«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг
в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила:
Богачева С.Н.
Должность:
Воспитатель
г.о. Красногорск, 2023 г.
Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.
2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.
3. Дать возможность применить полученные знания на практике.
«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе.
Утренний круг для дошкольников – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).
Рекомендовано организовать «Утренний круг» перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Методы и приемы сбора детей:
- Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент).
- Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т. о. постепенно собираются все дети.
- Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на утренний сбор и т. д.
- Дидактическая игра из серии «Пазлы», «Собери целое из частей». Приходя утром в детский сад, каждый ребенок получает одну часть от большой картины, перед утренним сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.
- Подвижная игра «Паровозик» или «Поезд», колонна машин и т. д. Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и «привозят» на место утреннего сбора.
- Любимая детьми игра (например, «Ручеек», затеянная на месте утреннего сбора.
- Ребенок - дежурный по сбору детей на утренний круг.
Методы и приемы организации детей на утреннем сборе:
- Предупреждение нежелательного поведения: рассадить детей так, чтобы мальчики и девочки чередовались; около ребенка, требующего особенного внимания, садится воспитатель; по ряду причин некоторые дети не могут сидеть спокойно даже в течение нескольких минут - приготовьте для этого ребенка какое-нибудь спокойное занятие или поручение.
- Обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом (подушечки, карточки - символы, карточки для выбора, веревочка, обруч).
- Дети могут занимать места в круге, исходя из даты своего рождения, с января по декабрь. Можно положить таблички с написанными на них названиями месяца. Предложите выбор для расшалившегося шумного ребенка: - уйти и выбрать себе занятие в центрах активности; - успокоиться и остаться вместе со всеми на групповом сборе.
-Невербальные приемы организации: - специальные предметы - сигналы «Тишина», «Внимание», «Говори»; жесты рукой;
- Предмет, определяющий порядок выступления детей: дети передают его по кругу: у кого предмет - тому предоставляется слово;
- Обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит- остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь - мы слушаем, мы говорим - ты слушаешь и т. д.
- Игра – считалка.
- Воспитатель понижает голос.
Организация «Утреннего круга»
Основными задачами «Утреннего круга» являются:
1. Создание эмоционального настроя на весь день;
2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;
3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)
Проводится в форме диалога.
Структура «Утреннего круга»:
1 Приветствие или «Минутка вхождения в день»
2 «Новости дня»: обмен информацией.
3 Дыхательная и пальчиковая гимнастика, словесные игры, игры-фантазии, игры-цепочки.
4 Игра по теме периода.
5 Планирование или календарь дел.
Пример проведения «Утреннего круга»
1.Приветствие. Минутка вхождения в день
Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя на стульях или стоя).
Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему.
Рассмотрим несколько примеров проведения «Утреннего круга».
«Круг радости».
-Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые имена. Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?
Встань скорее,
Раз, два, три!
Свое имя назови!
(участники называют свои имена и становятся в круг, все здороваются и повторяют имя).
У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было очень приятно повторить их.
А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому?
Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами… Замечательно!
-Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!
-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)
-Я согласна с вами: круг сближает, объединяет людей. Все равны, каждый часть целого.
-А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни
(руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
«Круг с волшебным цветком»
Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок.
Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).
«Клубочек». Материал: клубок красивых, не очень тонких ниток.
«Давным-давно жили-были ткачи. Они владели искусством ткачества – ткали великолепные ковры из нитей. Это были добрые люди. Всякий раз, когда нужно было сплести ковер заказчику, они задумывали пожелания. И если у ткача были чистые мысли и добрые помыслы, ковер выходил особенно красивым». Я хочу вместе с вами сплести сейчас ковер дружбы (знакомства). В руках у меня волшебный клубочек. Я предлагаю обмотать нитью палец, назвать свое имя и рассказать о себе – сколько вам лет, чем любите заниматься. После передать клубочек кому-нибудь из участников группы. Тот, кто получит клубочек, обматывает свой палец ниткой и тоже рассказывает о себе, передает клубок дальше. Важно, чтобы плели ковер все участники группы. После того, как ковер сплетен, можно встать со своих мест, немного вместе пройтись по кругу, поднимая и опуская ковер, любуясь им. ведущий может обратить внимание на то, что сейчас группа представляет собой единое целое, что каждый важен и значим в кругу, что только при участии всех членов группы мог получится такой красивый узор. Затем ковер можно сматывать, начиная с высказываний последнего участника.
