Консультация для педагогов «Использование педагогических технологий «Утренний круг», «Вечерний круг»
консультация

Борщева Евгения Алексеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx73.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Использование педагогических технологий «Утренний круг», «Вечерний круг»

Подготовила: Борщева Е.А.

Педагогическая технология «Утренний круг»

Современное содержание образования обеспечивает целостность процесса обучения и воспитания, учитывающего личностные характеристики каждого ребёнка: особенности его поведения, восприятия окружающего мира, темп индивидуального развития.

Практика реализации ФГОС ДО показывает активное

использование педагогическим сообществом практико-ориентированных

технологий, развивающих методик, проектно-исследовательской деятельности для развития интеллектуальных и личностных качеств дошкольника, формирования у него предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих его социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.

Но есть давно известные образовательные технологии, использование

которых актуально сегодня как никогда.

Название «Круг» имеет исторические корни. Согласно легенде король

Артур стал использовать круглый стол для своих рыцарей, чтобы пирующие не спорили о лучшем месте за столом, а были равны.

Круглый стол – это цивилизованный формат общения, в котором происходит обмен мнениями, формируются умения договариваться, слышать

друг друга.

Гораздо позже выражение «круглый стол» стало привычным в словаре политиков и бизнесменов, а также использоваться в образовании, трансформировавшись в термин «Круг».

Описание «Круга» как педагогической технологии в работе с детьми

встречается в работах выдающегося итальянского ученого, врача-антрополога, философа, педагога и психолога Марии Монтессори (1870-1952). Знакомство с педагогикой Марии Монтессори, позволило увидеть, что «круг» используется как организационный момент в начале дня, а также как структурный компонент в Монтессори – занятии.

        Как форма организации детского коллектива в начале дня использование «Круга», в соответствии с педагогикой Марии Монтессори, включает в себя обязательное приветствие - эмоциональное начало работы, когда дети приветствуют друг друга и педагога; пальчиковые игры; музыкальные минутки.

«Круг» это – групповая беседа с детьми, точнее – самих детей при минимальном вмешательстве педагога. Там обсуждают всё – смены сезонов, семейные будни и праздники, разучивают короткие песенки.

Здесь ребенок осваивает основы социализации и учится описывать свои чувства словами.

«Круг», согласно учению Марии Монтессори, помогает ребенку в

проявлении своей индивидуальности, так как является формой открытого

общения, создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию

взаимоотношениям, облегчает взаимопонимание.

        «Круг» позволяет решить многообразные образовательные задачи, стоящие перед педагогами, поэтому эту форму организации совместной деятельности взрослого и детей можно назвать универсальной практико-ориентированной образовательной технологией.

        От того как начнется день будет зависеть настроение ребенка и желание посещать детский сад, поэтому технология «Утренний круг» занимает важное место в работе воспитателя.

«Утренний круг» – это начала дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (Что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.п.

«Утренний круг» регламентирован по времени, проводится в

определенное утреннее время, после того, когда все воспитанники пришли в

детский сад. Длительность утреннего «Круга» не более 20 минут, он

проводится ежедневно.

Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем видеть друг друга, устанавливать прямой контакт глазами, что способствует созданию атмосферы доверия, открытости, равноправия и непринужденности. Занимая место в круге, ребёнок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и безопасно.

Доброжелательная атмосфера круга способствует формированию у детей навыков свободного ведения беседы, они не боятся задавать вопросы или высказывать свою точку зрения, они учатся активному слушанию, внимательно сосредотачиваются на том, что педагог хочет им сказать.

Если ребёнок, по какой – либо причине не хочет сесть вместе со всеми в круг, ему можно предложить спокойную игру или роль дежурного по сервировке стола к завтраку. Один из эффективных приемов для непоседы – посадить его к себе на колени. Около ребенка, требующего особого внимания, садится взрослый (помощник воспитателя).

В начале «Утреннего круга» педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения, которые устанавливают очередность высказываний детей: «Говорим по очереди», «Говорит тот, кто получает игрушку» и т.д.

В процессе проведения «Круга» ведётся работа по развитию всех

видов речи (вербальной и невербальной), над её просодическими компонентами (Основная составляющая часть просодики - это интонация. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность или силу звучания голоса, мелодику, паузы, логическое ударение, темп речи), закрепляется умение пользоваться вежливыми речевыми оборотами.

Тема, затронутая на утреннем «Круге», может иметь свое продолжение в виде коллективных рисунков, бесед, инсценировок, совместных игр.

Педагог помогает дошкольникам планировать совместную деятельность,

информирует их о предстоящих в течение дня событиях.

На основании наблюдений, собранных во время «Круга», педагог продумывает план работы, помогающий скорректировать поведение детей и создать в детском коллективе положительный настрой на день.

Во время проведения «Круга» педагог проводит работу по освоению

воспитанниками содержания не только социально-коммуникативной

образовательной области, но и остальных образовательных областей: речевого, познавательного, художественно-эстетического развития.

Утренний круг включает в себя несколько структурных элементов:

  • Позывные для утреннего сбора.

Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные возможно связать с требуемой темой.

  • Организация круга. 

Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.

  • Приветствие. 

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Начиная приветствие, покажите, как это делается. Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

  • Новости.

Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим).

На утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Здесь очень важно вводить различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня, и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

Педагог назначает старшего помощника (дежурного), затем предлагает детям вспомнить, какое сегодня число, день недели, месяц, время года. «Помощник» отмечает на схеме дней недели – конкретный день, на информационной доске выкладывает из чисел дату дня, из букв составляет название месяца и время года. Дети по желанию рассказывают знакомое стихотворение или поют любимую песню.

  • Динамическая пауза.

Динамическую паузу лучше проводить также в соответствии с темой.

  • Проблемные ситуации.

Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации.

  • Игры по теме. 

Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематической недели, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Приветствуются различные презентации (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).

  • Предоставление права выбора

Завершающий элемент структуры утреннего сбора – презентация педагогом темы.

Затем все вместе дети составляют план наступившего дня. Можно выложить его с помощью пиктограмм, обозначающих и уточняющих

отдельные режимные моменты (экскурсия в парк, показ театрализованного

представления, поздравление с днем рождения и т.д.). Составление такого

графического плана очень важно для детей. Весь день визуально предстает перед ними одним целым в виде вертикальной линии, которая складывается из режимных моментов, последовательно расположенных друг за другом. Дети осознают последовательность событий, которые произойдут в группе, учатся планировать свою деятельность и точно знают, что в конце пребывания в детском саду появится пиктограмма «Дом», а это значит, что они обязательно вернуться в семью, где их ждут и любят.

Завершать утренний «Круг» можно девизом группы, олицетворяющим единство всех, кто пришел сегодня в группу (у каждой группы он свой) или провести игру на сплочение коллектива.

Подвиды утреннего круга:

«Круг – поздравление» относится к событийным «Кругам», он особенно любим детьми. Его основная цель - поздравление именинника или виновника какого-либо торжества.

Воспитанники и педагоги садятся в круг. Каждый по

очереди говорит добрые слова имениннику. Проводится

игра-хоровод «Каравай». Все вместе читают стихи, показывают театрализованные сценки, готовят коллективный коллаж-поздравление имениннику, принимают участие в фотосессии.

«Круг – ситуативный». Этот вид «Круга» отличается вариативностью содержания, и проводиться в зависимости от ситуации.

Например, произошла ссора между детьми, или нарушены правила

поведения в группе. Необходимо немедленное реагирование со стороны

взрослых для разрешения конфликтов. Ситуативный «Круг» может быть

организован в любом месте групповой комнаты, в нем будут участвовать не все дети, так как некоторые из ситуаций требуют корректного подхода к их

разрешению. Во время его проведения, происходит коллегиальное решение

возникшей проблемы. Такие ситуативные «Круги» могут быть разными, но они всегда требуют от взрослого тактичного отношения к детям, контроля над своими эмоциями, максимального отсутствия личностной оценки поведения детей

Произошло яркое позитивное событие - овладение ребенком новым

навыком (произношение звука, стал различать левую и правую руку, научился завязывать шнурки и т.д.), появляется возможность отметить достижение

малыша.

События и ситуации, которые рассматриваются на них, бывают очень

индивидуальными. Но самое главное, что они объединяют всех участников

педагогического процесса, позволяют разобраться с трудными ситуациями и

сплотить детский коллектив, научить радоваться и сопереживать успехам друзей, повысить собственную самооценку ребенка. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную отзывчивость, помогают осознать и высказать свои потребности и тревоги, позволяют научиться принимать сочувствие и помощь со стороны друзей и взрослых, выходить из сложной, конфликтной ситуации. И самое главное: дети с разными образовательными возможностями, своими неповторимыми и индивидуальными особенностями учатся ЖИТЬ ВМЕСТЕ И НАХОДИТЬ СВОЕ МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ!

Педагогическая технология «Вечерний круг»

Ежедневно, в конце дня после того, как дети выполнили задуманное – реализовали свой план в каком – либо центре активности, с детьми проводится итоговой «Вечерний круг» 

 «Утренний круг» - это развивающее общение, развивающий диалог, а «Вечерний круг» - это радостный настрой на следующий день.

C:\Users\DNS\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\img16.jpg

Задача итогового сбора – организовать процесс рефлексии; продемонстрировать общие итоги работы за день, обсудить что получилось, что не получилось, наметить последующие шаги. И еще одна не менее важная задача – заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят. 

Предельно важна роль воспитателя в организации и активизации процесса рефлексии, в поддержке положительной самооценки детьми своих достижений и перспектив, их влияния на общую ситуацию в группе. 

В завершении надо отметить, что педагогу важно помнить, что групповой сбор, будь то утренний или вечерний круг – это не занятие! Не надо использовать время группового сбора для того, чтобы научить детей каким-то конкретным навыкам.

Каждый элемент группового сбора позволяет дошкольникам освоить целый ряд социальных умений, развивает интеллектуальные, эмоциональные и социальные навыки каждого члена группы. Это уроки доброты, сопереживания, партнерского взаимодействия, приводящие к прекрасным результатам как внутри группы, так и за ее пределами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование педагогических технологий в работе над развитием памяти, внимания и воображения у детей старшего дошкольного возраста"

Использовать предлагаемый материал можно как на интегрированных занятия, так и в индивидуальной работе или в качестве заданий для совместной деятельности.Для достижения результата – улучшения у ...

" Использование педагогических технологий "Утренний круг" и "Вечерний круг!

Консультация для вопитателяОдним из наиболее важных профессиональных умений воспитателя является организация и планирование режимных процессов в ДОУ. Продуманное и хорошо организованное проведение утр...

Консультация для педагогов «Использование педагогических технологий «Утренний круг», «Вечерний круг».

laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...

"Использование технологии "Утреннего " и "Вечернего" круга в практике педагога"

Материал представляет интерес для педагогов - практиков, объясняет составляющие и особенности применения технологии в воспитательно - образовательном процессе....

Инновационная программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой предлагает новую педагогическую технологию - «Утренний круг» и «Вечерний круг».

Данная технология позволяет реализовать главный постулат ФГОС ДО - ребенок является активным участником образовательного процесса. Педагог и ребенок выступают в роли равноправных партнеров. В чем же з...