Педагогический проект "Говорим, играем - речь развиваем"
проект по логопедии (старшая группа)
создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 650 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район
Станица Старощербиновская
Педагогический проект
«ГОВОРИМ, ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»
Вайс Марина Николаевна
Учитель - логопед
ст. Старощербиновская, 2020г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Говорим, играем – речь развиваем» |
Вид проекта | Практико – ориентированный, творческий |
Разработчик проекта | Вайс Марина Николаевна, учитель - логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район, станица Старощербиновская |
Основные исполнители | - учитель - логопед - воспитатели - воспитанники старшей группы ДОУ - родители воспитанников, посещающих ДОУ |
Цель проекта: | создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса. |
Основные задачи проекта: | для дошкольников: 1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования инновационных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника. 2. Закреплять знания детей о профессии журналист, о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни. 3. Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников. для педагогов: 1. Модернизировать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую решению задач речевого развития дошкольников старшего возраста. 2. Освоить педагогическую технологию «интервьирование» для родителей:
основе тесного взаимодействия педагогов и семьи по вопросам становления связной речи детей. |
Периоды и этапы реализации проекта | 1. этап – Подготовительно – моделирующий (сентябрь 2020 год) 2. этап – Практически – экспериментальный (октябрь 2020 -ноябрь 2020 г.г.) 3. этап – Аналитико – обобщающий (декабрь 2020 – январь 2021 год) |
Критерии эффективности проекта | дети: обогатят словарный запас, совершенствуют звуковую культуры речи, научатся творческому и социальному самовыражению. родители: повысят компетентность в вопросах развитии коммуникативных способностей своих детей педагоги: повысят рост методического мастерства, представившего собственную стратегию профессиональной деятельности; создадут профессиональную среду для обмена опытом по теме проекта. |
Основные принципы Проекта | - «Позитивный центризм»; - Сочетание научности и доступности, оптимальности материала - Принцип системно – организованного подхода |
Нормативно – правовая база проекта | ― Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. № 180-р «О реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». ― Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; ― «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-13 утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. №26); ― «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155. |
Ожидаемый результат | дети: расширится словарный запас, научатся вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета, будут уверенными в себе, готовы к участию в различных видах деятельности. педагоги: - овладеют новыми технологиями, разработают педагогические продукты (авторские интерактивные игры, демонстрационный материал, конспекты) родители: родители (законные представители) повысят компетентность в вопросах обучения детей речевому этикету, сформируют представления о развитии коммуникативных способностей своих детей. |
Образовательный продукт | авторские дидактические обучающие пособия, интерактивные игры, конспекты, детско – родительская газета «Карамелька» |
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Проблема развития речевой и коммуникативной компетентности воспитанников остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
- Как научить ребенка правильно и красиво говорить?
- Как эффективно использовать различные виды детской деятельности для развития навыков коммуникативного и личностного взаимодействия детей друг с другом, взрослыми и социумом?
- Как поддерживать изначально заложенную в ребенке потребность в общении?
- Какова роль общения в развитии личности ребенка?
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – фундаментальные составляющие проекта - «Говорим, играем – речь развиваем».
Проект предназначен педагогам ДОУ: учителям – логопедам, воспитателям
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического, развернутого изложения.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
Психолого-педагогические исследования, в рамках ДОУ, показали устойчивую тенденцию к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. В связи с этим, в дошкольном учреждении функционирует группа компенсирующей направленности. В группе воспитывается 12 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
У детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи страдают все структурные компоненты речи:
- бедный словарь;
- нарушение грамматического строя речи;
- нарушение логической цепочки в передаче смысловых отношений при построении связного высказывания, при этом дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов.
В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Это обуславливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей с ФФНР старшего дошкольного возраста для построения наиболее эффективной коррекционной работы.
Традиционное обучение дошкольников рассказыванию строится на подражании с преобладанием репродуктивных приемов руководства. Функция ребенка на таких занятиях исполнительская, а не развивающая. Дети не могут сами оценить, выбрать способы исправления ошибок. Это препятствует развитию самостоятельности, активности, творчества.
Мой опыт показывает, что воспитанники фактически воспроизводят мой рассказ с незначительными изменениями. Их рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Считаю, что для полноценной и эффективной коррекционной работы по развитию связной речи детей с ФФНР старшего дошкольного возраста необходимо использовать наиболее эффективные, инновационные методы и приёмы, направленные на формирование речевых умений и навыков. Где дети могли бы, с одной стороны, работать индивидуально, с другой стороны, работать вместе, проявлять инициативу, советоваться друг с другом, развивая при этом связную речь.
Проанализировав методические разработки, опыты коллег, освещающие вопросы развития связной речи дошкольников, предположила, что педагогическая технология «Детская журналистика» с применением, в частности метода интервьюирования с одной стороны усилит речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений. Повысит качество образовательного процесса по развитию речи воспитанников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. С другой – разовьёт поисковую активность, стремление к новизне: речи и творческого воображения, подготовки личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире, расширит представления дошкольников о средствах массовой информации.
В выборе темы проектной деятельности «Говорим, играем – речь развиваем» помогла детская любознательность моего воспитанника Саши к периодической печати в его семье. Саша не раз приносил цветной вкладыш газеты «Щербиновский курьер» я заметила, что моим воспитанникам очень нравятся офлайн раскраски, они увлечённо расшифровывают филворды и следят за героями увлекательных историй. Однажды они искали свои фотографии на страницах газеты, представленных их родителям. Я разгадала подсказку своих воспитанников.
Благодаря моим воспитанникам родился проект «Говорим, играем – речь развиваем». Участники проекта: воспитанники старшей группы, учитель - логопед, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: с сентября 2020 – январь 2021 г.г.
Цель проекта: создание информационно-игрового, детско-родительского и партнерского (учитель – логопед - ребенок) пространства, как средства повышения развития связной речи.
Задачи проекта:
Для дошкольников:
1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования инновационных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
2. Закреплять знания детей о профессии журналист, о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни.
3. Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.
Для педагогов:
1. Создать инновационную модель предметно развивающей медиа среды «Пресс - центр юных журналистов»
2. Повышать профессиональную компетентность - через транслирование инновационного опыта через систему вебенаров, мастер классов, буктрейлеры.
Для родителей:
- Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия педагогов и семьи по вопросам развития связной речи детей.
СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
Реализация данного проекта предусматривала работу учителя логопеда, с детьми и родителями смешанной дошкольной группы компенсирующей направленности. Проект рассчитан на шесть месяцев. Реализация его проходила в три этапа:
1. этап – подготовительно – моделирующий;
2.этап – практически – экспериментальный;
3.этап – аналитико – обобщающий.
В процессе первого подготовительно – моделирующего этапа осуществилось теоретическое осмысление проблемы. Определились с тем, что дети хотят изучить и исследовать (поиск проблемы), определили тему проекта работы и способы решения этой проблемы, кто в этом может помочь. В итоге совместно с воспитанниками был сформулирован план работы реализации проекта.
Я подбирала критерии и проводила первичный мониторинг с воспитанниками, изучала методы и приемы, инновационные технологии для решения задачи развития связной речи детей, провела анкетирование родителей для осведомленности их в данном направлении. (Приложение 1).
На втором практически – экспериментальном этапе на основе анализа полученных результатов первичного мониторинга разработала поэтапный план мероприятий с дошкольниками. (Приложение 2). По мере погружения в тему и появления новой информации, интерес к выбранному объекту не угасал, напротив, дети даже предложили пригласить в гости журналиста газеты «Щербиновский курьер». (Приложение 3).
В специально организованной среде педагогами и родителями группы осуществлялась деятельность по реализации плана работы с дошкольниками. Был создан детский пресс-центр с интерактивными играми: «Журналисты», «Корреспонденты», «Дикторы». Пополнился центр микрофонами, бейджами, блокнотами, журналами и газетами для дошкольников.
В Пресс – центре появилась любознательная Карамелька, которая училась с детьми отвечать на вопросы одним или несколькими словами, грамотно задавать вопросы, выдвигать гипотезы. Ее именем и назвали ребята газету, которую сами создавали. (Приложение 4).
Поставленные задачи проекта решала через различные формы работы: беседы, составление рассказов детьми (описательных, с опорой на схему, из личного опыта), моделирование ситуаций, разработка схем интервью.
В деятельности с детьми использовали микрофон. Ребенок не просто пересказывает текст, а как журналист рассказывал нам о событии. Это вносило элемент игры, и каждому хотелось попробовать себя в роли журналиста. В речи детей появились новые фразы: «Дальше вам о событии расскажет…», «А я передаю слово …» Микрофон стал привычным атрибутом в беседах, в самостоятельной деятельности детей: ребенок берет микрофон и начинает задавать вопросы своим товарищам, а отвечать в микрофон гораздо интереснее, чем просто так разговаривать.
Неотъемлемой частью реализации проекта являются игры по развитию речи, такие как «Узнай по описанию», «Да - нет», «Два из трех» и т.д. Игры организуются в разные временные промежутки: это может быть и утреннее время. Отмечу то, что игра в журналистов завоевала детское признание своим своеобразием и приближенностью к действительности. Усвоив определенные знания, вооружившись блокнотами и опорными схемами ведения диалога, дети учились брать интервью у младшего воспитателя, у журналиста газеты «Щербиновский курьер», родителей.
Именно в диалоге со сверстниками и взрослыми дети получили опыт равенства в общении, учились контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.
В целях систематизации знаний дошкольников и итогом работы представлена образовательная деятельность воспитанников как для коллег, так и для родителей по теме: «В гости к бабушке Фёклы». (Приложение 5). Ребята представляли репортажи, рассказывая о богатом урожае выращенном на ухоженном огороде бабушки.
Реализуя проект, использовала педагогические технологии: технологию моделирования так, как моделирование считается эффективным приемом развития диалогической речи, замена вербальных абстрактных образов зрительными, значительно облегчает обучение. С этой целью разработала схемы-подсказки для ведения диалога. Схемы - подсказки состоят из картинок - символов. По этим картинкам совместно с ребятами подбирались возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов. (Приложение 6).
Социоигровая технология работа в парах, в группах, эффективна Кейс-технология, детский совет.
Особое внимание было уделено взаимодействию с родителями. Применяла традиционные и нетрадиционные формы работы, использовала информационно – коммуникационные средства взаимодействия. (Приложение 7).
Для разностороннего знакомства семей воспитанников я применяла специальные методы («Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Разговор без умолку» и т.д.), это позволяло снять барьер общения и перейти к открытым, доверительным отношениям.
Создала закрытую группу в Контакте в которой родители могли свободно общаться с друг с другом, и со мной, они задавали интересующие их вопросы, дискутировали на актуальные темы. В группе организовала неделю онлайн открытой непосредственно образовательной деятельности, в процессе которой я презентовала достижения воспитанников; познакомила родителей с организации коррекционной работы по речевому развитию. Представляла видео занятия на своем сайте.
Знакомила родителей с медиа пособиями по развитию связной речи детей дошкольного возраста, средствами инновационных технологий, организовала работу семейной медиатеки.
В целях привлечения родителей к воспитательно - образовательном процессу, устанавливала плодотворное сотрудничество между педагогами группы и семьей организовала день «дублера», а так же семья Саши Б. представили родителям презентацию позитивного семейного опыта «Играем, речь развиваем».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Создание инновационной предметно – развивающей образовательной среды в группе компенсирующей направленности – «Пресс – центра». Использование инновационных технологий для решения задач по развитию связной речи детей. Повышение уровня связной речи детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Повышение уровня активности и психолого - педагогической культуры родителей в вопросах развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
После реализации проекта по созданию условий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, представила материалы для публикаций, докладов, презентаций на официальном сайте ДОУ, приму участие в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня. Создам авторское методическое пособие по теме проекта.
Кроме того, планирую расширить границы проекта за счет установления взаимоотношений с социальными партнерами ДОУ. Родители станут активными участниками образовательного процесса, получат уникальный опыт, который даст дополнительную возможность для разработки и реализации творческих проектов в области развития связной речи.
СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСА НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Наименование технического обеспечения | Кол-во | Планируемый вид использования |
1 | Магнитная демонстрационная доска | 1 | Демонстрационный показ, наглядное сопровождение ОД, досугов |
2 | Проектор | 1 | Демонстрационный показ, наглядное сопровождения ОД, игровой деятельности |
3 | Ноутбук ASUS | 1 | Создание презентаций, демонстрационный показ, наглядное сопровождения ОД, игровой деятельности |
4 | Интерактивная доска | 1 | Организация и проведение образовательной деятельности, самостоятельная деятельность воспитанников. |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ 1 ЭТАПА
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Теоретическое осмысление проблемы в рамках проекта. | Сентябрь 2020г | учитель-логопед |
2. | Изучение педагогической литературы и документов по теме проекта | Сентябрь 2020г | учитель-логопед |
3. | Создание авторских пособий | Сентябрь 2020г | учитель-логопед |
4. | Анкетирование родителей по вопросам развития речи детей. | Сентябрь 2020г | учитель-логопед |
5. | Определение уровня активности родителей. | Сентябрь 2020г | воспитатели |
6 | Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. | Сентябрь 2020г | учитель-логопед |
7 | Разработка поэтапного плана мероприятий проекта | Сентябрь 2020г | учитель-логопед |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР.
Цель обследования – выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Для выявления уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет использована диагностическая методика Н.В.Кущ «Обследование связной речи». Данная методика направлена на выявление умения детей старшего дошкольного возраста поддерживать беседу, отвечать на вопросы взрослого, используя разные части речи, простые предложения, предложения с однородными членами. Позволяет выявить умение детей составлять рассказы описательного, творческого характера, рассказы из личного опыта. Благодаря данной методике можно выяснить, насколько старшие дошкольники умеют связно, последовательно пересказывать небольшое произведение, как осознают структуру связного высказывания.
Полученные результаты подвергнутся количественной и качественной обработке.
Опираясь на исследования М.М. Алексеевой, Н.В. Кущ, О.С. Ушаковой, Б.И. Яшиной будут выявлены критерии развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР:
- активность в речевом общении;
- связность и целостность изложения;
- гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, пауз в связной речи;
- грамматическая правильность построения предложений;
- разнообразие лексических средств;
- самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках взрослого.
На основе данных критериев будут выделены уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР:
Высокий уровень (17 - 21 баллов):
Ребенок поддерживает непринужденную беседу, активен в речевом общении. Составляет самостоятельно описательный рассказ по игрушке, творческий сюжетный рассказ, соблюдая композиционную целостность, используя выразительные средства раскрытия образа (описание внешнего вида, портрета героя, его настроения, обстановки), придумывает оригинальный сюжет. Осознает структуру связного высказывания: выделяет в тексте начало, середину, конец, правильно определяет тему. Уместно использует средства связи (синонимическую замену, лексический повтор, местоименную связь). Без затруднений, самостоятельно пересказывает литературное произведение: связно, последовательно выразительно. Языковое оформление соответствует грамматическим нормам языка.
Средний уровень (12 – 16 баллов):
Ребенок поддерживает беседу со взрослым, отвечает на его вопросы, но иногда затрудняется в формулировке вопросов собеседнику. В составлении описательных и сюжетных рассказов нуждается в плане и помощи взрослого. Пересказывает литературное произведение с небольшой помощью взрослого. Выделяет не все структурные части текста, затрудняется в определении темы. Использование средств связи не отличается разнообразием (в основном местоименная связь или лексический повтор). Отмечаются не резко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.
Низкий уровень (7 – 11 баллов):
Ребенок неплохо участвует в беседе со взрослым, но навыки в составлении рассказов недостаточно сформированы, нуждается в активной помощи взрослого. У ребенка нет осознания структурных частей текста. Затрудняется в определении темы. Пересказывает литературное произведение с помощью взрослого. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
Для выявления уровня развития связной речи детям будут предложены следующие задания:
Задание 1.
Цель: проверить умение детей поддерживать непринужденную беседу,
отвечать на вопросы и задавать их.
Оборудование: игрушка-медвежонок Винни-Пух.
Ход: «Помнишь, мы играли с воздушным шариком? Сегодня к нам на этом шарике прилетел медвежонок Винни-Пух, он хочет поближе с тобой познакомиться и рассказать о себе: «Я медвежонок, зовут меня Винни-Пух. Я очень люблю гулять со своим другом Пятачком, ходить в гости, придумывать песенки и есть мед. А ты что любишь? Расскажи мне о себе».
- Что тебе хотелось бы узнать про Вини-Пуха? Спроси его об этом.
Методические указания: взрослый организует с ребенком сюжетно - ролевую игру и в процессе игры наблюдает за развитостью умений ребенка поддерживать речевое общение; наблюдение необходимо вести во всех видах деятельности ребенка.
Задание 2.
Цель: проверить умение детей придумывать фактический описательный рассказ об игрушке.
Оборудование: медвежонок Винни-Пух.
Ход: «Представь, что тебе надо было рассказать о Винни-Пухе человеку, который никогда его не видел. Как бы ты рассказал о нем?»
Если ребенок затрудняется, то воспитатель предлагает ему план:
- Кто это?
- Как его зовут?
- Что у него есть?
- Чем он любит заниматься?
Задание 3.
Цель: выявить умеет ли ребенок составлять небольшой рассказ творческого характера по теме, предложенной воспитателем.
Ход: «Винни-Пух спрашивает, есть ли у тебя любимый праздник? Медвежонок спит зимой и не знает, что это за праздник - Новый год. Давай представим, что у нас скоро Новый год и нужно украсить елку. Какую бы игрушку ты повесил на елку?»
План:
1 . Название игрушки.
2. Какая игрушка? (описание игрушки)
3. С какими игрушками она будет висеть рядом на елке?
Задание 4.
Цель: выявить умения детей в придумывании рассказа на тему, предложенную воспитателем.
Ход: «Медвежонку стало очень интересно узнать, что такое Новый год, и он решил во что бы то ни стало побывать на елке. Придумай рассказ о том, как медвежонок встречал Новый год».
План:
1. Кто разбудил медвежонка?
2. Как они готовились к встрече Нового года?
3. Как проходила новогодняя елка?
4. Чем закончился праздник?
Задание 5.
Цель: выявить, как ребенок осознает структуру связного высказывания, определяет его тему.
Ход: взрослый читает главу о том, как Винни нашел дупло с медом и как он пытался достать мед.
- Какое название можно придумать для этой истории?
- Если бы мы решили рассказать об этом случае с Винни-Пухом, то о чем бы рассказали сначала?
- Что произошло потом?
- О чем бы мы рассказали в заключение?
Задание 6.
Цель: выявить умение связно, последовательно пересказывать небольшое литературное произведение, связно излагать художественный текст, опираясь на готовое содержание и речевую форму.
Ход: «Медвежонок очень любит слушать сказки про медведей. Какие сказки про медведей ты знаешь? Расскажи ему сказку «Маша и медведь».
Если ребенок затрудняется, то взрослый читает ему сказку и задает вопросы:
- Куда отправилась Маша?
- Что произошло в лесу, куда пришла Маша?
- С кем встретилась Маша?
- Как Маша обхитрила медведя?
Задание 7.
Цель: выявить умение составлять рассказы из личного опыта.
Ход:
- У тебя есть бабушка?
- Как ее зовут?
- Ты ее любишь?
- Она была бы очень рада, если бы ее любимый внучек написал письмо.
- О чем бы ты хотел ей написать?
Если ребенок затрудняется, то взрослый предлагает ему план:
1. Как ты обращаешься к бабушке?
2. Чем ты занимаешься дома?
3. Что ты делаешь в детском саду?
4. Какие вопросы ты хочешь задать бабушке?
Выполнение заданий оценивалось по баллам: низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла.
АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ
О РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
1. Озабочены ли Вы речевым развитием вашего малыша?
А) да Б) не задумывался В) нет
2. Есть ли у Вашего ребенка нарушения в речевом развитии?
А) да Б) нет В) не обращал внимания
3. Считаете ли Вы, что детский сад сможет без Вашего участия оказать достаточное содействие речевому развитию ребенка?
А) да Б) нет
4. Пытаетесь ли Вы целенаправленно содействовать речевому развитию?
А) да Б) нет В) возможно
5. Что Вы чаще всего предпринимаете, чтобы речь Вашего малыша постоянно развивалась?
А) читаю ребенку книжки Б) разговариваю
В) играю в речевые игры Г) организую просмотры телепередач, мультфильмов
Д) заучиваю с ним стихи Е) выполняем артикуляционную гимнастику
Ж) учим с ребенком буквы З) выполняем пальчиковую гимнастику
6. Какую помощь в своей работе по развитию речи ребенка Вы хотели бы получить от воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда детского сада?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЛАН РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Тема, цель. | Содержание деятельности | Сроки |
1. Вводное. Создание сравнений. Цель: обучение детей созданию образных характеристик объектов. | 1. Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Знакомство с игрушкой Карамелькой. Активизация словаря, подготовительная работа к составлению сравнений: Игра «Цепочка» Игра «Я назову признак, а вы перечислите его значения» 3.Повтор и закрепление умения составлять сравнения: Игра «Угадай по описанию» 4. Рефлексия. 5. Игротека (ритуальное прощание). | сентябрь 2020 |
2. Составление загадок по модели «Какой – что бывает таким же». Цель: развитие образной выразительности речи детей. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Беседы познавательного характера на тему «Что я знаю о профессии журналиста?» Упражнение «Что такое же» по цвету, по форме и т.п. 3.Обучение составлению загадок по модели «Какой – что бывает таким же». 4.Закрепление умения составлять загадки по модели «Какой - что бывает таким же». 5. Рефлексия. 6. Игротека (ритуальное прощание). | сентябрь 2020 |
3. Составление загадок «Что делает, кто делает так же». Цель: развитие образной выразительности речи детей. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2.Подготовительная работа, активизация словаря: Упражнение «Назови признаки и их значения» 3. Повторение составления загадок по модели «Какой – что бывает таким же». 4.Обучение составлению загадок «Что делает, кто делает так же» 5.Закрепление умения составлять загадки по модели «Что делает, кто делает так же». 6.Рефлексия. 7. Игротека (ритуальное прощание). | сентябрь 2020 |
4. Составление загадок «На что похоже - чем отличается». Цель: развитие образной выразительности речи детей. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. Беседы познавательного характера на тему: «Кто издает газету» 2. Подготовительная работа: Упражнение «Увеличиваем предложение». 3. Обучение составлению загадок по модели «На что похоже, чем отличается». 4. Закрепление умения составлять загадки по модели «На что похоже, чем отличается». 5. Рефлексия. 6. Игротека (ритуальное прощание). | сентябрь 2020 |
5. Обобщающее. Составление загадок. Цель: закрепление технологии обучения детей составлению загадок. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2.Активизация словаря. Игры «Цепочка», «Я назову признак, а вы перечислите его значения». 3. Повтор моделей составления загадок: 4.Самостоятельное составление загадок по изученным моделям. Коллективное отгадывание. 5. Рефлексия. 6. Игротека (ритуальное прощание) | сентябрь 2020 |
6. «Системный оператор». Цель: формирование системного мышления. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2.Знакомство с моделью «пятиэкранки» (или «системного оператора»). 3.Развитие внимания, игра «вверх- вниз- вперёд- назад». 4. Путешествие по «пятиэкранке». 5. Рефлексия. 6. Игротека (ритуальное прощание). | октябрь 2020 |
7. «Системный оператор» (обобщающее) Цель: систематизация объектов с помощью таблицы. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Анализ противоречий, игра «хорошо - плохо». 3.Работа с «системным оператором», игра «Прокати игрушку». 4. Рефлексия. 5. Игротека (ритуальное прощание). | октябрь 2020 |
8.Использование ресурсов для сочинения сказки. Цель: обучение детей творческому рассказыванию, фантазированию. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Сочинение загадок про ёжика и колобка. 3. Игра «Колючий - неколючий». 4. Сочинение сказки с опорой на вопросы учителя-логопеда. 5. Рефлексия. 6. Игротека (ритуальное прощание). | октябрь 2020 |
9.Прием фантазирования «Дробление - объединение». Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Знакомство с волшебником «Дели - соедини». 3. Упражнение на дробление и соединение. 4. Игры: «Раздели - соедини», «Какую сказку разделил волшебник». 5.Коллективное фантазирование сказки из частей. 6. Практическая работа: «Морфологический ящик» (рисование животного, объединив части разных зверей). 7. Рефлексия. 8. Игротека (ритуальное прощание). | октябрь 2020 |
10.Прием фантазирования «Увеличение - уменьшение». Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2.Знакомство с волшебником «Увеличение - уменьшение». 3. Решение проблемных ситуаций 4. Подвижная игра «Великаны - крошки». 5.Сказка- задачка про Кузю. Обсуждение сказки. 6. Практическая работа. Рисование волшебника «Великана Крошки». 7. Рефлексия. 8. Игротека (ритуальное прощание). | октябрь 2020 |
11. Приём фантазирования «Волшебник Времени». Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | 1. Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Знакомство с волшебником Времени. Беседа «Быстро-медленно». 3. Фантазирование с использованием приёма «Изменение времени». 4. Подвижная игра «Времена года». 5. Практическая работа. Рисование волшебника времени. 6. Рефлексия. 7. Игротека (ритуальное прощание). | октябрь 2020 |
12. Приём фантазирования «Волшебник Времени» (продолжение). Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Беседа о часах. 3. Обсуждение «Было так, стало наоборот» 4. Игра на внимание «Наоборот». 5. Упражнение «Путаница Времени». 6. Практическая работа. Рисунок с ошибками «Как не бывает» 7. Рефлексия. 8. Игротека (ритуальное прощание). | октябрь 2020 |
13. Приём фантазирования «Свойства и признаки». Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Игра «Прятки» по вопросам. 3. Выделение признаков. 4. Игра на переключение внимания «Цвет, вес, размер». 5. Упражнение на изменение признаков. 6. Практическая работа. Рисование обычного объекта с необычными признаками. 7. Рефлексия. 8. Игротека (ритуальное прощание). | октябрь 2020 |
14. Приём фантазирования «Наоборот». Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Упражнение «Антонимы». 3. Игра «Перевёртыши». 4. Подвижная игра «Наоборот». 5. Фантазирование по приёму «Наоборот». 6. Рефлексия. 7. Игротека (ритуальное прощание). | октябрь 2020 |
15. Приём фантазирования «Бином фантазии». Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Упражнение «Волшебный мешочек». 3. Подвижная игра «Руки - ноги». 4. Фантазирование по приёму «бином фантазии». 5. Рисование иллюстрации к придуманной сказке. 6. Рефлексия. 7. Игротека (ритуальное прощание). | ноябрь 2020 |
16. Приём фантазирования «Эвроритм». (объект: велосипед) Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Игра «Да-нетка». 3.Знакомство и использование приёма «Эвроритм». 4. Игра на внимание «Стоп, машина». 5.Фантазирование. Придумывание новых предметов по приёму «Эвроритм». 6.Практическая работа. Нарисовать придуманный велосипед. 7. Рефлексия. 8. Игротека (ритуальное прощание). | ноябрь 2020 |
17. Метод фокальных объектов (МФО). Цель: создание новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Игра «Да-нетка». 3. Упражнение «Назови признаки». 4. Физкультминутка «Девочки- мальчики». 5. Фантазирование с использованием МФО. 6. Практическая работа. Рисование самой интересной игрушки с использованием МФО. 7. Рефлексия. 8. Игротека (ритуальное прощание). | ноябрь 2020 |
18.Морфологический анализ. Цель: обучение детей составлению текстов сказочного содержания. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2.Игра «Да-нет». 3.Обсуждение рисунка «Новый дом». Знакомство с частями. 4.Практическая работа. Рисование «Необычное животное». 5.Фантазирование с использованием морфо-логического анализа. 6. Рефлексия. 7. Игротека (ритуальное прощание). | ноябрь 2020 |
19.Прогнозирование: объект «самолёт». Цель: закрепление технологии обучения детей составлению загадок. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Сочинение загадок с использованием разных моделей про самолёт. 3. Противоречия в объекте «самолёт». 4. Игра на внимание «слово - действие». 5. Обсуждение «Самолёт будущего». 6. Практическая работа: нарисовать самолёт будущего. 7. Рефлексия. 8. Игротека (ритуальное прощание). | ноябрь 2020 |
20.Анализ сказки по «системному оператору». Цель: развитие системного мышления. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Упражнение «Какую сказку загадали». 3. Анализ сказки по модели «системный оператор». 4. Подвижная игра «Лиса и колобок» 5. Фантазирование «Чем может закончиться сказка?». 6. Рефлексия. 7. Игротека (ритуальное прощание). | ноябрь 2020 |
21. «Раскадровка» текста. Цель: формирование навыков осознанного пересказа литературного текста. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Чтение знакомой сказки . 3. Выделение последовательности событий. 4. Обучение приёму «раскадровки» текста. 5. Практическая работа. Рисование сказки по кадрам. 6. Коллективный пересказ сказки с опорой на картинки. 7. Рефлексия. 8. Игротека (ритуальное прощание). | декабрь 2020 |
22. Игры со сказкой «Что за чем», «Раньше -позже». Цель: закрепление умений осознанного пересказа. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Встреча с волшебником Времени. 3. Игры со сказкой «Что за чем?» 4. Подвижная игра «Что? когда?» 5. Игры со сказкой «Раньше - позже». 6. Рефлексия. 7. Игротека (ритуальное прощание). | декабрь 2020 |
23. Игры со сказкой: «Поймай ошибку», «Что потерялось». Цель: закрепление умений осознанного пересказа. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Дидактическая игра «Собери по порядку». 3. Игры со сказкой «Поймай ошибку». 4. Подвижная игра «Часики». 5. Игра ос сказкой «Что потерялось». 6. Практическая работа. Нарисовать «потерянный» сюжет. 7. Рефлексия. 8. Игротека (ритуальное прощание). | декабрь 2020 |
24. Рассказ по картине: аналитико-синтетические виды работы. Цель: описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Дидактическая игра «Проверка памяти». 3. Работа по картине «Кто что делает». 4. Игра на внимание «Уши, глаза, нос». 5. Использование разных органов чувств для описания картины. 6. Практическая работа. Нарисовать картину по памяти. 7. Рефлексия. 8. Игротека (ритуальное прощание). | декабрь 2020 |
25. Рассказ по картине: «системный оператор». Цель: построение причинно-следственных цепочек. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Дидактическая игра «Что изменилось?» 3. Работа по картине «Что было? Что будет?» 4.Игра на внимание «Было, будет, сейчас». 5.Рассказ по картине с использованием «пятиэкранки». 6. Практическая работа. Рисование картин в прошлом или в будущем. 7. Рефлексия. 8. Игротека (ритуальное прощание). | январь 2021 |
26. Рассказ по картине: выразительные средства речи. Цель: составление сравнений по признакам объектов. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Упражнение «Комплименты». 3. Работа по картине: признаки и сравнения признаков. 4. Подвижная игра «Каравай». 5. Упражнение «Разукрась картину словами» 6. Практическая работа. Разукрашивание раскраски. 7. Рефлексия. 8. Игротека (ритуальное прощание). | январь 2021 |
27.Обобщающее занятие «Рассказ по картине». Цель: закрепление навыков составления рассказа по картине. | 1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность. 2. Повтор приёмов рассказывания по картине. 3. Конкурс на лучший рассказ по картине (по подгруппам). 4. Рефлексия. 5. Игротека (ритуальное прощание). | январь 2021 |
38. Итоговое занятие: «В гости к бабушке Фёкле». Цель: закрепление и обобщение полученных знаний. | январь 2021 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Беседы познавательного характера на темы: «Что я знаю о профессии журналиста?»;«О чем можно узнать по заголовку?»; «Журналистика – целая наука»; «Кто издаёт журнал?»; «По страницам детских журналов»; Изготовление и выпуск собственной газеты «Карамелька» |
Октябрь | История создания газеты, книги, журнала |
Ноябрь | Литературный вечер «Кем быть?» |
Декабрь | Самостоятельная детская деятельность. Оборудование и атрибутика к сюжетно-ролевым играм «Фотосалон», «Звукооператор», «Библиотека» Встреча с журналистом газеты «Щербиновский курьер» |
Январь | Беседы познавательного характера на темы: «Портрет журналиста»; «Интервью»; Этикет телефонного разговора». Изготовление и выпуск собственной газеты «Карамелька» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Встреча с Кривич Викторией журналистом газеты «Щербиновский курьер»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
для детей старшего возраста
«В гости к бабушке Фёклы»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Образовательные области: «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: закрепление знаний у детей об овощах, месте их произрастания.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- расширять словарный запас;
- формировать навыки составления описательных рассказов об овощах;
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и мелкую моторику, внимание, память, мышление;
3. Коррекционно-воспитательные:
- создать условия для формирования способности к принятию собственных, осознанных решений на основе первичных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, пакетики с семенами, медали, раздаточные формы.
Словарная работа: употреблять в речи существительные с обобщающим значением «овощи», активизировать в речи слова: семена, богатый урожай, репортаж, тонет, толстушки худышки.
Предшествующая работа: рассматривание овощей, загадывание загадок об овощах, чтение стихов, раскрашивание овощей, рассматривание семян, проращивание их.
Содержание организованной деятельности:
Учитель-логопед: раз, два, три, четыре, пять, становитесь в круг играть!
Ребята, давайте сделаем глубокий вдох, через нос и вдохнем доброту и красоту, выдохнем через рот все тревоги и страхи, плечи не поднимайте и еще раз вдохните и выдохните.
Учитель-логопед: ой, ребята, что за звук, как вы думаете, что он означает?
Дети: это звук похожий на звук сообщения.
Учитель-логопед: да ребята, это электронное письмо, откроем его и узнаем, кто у нас просит помощи.
Бабушка Фекла: «Здравствуйте, дорогие мои внучата, вырастила я много овощей на своем огороде, а помощников рядом не оказалось, внучка уехала далеко, я даже ей не смогла рассказать и показать какой у меня богатый урожай, прошу у вас помощи, помогите, пожалуйста, расскажите моей внучке, о моем богатом урожае, выращенном на огороде».
Учитель-логопед: мы сможем помочь бабушке Фекле? У кого какие предложения имеются. (ответы детей)
Учитель-логопед: Максим предлагает вам подготовить репортаж для внучки и ее друзей на тему: «Славный урожай!».
Учитель-логопед: давайте вспомним, что же такое репортаж?
Дети: репортаж – это рассказ о каком-то событии дня на разные темы (спортивный, научный, детский и др.), который может сопровождаться видеосъемкой и фотоснимками.
Учитель-логопед: как же быть ведь огород Бабушки Феклы далеко от детского сада?
Дети: можно отправиться в поездку на транспорте
Учитель-логопед: на каком транспорте вы хотели бы отправиться?
Дети: на машине, поезде, самолете и т.д.
Учитель-логопед: верно ребята, молодцы, каких детей мы возьмем в путь? Мы возьмем плаксивых?
Дети: нет, веселых
Учитель-логопед: ленивых ( трудолюбивых), злых (добрых) Тогда в путь.
Саша, предлагай, на каком транспорте отправимся в путь?
Ребёнок: хотим поехать на паровозике.
Учитель-логопед:
Под веселый стук колес
Мчит по рельсам паровоз
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: «Ту-ту! Чух-чух!»
(Дети имитируют поезд руками, ногами и голосом в медленном и быстром темпе. Голос тихий, потом громкий).
Учитель-логопед: Вот приехали мы в огород, дети присаживаются на стулья
От удивления открыли рот. («Окошко»)
Инструмент с собой возьмем
Урожай мы соберем. («Улыбка»)
Вот лопата («Лопаточка»)
Грабли здесь (проталкивать широкий язык между зубами)
И корзинка тоже есть («Чашечка»)
Мы морковь копаем дружно («Иголочка»)
Репу вырвать тоже нужно (надуть щеки)
Про горох не забываем («Футбол»)
Урожай мы собираем! («Улыбка»)
Учитель-логопед: хвалю вас ребята.
Учитель-логопед: что вырастила на огороде бабушка Фекла?
Дети: овощи. /показ овощей на мультимедиа/.
Учитель-логопед: Какие овощи вы видите на бабушкином огороде? (ответы детей). Ребята, овощи одинаковые по размеру?
Учитель-логопед: как можно сказать об овощах?
Дети: овощи бывают «толстячками» и «худышками».
Учитель-логопед: назовите, пожалуйста, овощи «толстячки», овощи «худышки». (ответы детей).
Учитель-логопед: теперь, давайте превратимся овощей «толстячков», овощей «худышек». (Дети изображают).
Учитель-логопед: ребята, а что мы с вами должны еще сделать?
Дети: нужно приготовить репортаж внучке о бабушкином урожае.
Учитель-логопед: да, конечно, можно я покажу, как правильно нужно представить свой репортаж.
Мой репортаж будет о любимом овоще огурце. Все лето я ухаживала за огурцами, поливала их, пропалывала, рыхлила землю, подвязывала длинные плети. Поэтому у меня богатый урожай огурцов. Огурцы на грядке ярко зеленые, овальные, с листьями интересной формой, похожи на кленовые. Я очень добрая и угостила огурцами своих соседей.
Учитель-логопед: ребята, давайте вы будете корреспондентами, и представите свои интересные репортажи. (рассказы детей, дети по желанию выбирают овощ и его описывают)
Учитель-логопед: молодцы ребята, у вас получились замечательные репортажи, внучке обязательно понравятся
Учитель-логопед: давайте представим, что мы овощи (физминутка)
Плавно идет капуста (шаг с носочка)
Важно шагает помидор (на всей стопе)
Осторожно идёт лук (на носочках)
Не спеша вышагивает картошка (на пятках)
Вприпрыжку спешит морковка (подскоки)
Маршируют молодцы – огурцы (шаг марша)
Звук сообщения
Бабушка Фекла: «Ребята, пока вы рассказывали моей внучке о моих овощах выращенных на огороде, поднялся сильный ветер и смешал семена овощей, мне одной не справиться разложить их к каждому овощу, я вам высылаю семена, помогите мне, без вашей помощи она не вырастит урожай на будущий год.
Учитель-логопед: ребята вы сможете помочь бабушке Фекле?
Учитель-логопед: скажи Саша, к какому овощу ты выбираешь семена? На что похожи эти семена. А ты Вика?
Учитель-логопед: хотите провести эксперимент с семенами? ребята, у меня приготовленный сосуд с водой, давайте проверим, что произойдет с семенами, если их опустить в воду, кто хочет попробовать первый?
Ребенок: я опущу семя кукурузы в воду, оно опустилось на дно сосуда.
Учитель-логопед: как ты думаешь почему?
Ребенок: семя кукурузы тяжелое, поэтому оно потонуло
Учитель-логопед: ребята, давайте сделаем вывод, какие семена тонут, а, какие плавают на поверхности?
Учитель-логопед: ребята, вы такие молодцы, сегодня так старались делать добрые дела, что нового вы сегодня узнали? А что было трудного? Как мы справились с бабушкиной просьбой? А что было самое смешное?
Ответы детей.
За ваши добрые слова и поступки я хочу сделать вам подарки – волшебные медальки. Спасибо вам ребята.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Схема-подсказка для ведения диалога в форме интервью
№ | Картинка-символ | Тема речевого высказывания | Варианты речевых обращений |
1. | Вход в диалог Приветствие | - Здравствуйте! | |
2. | Цель беседы | - Разрешите задать Вам несколько вопросов? | |
3. | Рассказ о работе (профессии) | - Чем Вы занимаетесь? | |
4. | Обучение данной профессии | - Где учились …? | |
5. |
| Рабочие инструменты | - Какие инструменты Вам нужны? |
6. |
| Отношение к профессии | - Любите ли вы свою профессию? |
7. | Фото на память | - Разрешите с Вами сфотографироваться на память? | |
8. |
| Выход из диалога. | - Вы очень интересно рассказали … |
Схема – модель составления диалога по теме «Профессия»
1 Приветствие. Вход в диалог | 2 Цель интервью | 3
Рассказ о работе, о профессии |
4
Рабочие инструменты | 5 Отношение к профессии | 6 Выход из диалога. Прощание |
Схема – модель составления диалога по теме «Твои увлечения»
1 Приветствие. Вход в диалог
| 2 Цель интервью | 3
Рассказ об увлечениях |
4
Достижения | 5 Кто в семье поддерживает тебя? | 6 Выход из диалога. Прощание |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Цель: повышение компетенции родителей в вопросах развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
I блок информационно-аналитический Цель: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях. | |||
1. | Анкетирование родителей: Цель: выявление проблем родителей в вопросах развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, выявление педагогических установок родителей, стилей и методов воспитания ребенка в семье, степени общения с воспитателями. | сентябрь 2020г | учитель - логопед |
2. | Беседы с семьей Цель: поддержка успехов ребенка, развитие контактов с семьей, изучение опыта семейного воспитания. | сентябрь 2020г | воспитатели |
3. | Интервьюирование ребенка «А вот и я!» Цель: получение информации об уровне развития связной речи (монологической и диалогической). | сентябрь 2020г | учитель-логопед |
4. | Обобщение полученной информации Цель: осуществление анализа полученной информации, принятие на этой основе стратегических и тактических решений по организации взаимодействия с семьей в вопросах развития связной речи. | сентябрь 2020г | учитель-логопед |
II блок наглядно – информационный Цель: ознакомление родителей с особенностями работы по развитию речи детей в группе компенсирующей направленности и с педагогами, занимающимися с детьми. | |||
| |||
1.1. | Групповые «Встречи-знакомства» Цель: разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребенка в ДОУ. | сентябрь - октябрь 2020г | учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников |
1.2. | Неделя онлайн НОД Цель: презентация достижений воспитанников в организации коррекционной работы по речевому развитию. | октябрь 2020г, декабрь 2020г | учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников |
| |||
2.1. | Онлайн консультации Цель: размещение стратегической, тактической, оперативной информации для родителей в рамках проекта для родителей. | сентябрь 2020г – январь 2021г | учитель-логопед |
2.2 | «Буктрейлер» Цель: ознакомление родителей с практическими рекомендациями по формированию различных речевых навыков. | сентябрь 2020г – январь 2021г | учитель-логопед |
2.3. | Работа закрытой группы в Контакте Цель: общение родителей с учителем логопедом по актуальным вопросам. | сентябрь 2020г –
| учитель-логопед, родители воспитанников |
2.4. | Газета «Карамелька» Цель: обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста | 1 раз в 2 месяца | учитель-логопед |
2.5. | Организация работы семейной медиатеки Цель: ознакомление родителей с медиа пособиями по развитию связной речи детей дошкольного возраста | сентябрь 2020г – январь 2021г | учитель-логопед, воспитатели, |
III блок познавательный Цель: ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования практических навыков, в том числе и речевых. | |||
1. | Видео конференции в нетрадиционной форме с применением ИКТ Цель: повышение педагогической культуры родителей в области развития речи и коррекции речевых нарушений у детей и установление доверительных отношений с педагогами и специалистами. | сентябрь 2020г
| учитель-логопед |
2. | Организация дня дублёра Цель: привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу | 1 раз в год | учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников |
3. | Презентация позитивного семейного опыта «Играем - речь развиваем» Цель: установление плодотворного сотрудничества между специалистами ДОУ и семьей. | декабрь 2020г | родители воспитанников |
4. | Видео игровые тренинги Цель: оказание помощи родителям в выборе более удачных форм обращения к ребенку, имеющему нарушения речи, и общения с ним. | 1 раз в квартал | учитель-логопед |
3. | Участие родителей в проектной деятельности дошкольников Цель: взращивание новых форм общности педагогов, детей и родителей. | Сентябрь 2020г - январь 2021 г | учитель-логопед, родители воспитанников |
Консультация для родителей на тему:
«Развитие связной речи детей в семье»
Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Ход консультации
- Вводная беседа.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе. Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.
Сложно переоценить значение связной речи, ведь это не только умение верно излагать свои мысли, правильно говорить, но и возможность познавать окружающий мир. Большое значение приобретает развитие связной речи в семье.
Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.
В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
- Как помочь ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий».
Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.
Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.
- Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.
Игра «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
«Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?».
Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?
Игра «Вспомни случай»
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей.
Игра «Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж.
Игра «Всегда под рукой»
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
Игра «Измени песню»
Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.
Игра «Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Игра «Давай поговорим»
Является обычной беседой на бытовые темы.
Инструкция: «Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?»
В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, вне контекстные, не связанные с общей темой.
Игра «Повтори скороговорку»
Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.
Игра «Выучи стихотворение»
Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.
Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.
Игра «Загадки»
Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.
- Заключение.
Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Арушанова А.Г. , Дурова Н.В.,. Иванкова Р.А, Рычагова Е.С Истоки диалога 5-7 лет, М., Мозаика-синтез,2004.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: книга для воспитателей дет. сада -М.: Мозаика-синтез, 1999.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Выготский Л.С. Мышление и речь//собр. Соч.- М., Педагогика.1982.
- Дейкина А.Ю. Парциальная программа «Детская журналистика» под ред. С.М. Жарко.
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. -М.Аквариум,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт педагогического проекта «В театр играем - речь развиваем»
Паспорт педагогического проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В театр играем - речь развиваем» Проект «В ...
Педагогический проект «В театр играем - речь развиваем». Вторая младшая группа
Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым)для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов,...
Выступление на педагогическом совете по теме: Деловая игра «Речь развиваем – интеллект повышаем»
Деловая игра для воспитателей...
Педагогический проект "С бумагой играя - речь развиваем"
Педагогический проект "С бумагой играя - речь развиваем" раскрывает вопрос о важности применения современных методов и средств в работе учителя-логопеда. Использование модульной аппликации, ...
Педагогический проект в старшей группе с ОНР на тему «С пальчиками играем – речь развиваем»
Данный проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, который направлен на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений....
педагогический проект "В театр играем-речь развиваем"
педагогический проект составила Самойленко Ольга Ивановна Л. С. Выготский писал:«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, ...
Мастер-класс по речевому развитию «В игры играем - речь развиваем» для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Мастерство педагога - успех ученика» - 2023 г.
для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Мастерство педагога - успех ученика» - 2023 г....