«Дождь в джунглях». Это игра, которая предполагает умение взаимодействовать в команде и слушать другого. Предложим детям сесть плотно друг к другу. «Я хочу пригласить вас побывать в джунглях. Для этого сейчас мне понадобится ваша помощь. Мы будем вместе с вами слушать и одновременно издавать звуки джунглей. Предлагаю слушать внимательно и озвучивать движениями слова. Которые я буду говорить. Важно начинать по порядку и каждому включаться постепенно. Ребенок, сидящий рядом, по правую руку от ведущего, начинает движение, а тот, кто сидит по левую руку его заканчивает. Итак, словосочетание «легкий ветерок» мы изображаем трением ладошек друг о друга. «Закапали первые редкие капли дождя» мы щелкаем пальчиками. «Пошел сильный дождь» - хлопки в ладоши. «Ударил сильный гром» - топаем ногами. Давайте попробуем, что у нас получится». В джунглях подул легкий ветерок (дети шуршат ладонями). В джунглях упали редкие первые капли дождя (дети щелкают пальцами рук). И пошел сильный дождь (дети хлопают в ладоши), а сейчас ударил сильный гром (дети топают ногами). Сильный дождь перестал, лишь слышны редкие капли дождя (дети щелкают пальцами рук), да легкое дуновение ветерка (дети шуршат ладонями). А затем в джунглях стало совсем тихо.
2. «Новости дня» Обмен информацией.
Представьте, что я корреспондент детского журнала «Добрые детки» (можно использовать микрофон). По очереди обращайтесь к каждому, задавайте вопросы.
3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.
Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, выдохните из себя свежесть и красоту голубого неба. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте злобу, выдохните из себя тепло солнечных лучей. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте беспокойство, выдохните из себя чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Словесные игры: «Найди рифму», «Закончи предложение», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Какой? Какая? Какое?», «Составь предложение с данным словом».
Игра-фантазия «Оживление предметов».
Цель игры:
Учить детей сочинять истории, рассказывая сказки или рассказы о тех предметах, которыми они учатся манипулировать.
I вариант:
Рассмотрим на примере кормления детей.
Воспитатель рассказывает и показывает: «Жила- была ложка. Она была маленькая, не знала куда и как нести еду и все время попадала не туда, куда нужно. Вот пошла она за кашей для Тани (черпает кашу из Ваниной тарелки). Правильно ложка берет кашу? (дети исправляют). А у вас ложки умные? Как они достают кашу? Из ваших тарелок? Ой, у Пети ложка пошла гулять и не попала в рот, заблудилась? Пусть ваши ложки покажут Петиной, куда надо нести кашу».
Аналогично можно сочинить сказку про пуговицу, которая не знала, как попасть в свой домик, лезла в карман, под воротник.
С более старшими детьми можно оживлять любой предмет и предложить придумать сказку, рассказ.
II вариант:
Можно назвать «Путешествие по собственному дому (группе)».
Как уложить малышей спать? Расскажите им сказку про кровать: «Жила была кровать, которая не давала мальчику спать, скакала под потолок, выбегала на площадку и падала с лестницы. Бывают кровати с моторами, они ездят в дальние края охотиться за крокодилами. Бывает говорящая кровать, которая рассказывает разные истории…»
Ребенок плохо сидит на стуле постоянно раскачивается. Расскажите ему рассказ про стул, который перебирая 4 ножками, бегал за трамваем. Он опаздывал и очень спешил. Вдруг одна ножка отвалилась и стул потерял равновесие. К счастью, один прохожий вовремя подхватил отвалившуюся ножку и приставил её. «Кто же тебе сломал ножку?» - спросил он. «Хозяин» - опустив спинку, ответил стул.
«Создание лимерика».
Цель игры:
Развитие творческого мышления, воображения посредством создания лимерика (английский вариант организованной нелепицы).
Ход игры:
Детям объясняем технику создания стихотворения, но говорим, что оно должно быть немного сказочным, загадочным, можно использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Первая строчка: выбор героя.
Вторая строчка: характеристика героя или его действие.
Третья строчка: реализация действий (как герой это сделал).
Четвертая строчка: выбор конечного эпитета или свое отношение к герою
Лимерики, сочиненные детьми группы «Солнышко»:
Жила-была бабушка,
И всегда пекла нам оладушки.
Любила бабушка шарфики вязать
И с дедушкой в шашки играть
Вот какая активная бабушка.
Жил-был детский сад «Сказка»
И был он в мире самый ласковый.
Любил детский сад ребят развлекать
И сюрпризами их удивлять.
Вот такой волшебный детский сад!
Игра «Что было потом»
Цель: Развитие творческого воображения, фантазии, посредством придумывания продолжения сказки.
