консультации для педагогов и родителей "Застенчивые дети" "Упрямые дети"
консультация
Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей.
Довольно часто нам приходится сталкиваться с упрямством детей, когда они отвергают все авторитеты и ни за какие блага не желают слушаться старших. Это периодически бывает с каждым ребенком и, хотя длится недолго, крайне нервирует родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_zastenchivye_deti.docx | 25.32 КБ |
upryamyy_rebyonok_konsultatsiya_dlya_roditeley_i_pedagogov.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида "Сардана"
МО «АР» РС(Я)
Консультация для педагогов
"Застенчивые дети"
Подготовила:
педагог-психолог
первой квалификационной категории
Борисова И.Ю.
Хатыстыр2020 г.
Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других людей и пр.
Происхождение этой особенности, как и большинства других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство. Наблюдения показали, что застенчивость появляется у многих детей уже в 3—4-летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в 3 года, сохранили это качество до 7 лет. Вместе с тем выраженность застенчивости претерпевает изменения на протяжении дошкольного периода. Слабее всего она проявляется в младшем дошкольном возрасте, резко возрастает на 5 году жизни и сокращается к 7 годам. При этом на 5 году жизни усиление застенчивости приобретает характер возрастного феномена. Выраженность застенчивости здесь, очевидно, связана со становлением новой потребности в общении ребенка — в признании и уважении других людей. Хотя застенчивых детей обычно не считают конфликтными, такие дети переживают достаточно острый внутренний конфликт, который во многом усложняет и омрачает им жизнь. Поэтому очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.
Первый вопрос, который возникает перед педагогом и практическим психологом: каких детей следует отнести к группе застенчивых? Прежде всего застенчивых детей отличают затруднения в общении с посторонними людьми. При встрече и в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряженности. Еще одно яркое отличие — страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы педагога или воспитателя на занятиях.
Наблюдая за поведением дошкольников, можно без труда заметить вышеперечисленные особенности у некоторых из них. Этих детей можно отнести к группе застенчивых.
Помимо этого, следует провести еще несколькодополнительных проб, в которых ребенок оказывался бы в новых, необычных для него обстоятельствах и где выявилось бы его отношение к необычному виду деятельности. С этой целью можно попробовать организовать игру, где ребенок выступит в роли капитана корабля, который должен, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажиров во время шторма. Можно также побеседовать с ребенком на личностные темы: сообщить что-нибудь о себе, а потом попросить его рассказать о нем самом (что он любит, с кем дружит, чем предпочитает заниматься и пр.).
Застенчивые дети будут испытывать особую робость и смущение, когда им предлагается деятельность, заведомо не одобряемая взрослыми. Играя роль капитана, они замирают на месте, едва шевелят губами, пытаясь произнести нужные слова, смущенно-виновато смотрят на взрослого. Если обычные, незастенчивые дети с восторгом принимают роль капитана корабля, изо всех сил стараются перекричать шум волн и утихомирить стихию, то застенчивые дети отказываются от этой роли или шепотом произносят что-то себе под нос.
В процессе бесед на личностные темы, когда застенчивый ребенок сталкивается с необходимостью проявить свои желания, чувства, он начинает вести себя особенно сдержанно, испытывает напряжение и скованность.
Итак, застенчивость проявляется в самых разных ситуациях общения ребенка, даже тогда, когда оно имеет явно игровой характер. Что кроется за таким поведением? Какова психологическая природа детской застенчивости?
Анализ показывает, что застенчивых детей отличает повышенная чувствительность к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой). У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки. Удача вдохновляет и успокаивает их, но малейшее замечание тормозит деятельность и вызывает новый всплеск робости и смущения. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях, в которых его ожидает неуспех. В случаях затруднения он робко смотрит взрослому в глаза, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, смущенно улыбается, ежится и тихо произносит: «Не получается». Ребенок одновременно неуверен и в правильности своих действий, и в положительной оценке взрослого. Застенчивый ребенок, с одной стороны, хочет привлечь к себе внимание взрослого, но с другой — очень боится выделиться из группы сверстников, оказаться в центре внимания. Особенно это обнаруживается в ситуациях первой встречи взрослого с ребенком, а также в начале любой совместной деятельности.
Следует подчеркнуть особую, характерную для застенчивых детей потребность оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства. Эта потребность существует одновременно с доброжелательным отношением ребенка к взрослому, желанием общаться с ним. Данная особенность наиболее ярко проявляется у 5—6-летних застенчивых детей в личностном общении. Ребенок с интересом слушает взрослого, внимательно и сочувственно смотрит ему в глаза, но упорно молчит и отводит взгляд, как только его просят рассказать что-либо о себе.
