Мастер-класс: «Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг в работе с детьми дошкольного возраста»
материал

Ольга Николаевна Дергачева

Тема моего мастер-класса: Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг в работе с детьми дошкольного возраста.  На начало учебного года одной из задач ДОУ, является внедрение технологии «Утреннего и вечернего круга» в режим дня. В соответствии с ФГОС, ФОП  дошкольника необходимо воспитывать человеком активным, самостоятельным, инициативным, способным принимать решения в ситуации выбора, обладающим лидерскими качествами.

Утренний круг , вечерний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний, вечерний  отрезок времени, который позволяет  стимулировать познавательную активность каждого ребенка, поддерживать инициативу, позволяет почувствовать свою значимость, уверенность в том, что его любят и принимают в кругу сверстников таким, какой он есть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Рябинушка» Поспелихинского района

Алтайского края

Мастер-класс: «Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                                                 Подготовила:

Дергачева О.Н., методист

Тема моего мастер-класса: Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг в работе с детьми дошкольного возраста.  На начало учебного года одной из задач ДОУ, является внедрение технологии «Утреннего и вечернего круга» в режим дня. В соответствии с ФГОС, дошкольника необходимо воспитывать человеком активным, самостоятельным, инициативным, способным принимать решения в ситуации выбора, обладающим лидерскими качествами.

Утренний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени, которая позволяет  стимулировать познавательную активность каждого ребенка, поддерживать инициативу, позволяет почувствовать свою значимость, уверенность в том, что его любят и принимают в кругу сверстников таким, какой он есть.

Цель проведения:

Обеспечить возможность межличностного общения детей и взрослых, научить детей планировать свою деятельность по интересам.

Задачи:

  1. Создание эмоционального настроя на весь день – задать тон.  
  2. Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками.
  3. Социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками)
  4.  Речевое развитие детей (обогащение активного словаря, развитие связной речи, развитие умения выражать свои чувства и мысли публично).

 Утренний круг - это начало нового дня маленького человека, когда все дети группы собираются вместе, для того чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, что немало важно для застенчивых детей, которые могут рассказать, о том что думают, что чувствуют.

В «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое,  (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы, обсуждаются проблемы. Именно в утреннем круге развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность.

Круг позволяет задать тон благоприятного, дружеского общения, установить в коллективе атмосферу доверия.

Круг невозможно спланировать на 100%, если что-то пошло не по плану, это тоже успех. (мы не можем предугадать мысли, планы у детей, они возникают молниеносно, спонтанно)

«Утренний круг», планируется утром, после зарядки и перед завтраком, (5-20 мин)

У круга есть своя структура, порядок может меняться от поставленных задач, и задач возникающих стихийно в ходе общения с детьми.

Тема утреннего круга

  • По ситуации месяца
  • По проектной деятельности
  • По календарно-тематическому планированию
  • По обстоятельствам (ссора, день рождения)

Структура:

Звуковые сигналы (позывные), каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале «Утреннего круга», это может быть песня, веселая музыка, звуковые сигналы колокольчика, маракаса, речевка, стихотворение и т.д

1. Приветствие.

«Минутка вхождения в день», «Круг радости»,

Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель

организует его по-своему.

Приветствие адресовано к каждому, кто находится в круге, прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, показывает, как это делается.

 Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу к тому, кому адресовано приветствие.

2. «Новости дня»: обмен  информацией, проблемные ситуации.

Одной из интересных частей «Утреннего круга», является Новости дня, ведь это возможность рассказать о том, что никто кроме меня не знает, поделиться впечатлениями. Темы новостей могут быть свободными и заданными. Н-р добрые дела, домашние события.

 Важно, чтобы на утреннем круге происходил обмен информацией. Какая сегодня погода, день недели, время года, праздник. Что сегодня нам предстоит сделать, что интересного заметили в группе. Дети учатся правилам речевого диалога, умению высказывать свои мысли, обогащается словарный запас.

Проблемные ситуации. Важно создавать ситуации, которые дают возможность детям поразмышлять, высказать свое мнение, по этому вопросу, сообща подумать над разрешением.

 3. Игра по теме периода. Пальчиковая игра, динамическая пауза.

4. Планирование или календарь дел. Развитие детской инициативы в условиях ДОУ, как никогда актуально, мы должны создавать условия для свободного выбора детьми деятельности по выбору и интересам.

 Педагог предлагает детям выбрать вид деятельности, которым они будут заниматься в свободное время.  Это может быть и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка), самостоятельные сюжетно-ролевые, театрализованные игры, самостоятельная деятельность в книжном уголке, речевые игры и т.д.

