Семинар— практикум для педагогов: «Использование технология «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Цель: сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.
Задачи:
- Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.
- Познакомить с принципами и методами взаимодействие воспитателя с детьми в течение дня.
- Дать возможность применить полученные знания на практике дочка
Тема семинара обусловлена апробацией образовательные программы в разделе «Утренний и вечерний круг».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_sosh_1231_4.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад №83 «Светлячок»
Семинар— практикум для педагогов:
«Использование технология «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела
На педсовете воспитатель:
Князева Елена Юрьевна
Сентябрь 2021г.
г. Электроугли
семинар практикум для педагогов.
Цель: сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.
Задачи:
- Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.
- Познакомить с принципами и методами взаимодействие воспитателя с детьми в течение дня.
- Дать возможность применить полученные знания на практике дочка
Тема семинара обусловлена апробацией образовательные программы в разделе «Утренний и вечерний круг».
Введение: дети самостоятельно могут выбрать способ, призывающий их к началу занятия: это могут быть звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия, стихотворение, начатое взрослым, и так далее, это могут быть световые сигналы (мигание лампочки, показ определённого цвета колпачка на лампе и так далее).
Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенной период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2–3 месяца привыкают.
Современные дети живут в сложных социо—культурных условиях—чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье. Социальные психологи утверждают, что в современном обществе ребенку принадлежит самостоятельное определение стратегии поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Следовательно, эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям социума-одно из главных условий жизни ребёнка в обществе, а также личной готовности ребенка к школе.
ДОО - единственное место, где дети могут бездна опасения проявлять свою самостоятельность и инициативу, взаимодействовать разновозрастным детским коллективом в различных видах деятельности, предложить которые семья не в состоянии.
Цель проведения кругов: развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность—качество, необходимые не только для успешной адаптации и обучение в школе, но и для жизни современном обществе.
Задачи:
- сплочение детского коллектива;
- формирование умение слушать и понимать друг друга;
- формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
- обсуждение планов на день, неделю, месяц;
- развитие умение выражать свои чувства и переживания публично;
- привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
В нашем детском саду, начиная со 2 младшей группы, реализуется основная образовательная программа «От рождения до школы» , выпущенная под редакцией Н. Е. Вераксы.
В методическое обеспечение программы включено методическое пособие старшего научного сотрудника Института социологии РАН РФ Натальи Петровны Гришаевой « Современные технологии эффективной социализация ребенка в дошкольной образовательной организации».
Она разработала новые технологии социализация ребенка дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него самостоятельность, инициативность, саморегуляция поведения, ответственность - те качества, которые необходимо для успешной адаптации, обучение в школе, а также для жизни в современном обществе
основные идеи и технологии
«Рефлексивный круг» проводится каждый день утром и вечером. Утренний перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Вечерний во 2 половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут (с 08:40 до 9:00, в старшем от 10 до 20 минут (с 08:30 до 8 50).
Утренний круг.
Проводится форме развивающего общения (диалога).
цель утреннего круга поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы, проблемы, договориться о правилах.
Задачи:
- Планирование. (обсуждение планов, реализация совместных дел)
- Информационные. (новости)
- Проблемные ситуации. (предложить темы для обсуждения)
- Развивающий диалог. (вести дискуссию, направлять, не давать прямых объяснений готовых ответов)
- Детское сообщество. (Быть внимательными друг другу, дружить, создавать положительный эмоциональный настрой)
- Навыки общения. (Учить культуре диалога)
- Равноправие и инициатива. (Равные возможности и тихим, и бойким, и лидерам)
Пример проведения утреннего круга на практике.
Я предлагаю вам сесть в круг и поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности.
Пусть наша добрая улыбка,
Согреет всех своим теплом,
Напомнит нам как важно в жизни,
Делиться счастьем и добром!
Улыбнулись? Вы готовы к общению. Сегодня день солнечный, тёплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (дети берутся за руки руки поднимают к солнцу, делают вдох, руки направляет в центр круга- выдох). молодцы! Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить комплимент друг другу. (Мы высказываемся). после высказываний предложить детям выбрать цветную ленточку, соответствующею настроению.
Вечерний круг
Проводится в форме рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.
Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи:
- Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день)
- Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течение дня, повести к самостоятельному решению).
- Развивающий диалог. (Предложить тему соответствии с программой).
- Детская сообщества. (Дружить, быть внимательными создавать положительный настрой).
- Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний круг» проводится ещё раз, сразу после происшествия. Для Плодотворного обсуждения создаётся благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определённый период времени. Дети по кругу передают друг другу какую нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы кругу и сами без присутствия воспитателя.
Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.
Например: «Чем ты сегодня будешь заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать если хочется подраться?», «Почему не удаётся соблюдать правила?», «Как вы думаете кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «ситуации месяца».
Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (Желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик). желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы кругу и сами в без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:
- какой день недели сегодня какое число какой день недели завтра
- какая часть суток сейчас?
- что вы делаете в это время в ДОУ?
- что делают в это время ваши близкие?
- что интересного сегодня вы узнали, чем занимались?
- как выполнили свою работу?
- какие новые слова узнали?
- составление рассказов по опорным словам.
Проводится различные рефлексивный игры на разные темы.
Пример проведение вечернего круга на практике.
Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого все дети садятся на ковёр и к ним прилетает красивая птичка. Воспитатель задаёт вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку тому ребенку которая хочет высказаться. В конце нашего круга ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.
Моделирование
Педагогом предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю с учётом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».
Например, разберем тему: «Мой дом-детский сад»
Вопросы могут быть следующими:
- где находится мой детский сад?
- кто в нем работает? что они делают?
- как я могу им помочь и как отблагодарить?
- кого можно считать своим другом?
- есть ли у тебя друзья?
- как можно утешить друга?
- как можно помириться если поссорился?
- какие у нас правила в группе какие правила ты готов выполнять, а какие нет, почему?
- как поступить с теми, кто правила нарушает?
- какие правила ты знаешь?
Основные приёмы работы состоят в следующем:
- создание трансформируемой Развивающий предметной среды;
- трансляция семьи участниками образовательного процесса значимых образцом социального поведения;
- регулярная проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
- создание эффективной технологии включение родителей совместную с детьми социально значимую деятельность.
Результативность технологии
инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью. В контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.
Проведение имитационного круга (педагогами)
В конце семинара педагогов собирают в круг и задают вопрос или предлагают ситуацию, после чего воспитатели должны выбрать свое отношение к вопросу или ситуации, выбрать камень чёрного цвета (против, белого (за, серого (воздерживаюсь). затем начинается обсуждение какой камень был выбран и по какой причине. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? как много интересных ответов. (Правильно, уважаемые коллеги, круг сближает, объединяет людей.). после этого проводится рефлексивная игра, в которой воспитателя по очереди передают друг другу смайлик и говорят приятные слова.
Рефлексия
Предварительно, слушателям семинара раздаются карточки с изображением зеленого, улыбающегося смайлика, нравится, буду использовать своей работе, желтого смайлика без эмоций, буду использовать частично, красного расстроенного смайлика, не нравится, не буду использовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для воспитателей: Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста
Практикум для воспитателей:Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Цель: сформировать у педагогов предс...
«Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста».
Семинар-практикум «Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»....
Использование технологии "утренний и вечерний круг" для успешной социализации детей дошкольного возраста"
Семинар- практикум...
Практикум для воспитателей: Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста
Цель: сформировать у педагогов представления о проведении утреннего и вечернего сбора детей....
Практикум для воспитателей: Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста
Практикум для воспитателей:Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Цель: сформировать у педагогов предс...
Семинар-практикум «Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста».
Семинар-практикум «Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»....
«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг в работе с детьми дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА» Мастер-класс для педагогов ДОУ«Использование технологии «Утренн...