Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»
материал
Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sidorova_v.m.docx | 87.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»
Сидорова В.М., воспитатель
МБДОУ №11, г. Канск
Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с методикой организации и проведения «утреннего» и «вечернего» круга.
2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.
3. Дать возможность применить полученные знания на практике.
Оборудование и раздаточный материал: ноутбук, проектор, колокольчик, микрофон, клубок ярких ниток, ленточки длинные (лучики), короткая ленточка, смайлики
Ход мастер-класса:
- Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Сидорова Вера Мироновна, воспитатель МБДОУ №11 «Яблонька».
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим передо мной встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать детям какие-либо знания, но развить познавательный интерес у малышей и развить у них коммуникативные навыки. Для успешной социализации детей дошкольного возраста, является технология «Утренний и вечерний круг», данная технология позволяет задать тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день. Эта технология строится на позиции интегративного подхода, создаёт условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого ребенка группы.
- Теоретическая часть.
«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог). Это позволяет объединить детей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу и обсуждать результаты своей деятельности.
Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Цели и задачи кругов
Цель проведения:
развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Круг позволяет задать тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанной на демократических принципах на весь день.
Задачи:
• сплочение детского коллектива;
• формирование умения слушать и понимать друг друга;
• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
• обсуждение планов на день, неделю, месяц;
• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.
Организация «Утреннего круга»
Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
С учетом этого основными задачами «Утреннего круга» являются:
1. Создание эмоционального настроя на весь день;
2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние);
3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)
Проводиться в форме развивающего общения (диалога).
Структура «Утреннего круга»:
- Позывные круга (колокольчик, бубен, музыка, как со словами, так и без слов);
- Приветствие или «Минутка вхождения в день»;
- «Новости дня»: обмен информацией;
- Дыхательная и пальчиковая гимнастика;
5. Игра по теме периода;
6. Планирование или календарь дел.
Пример проведения «Утреннего круга»
Приглашаю для проведения утреннего круга несколько педагогов.
- Позывные круга
Звучит песенка «Встаньте дети, встаньте в круг…» или с звон колокольчика, или эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино.
- Приветствие. Минутка вхождения в день (с атрибутом, передача улыбки, в стихах).
Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя на подушечках, (педагоги на стульях) на именных подушках, на ленточках –лучиках общего солнышка группы или стоя).
Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему. Рассмотрим несколько примеров проведения «Утреннего круга».
Например,
Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом необычным способом. Вы готовы? Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие. Маша, доброе утро! Теперь Маша берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться… и т.д. Молодцы!
(участники называют свои имена при помощи колокольчика и становятся в круг, все здороваются и повторяют имя).
У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было очень приятно повторить их.
А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому?
Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленочками, плечиками, спинками и т.д. Замечательно!
-Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!
-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей/педагогов).
-Я согласна с вами: круг сближает, объединяет людей. Все равны, каждый часть целого.
-А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
3. «Новости дня» Обмен информацией.
Представьте, что я корреспондент детского журнала «Детские новости» (можно использовать микрофон). По очереди обращайтесь к каждому, задавайте вопросы. Участники задают вопросы.
Следующий момент Утреннего круга.
4. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.
Дай скорей мизинчик свой,
Зацепи его за мой.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы с тобой друзья опять!
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
5. Игра по теме периода или проекта.
Практикуются такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться, при этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе. Игра по правилам периода.
6. Планирование или календарь дел.
(Совместное планирование деятельности на текущий день).
Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, далее выбор карточки, изображающей занятие и работы в центрах активности.
Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься (сами выбирают деятельность: рисовать, играть, слушать сказку, исследовать). Этот прием практикует детей в принятии ответственных решений. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный. Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на НОД.
Пример,
Я вам сейчас расскажу, какие центры у нас с вами сегодня работают.
В центе искусства из пластилина вы сможете слепить кошку.
В центре познания вы узнаете всё про домашних животных. На ноутбуке вы посмотрите презентацию о домашних животных.
В центре дидактических игр вы можете поиграть в игру «Кто чей детёныш»
Выбор центров (доска выбора):
Теперь я прошу вас закрыть глазки и подумать, в каких центах вы бы хотели поработать.
Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей, и для взрослых. На утренний круг можно приглашать родителей.
Организация «Вечернего круга»
Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи:
• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).
• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).
• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).
• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).
• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.
Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.
Например, «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».
Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик). Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
Пример.
Можно уточнить и закрепить знания о том:
• какое время года сейчас, какой месяц?
• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?
• Какая часть суток сейчас?
• Что вы делаете в это время в детском саду?
• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?
• Как выполнили свою работу?
• Какие новые слова узнали?
Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.
Пример проведения «Вечернего круга» на практике.
Приглашаю 10 педагогов для проведения «Вечернего круга».
«1,2,3,4,5 становитесь в круг опять. Слева друг и справа друг. Очень дружный общий круг. Крепче за руки держитесь, и друг другу улыбнитесь».
После этого, все дети/педагоги садятся на ковер (стулья) и к ним «прилетает» красивая бабочка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и бабочка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих делах, проведённых в течении дня и о желаниях на следующий день.
Пример
- Что сегодня мы сделали по теме?
- Что больше всего удалось?
- Что сегодня было интересно?
- Кому с кем было интересно играть (трудиться, работать в центрах активности)?
- Было ли что-то такое что вас сегодня огорчило?
- Что бы вы хотели изменить?
- За что ты можешь похвалить воспитателя?
- За что ты можешь похвалить себя?
Вывод: Если проводить круги ежедневно, дети научатся:
делать выбор;
выбирать из личного опыта самое значимое;
слушать и слышать;
соблюдать правила;
выражать словами свое состояние и желание;
рассказывать кратко, последовательно и логично;
формулировать и аргументировать суждения;
планировать собственную деятельность.
Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.
Заключительная часть
Рефлексия
Я надеюсь, что мастер-класс, представленный мною сегодня, не только познакомил вас с чем-то новым и неизученным, но и доставил заряд положительных эмоций и поднял Вам всем настроение!
Предлагаю вам определить состояние эмоций, новизну материала, мастер класса его оригинальность. Выберите карточку с изображением такого смайлика, цвет которого Вам наиболее импонирует.
Зелёный цвет (улыбающийся смайлик) – интересно, буду использовать в своей педагогической деятельности.
Желтый цвет (без эмоций смайлик) – знаю данную технологию, использую ее.
Красный цвет (расстроенный смайлик)– данная технология не заинтересовала.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»
«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»...
Использование технологий «Утренний» и «Вечерний» круг на практике
laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой....
Использование технологий «Утренний» и «Вечерний» круг на практике
laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой....
Семинар— практикум для педагогов: «Использование технология «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»
Цель: сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.Задачи:Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.Познакомить с принципами...
Буклет "Использование технологии ""Утренний" и "Вечерний" круг на практике в ДОУ"
Буклет для педагогов ДОУ о применении технологии "Утрениий круг" и "Вечерний круг"....
Использование технологии "утренний" и "вечерний" круг на практике.
В материале освещаются понятия "утреннего" и "вечернего" круга. Даются конкретные рекомендации о проведении «утреннего» и «вечернего» круг...
"Использование технологии "Утреннего " и "Вечернего" круга в практике педагога"
Материал представляет интерес для педагогов - практиков, объясняет составляющие и особенности применения технологии в воспитательно - образовательном процессе....