(может быть модьберт, на котором расположены, карточки-картинки)

Очень важно тренировать волю детей, преодолевать трудности, желание доводить начатое дело до конца, поддерживать у детей чувство радости от успешных самостоятельных действий.

«Вечерний круг» рекомендовано организовывать во второй половине дня,  перед выходом на прогулку, в теплый период можно организовывать на прогулке (5-20 мин)

«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии-обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня, он так же имеет свою структуру.

 

Структура «Вечернего круга»

1.Вводная часть (коммуникативные игры)

2. Беседа о прошедшем дне (чем занимались, что было интересно, какое было поведение в течении дня)

3. Пожелания (чем хотели бы заняться завтра)

Обсуждение наиболее важных, интересных, значимых моментов прошедшего дня. Что интересного произошло в группе за сегодняшний день? Что вас порадовало (огорчило, удивило?)

Вечерний круг помогает детям анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Ритуалы окончания дня ("Вечерний круг) 

«Хорошие новости» Дети отвечают на вопрос: «Что хорошего произошло с ними за прошедший день в детском саду?». Высказываются по кругу, передавая из рук в руки мяч (или другой привлекательный предмет).

«Обниму я крепко друга»

Дети становятся в круг и по очереди благодарят друг друга за совместные игры, обнимаются друг с другом.

Очень важно, чтобы утренний и вечерний круг стал тем местом, где дети чувствуют себя свободно и открыто, где всем приятно быть вместе. Роль воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить конструктивно-деловое общение всех детей, стимулировать и поддерживать инициативы детей, относительно тем, содержания, помогать детям выбирать и планировать работу, заинтересовывать, тем самым решать образовательные задачи.

Я предлагаю всем педагогам немного отдохнуть, встать в круг и провести наш «утренний круг»

 Игра «Осенний  лист пожеланий»,  участник, передает лист товарищу, стоящему рядом  при этом желает ему что-то хорошее или произносит комплимент.

Чем позитивнее утро, тем продуктивнее день, на этой положительной ноте, продолжаем наше общение.

Новости дня, обмен информацией.

Представьте, что я корреспондент газеты «Позитивные педагоги», по очереди буду обращаться к каждому из вас, читать начало фразы (предложения), вы должны закончить. Если кто-то из педагогов затрудняется, продолжает следующий участник. Готовы?

  • Работа воспитателя…
  • Обычно я чувствую себя  в  детском саду…
  • Больше всего на свете, я мечтаю….
  • Воспитатель- это мастер на все руки, а значит..
  • На пенсии я буду….
  • В детский сад я несу из дома, все…
  • Чтобы стать хорошим педагогом …
  • Я воспитатель-художник, а значит…
  • Встреча с коллегами в неформальной обстановке, заканчивается  как правило….
  • Что мне нравится в моих   воспитанниках, так это....
  • Когда я иду на работу или возвращаюсь домой,  со мной здоровается половина района потому что...
  • Воспитатель должен уметь все…
  • Что мне больше всего на свете хочется, так это….
  • Чтобы добиться успеха, необходимо …
  • Я воспитатель-спортсмен,  а значит…
  • Каким быть должен воспитатель..

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, добрым должен быть!

Любить детей, любить ученье,

Свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель?

Конечно щедрым должен быть

Всего себя без сожаленья

Он должен детям подарить.

Завершающим  этапом «Утреннего круга» предлагаю  выполнить упражнение «Гусеница»

Вам нужно взять по одному шарику и встать друг за другом в колонну по одному.

Воздушный шар должен находиться между каждым участником - это гусеница, которая не может разрываться. Вы знаете, что гусеница, это единое целое, шар связывает всех участников в единое целое.

А теперь, вы должны показать, как гусеница спит, просыпается,  умывается, делает зарядку, передвигается по кругу, танцует.

Это упражнение дает понять, что все участники образовательных  отношений, единое целое образовательное пространство. Согласие и единые подходы в воспитании самый верный способ сделать ребенка успешным и счастливым. При общем согласии можно и глину в золото превратить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для воспитателей: Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Практикум для воспитателей:Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Цель: сформировать у педагогов предс...

«Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум «Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»....

Семинар— практикум для педагогов: «Использование технология «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель: сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.Задачи:Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.Познакомить с принципами...

Практикум для воспитателей: Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении утреннего и вечернего сбора детей....

«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг в работе с детьми дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»    Мастер-класс для педагогов ДОУ«Использование технологии «Утренн...

Консультация для педагогов «Использование технологии «утренний и вечерний круг» в работе с детьми"

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить с методикой организации и проведения ...