Дидактическая игра «Цепочка»
Цель: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
- сформировать у детей умение слышать первый и последний звук в слове.
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы:
- карточки с предметами;
- предметы, которые начинаются с гласного звука.
Содержание работы с дидактической игрой.
Воспитатель предлагает несколько картинок с предметами.
Воспитатель: - Назови предмет на картинке.
- Назови первый звук в слове Собака.
- Пропой последний звук в этом слове.
- Отложи эту картинку вправо.
- Назови оставшиеся предметы на картинках.
- Выбери предмет, у которого название начиналось с последнего звука предыдущего предмета, т.е. А-А-А.
4. Игра по теме периода или проекта.
Практикуются такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться, при этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе. Игра по правилам периода.
В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:
- о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);
- о каком-то особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников;
- о плане деятельности на текущий день - выбор детьми центров активности. Проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня. Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения. Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а также заставляет требовать выполнение правил другими детьми.
5.Планирование или календарь дел.
(Совместное планирование деятельности на текущий день)
Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, занятие и работу в центрах активности.
Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.
Организация «Вечернего круга»
Задачи:
• Рефлексия.
• Обсуждение проблем.
• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).
• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).
• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
«Вечерний круг» рекомендовано организовать во второй половине дня в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Обсуждая проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, можно подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел.
Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.
Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:
• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?
• Какая часть суток сейчас?
• Что вы делаете в это время в детском саду?
• Что делают в это время ваши близкие?
• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?
• Как выполнили свою работу?
• Какие новые слова узнали?
• Составление рассказов по опорным словам.
Пример проведения «Вечернего круга» на практике.
Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним «прилетает» красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.
Моделирование. Педагогам предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю, с учетом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг
в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила:
Богачева С.Н.
Должность:
Воспитатель
г.о. Красногорск, 2023 г.
Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.
2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.
3. Дать возможность применить полученные знания на практике.
«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе.
Утренний круг для дошкольников – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).
Рекомендовано организовать «Утренний круг» перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Методы и приемы сбора детей:
- Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент).
- Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т. о. постепенно собираются все дети.
- Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на утренний сбор и т. д.
- Дидактическая игра из серии «Пазлы», «Собери целое из частей». Приходя утром в детский сад, каждый ребенок получает одну часть от большой картины, перед утренним сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.
- Подвижная игра «Паровозик» или «Поезд», колонна машин и т. д. Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и «привозят» на место утреннего сбора.
- Любимая детьми игра (например, «Ручеек», затеянная на месте утреннего сбора.
- Ребенок - дежурный по сбору детей на утренний круг.
Методы и приемы организации детей на утреннем сборе:
- Предупреждение нежелательного поведения: рассадить детей так, чтобы мальчики и девочки чередовались; около ребенка, требующего особенного внимания, садится воспитатель; по ряду причин некоторые дети не могут сидеть спокойно даже в течение нескольких минут - приготовьте для этого ребенка какое-нибудь спокойное занятие или поручение.
- Обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом (подушечки, карточки - символы, карточки для выбора, веревочка, обруч).
- Дети могут занимать места в круге, исходя из даты своего рождения, с января по декабрь. Можно положить таблички с написанными на них названиями месяца. Предложите выбор для расшалившегося шумного ребенка: - уйти и выбрать себе занятие в центрах активности; - успокоиться и остаться вместе со всеми на групповом сборе.
-Невербальные приемы организации: - специальные предметы - сигналы «Тишина», «Внимание», «Говори»; жесты рукой;
- Предмет, определяющий порядок выступления детей: дети передают его по кругу: у кого предмет - тому предоставляется слово;
- Обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит- остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь - мы слушаем, мы говорим - ты слушаешь и т. д.
- Игра – считалка.
- Воспитатель понижает голос.
Организация «Утреннего круга»
Основными задачами «Утреннего круга» являются:
1. Создание эмоционального настроя на весь день;
#1059;становление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;
3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)
Проводится в форме диалога.
Структура «Утреннего круга»:
1 Приветствие или «Минутка вхождения в день»
2 «Новости дня»: обмен информацией.
3 Дыхательная и пальчиковая гимнастика, словесные игры, игры-фантазии, игры-цепочки.
4 Игра по теме периода.
5 Планирование или календарь дел.
Пример проведения «Утреннего круга»
#1055;риветствие. Минутка вхождения в день
Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя на стульях или стоя).
Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему.
Рассмотрим несколько примеров проведения «Утреннего круга».
«Круг радости».
-Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые имена. Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?
Встань скорее,
Раз, два, три!
Свое имя назови!
(участники называют свои имена и становятся в круг, все здороваются и повторяют имя).
У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было очень приятно повторить их.
А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому?
Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами… Замечательно!
-Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!
-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)
-Я согласна с вами: круг сближает, объединяет людей. Все равны, каждый часть целого.
-А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни
(руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
«Круг с волшебным цветком»
Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок.
Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).
«Клубочек». Материал: клубок красивых, не очень тонких ниток.
«Давным-давно жили-были ткачи. Они владели искусством ткачества – ткали великолепные ковры из нитей. Это были добрые люди. Всякий раз, когда нужно было сплести ковер заказчику, они задумывали пожелания. И если у ткача были чистые мысли и добрые помыслы, ковер выходил особенно красивым». Я хочу вместе с вами сплести сейчас ковер дружбы (знакомства). В руках у меня волшебный клубочек. Я предлагаю обмотать нитью палец, назвать свое имя и рассказать о себе – сколько вам лет, чем любите заниматься. После передать клубочек кому-нибудь из участников группы. Тот, кто получит клубочек, обматывает свой палец ниткой и тоже рассказывает о себе, передает клубок дальше. Важно, чтобы плели ковер все участники группы. После того, как ковер сплетен, можно встать со своих мест, немного вместе пройтись по кругу, поднимая и опуская ковер, любуясь им. ведущий может обратить внимание на то, что сейчас группа представляет собой единое целое, что каждый важен и значим в кругу, что только при участии всех членов группы мог получится такой красивый узор. Затем ковер можно сматывать, начиная с высказываний последнего участника.
«Дождь в джунглях». Это игра, которая предполагает умение взаимодействовать в команде и слушать другого. Предложим детям сесть плотно друг к другу. «Я хочу пригласить вас побывать в джунглях. Для этого сейчас мне понадобится ваша помощь. Мы будем вместе с вами слушать и одновременно издавать звуки джунглей. Предлагаю слушать внимательно и озвучивать движениями слова. Которые я буду говорить. Важно начинать по порядку и каждому включаться постепенно. Ребенок, сидящий рядом, по правую руку от ведущего, начинает движение, а тот, кто сидит по левую руку его заканчивает. Итак, словосочетание «легкий ветерок» мы изображаем трением ладошек друг о друга. «Закапали первые редкие капли дождя» мы щелкаем пальчиками. «Пошел сильный дождь» - хлопки в ладоши. «Ударил сильный гром» - топаем ногами. Давайте попробуем, что у нас получится». В джунглях подул легкий ветерок (дети шуршат ладонями). В джунглях упали редкие первые капли дождя (дети щелкают пальцами рук). И пошел сильный дождь (дети хлопают в ладоши), а сейчас ударил сильный гром (дети топают ногами). Сильный дождь перестал, лишь слышны редкие капли дождя (дети щелкают пальцами рук), да легкое дуновение ветерка (дети шуршат ладонями). А затем в джунглях стало совсем тихо.
2. «Новости дня» Обмен информацией.
Представьте, что я корреспондент детского журнала «Добрые детки» (можно использовать микрофон). По очереди обращайтесь к каждому, задавайте вопросы.
3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.
Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, выдохните из себя свежесть и красоту голубого неба. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте злобу, выдохните из себя тепло солнечных лучей. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте беспокойство, выдохните из себя чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Словесные игры: «Найди рифму», «Закончи предложение», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Какой? Какая? Какое?», «Составь предложение с данным словом».
Игра-фантазия «Оживление предметов».
Цель игры:
Учить детей сочинять истории, рассказывая сказки или рассказы о тех предметах, которыми они учатся манипулировать.
I вариант:
Рассмотрим на примере кормления детей.
Воспитатель рассказывает и показывает: «Жила- была ложка. Она была маленькая, не знала куда и как нести еду и все время попадала не туда, куда нужно. Вот пошла она за кашей для Тани (черпает кашу из Ваниной тарелки). Правильно ложка берет кашу? (дети исправляют). А у вас ложки умные? Как они достают кашу? Из ваших тарелок? Ой, у Пети ложка пошла гулять и не попала в рот, заблудилась? Пусть ваши ложки покажут Петиной, куда надо нести кашу».
Аналогично можно сочинить сказку про пуговицу, которая не знала, как попасть в свой домик, лезла в карман, под воротник.
С более старшими детьми можно оживлять любой предмет и предложить придумать сказку, рассказ.
II вариант:
Можно назвать «Путешествие по собственному дому (группе)».
Как уложить малышей спать? Расскажите им сказку про кровать: «Жила была кровать, которая не давала мальчику спать, скакала под потолок, выбегала на площадку и падала с лестницы. Бывают кровати с моторами, они ездят в дальние края охотиться за крокодилами. Бывает говорящая кровать, которая рассказывает разные истории…»
Ребенок плохо сидит на стуле постоянно раскачивается. Расскажите ему рассказ про стул, который перебирая 4 ножками, бегал за трамваем. Он опаздывал и очень спешил. Вдруг одна ножка отвалилась и стул потерял равновесие. К счастью, один прохожий вовремя подхватил отвалившуюся ножку и приставил её. «Кто же тебе сломал ножку?» - спросил он. «Хозяин» - опустив спинку, ответил стул.
«Создание лимерика».
Цель игры:
Развитие творческого мышления, воображения посредством создания лимерика (английский вариант организованной нелепицы).
Ход игры:
Детям объясняем технику создания стихотворения, но говорим, что оно должно быть немного сказочным, загадочным, можно использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Первая строчка: выбор героя.
Вторая строчка: характеристика героя или его действие.
Третья строчка: реализация действий (как герой это сделал).
Четвертая строчка: выбор конечного эпитета или свое отношение к герою
Лимерики, сочиненные детьми группы «Солнышко»:
Жила-была бабушка,
И всегда пекла нам оладушки.
Любила бабушка шарфики вязать
И с дедушкой в шашки играть
Вот какая активная бабушка.
Жил-был детский сад «Сказка»
И был он в мире самый ласковый.
Любил детский сад ребят развлекать
И сюрпризами их удивлять.
Вот такой волшебный детский сад!
Игра «Что было потом»
Цель: Развитие творческого воображения, фантазии, посредством придумывания продолжения сказки.
Дидактическая игра «Цепочка»
Цель: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
- сформировать у детей умение слышать первый и последний звук в слове.
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы:
- карточки с предметами;
- предметы, которые начинаются с гласного звука.
Содержание работы с дидактической игрой.
Воспитатель предлагает несколько картинок с предметами.
Воспитатель: - Назови предмет на картинке.
- Назови первый звук в слове Собака.
- Пропой последний звук в этом слове.
- Отложи эту картинку вправо.
- Назови оставшиеся предметы на картинках.
- Выбери предмет, у которого название начиналось с последнего звука предыдущего предмета, т.е. А-А-А.
4. Игра по теме периода или проекта.
Практикуются такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться, при этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе. Игра по правилам периода.
В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:
- о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);
- о каком-то особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников;
- о плане деятельности на текущий день - выбор детьми центров активности. Проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня. Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения. Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а также заставляет требовать выполнение правил другими детьми.
#1055;ланирование или календарь дел.
(Совместное планирование деятельности на текущий день)
Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, занятие и работу в центрах активности.
Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.
Организация «Вечернего круга»
Задачи:
• Рефлексия.
• Обсуждение проблем.
• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).
• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).
• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
«Вечерний круг» рекомендовано организовать во второй половине дня в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Обсуждая проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, можно подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел.
Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.
Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:
• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?
• Какая часть суток сейчас?
• Что вы делаете в это время в детском саду?
• Что делают в это время ваши близкие?
• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?
• Как выполнили свою работу?
• Какие новые слова узнали?
• Составление рассказов по опорным словам.
Пример проведения «Вечернего круга» на практике.
Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним «прилетает» красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.
Моделирование. Педагогам предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю, с учетом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»...
Использование «доброжелательной» технологии «Утро радостных встреч» в работе с детьми дошкольного возраста.
С целью благоприятного вхождения ребёнка в группу, формирования положительных межличностных отношений, поддержания интереса детей к сверстникам, создание атмосферы доброжелательности и защищенности...
Консультация: Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...
СБОРНИК ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ОТСМ-РТВ-ТРИЗ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Сборник включает методические материалы инновационного опыта педагогов МАДОУ ЦРР№16 «Белочка» на основе общей теории сильного мышления, методов развития творческого воображения и тео...
Использование здоровьесберегающих технологий (Смирнов Н.К.) в работе с детьми дошкольного возраста
Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении: «Быть здоровым— это здорово!»"Зоровьесберегающие образовательные технологии", по определению Н.К. Смирнова,...
"Использование технологии кинезиологического тейпирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи"
В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная методика доказала свою эффективность н...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИГРЫ «ГЕОКЕШИНГ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье раскрывается понятие «Геокешинга» как современной формы коррекционной и развивающей работы логопеда. Описывается важность развития крупной, мелкой и артикуляционной моторики на ло...
- Мне нравится (1)