Занятие по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Занятие по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"
На занятии дети закрепили представления о приметах зимы, названия зимних сказок и их содержание, умение образовывать антонимы, умение употреблять глаголы в прошедшем времени, научились подбирать существительные и правильно согласовывать слова в предложении, образовывать существительные множественного числа, глаголы в прошедшем времени. У них сформировалось умение находить лишний предмет в смысловой группе и объяснять, почему он лишний, сформировались навыки сотрудничества и доброжелательности, дети усовершенствовали умения выполнять игровые упражнения с использованием координационной (скоростной) лестницы в физминутке, у детей появилось стойкое желание оказывать помощь нуждающимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Путешествие в волшебную страну» занятие по развитию речи | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Тулуна «Центр развития ребёнка-
детский сад «Жемчужинка»
«Путешествие в волшебную страну»
Возрастная группа:
средняя (4-5 лет)
Подготовила:
Дударева З. П.,
воспитатель I кв.к.
Тулун, 2024 г.
Программное содержание:
- закрепить представления о приметах зимы;
- закрепить названия сказок и их содержание;
- закрепить умение образовывать антонимы;
- закрепить умение употреблять глаголы в прошедшем времени
- научить подбирать существительные и правильно согласовывать слова в предложении;
- научить образовывать существительные множественного числа;
- научить употреблять глаголы в прошедшем времени
- сформировать умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний;
- формировать навыки сотрудничества и доброжелательности;
- развивать речевую и познавательную активность детей;
- совершенствовать умение выполнять игровые упражнения с использованием координационной (скоростной) лестницы;
- воспитывать доброту, желание оказывать помощь.
Материал, оборудование: «Цветик - семицветик» из цветного картона с заданиями, магнитная доска, мяч, дидактические игры, музыкальная игра в видео формате «Лепим снежный ком», презентация «Угадай сказку», ноутбук, проектор.
Ход педагогического мероприятия
1. Вводная часть.
- Здравствуйте ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Игра «Здравствуй пальчик»:
- Утром встали пальчики - маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
2. Основная часть.
- Вот мы и поздоровались!
- Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Детям группы Колокольчики». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Он был прямоугольной формы, голубого цвета. Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку).
-Давайте прочтем его.
«Здравствуйте дети, пишет вам фея Цвета, из страны Гортензия, Снежная королева ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок - Цветик – семицветик. Она забрала у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок вы должны выполнить семь заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста»
- Дети, поможем фее Цвета? (Да)
- Но для этого нам нужно будет отправиться в страну «Гортензию».
- Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:
Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели,
Вели, чтобы мы оказались в стране Гортензии.
- Дети, посмотрите, как здесь красиво (везде развешаны цветы из бумаги). А вот и тот самый цветок (на столе), посмотрите какой он скучный, некрасивый. Он заколдован, поможем его расколдовать?
- Давайте возьмём первый лепесток, и посмотрим что там за задание:
1. Лепесток «Без чего не бывает зимы?».
- Я показываю вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… снега, сосулек, санок, горки, елки, подарков, Снеговика. (Дети по очереди отвечают)
(Переворачиваю лепесток другой стороной)
- Дети, посмотрите, лепесток окрасился.
- Давайте поспешим выполнить второе задание
2. Лепесток «Угадай сказку» (презентация)
Читаю загадки (при правильном ответе появляется иллюстрация из сказки.
- Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Давайте узнаем, правильно ли вы ответили. Показ иллюстрации.
- А как вы узнали? (Ответы детей)
- Что произошло со Снегурочкой?
- Почему это произошло?
- Слушаем следующую загадку!
- Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
В какой же это сказке (Заюшкина избушка)
- Чей домик был изо льда? (Ответы детей)
- Лубяной, это значит, сделан из чего?
- Кто зайчика выгнал из домика, почему?
- Кто помог зайчику?
3. Внимание на экран!
- Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал
Лишь хвост бедняга потерял.
(Лиса и волк)
- Какие слова приговаривал волк? (Ответы детей)
- Что говорила лиса, сидя на волке?
- Отгадайте, что за сказка
- Меховой домишко —
И кабан туда попал,
И лиса, и … (мишка)
Всем хватило места в нем —
Вот какой чудесный … (дом)
Дзинь-ля-ля — поет синичка:
Это сказка «…»(Рукавичка)
- Почему рукавичку назвали домиком? (Ответы детей)
- Что случилось потом с рукавичкой?
- Молодцы дети, вот мы и справились со вторым заданием. Посмотрите, второй лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место.
- Будем выполнять следующее задание? (Ответы детей)
3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
- Я называю слово, а вы дети подбираете к нему слово с противоположным значением. Например: жидкий - твёрдый
Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)
Летом небо светлое, а зимой…(темное)
Летом день длинный, а зимой…(короткий)
Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)
Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)
Снег мягкий, а лёд…(твёрдый)
Молодцы дети, вот мы и справились с третьим заданием. Посмотрите, третий лепесток окрасился!
- И достаём следующее задание!
Динамическая пауза
4. Лепесток. «Слепить снеговика» (игровое упражнение с использованием координационной (скоростной) лестницы)
- В этом нам помогут ребятишки из соседней группы, вы движения за ними повторяйте и от них не отставайте. (Дети выполняют движения под музыку в соответствии с текстом)
- Вот мы и с этим заданием справились. Посмотрите и четвёртый лепесток окрасился.
5. лепесток. «Четвёртый лишний»
Давайте поспешим выполнить задание. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
(При показе слайдов дети рассматривают и описывают каждую картинку с изображением и обосновывают свой выбор лишней картинки и называют ту, которая на их взгляд является лишней).
- Молодцы дети, мы справились с заданием.
(переворачиваю лепесток другой стороной)
- Дети, посмотрите, лепесток окрасился!
- У нас осталось всего два лепестка. Какой выбираем?
6 Лепесток. Дидактическая игра «Один – много»
- Дети, я буду кидать вам мяч, и «отдавать» вам один предмет, а вы будете возвращать мяч, называя предмет со словом много. Например: роза – много роз. (Дети выполняют правила игры)
«Один - много»:
снежинка - много снежинок
сугроб – много сугробов
сосулька – много сосулек
горка – много горок
мороз – много морозов
метель – много метелей
вьюга – много вьюг
снежок - много снежков
Снегурочка – много Снегурочек
- Молодцы, и это задания оказалось нам под силу.
- Ну что, остался один лепесток.
7. лепесток. Упражнение «А что вчера?»
- Дети давайте вместе вспомним, что было вчера, употребив глаголы в прошедшем времени.
- Я вам буду читать начало предложения, а вы будите, заканчивает фразу
добавляя слова по смыслу в прошедшем времени.
- Сегодня снег блестит, и вчера...(блестел)
Сегодня снег падает, и вчера …(падал)
Сегодня снег сверкает, и вчера ...(сверкал)
Сегодня снег тает, и вчера ... (таял)
Сегодня снег хрустит, и вчера ...(хрустел)
Сегодня снег идет, и вчера ... (шёл)
Сегодня снег ложится, и вчера... (ложился)
Сегодня снег кружится, и вчера …(кружился)
- Справились и с этим заданием и посмотрите наш «Цветик -семицветик» стал разноцветным, ярким.
- Фея будет очень рада, что мы расколдовали ее царство, помогли ей справиться с волшебством.
Заключительная часть.
- Давайте вспомним, какие задания мы с вами выполнили, чтобы помочь Фее? (ответы детей)
- Давайте соберём лепестки и сложим их в конверт, но сморите, что это…(предположение детей) – да это маленькие цветики – семицветики, для вас на память. (Раздаю эмблемы цветиков – семицветиков)
- Ну а нам пора возвращаться в группу.
Закрываем глаза и повторяем слова.
1,2,3 –в группу нас, волшебная страна, верни.
.
Тема педагогического мероприятия | «Путешествие в волшебную страну» |
Возрастная группа: | Средняя |
Культурная практика | Познавательная, коммутативно-игровая деятельность. |
Культурно смысловой контекст | Помощь фее из цветочной страны. |
Программное содержание: | - закрепить представления о приметах зимы; - закрепить названия сказок и их содержание; - закрепить умение образовывать антонимы; - закрепить умение употреблять глаголы в прошедшем времени - научить подбирать существительные и правильно согласовывать слова в предложении; - научить образовывать существительные множественного числа; - научить употреблять глаголы в прошедшем времени - сформировать умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний; - воспитывать доброту, желание оказывать помощь; - формировать навыки сотрудничества и доброжелательности; - развивать речевую и познавательную активность детей; - совершенствовать умение выполнять игровые упражнения с использованием координационной (скоростной) лестницы. Материал, оборудование: «Цветик - семицветик» из цветного картона с заданиями, магнитная доска, мяч, дидактические игры, музыкальная игра в видео формате «Лепим снежный ком», презентация «Угадай сказку», ноутбук, проектор. |
Оборудование: | «Цветик - семицветик» из цветного картона с заданиями, магнитная доска, мяч, дидактические игры, музыкальная игра в видео формате «Лепим снежный ком», презентация «Угадай сказку», ноутбук, проектор. |
Технологическая карта педагогического мероприятия
Этапы занятия, методы и приёмы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемые результаты |
I этап – Подготовительный (4 мин) | |||
Организационный момент | Воспитатель предлагает детям, поздороваться. (Приложение 1). | Приветствуют друг друга. | Формируется эмоциональный настрой. |
Мотивация к основной деятельности. Словесный метод. Игровой метод. | Обращает внимание детей на конверт. Обращает внимание на Цветик - семицветик.
| Слушают, рассматривают, выбирают первый лепесток. | Привлечь внимание детей, формирование позитивной мотивации на предстоящую деятельность. |
II этап – Основной (13 мин) | |||
Словесный метод
| Сообщает детям, что кто-то попросил помощи. Предлагает игру (Приложение 2) | Слушают. Учувствуют в игре. Выбирают следующий лепесток | Проявлять эмоциональную отзывчивость. |
Словесный метод Наглядный метод | Предлагает присесть для просмотра игровой презентации. (Приложение 3) | Дети отвечают на вопросы. Испытывают неуверенность в ответе. Включение в общение. | Познавательная и коммуникативная активность. |
Словесный метод | Предлагает детям игру. (Приложение 4) | Дети подбирают слова с противоположным значением | Развитие коммуникативных навыков. |
Словесный метод
Наглядный метод | Предлагает просмотр презентации. Организует просмотр, подводит детей к выводу, что некоторые картинки лишние. (Приложение 5) | Дети рассматривают слайды, описывают каждую картинку с изображением. Слушают. | Проявляют интерес к процессу выбора лишнего. Умение формулировать выводы. |
Словесный метод Практический метод | Предлагает игру с мячом на закрепление полученных ранее знаний. (Приложение 6) | Дополняют предложененния, выполняют игровые упражнения с мячом. | Умение формулировать ответы. |
Словесный метод | Предлагает игру на умение употреблять глаголы в прошедшем времени (Приложение 7) | Испытывают неуверенность в ответе. Включение в общение. | Развитие коммуникативных навыков |
Игровой метод | Динамическая пауза Игра «лепим снеговика» (Приложение 8) | Выполняют движения по тексту. | Развитие двигательных способностей.
|
III этап – Заключительный (3 мин) | |||
Беседа, поощрение за работу, сюрпризный момент | - Какие мы с вами молодцы! -Помогли фее, расколдовали цветик – семицветик. - Как мы этого добились? -Какие задания для этого пришлось выполнить? - Какие задания для вас были трудными? - Какие понравились? - Кому вы расскажите о сегодняшнем занятии? - Большое вам спасибо, что помогли сегодня мне! | Отвечают на вопросы. | Умеют высказывать свои мысли понятно для окружающих. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
«Здравствуй пальчик»:
- Утром встали пальчики - маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
Приложение 2.
«Без чего не бывает зимы?».
Педагог показывает детям картинки, дети по очереди отвечают на вопрос : «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки, елки, подарков, Снеговика,…)
Приложение 3.
«Угадай сказку» (презентация)
1. Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
2. Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
В какой же это сказке (Заюшкина избушка)
3. Внимание на экран!
Шла морозная зима.
В проруби у озера
Серый хвост лиса-кума
Волку отморозила.
(Лиса и волк)
4. Меховой домишко —
И кабан туда попал,
И лиса, и … (мишка)
Всем хватило места в нем —
Вот какой чудесный … (дом)
Дзинь-ля-ля — поет синичка:
Это сказка «…»(Рукавичка)
Приложение 4
«Скажи наоборот»
Например: жидкий - твёрдый
Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)
Летом небо светлое, а зимой…(темное)
Летом день длинный, а зимой…(короткий)
Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)
Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)
Снег мягкий, а лёд…(твёрдый)
Приложение 5
Дидактическая игра «Один – много»
снежинка - много снежинок
сугроб – много сугробов
сосулька – много сосулек
горка – много горок
мороз – много морозов
метель – много метелей
вьюга – много вьюг
снежок - много снежков
Снегурочка – много Снегурочек
Приложение 6
Упражнение «А что вчера?»
Сегодня снег блестит, и вчера...(блестел)
Сегодня снег падает, и вчера …(падал)
Сегодня снег сверкает, и вчера ...(сверкал)
Сегодня снег тает, и вчера ... (таял)
Сегодня снег хрустит, и вчера ...(хрустел)
Сегодня снег идет, и вчера ... (шёл)
Сегодня снег ложится, и вчера... (ложился)
Сегодня снег кружится, и вчера …(кружился)
Приложение 6
Динамическая пауза «Лепка снеговика»:
Снег пушистый нагребаем – по очереди движения обеими руками к себе
Лепим, лепим ком большой – фонариками рисуем большой круг, приседая
И ещё раз нагребаем – по очереди движения обеими руками к себе
Лепим, лепим ком другой – фонариками рисуем поменьше круг
Лепим ручки – ручками лепим пирожок
Лепим ножки – ручками лепим пирожок
Чтобы бегал по дорожке – бег на месте
Лепим глазки – указательными пальцами показываем по очереди глаза
Лепим бровки – показываем брови
И длиннющий нос морковкой – выстаиваем ладошки друг к другу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)
Цель: · Создание атмосферы единства, сплочение группы;· Повышение позитивного настроя;Задачи:·...
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)
Цель: · Создание атмосферы единства, сплочение группы;· Повышение позитивного настроя;Задачи:·...
Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста
Данное пособие поможет сформировать у детей умение различать и называть предметы посуды;совершенствоать умение находить сходства и различия между предметами;развиватьумение составлять описательный рас...
Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Стоит в поле теремок»
Это очень интересный конспект для воспитателей детского сада, очень содержательный и познавательный....
Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»
Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ…»
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста«Путешествие по сказкам…»Цель: создать условия для речевого развития детей средствами театрализован...