Методическая разработка Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Родной свой край люби и знай"
методическая разработка (средняя группа)
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военноисторический и другие компоненты. Важными условиями реализации целей и задач патриотического воспитания является признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей. Специфика патриотического воспитания определяется тем, что в нём главным, ведущим содержательным элементом является целостность процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. В настоящее время всё большее значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» детский сад № 21г. Томск
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Родной свой край люби и знай"
Воспитатель: Пинских Ольга Викторовна
Томск- 2021
«Родной свой край люби и знай!»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
· воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
· расширение представлений о городах России;
· знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
· развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
· развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
· формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
· формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
· формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: тематический.
Срок проекта: долгосрочный
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родной город, село
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка(конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы с детьми:
Беседы;
Занятия;
Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
Выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Творческая речевая деятельность;
Утренники, развлечения, конкурсы;
Дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;
Сочинение рассказов и сказок о семье;
Создание мини-проектов;
С родителями.
Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
Анкетирование;
Дни открытых дверей;
Фотоконкурсы;
Праздники;
Семейные мини – проекты.
Сентябрь
«Моя семья»
1.Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
2.Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
3.Рисование на тему «Я и моя семья».
4.Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5.Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»
Октябрь
«Я люблю свой детский сад и село, где я живу».
1.Экскурсия «Мой город - Томск»
2.Беседа на тему «Наши добрые дела»
3.Экскурсия в мини-музей «Сельская изба»
4.Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
5.Работа с родителями: консультация на тему «История доменной печи»
6.Оформление папки-передвижки «Мой любимый Томск»
Ноябрь
«Я живу на земле Сибирской»
1.Игра – путешествие «Я живу на земле Сибирской»
2.Рассматривание альбома «город Томск»
3.Беседа на тему «Красная книга Томской области»
4.Прогулка «Белая берёза под моим окном»
5.Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость»
Декабрь
«Наша Родина – Россия»
1.Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
2.Дидактическая игра «Кто живёт в нашем Городе»
3.Беседа «Государственная символика России»
4.Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»
5.Рисование «Русский национальный костюм»
6.Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка», игра-викторина «Россия – Родина моя»
Январь
«Краса ненаглядная»
1.Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»
2.Рисование «Золотая хохлома»
3.Аппликация «Гжельская роза»
4.Лепка дымковской игрушки «Индюк»
5.Рисование «Тверская матрёшка»
6.Работа с родителями: развлечение на тему «Ярмарка чудес»
Февраль
«День защитника Отечества»
1.Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »
2.Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»
3.Подвижная игра «Защита границы»
4.Ручной труд «Бескозырка, пилотка, бинокль»
5.Рассматривание картины «Богатыри»
6.Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап: «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1.Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
2.Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3.Рисование «Портрет моей мамы»
4.Игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? »
5.Чтение стихов о маме
6.Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»
Апрель
«Издалека течет река Обь».
1.Беседа об Оби, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.
2.Рисование на тему «Река Обь»
3.Аппликация «Подводное царство»
4.Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»
5.Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми
Май
«Этот день победы»
1.Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
2.Экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В.
3.Встреча с ветеранами труда и детьми войны
4.Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»
5.Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
6.Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проекта по нравственно - патриотическому направлению для подготовительной группы.
Методическая разработка проекта "Никто не забыт,ничто не забыто" направлено на патриотическое воспитание дошкольников старшего возвраста....
Методическая разработка. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина-Россия" в старшей группе.
Воспитывать интерес к истории своей страны, чувство гордости к своей стране; расширять представления о национальной культу...
Проект в старшей группе «Рябинка» на тему: «Родной свой край люби и знай»
Участники проекта: педагоги старшей группы «Рябинка» (воспитатели и учитель – логопед), воспитанники и их родители.Вид проекта: групповой, долгосрочный, информационно – познава...
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей .Тема: "Родной свой край люби и...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Полное название проекта:Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«Родной свой край люби и знай»(средняя группа)Продолжительность проекта: с ок...
методическая разработка -проект по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Жизнь дана на добрые дела"
В рамках проектной деятельности в ДОУ предлагаю проект по духовно нравственному воспитанию детей....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордо...