Проект по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Коми край родной - любимый"
проект (старшая группа)
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_nravstvenno-patriocheskomu_vospitaniyu.docx | 42.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад № 17" г. Сыктывкара
(МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 17»)
Проект «Коми край родной - любимый»
(по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей дошкольной группы)
Из опыта работы
Разработала: Лодыгина Е.В,
воспитатель 1 категории
г. Сыктывкар
Актуальность
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Цель проекта:
Проект направлен на формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране.
Задачи проекта:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
- формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: Познавательный, творческий, социальный
Сроки проекта: долгосрочный - учебный год
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Методы проекта:
Наглядные
- Наблюдение;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- просмотр видео, презентаций.
Словесные
- Беседа, рассказ, чтение художественной литературы.
Практические
- Моделирование, опыты, эксперименты.
Игровые методы
- Дидактические и обучающие интерактивные игры
Формы работы с детьми:
- Беседы;
- занятия;
- рассматривание альбомов, иллюстраций о республике Коми;
- выставки детских работ по проекту;
- заучивание стихов коми писателей на конкурс;
- творческая речевая деятельность;
- утренники, развлечения, викторины;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.
с родителями:
Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта, папки-передвижки, анкетирование.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей и их родителей для определения целей проекта (анкетирование).
- Сбор и анализ литературы и дидактических пособий для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам и социальным партнерам.
II. Организационно-практический
- Проведение цикла познавательных занятий о Республике Коми;
- проведение развлечений и праздников;
- оформление альбомов, тематических папок;
- оформление дидактических игр по краеведению;
- подборка и создание презентаций;
- создание интерактивных игр;
- конструирование макетов;
- организация выставок детских поделок и фотовыставок;
- экскурсии и фотоэкскурсии;
- посещение музея, детской библиотеки,
III. Презентационно - завершающий
- Презентация итогов работы по проекту.
- Проведение итоговой непосредственно-образовательной деятельности.
- Создание уголка Республики Коми в дошкольной группе.
IV. Контрольно-рефлексивный
- Проведение викторины «Мой любимый Коми край»
- Оформление детских исследовательских работ по теме «Удивительное рядом»
- Проведение анкетирования.
Ожидаемые результаты:
- Появится желание взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
- У детей произойдет развитие познавательного интереса к родному краю;
- Повысится уровень нравственно - патриотического воспитания;
- Сформируется умение выступать перед аудиторией;
Календарно-тематическое планирование
КТП способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
сентябрь | Цель: Определение уровня знаний и познавательного интереса детей и родителей к родной Республике Включение в начале года в первое родительское собрание вопроса «Люби и знай свой край» Форма проведения: онлайн - презентация | ||||||
октябрь | Тема «Любимый уголок» Цель: Обобщение и обогащение знаний детей о родном городе | ||||||
Информационный блок | Технологический блок | Организационный блок | |||||
Презентации: «Улицы города Сыктывкара», «Сыктывкар – наша малая Родина», «Достопримечательности Республики Коми». Тематические альбомы - «Мой родной город» | НОД «Моя малая Родина – город Сыктывкар» Детские выступления с презентацией по теме «Уголок детства» (Рассказ дошкольников «Где я отдыхал летом») | Организация фотовыставки «Город, в котором я живу» Выставки детских поделок «Мой город» Создание макета коми избы Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой родного Коми края | |||||
ноябрь | Тема «Природа Республики Коми» Цель: Формирование представлений у детей о своеобразии природы на территории Республики. | ||||||
Информационный блок | Технологический блок | Организационный Блок | |||||
Презентации: «11 чудес Коми», «Красивые места РК», «Печоро - илычский заповедник», «Путешествие по тундре», «Природа Коми края», «Удивительный коми край», «Реки Республики Коми», «Красная книга Республики». Тематические альбомы: «Зеленая книга Республики Коми», «Тайга», «Зеленая аптека», «Полезные ископаемые», «Птицы», «Растения леса», «Хищные животные», «Ядовитые растения». | НОД «Полезные ископаемые». Беседы «Красная книга Республики Коми», «Заповедные места». Выступления детей с рассказами «Полезные ископаемые», «По страницам Красной книги». Беседа «День народного единства» | Создание макетов: «Тайга», «Тундра», «Водоем», «Столбы выветривания». Разработка коми подвижных игр для детей. Создание плаката на день народного единства и участие в конкурсе дистанционно. | |||||
декабрь | Тема: « История родного края» Цель: Обогащение знаний воспитанников об истории возникновения городов, истории жилища, старинной домашней утвари, народных играх. | ||||||
Информационный блок | Технологический блок | Организационный Блок | |||||
Презентации «Города Республики Коми», «Коми национальная одежда», «Народная культура и традиции». | НОД «Путешествие по городам Республики Коми» | Организация фотовыставки «Республика вчера и сегодня»; выставки «Старинная вещь моей семьи», Оформление в группе уголка «Города РК» | |||||
январь | Тема: «Литературная страничка» Цель: Закрепление знаний детей о литературном творчестве земляков. | ||||||
Информационный блок | Технологический блок | Организационный Блок | |||||
Презентация «Поэзия Республики Коми» | НОД «Светлая дорога» (Творчество П.А.Образцова) Организация конкурса чтецов «Мой любимый коми край» Чтение художественной литературы коми поэтов и писателей | Выставка детских рисунков - раскрасок по произведениям коми писателей | |||||
февраль | Тема: «Люди, прославившие Республику» Цель: Формирование познавательного интереса к жизни и достижениям знаменитых людей Республики. | ||||||
Информационный блок | Технологический блок | Организационный блок | |||||
Презентации «Герои Великой Отечественной Войны», «Подвиг Оплеснина», «Олимпийские звезды». | Беседы о знаменитых земляках РК. Спортивное развлечение «А ну-ка мальчики». | Выставка детских рисунков «Есть такая профессия защищать Родину» (аппликация) Участие в конкурсе смотра строевой (2 место по городу). Участие в конкурсе чтецов «Кывлон гор» на коми языке. | |||||
март | Тема: Народное творчество Цель: Обогащение представлений детей о коми народном творчестве, разнообразии музыкальных инструментов, народных праздников | ||||||
Информационный блок | Технологический блок | Организационный блок | |||||
Презентация «Музыкальные коми народные инструменты» | Развлечение «Вечер коми народных сказок» | Организация фестиваля сказок (Драматизация сказок). Оформление уголка «Музыкальные коми народные инструменты». | |||||
апрель | Тема: «Народные промыслы» Цель: Приобщение детей к народным промыслам, вовлечение их в процесс изготовления изделий. | ||||||
Информационный блок | Технологический блок | Организационный блок | |||||
Презентации: «Волшебная береста», «Народные промыслы», «Коми ремёсла». Тематические альбомы: «Изделия из бересты», «Коми орнаменты» | НОД «Секреты коми орнамента. Викторина «Знатоки Коми края» Викторина ко дню космонавтики | Выставка «Чудесная береста». Создание альбома коми орнаментов. Изготовление из природного материала коми орнаментов для украшения веранды. Интерактивный плакат ко дню космовтики. | |||||
май | Тема: «Мой край неповторимый» Цель: Обобщение знаний о родной Республике и стране в целом. | ||||||
Итоговые мероприятия:
|
Заключение
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Список литературы
- И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
- Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
- Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
- Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
- М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
- И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
- З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
- Материалы Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: « Мой край родной – частица Родины большой»
Формировать у детей любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Родной свой край люби и знай!"
В 2017-2018 учебном году одной из задач воспитания и обучения дошкольников в МАДОУ "Детский сад № 5" являлась задача воспитания гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, разв...
проект по нравственно-патриотическому воспитанию, создание макета "Край родной - Камчатка"
Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию, который формирует у детей уважение и любовь к своей малой Родине....
Методическая разработка Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Родной свой край люби и знай"
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исто...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Мой родной город – Березовский»
Слайд 2Актуальность проекта:Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Основная причина пристрастия молодежи к негативным проявлениям обществ...
Проект по нравственно -патриотическому воспитанию «Люби и знай родной свой край »
Проект по нравственно -патриотическому воспитанию«Люби и знай родной свой край »...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Родной свой край люби и знай!»
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, родном городе...