Консультация для педагогов «Использование технологии «утренний и вечерний круг» в работе с детьми"
консультация
Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.
2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.
3. Дать возможность применить полученные знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_utrenniy_i_vecherniy_krug.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №2 «Кораблик»
Консультация для педагогов
«Использование технологии «утренний и вечерний круг» в работе с детьми»
Воспитатель: Кудряева О.П.
2020 г.
Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.
2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.
3. Дать возможность применить полученные знания на практике.
«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
Современные дети живут в сложных социо-культурных условиях – чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье. Социальные психологи утверждают, что в современном обществе ребенку принадлежит самостоятельное определение стратегии поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Следовательно, эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям социума – одно из главных условий жизни ребенка в обществе, а также личной готовности ребенка к школе.
ДОО - единственное место, где дети могут без опасения проявлять свою самостоятельность и инициативу, взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в различных видах деятельности, предложить которые семья не в состоянии.
Цель проведения кругов: развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Задачи:
• сплочение детского коллектива;
• формирование умения слушать и понимать друг друга;
• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
• обсуждение планов на день, неделю, месяц;
• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;
• привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).
Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Организация «Утреннего круга»
Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
С учетом этого основными задачами «Утреннего круга» являются:
1. Создание эмоционального настроя на весь день;
2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние);
3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)
Проводиться в форме развивающего общения (диалога).
Цель утреннего круга поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы, проблемы, договориться о правилах.
Структура «Утреннего круга»:
- Приветствие или «Минутка вхождения в день»
- Планирование (Обсуждение планов, реализация совместных дел)
- Информационные. (Новости)
- Проблемная ситуации. (Предложить темы для обсуждения)
- Развивающий диалог. (Вести дискуссию, направлять, не давать прямых объяснений, готовых ответов).
- Детское сообщество. (Быть внимательными друг к другу, дружить, создавать положительный эмоциональный настрой).
- Навыки общения. (Учить культуре диалога).
- Равноправие и инициатива. (Равные возможности и тихим, и бойким, и лидерам)
- Дыхательная и пальчиковая гимнастика.
- Игра по теме периода.
- Планирование или календарь дел.
Пример проведения «Утреннего круга»
1.Приветствие. Минутка вхождения в день
Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя на стульях или стоя).
Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему. Рассмотрим несколько примеров проведения «Утреннего круга». Например:
-Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые имена. Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?
Встань скорее,
Раз, два, три!
Свое имя назови!
(участники называют свои имена и становятся в круг, все здороваются и повторяют имя).
У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было очень приятно повторить их.
А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому?
Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами… Замечательно!
-Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!
-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)
-Я согласна с вами: круг сближает, объединяет людей. Все равны, каждый часть целого.
-А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
2. «Новости дня» Обмен информацией.
Представьте, что я корреспондент детского журнала «Добрые детки» (можно использовать микрофон). По очереди обращайтесь к каждому, задавайте вопросы.
Следующий момент Утреннего круга –
3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.
4. Игра по теме периода или проекта.
Практикуются такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться, при этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе. Игра по правилам периода.
5.Планирование или календарь дел.
(Совместное планирование деятельности на текущий день)
Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, далее выбор карточки изображающей занятие и работы в центрах активности.
Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность.
Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей и для взрослых.
Организация «Вечернего круга»
Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи:
• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).
• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).
• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).
• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).
• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.
Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.
Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».
Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:
• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?
• Какая часть суток сейчас?
• Что вы делаете в это время в детском саду?
• Что делают в это время ваши близкие?
• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?
• Как выполнили свою работу?
• Какие новые слова узнали?
• Составление рассказов по опорным словам.
Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.
Результативность технологии:
Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.
Литература
1. Хансен К. А., Кауфман Р. К., Уолш К. Б. Организация программы, ориентированной на ребенка: программа «Сообщество» - первая часть учебно-методического комплекта «Сообщество»/ Предисловие П. А. Коглин. – М.:«Гендальф», 1999.
2. Колин Б. Доброе утро! Я рад (а, что вы здесь!) Пособие для педагогов «Утренний сбор». Вступительная часть Памела А. Коглин. Материалы семинара. – Children's Resources International, Inc. Copyright 2004.
3. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах – вторая часть учебно-методического комплекта «Сообщество»/Под редакцией О. Л. Князевой – М.: «Гендальф», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование педагогических технологий «Утренний круг», «Вечерний круг»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Использование педагогических технологий «Утренний круг», «Вечерний круг».
laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...
Семинар— практикум для педагогов: «Использование технология «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»
Цель: сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.Задачи:Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.Познакомить с принципами...
"Внедрение в практику работы с дошкольниками технологии утреннего и вечернего круга"
Презентация с докладом на тему: «ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУРАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ТЕХНОЛОГИИ УТРЕННЕГО КРУГА Возраст детей 6-7 лет. Утренний круг это новый для программы «От рождения до шко...
Консультация для педагогов: "Использование мини-робота Вее-Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста"
В наше время современные технологии позволяют ребенку развиваться и обретать различные навыки в процессе игры. Мини-робот Bee-Bot "Умная пчела" поможет освоить детям...
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»
Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста....
«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг в работе с детьми дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА» Мастер-класс для педагогов ДОУ«Использование технологии «Утренн...