План самообразования педагога "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"
учебно-методический материал
Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать умение составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам;
- развивать умение строить диалог и монолог;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2022-2023.docx | 116.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 84» г. Оренбурга
460023, г. Оренбург, ул. Магистральная 4а, тел. (3532)47-89-69
План
самообразования педагога
Тема: «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
на 2022-2023 учебный год
Разработала:
Дельмухаметова Г.Ф.
I квалификационная категория
г. Оренбург - 2022г.
Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать умение составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам;
- развивать умение строить диалог и монолог;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Методы и приемы:
-чтение и рассказывание художественных произведений;
-заучивание наизусть;
-пересказ;
-описание и составление рассказов по сюжетным картинам;
-составление загадок;
-сочинение сказок;
- инсценирование сказок; (настольный театр),
-игры и упражнения для развития речи (О.С.Ушакова).
Срок | Содержание работы | Результат | ||
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | ||
Сентябрь | Ознакомление с литературой, интернет ресурсами, опытом педагогов в социальной сети работников образования | Наблюдение, индивидуальная работа с каждым ребенком, анализ речевой активности детей. | Анкетирование «Развитие речи вашего ребенка» | Ознакомление с обобщенным опытом работы педагогов учреждения по данной теме |
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин, сказок. | Памятка для родителей по обучению связной речи. | |||
Октябрь | Тема: «Работа над пересказами» | ОД. Тема: «Сказка в гости к нам пришла» Цель: обучение связному последовательному пересказу; обучение детей приемам планирования собственного пересказа; активизация и обогащение словарного запаса детей. | Рекомендация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». | Консультация для воспитателей: «Методика обучения пересказу» |
Ноябрь | Тема: «Игры и упражнения для развития речи» (О.С.Ушакова). | Игровая деятельность в свободное время. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Картотека игр и упражнений для детей среднего дошкольного возраста. | Картотека игр и упражнений для детей среднего дошкольного возраста «Играем дома» | - |
Декабрь | Тема: «Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.» | Чтение сказок в утреннее и вечернее время. Цель: помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Подбор сказок в соответствии с возрастом. | Советы родителям: «Сказкотерапия для детей» (устная консультация) | Папка-передвижка для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». |
Январь | Тема: «Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам» | ОД Тема: «Беседа по картине» Цель: формировать у детей умение рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; побуждать к исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать умение анализировать, составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя; пополнять и активизировать словарный запас детей. | Конкурс для детей и родителей по изготовлению лепбуков «Волшебная книга» | Презентация для педагогов: «Лепбук как инновационная технология дошкольного обучения» |
Февраль | Тема: «Работа с загадками» | Индивидуальные занятия с подгруппами детей в вечернее время: «Отгадай загадку» Цель: показать роль загадки на формирование выразительности речи; развитие внимания, слухового восприятия, осуществления анализа. | Папка-передвижка для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». | - |
Март | Тема: «Составление загадок» | Тематическое занятие в группе: «В мире загадок» Цель: развивать умение детей отгадывать загадки по схемам. развивать монологическую речь детей. | Совместное мероприятие музыкального руководителя и воспитателей группы, посвященное празднованию 8 марта: «Мамин праздник» (с использованием загадок, стихов, песен и т.д.) | |
Апрель | Тема: «Работа над развитием речи через театральную деятельность». | Игры-театрализации в свободное время. Цель: развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности; раскрытие творческих способностей детей. | Мастер-класс для родителей: «Театр на палочках своими руками» | Презентация для педагогов «Центр творчества или театральный уголок в группе» |
Май | Тема: «Работа над выразительностью речи посредством чтения стихотворений» | Конкурс чтецов посвященный Дню Победы: «Я помню! Я горжусь!» | Родительское собрание с участием воспитанников группы: «Литературная гостиная» | Открытое занятие для педагогов ДОУ |
Форма отчетности.
-Выступление на педсовете о проделанной работе.
-Памятки для родителей по обучению связной речи.
Список литературы:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010.- 144 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Теремок» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три медведя» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три поросенка» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. Спб. Речь; М.: Сфера, 2008. – 221с.
- Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. - СПб.: Паритет, 2007.-112с.
- Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П. Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 222с.
- Овчинникова Т.С, Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.- 176с.
- «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2011г. –336 с.
- Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2004.- 224с.
- Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 127с.
- Ребенок в мире сказок/авт.- сост.О.П. Власенько.- Волгоград: Учитель, 2009-44с.
- Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок/ авт.-сост. Н.А. Фомина –Волгоград: Учитель, 2011.- 91с.
- Театрализованная деятельность. Занимательные материалы/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей». -112с.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.: ООО АСТ, 2000.- 464с.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план — схему». НОД по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
Учим составлять описательный рассказ о профессиях по схеме....
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....
План самообразования на тему "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает во...
План самообразования на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в соответствии с ФГОС» в средней группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20234272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","width":"314"}}]]...
План самообразования «Использование мнемотехники- как средство эффективного развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Особенность методи...
План самообразования "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине "
Самообразование...
Система работы «В гостях у сказки» по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники группа для детей от 4 до 5 лет
ВведениеНи для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушен...