Консультация для педагогов и родителей детей с ОВЗ
консультация

Сорочан  Татьяна  Александровна

Консультация "Игры с песком, водой и глиной".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley_detey_s_ovz.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ и РОДИТЕЛЕЙ детей с ОВЗ

ТЕМА: «ИГРАЕМ С ВОДОЙ, ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»

Не за горами лето. Дети большую часть дня проводят на открытом воздухе. Именно сейчас можно уделить время их «общению» с природными материалами: водой, песком, глиной.

Организуя игры с водой, песком и глиной, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Ребята очень любят такие игры! А самое главное такие игры подходят и детям с ОВЗ.

ИГРЫ С ВОДОЙ помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, ручкой, делать поделки из бумаги и пластилина, более успешно манипулировать мелкими предметами).

Среди таких игр широкое распространение получили:

Игра «Водичка»

Цель: расслабление кисти и пальцев рук, развитие тактильных ощущений.

Оснащение: тазик с тёплой водой, полотенце.

Ход игры для детей:

Опустите руки ребёнка в воду, приговаривая:

Хлюп-хлюп ручками,

Хлюп-хлюп ручками,

Тут водичка булькает,

Тут водичка пенится,

Руки насухо вытираются».

В конце игры насухо вытрите руки полотенцем.

Игра «Достань камешек» («Достань ракушку»)

Цель: развитие внимания, координации движений и мелкой моторики.

Оснащение: ёмкость с тёплой водой, камешки (ракушки).

Ход игры для детей:

На дно ёмкости с водой педагог выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем ребёнку воспитатель предлагает достать «клад». Для этого он вместе с детьми выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек (или ракушка) опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребёнок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

Ход игры для детей:

На дно ёмкости с водой педагог выкладывает несколько камешков, ракушек. Задание усложняется. Взрослый завязывает педагогу глаза и предлагает ему достать «клад». После того, как ребёнок достал понравившийся ему камень или ракушку, разглядывает их вместе с другими детьми. Затем камешек (или ракушка) опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребёнок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

Игра «Поймай льдинку»

Цель: развитие координации движений и тактильных ощущений, знакомство со свойством воды.

Оснащение: ёмкость с водой, 5-10 небольших льдинок, сачок.

Ход игры:

Воспитатель опускает в ёмкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребёнку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Ребёнок сачком или черпачком достаёт из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».

Игра «Семья»

Цель: совершенствование кисти и пальцев рук.

Оснащение: два тазика с водой (один с кусочками льда, полученными с помощью бытового холодильника, другой с тёплой водой), полотенце.

Ход игры для детей:

Опустите ненадолго руки ребёнка в тазик, приговаривая:

Тарарам, тарарам!

Кто явился в гости к нам?

Посмотри-ка поскорей

На любимых на гостей:

Дедушка, бабушка,

Папа, мама, я –

Вся моя семья!

Затем опустите руки малыша в тазик с тёплой водой, а в конце занятия насухо вытрите их полотенцем.

Игра «Моем овощи и фрукты»

Цель: нормализация кисти и пальцев рук, развитие тактильных ощущений.

Оснащение: три тазика (один пустой, другой с кусочками льда, сделанными с помощью «киндер-сюрприза», третий с тёплой водой), полотенце.

Ход игры: 

Опустите руки ребёнка в тазик со льдом, помогите ему переложить кусочки льда в другой тазик. Приговаривайте:

Огурец – раз,

Яблоко – два,

Помидор – три,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом…

Затем опустите руки в тёплую воду, насухо вытрите.


Игра «Большая стирка»

Цель: расслабление кистей, соотнесение движений с текстом, развитие тактильных ощущений.

Оснащение: два тазика (один с кусочками льда, изготовленными при помощи «киндер-сюрприза», другой с горячей водой), полотенце.

Ход игры: Предложите ребёнку покатать льдинки между ладошками. Приговаривайте:

Стираем,

Стираем,

Стираем мы бельё!

Опустите руки ребёнка в тазик с горячей водой и попросите его делать расслабленные движения, имитирующие полоскание. Приговаривайте:

Полощем,

Полощем,

Полощем мы бельё!

В конце игры насухо вытрите руки полотенцем.

Ход игры для детей средней и старшей группы:

Детям постарше педагог предлагает постирать кукольное бельё.

Игра «Тёплый - холодный»  

Цель: закрепление понятий тёплый – холодный, развитие тактильных ощущений и тонких движений пальцев рук.

Оснащение: ёмкость с тёплой водой, ёмкость с холодной водой, игрушки двух видов по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например, утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики – красные и синие,  зелёные и жёлтые и т.п.)

Ход игры 2-ой младшей группы:

Воспитатель наполняет одну ёмкость тёплой водой, другую – холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в тёплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с прохладной водой, а рыбок – в ёмкость с тёплой водой.

Ход игры для детей средней и старшей группы:

Воспитатель наполняет одну ёмкость тёплой водой, другую – холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в тёплой. Давай их искупаем». Ребёнку закрывают глаза, он  опускает утят в ёмкость с прохладной водой, а рыбок – в ёмкость с тёплой водой.  

ИГРЫ С ПЕСКОМ

Всем хорошо известно, что, наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.… Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым! Но как узнать, какие проявления эмоций полезны для ребенка, а какие нет? Как не навредить ребенку, поддерживая его порывы, ведь это может быть попустительством.. Как не избаловать его? Действительно, не так просто в этом разобраться, ведь мы часто опираемся только на свой детский опыт – как воспитывали нас…

 Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.

 Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница.

Песочница является маленькой моделью окружающего мира -  местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится!

Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.  Не стоит забывать и о том, что игры с песком укрепляют и развивают пальчики и кисти рук, развивают тактильные ощущения, координируют работу глаз и обеих рук; воспитывают уверенность и активность. Удивительные постройки, дороги, высокие башни и глубокие колодцы, различные фигурки… -  всё это свидетельствует о богатой фантазии ребят, их развитом воображении, умении трудиться. Работая с песком, дети воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъём. Сколько у них выдумки и изобретательности! Сколько настойчивости!

Среди игр  с песком наибольшее распространение получили:

1. Предложить ребятам такие задания:

- пересыпать песок с ладошки на ладошку;

- скользить по поверхности песка ладошками, а затем поочерёдно пальцами (движения использовать различные – по прямой линии, круговые, зигзагообразные);

- прикасаться кончиками пальцев к песку, имитируя игру на пианино.

2. Увлажнить песок и предложить такие игры:

- показать ребятам, как можно сделать отпечаток кистей рук (внутренней и внешней стороны); во время игры рассказать о своих ощущениях и спросить у ребят, что ощущают они;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, рёбрами ладоней, костяшками кистей рук узоры на поверхности песка и найти сходство этих узоров с объектами окружающего мира (дождик, трава, ёжик, цветочек и др.);

- пройтись по поверхности песка каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, а затем одновременно двумя указательными, двумя средними, двумя безымянными, двумя большими и двумя мизинцами;

- группируя пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставить загадочные следы на песке и пофантазировать: чьи они?

- направляя пальчик ребёнка выполнять рисунки в соответствии с образцами.

3. Предложить ребятам игру «Найди…»

Цель: знакомство с качеством предмета – размером, формой, развитие мелкой моторики.

Оснащение: песочница, набор предметов из разных материалов (например, шарик).

Ход игры: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его.  Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.

Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например, шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины. Можно использовать в игре и иные предметы окружающей дествительности.

4. Предложить ребятам игру «Дорожки из песка».

Цель: знакомство со свойством песка, развитие мелкой моторики.

Оснащение: песочница с сухим песком, (песочница с мокрым песком).

Ход игры: Взрослый показывает ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая простые формы. Для того чтобы ребёнку было интересно, следует сказать ему, что дорожку надо сделать для игрушечного зайчика (цыплёнка, волчонка), который заблудился в лесу и не может найти дорогу домой. Когда ребёнок научится делать дорожки, взрослый может ему показать, как песком нарисовать треугольник, домик, ёлочку и т.д.

Усложнив задание, предложить ребёнку набрать в горсть мокрый песок и медленно высыпать его. Сравнить свойства песка.

5. Предложить ребятам игру «Печём печенье».

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики и координации движений.

Оснащение:  песочница с сухим и влажным песком, формочки.

Ход игры: В одной части песочницы – сухой песок, в другой – влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребёнок пробует выполнить действия как сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, из влажного и мокрого – можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь ребёнку или руководит его действиями словесно. Постепенно игры с песком усложняются и дети могут выполнять огромное количество построек из песка: от обычного домика до большого городка.

Теперь поговорим о ГЛИНЕ, с которой детям удобно заниматься на улице: нестрашно, если они испачкаются, на надо торопить детей и напоминать о том, что занятие заканчивается, можно помыть руки в тазике с водой или в ведёрке, не боясь пролить воду. Ребята сразу отмечают, что глина мягкая, легко поддаётся воздействию: они мнут её в руках, раскатывают в шарик, колбаску, делают лепёшки – угощение для кукол, развивая тем самым мелкие мышцы пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вылепленные фигурки подсыхают на скамейке под лучами летнего солнца.

И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ при проведении выше предложенных игр необходимо придерживаться следующих принципов:

  • положительный эмоциональный фон;
  • последовательность – сначала ведущей рукой, затем другой, при успешном проведении обеими одновременно;
  • переход от простого к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, - это очень важно для поддержания у ребёнка интереса к упражнениям;
  • систематичность проведения игр, в результате чего значительно активизируются познавательные процессы ребёнка, расширяется его активный и пассивный словарь.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с.

2. Журнал «Дошкольное воспитание», № 6, стр. 41

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144 с.

4. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребёнка.СПб, Речь, 2002.

5. Погудкина И.С. Что делать и чем заняться: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. – 72 с.

6. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В.Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов и родителей детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры в стихах"

консультация для педагогов и родителей детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры в стихах"...

Консультация для педагогов и родителей «Дети плохо едят: в чем причина и что делать?»

Прием пищи – важный режимный момент в детском саду. Если воспитанник плохо ест или отказывается от еды, это становится проблемой для воспитателя. Родители высказывают претензии, что ребено...

консультации для педагогов и родителей "Застенчивые дети" "Упрямые дети"

Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей....

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

Консультация для педагогов и родителей «Безопасное поведение детей на улице» (учим детей правилам безопасности)

Многие родители совершают большую ошибку, не отпуская от себя ребенка ни на шаг вплоть до подросткового возраста, полагая, что ребенок повзрослеет, наберется ума, тогда и можно будет освободить его от...

Консультация для педагогов и родителей детей-аутистов: «ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС».

Наша цель — дать ребенку понять, что мы не мешаем ему играть (как обычно бывает), от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Эт...