,;
- Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»; Академия дошкольного развития. 2011г.;
- Хризман Т.А. «Мальчики и девочки – два разных мира!» Санкт-Петербург "Детство- Пресс 2016г.;
- Щипицина Л.М. «Азбука общения» Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Пальчики играют-речь ребенка развивают
проектная деятельность...
С пальчиками играем- речь ребенка развиваем!
Помните, что развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка....
Проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»
Формирование активной речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр и упражнений. ...
***Проект "Пальчики играют - речь ребенка развивают"
Проект "Пальчики играют - речь ребенка развивают"Воспитатель: Тагашева Мария Витальевна...
Проект "Пальчики играют-речь ребенка развивают"
Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста...