План самообразования "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине "
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад п.Черемушки»
План самообразования
на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине»
Срок реализации – 2021 – 2022 учебный год
Воспитатель старшей
разновозрастной группы
Соболева Н.В.
2021 год
Актуальность темы:
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Также необходимо, чтобы у ребенка был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Он должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных, как для детей, так и для педагога.
Цель:
Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность, систематизировать работу по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»;
- создать условий для работы с детьми в этом направлении;
- внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи детей.
Форма отчетности
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:
- картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
- памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
- итоговое занятие по развитию речи.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
С детьми | С родителями | |||
Анализ проблемы. Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи. Изучение литературы по теме. | Сентябрь | Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей. Повышение компетентности. | Мониторинг уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. | Установление доброжелательных, сотруднических отношений (беседа). Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». |
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам | Октябрь – ноябрь | Создание картотеки «Картины для составления рассказов»: — «Кошка с котятами», — «Ежи», — «Купание медвежат», — «Верблюды» и др. Составление рассказов по картинкам | Составление рассказов по картине «Кошка с котятами», «Купание медвежат». Игра «Что умеет делать кошка». | Папка-передвижка «Идём тропинкой красивой речи» Памятка «В игры играем — речь развиваем» |
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. | Декабрь | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. | Игра-разминка «Осень» Дидактическая игра «Узнай по описанию» Дидактическое упражнение «Где начало рассказа?» | Стендовая консультация «Давайте научим ребёнка, внимательно рассматривать картину» «Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей» |
Работа с загадками | Январь | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. | Игра «Отгадай задуманное слово». Составление картотеки загадок. Игра «Отгадай загадку, зарисуй отгадку» Игра «Картинки – загадки» | Консультация «Роль загадки в развитии речи детей» |
Работа над пересказами с использованием опорных картинок. Пересказ рассказов | Февраль | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде картинок, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял». Игра «Послушай и запомни». Дидактическое упражнение «Что я вижу, кого я вижу» | Папка – передвижка «Составляем рассказы по картинке» Памятка «Наши помощницы – весёлые картинки» |
Работа по развитию связной речи у детей | Март | Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали». | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли». Упражнение «Соедини по точкам». Игра «Предложения в шкатулке». | Мастер – класс «Приёмы обучения детей рассказыванию». Памятка «Играем вместе с ребёнком» (речевые игры). |
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам (по самостоятельно выбранным из картотеки картинок) | Апрель | Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений. | Составление рассказов. Игра «Опиши предмет». | Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха». |
Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. Отчет на педсовете по теме. | Май | Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей. | Отгадывание загадок. Игра «Доскажи словечко». | Консультация «Заботливые родители – хорошие успехи». Памятка «И снова поиграем!». |
Методическая литература.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.
- Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г.;
- Гербова В. «Занятия по развитию речи», N 12, 1999 г.;
- Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000
- Методические советы к программе «Детство»;
- Статьи журнала «Дошкольное воспитание»;
- Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
- Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976.
- Ушакова О. «Развитие речи детей»;
- Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г.;
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007.
- Ушакова О. С.Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/ О. С.Ушакова. — М.: ТЦ «Сфера»,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»
Борисова Светлана Александровна, воспитатель,МБДОУ Д/с «Дюймовочка»,Г. Абакана Методическая разработка«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение состав...
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»
Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Ребенок в повседневной жизни, о...
Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»
Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»...
Самообразование на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»
Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам....
Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов".
В данной статье рассказывается родителям как можно с помощью разных видов рассказывания способствовать развитию связной речи у детей....
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»
Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна.Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно высказывать свои мы...