Основные трудности застенчивого ребенка связаны с его собственным отношением к себе и переживанием отношения других.
Застенчивые дети имеют высокую самооценку и ничем не отличаются от своих незастенчивых сверстников. Вместе с тем у таких детей намечается разрыв в оценке себя им самим и другими людьми. Наиболее резкие различия обнаружены в оценках детей воспитателем и незнакомым взрослым. У незастенчивых детей такие разрывы наблюдаются редко и выражаются намного слабее.
Ожидание ребенком критического отношения к себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение. Особенно ярко это проявляется в общении с незнакомыми людьми, отношение которых им неизвестно. Не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к своеобразному способу усиления «я», принося на занятие любимую игрушку и прижимая ее к себе в случае затруднения, или выражая желание взять с собой сверстника. Неизвестность оценки взрослого «парализует» ребенка; он всеми силами стремится уйти от этой ситуации, переключит внимание с себя на что-то другое.
Другим параметром самооценки выступает отношение самих застенчивых детей к успехам и неудачам в собственной деятельности. Следует отметить, что по уровню умственного развития и успешности в деятельности эти дети не уступают своим сверстникам. Нередко застенчивые дети гораздо лучше справляются с заданиями, чем их ровесники. Значительные различия обнаруживаются лишь в динамике деятельности. Это проявляется в том, что застенчивые дети более осторожны в своих действиях, чаще замедляют темп работы в случае неудачи или отрицательной оценки, менее настойчивы в достижении результата, чем незастенчивые дошкольники.
Неуверенность в положительной оценке взрослого переносится этими детьми на отношение к своим действиям. Для всех застенчивых детей характерно острое и амбивалентное переживание отрицательной оценки взрослого, часто парализующее как практическую деятельность ребенка, так и общение. В то время как незастенчивый ребенок стремится к активному поиску ошибки, застенчивый дошкольник и внутренне, и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость, опускает глаза и не решается обратиться за помощью.
Застенчивый ребенок как бы заранее готовит себя к неудачам. Именно поэтому в его речи часто звучат слова «У меня не получится». Застенчивый ребенок не забывает об оценке даже тогда, когда она в явном виде не сопровождает его деятельность.
Обобщая вышесказанное можно отметить следующее. Застенчивый ребенок — это такой ребенок, с одной стороны, доброжелательно относится другим людям, стремиться к общению с ними, а с другой – не решается проявлять себя и обнаруживать свои потребности, что приводит к нарушению взаимодействия. Причина такого нарушения кроется в особом характере отношения застенчивого ребенка к самому себе: ребенок имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим, но при этом он сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Неуверенность в своей ценности для других блокирует складывающуюся потребностно-мотивационную сферу, не позволяет в полной мере удовлетворять потребности в совместной деятельности и в полноценном общении.
Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия и на оценке себя. Все, что он делает, постоянно оценивается глазами других, которые, с его точки зрения, подвергают сомнению ценность его личности. Повышенная тревога о своем «я» часто заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Мотивы признания и уважения для него всегда главные, они заслоняют и познавательные, и деловые мотивы, что препятствует реализации способностей и адекватному общению с другими. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен для ребенка, тревога отступает, в общении с посторонними она выходит на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия». Мучительное переживание своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас весьма хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок перестает ждать оценки окружающих, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.
Предварительный просмотр:
Консультации психолога.
Взаимоотношения родителей с детьми.
Общие причины непослушания:
- нерешительный отказ ребенку в просьбе или отказ без объяснений;
- отсутствие у ребенка интересной деятельности;
- отрицательный пример взрослых;
- злоупотребление запрещениями, нравоучениями, наказаниями;
- непоследовательность, несогласованность требований взрослых к ребенку;
- запугивание или захваливание ребенка;
- несправедливое отношение к ребенку; — непосильные поручения;
- нарушение режима дня;
- непонимание ребенком требований взрослых. Основные причины капризов:
- недомогание, перевозбуждение, переутомление;
- заласкивание или черствое отношение родителей к ребенку.
Основные причины упрямства :
- протест ребенка против несправедливого отношения, унижения его достоинства;
- слишком строгое отношение к ребенку;
- нетактичность взрослых;
- неразумное ограничение самостоятельности ребенка;
- ненасыщенное, несодержательное, малоэмоциональное или недостаточное общение со взрослым.
Если ребенок капризничает, надо:
- отвлечь его от причин, вызывающих каприз;
- объяснить неразумность требований;
- показать, что такое поведение огорчает взрослого.
Консультации психолога –
Психологические особенности детей.
Упрямство у детей
Довольно часто нам приходится сталкиваться с упрямством детей, когда они отвергают все авторитеты и ни за какие блага не желают слушаться старших. Это периодически бывает с каждым ребенком и, хотя длится недолго, крайне нервирует родителей.
Самое сложное в такой проблеме — наша реакция на упрямство детей, на этот своеобразный вызов. Упрямство так удивляет и обижает нас, мы настолько поражены собственным бессилием, что легко выходим из равновесия и начинаем вести себя неправильно. Обычно мы пытаемся вновь утвердить свой авторитет таким сильным нажимом на ребенка, обрушивая на него столь мощный гнев, что теряем престиж окончательно, даже если вынуждаем малыша подчиниться нам. В иных случаях мы делаем вид, будто нас нисколько не волнует его упрямство, и начинаем пренебрегать ребенком, то есть попросту отвергаем его.
Вот две причины, по которым оба способа так вести себя обречены на провал.
Во-первых, длительность и интенсивность упрямства ребенка внутренне связаны.
Во-вторых, родители несмотря на всю твердость, с которой выражают свою волю, далеко не всегда могут убедить детей в своей правоте.
Чем сильнее мы пытаемся повлиять на ребенка, тем больше он начинает игнорировать наш авторитет, выражая свое отношение неуважительными ответами, молчанием, пассивным сопротивлением.
Если упрямство — явление повседневное, то вряд ли можно надеяться чем-то тут помочь. Речь идет уже не просто о каком-то временном эпизоде. По-видимому, серьезно нарушены взаимоотношения родителей с ребенком, так, например, как это бывает, когда малыша кормят насильно в первые месяцы его жизни или когда вынуждают к повиновению десятком различных способов. Хотя родители убеждены, что делают все ради блага ребенка, сам он этого не понимает, сердится, злится. Очень упрямые дети обычно не сразу делаются такими, а постепенно, в силу многих причин. В таком случае нужно подумать об улучшении взаимоотношений ребенка с родителями, сделать так, чтобы он мог увидеть в них людей, которые всегда готовы поддержать его, всегда интересуются его жизнью, дорожат добрыми отношениями с ним и больше не опираются на утвержденный силой авторитет, как было раньше.
Если ребенок не слишком упрям, помочь делу проще. Нужно развлечь его и заставить подумать,— это может принести пользу, хотя, надо признаться, далеко не всегда. Когда родители не живут в согласии со своим ребенком, самое главное, о чем надо постоянно помнить,— мы настаиваем на нашем мнении, потому что имеем больший, нежели у малыша, опыт. В таких случаях говорить с ребенком надо твердо, не взрываясь от гнева, не обнаруживая свое плохое настроение. Твердость иной раз может быть полезнее ласки. Не следует впадать и в другую крайность — не надо изображать из себя святого, чтобы ребенок, готовый согласиться с нашей точкой зрения, не почувствовал себя униженным. Так мы поможем ему отказаться от второсортного удовольствия позлить нас и поможем добиться желаемого по-хорошему.
Итак, решительность, с какой мы защищаем нашу позицию в общении с упрямыми детьми, более эффективна, чем принуждение. При этом мы не только демонстрируем ему лучшую норму поведения, которой он может подражать с пользой для себя, но исключаем и появление у него чувства вины, часто возникающего после наших вспышек гнева. Как это ни трудно, иногда нужно попытаться отложить решение какой-нибудь спорной проблемы на день или два либо привлечь к ее решению друзей. Другими словами, практика контроля над собой — лучший способ научить самоконтролю детей
(Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире).
Консультации психолога - Психологические особенности детей.
Упрямый ребенок
Познакомьтесь: это вот — девочка наоборот
(О маленьких упрямцах)
И не закрою я ушки, и не пойду гулять. Я не гулячка какая-то...
Инна, 3 года
Кризис, кризис, кризис ребенка трех лет.
Уже пора бы ему пройти по всем прогнозам. А Ваш малыш, По-видимому и не догадываясь об этом, все продолжает твердить "нет, нет", когда бы надо сказать "да".
Переступив порог самостоятельности, глотнув ее "свободу" и гордясь этим, ребенок хочет распространить ее на все, и Вы своими нотациями, запретами и наставлениями препятствуете ему и ущемляете его хоть маленькое, но человеческое достоинство, в который раз, наверное, незаметно для себя, но ощутимо для него, показывая, что он — "ничто", что Вы — "над ним". И только возгласом несогласия он утверждает свое я, мечтая, чтобы Вы прислушались к его мнению и поняли бы, что оно отлично от Вашего. Понимаете, отлично...
Упрямство — это участь гордых детей, своеобразная защитная реакция ребенка, имеющего чувство собственного достоинства. Упрямство — это броня против влияния взрослых, протест против зависимости от родителей. И если Вы авторитарно пытаетесь такую зависимость завоевать, подумайте о личности ребенка. Ведь Вы ломаете.
Вы уничтожите упрямство, но только какой ценой: сломив достоинство и гордость... обезличив личность...
Не думайте, что с этих пор Вам станет проще жить. Как раз, наоборот, сложнее. Вы станете родителями сломленного, бесцветного, безвольного, безликого малыша. И теперь действительно придется бить тревогу, обходя сотню врачей с бесконечными жалобами: "Что делать и как быть, ведь мой ребенок совсем не приспособлен к жизни. Он не уверен сам в себе, всего боится. Он робок, замкнут, недоверчив, обидчив, несамостоятелен, не ладит со своими сверстниками. Он..." Словом, теперь Вам поможет только невропатолог или психиатр.
Поэтому в любой семье должны понять причины детского упрямства, чтобы как можно раньше заглушить их, найдя с ребенком наконец какой-то общий язык, на время вспомнив свое собственное детство.
Скорее всего корни детского упрямства в своеобразном нивелировании личности, которым мы, сами того не сознавая, пытаемся усреднить и даже стандартизировать неповторимо-нестандартного ребенка, стремясь все время втискивать его поступки и желания в прокрустово ложе придуманных когда-то нами, взрослыми людьми, бесчисленных правил и норм поведения в обществе. О, как мы жаждем, чтобы он был похож на всех. И чем скорее он станет маленьким всезнающим старичком, тем явственнее плоды нашего воспитания.
Но надо ли действительно торопить события и заставлять ребенка бежать наперегонки с самим собой? Ведь наш малыш упрям оттого, что весь пронизан наивным эгоцентризмом желания. Желание для него — самое главное, но в раннем возрасте и у дошкольников желания переменчивы. А переменчивость желаний все время раздражает взрослых. Стремление не подчиняться старшим ведет к негативизму. И малышу негативисту обычно все равно, что делать, лишь бы это было наперекор тому, что хочет взрослый. Но если все воспитание в такие моменты будет направлено только на то, чтобы уничтожить ростки ненужных, по Вашему мнению, качеств ребенка, сработают психологические механизмы зашиты, превращая Вашею малыша в "вещь в себе". А ведь из эгоизма в дальнейшем формируется самоуважение, а из упрямства — настойчивость. Поэтому любое новое требование к ребенку должно быть прежде всего разумным и соответствовать степени его психологического развития и осознанию необходимости этих требований.
Ведь не понятно, кто упрямее — родители, весь день твердящие: "Ты должен, должен... ты обязан... тебе необходимо...", или ребенок, упорно протестующий все время против "обязано, против "должен", хотя бы в силу того, что это "должен" он просто еще не может выполнять. Он не созрел пока для этих требований, он только маленький росточек... К тому же прошлый, хоть малый, но все-таки жизненный опыт подсказывает ему совсем другое. С родителями что-то произошло: еще недавно все желания его Вы выполняли почти мгновенно. Теперь он стал самостоятельным, все может делать сам, а Вы не разрешаете ему, пытаясь объяснить, что как желаемое, так и возможное не одинаковые, а совершенно разные вещи. Но это он осознает гораздо позже, а пока все будет- делать только так, как сам считает нужным, как будто Вам назло, особенно когда Вы что-то запрещаете ему, ведь ничего, пожалуй, нет заманчивей на свете, чем попытаться сделать то. что делать, оказывается, "нельзя". И в этом — суть его индивидуальности.
КАК НАДО вести себя родителям с маленьким упрямцем
Обвиняя своего ребенка в упрямстве, подумайте, не упрямы ли Вы сами. Достаточно ли у Вас гибкости и воображения, чтобы переключить упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него, соответствующее тому полусказочному миру, в котором он живет? Умеете ли Вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка, или Вам необходимо только его беспрекословное послушание? Проанализируйте свое поведение но отношению к малышу. Не унижаете ли Вы его?
- Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь на минутку, нет ли Вашей вины в этом? Не разряжаетесь ли Вы на нем. не скрывая своего раздражения, помня лишь о его обязанностях и забывая о правах? Вспомните, желанным ли был он? А если вдруг нет... Упрям ли он на самом деле или просто жертва конфликта, потому что, когда конфликты в семье постоянны и родители все свое время на поле боя друг с другом, ребенок невольно впитывает их дух. Он подражает папе и маме, — что здесь плохого, ведь атмосфера негативизма — обычное состояние семьи.
- Когда как будто Вы ни в чем не виноваты, а послекризисный "дух противоречий" у Вашего ребенка все нарастает и нарастает, очень волнуя и беспокоя его самого, ни в коем случае не ругайте малыша.
- Задумайтесь, что мучает его. Такое поведение обычно сопровождает длительный, неразрешимый для ребенка эмоциональный стресс. Ищите — где источник стресса? Ведь если стресс не прекратится, то это путь к неврозу.
- Учтите, что когда такой ребенок возбужден и непоседлив, неугомонен и не доводит начатое дело до конца лишь только потому, что он не может из-за возникшей неустойчивости внимания, то Ваши замечания, которым он все равно не в силах следовать, еще сильнее перевозбуждают его и делают упрямым без предела.
- Когда такой ребенок заторможен, все Ваши просьбы игнорирует, задумавшись о чем-то своем, а Вы торопитесь, спешите, Вам очень некогда, хотя копуша безразличен к этому, своей медлительностью будто бы специально желая вывести Вас из себя, — не объявляйте войну упрямству, а лучше посоветуйтесь с врачом и постарайтесь сделать все возможное, чтобы найти малейший повод для похвалы упрямца.- Иначе говоря, чтобы упрямство не осложняло Вашу жизнь и жизнь Вашего ребенка, не создавайте себе искусственных проблем. Остановитесь на мгновение и вспомните себя, каким Вы были в детстве.
-Когда малыш особенно упрям, не надо, чтобы Вас зацикливало так же, как его. Найдите способ переключить его интерес, подберите задание, чтобы он выполнил его с успехом, и не забудьте похвалить его.
- Не спорьте с ребенком и не ссорьтесь с ним. К примеру, Ваша малышка из самых-самых добрых побуждений решила сделать Вам сюрприз: стоит и моет после еды свою посуду, разбила тарелку, взяла чашку. Вы, полные негодования, требуете прекратить такое мытье. Но если Вы требуете прекратить и это запрещено, она продолжает мытье уже с удвоенной энергией, как будто бы Вам назло и только потому, что в этом возрасте у всех малышей повышенный интерес к тому, что "нельзя".
- Поймите ребенка и проявите чуткость. Превратите мытье в игру и домойте посуду вдвоем, подчеркивая, что дочка Вам очень и очень помогла. Но ей надо еще немножечко вырасти, чтобы стать главной помощницей в доме. Пусть она больше не расстраивается из-за разбитой тарелки, ей надо будет лишь чуть-чуть подождать, когда придет время, и тарелки не будут выскальзывать из ее рук.
- В тех случаях, когда нет реальных поводов для упрямства и "дух противоречия" беспричинен, а Ваш малыш не чувствует в этом своей вины и даже агрессивен, обязательно покажите его врачу.
- Помните, что проявление упрямства может свидетельствовать не только о возрастных особенностях ребенка, но и о заболевании малыша.
КАК НЕ НАДО вести себя родителям с маленьким упрямцем
- Ни в коем случае не требуйте от ребенка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства.
- Не ведите борьбу с ребенком по разным поводам и пустякам.
- Не старайтесь одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях, особенно касающихся неукоснительного выполнения основных режимных моментов (еда, сон и т. д.). Помните, что здоровый ребенок не может беспрекословно подчиняться Вам, а, невольно поддерживая упрямство, Вы создаете почву для неврозов.
- Если Ваш ребенок особенно упрям, прежде чем перевоспитывать его, убедитесь, что он не левша (при некотором доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство).
Источник: А.И. Баркан "Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Совместная деятельность педагога и детей"
консультация - презентация...
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Консультация для педагогов на тему:" Дети с СДВГ и коррекционная работа педагогов".
Вопросы психолого - педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в настоящее время приобрели сущест...
Консультация для педагогов: "#СИДИМДОМА или дистанционное обучение детей дошкольного возраста в условиях самоизоляции: методические рекомендации педагогам"
В представленной консультации рассматривается понятийный аппарат, нормативная база, деятельность педагога в системе дистанционного обучения. Педагогам даны полезные ссылки для подчерпывания различной ...
Консультация для педагогов "Речь педагога - пример для детей"
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью.Согласно требованиям ФГОС педагоги ДОУ должны создавать условия для реч...